Способ определения степени загрязненности смазочных масел

 

Использование: определение необходимости замены смазочных масел. Сущность изобретения: из гидросистемы машины отбирают пробу масла и заданный его объем помещают в сосуд с заданной теплоемкостью . Погружают в масло проводник с заданным сопротивлением и подогревают масло до заданной температуры. Затем пропускают через проводник электрический ток заданных параметров в течение заданного времени, В начале и конце заданного промежутка времени измеряют электрический и температурный параметры масла и определяют их соотношение, которое сравнивают с эталоном.

согоз сОВЕтских сациАлистических

РЕСПУБЛИК (я)5 G 01 N 33/30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4843298/25 (22) 22,05.90 (46) 23.10.92. Бюл. ¹ 39 (75) А.M. Аристов, P,А.Рустамов и Г,С.Асадов (5б) Тхоржевский В.П, Автоматический анализ газов и жидкостей на химических предприятиях. M.: Химия, 1976, с. 86 — 87, Рустамов Р.А, Оценка работоспособности ДВС по состоянию масла,— Автомобильная промышленность, 1987, ¹ б, с. 20 — 21. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ

ЗАГРЯЗНЕННОСТИ СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ

Изобретение предназначено для контроля степени загрязненности смазочных масел мобильных машин при определении необходимости его замены в процессе технического обслуживания.

Известен способ диагностирования смазочного масла, включающий отбор пробы работающего масла из системы в специальную емкость, пропускание электрического тока через проводник, погруженный в масло, измерение сопротивления проводника и сравнение полученного значения сопротивления с эталоном.

Недостатком такого способа является неудовлетворительная точность определения загрязненности масла, так как при этом учитываются свойства масла, в основном характеризующие концентрацию активной части присадки (щелочное число), которая обусловливает интенсивность электрохимической коррозии проводника, погруженного в масло, и значение его сопротивления. В то же время не оценивается загрязненность

5U„„1770902 А1 (57) Использование: определение необходимости замены смазочных масел. Сущность изобретения: из гидросистемы машины отбирают пробу масла и заданный его оръем помещают в сосуд с заданной теплоемкостью. Погружают в масло проводник с заданным сопротивлением и подогревают масло до заданной температуры. Затем пропускают через проводник электрический ток заданных параметров в течение заданного времени. В начале и конце заданного промежутка времени измеряют электрический и температурный параметры масла и определяют их соотношение, которое сравнивают с эталоном, масла твердыми частицами, например нерастворимыми органическими соединениями.

Цель изобретения — повышение точности определения загрязненности смазочных масел, Поставленная цель достигается тем, что дополнительно определяют скорость повыщения температуры масла при пропускании тока через проводник и скорость изменения сопротивления этого проводника. Использование скорости повышения температуры масла при нагреве в качестве параметра загрязненности обусловлено тем, что эта скорость эависитоттеплоемкости масла, которая, в свою очередь, зависит от суммарного содержания в масле твердых и полутвьрдых (смолистых) загрязнений, имеющих теплоемкость, отличную от теплоемкости чистого масла.

Способ осуществляется следующим образом.

После определенной наработки отбирают порцию масла заданного объема из гидросистемы мобильного средства, например

1770902

V<= — = — -1,166;

tz 58,3

tt 500

R1 75

VR= — = =0,904;

Rz 8,3

Vt 1,166 — — — =1,289.

VR 0,904 из гидросистемы трансмиссии и навесного оборудования трактора или его дизеля. Помещают масло в сосуд с заданной теплоемкостью, погружают в него калиброванный проводник с заданным сопротивлением, до- 5 водят температуру масла до заданного начального значения и пропускают через проводник электрический ток заданной величины в течение заданного времени. В начале и в конце промежутка времени 10 ийреряют.температуру масла и сопротивление проводйика, по которым рассчитывают скорости их изменения и соотношение этих скоростей. Загрязненность масла определяют, сравнивая значение соотношения 15 скоростей с эталоном — номинальным и предельным значениями этого относительного параметра загрязненности масла, полученным соответственно для неработавшего и предельно загрязненного масла. 20

Пример.. Из корпуса гидроагрегатов трактора МТЗ-100 после очередных 1000 моточасов наработки отбирают порцию масла марки M-8В и помещают 500 мл масла из этой пробы в сосудс заданной минималь- 25 ной тепуэемкостью, например стеклянную тонкостенную мерную емкость. Погружают в масло, находящееся в емкости, нихромовый проводник длиной 3,4 м и сечением

0,5 мм . Подогревают масло до 50 С, после 30 чего пропускают через проводник электрический ток силой 100 А и напряжением 12 В в течение 100 с.

В начале и конце этого интервала времени определяют сопротивление проводни- 35 ка и температуру масла — соответственно

R>=7,5 Ом; Rz=8,3 Ом и 11=50 ; hz=58,3О.

По полученным данным рассчитывают скорости изменения температуры, сопротивления и их соотношение .

Полученное значение относительного показателя загрязненности масла у =1,289 сравнивают с номинальным (для неработавшего масла) ум =1,05 и предельным (для предельного загрязненного) 1м„р=1,5 и выносят решение о том, что эксплуатация масла может быть продолжена. В случае, если величина ) > у „р, делают заключение о необходимости замены масла.

Формула изобретения

Способ определения степени загрязненности смазочных масел, заключающийся s том, что отбирают пробу заданного объема, нагревают ее до заданной температуры, помещают в пробу калиброванный проводник, по которому пропускают ток заданного значения, измеряют сопротивление проводника, с учетом которого и определяют степени загрязненности масла, отличающийся тем, что, с целью повышения точности определения, дополнительно измеряют скорость повышения температуры масла и скорость изменения сопротивления проводника, рассчитывают отношение скорости изменения сопротивления проводника, рассчитывают отношение скорости изменения сопротивления проводника к скорости повышения температуры масла, по которому судят о степени загрязненности смазочного масла.

Составитель А, Аристов

Техред М.Моргентал Корректор Н. Бучок

Реда то,. ь льска

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3740 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Способ определения степени загрязненности смазочных масел Способ определения степени загрязненности смазочных масел 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к анализу смазочных масел, в частности к устройствам для определения пригодности работающего моторного масла к дальнейшей эксплуатации, и позволяет расширить функциональные возможности устройства

Изобретение относится к технике определения склонности моторных масел к образованию отложений

Изобретение относится к физико-химической механике трения и может быть использовано для оценки и прогнозирования триботехнических свойств смазочных материалов на стадии лабораторных испытаний

Изобретение относится к области исследования смазочных материалов, используемых при обработке давлением

Изобретение относится к технике оценки качества жидких смазочных материалов, в частности к определению их смазывающей способности

Изобретение относится к области исследования смазочных масел, в частности к способу оценки энергосберегающих свойств моторных масел, и может применяться при разработке новых моторных масел для оценки их энергосберегающих свойств, а также использоваться при подборе масел к двигателю

Изобретение относится к анализу смазочных масел с щелочными присадками, а именно к определению кондиционности масел
Наверх