Устройство для охраны транспортного средства

 

Использование: в оборудовании транспортных средств для предотвращения или обнаружения недозволенного использования , или кражи транспортного средства. Сущность изобретения: устройство содержит кодовый замок 1, шифратор 2, два элемента НЕ 4, 14, четыре элемента И 5,19,22, 18, два элемента ИЛИ 6,10, датчик 7 несанкционированного пользования. Если транспортное средство, поставленное на охрану, путем извлечения кодового ключа из кодового замка, пытаются угнать самоходом, т.о. автомобиль для создания процессуального прецендента имеет возможность проехать небольшое расстояние, после чего цепь зажигания двигателя разрывается, а сигнализация включается. Блок 3 сравнения и блрк 13 совпадения сравнивают вводимый код с кодом, заложенным в шифраторе 2, и при их несовпадении включаются приборы сигнализации автомобиля и блокируется двигатель . При снятии лобового стекла нарушается оптическая связь между приемником и излучателем оптопары, установленных в салоне автомобиля перед отражающей поверхностью , нанесенной на лобовое стекло. При этом мгновенно включается сигнализация. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 В 60 R 25/04

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4817072/11 (22) 11,03.90 (46) 15,02.93. Бюл. М 6 (71) Научно-производственный кооператив

"Инженер" (72) А.А,Зелевинский, Н,Н.Марков, В.И.Бойченко и И.Е.Адамова (56) Авторское свидетельство СССР

N 1544613, кл. В 60 R25/04,,1987. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОХРАНЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Использование . в оборудовании транспортных средств для предотвращения или обнаружения недозволенного использования, или кражи транспортного средства.

Сущность изобретения: устройство содержит кодовый замок 1, шифратор 2, два элемента НЕ 4, 14, четыре элемента И 5, 19, 22, 18, два элемента ИЛИ 6, 10, датчик 7 несан„„Я „„1794717 А1 кционированного пользования. Если транспортное средство, поставленное на охрану," путем извлечения кодового ключа из кодового замка, пытаются угнать самоходом, то автомобиль для создания процессуального прецендента имеет возможность проехать небольшое расстояние, после чего цепь зажигания двигателя разрывается, а сигнализация включается. Блок 3 сравнения и блок

13 совпадения сравнивают вводимый код с кодом, заложенным в шифраторе 2, и при их несовпадении включаются приборы сигна- . лизации автомобиля и блокируется двигатель. При снятии лобового стекла нарушается оптическая связь между приемником и излучателем оптопары, установленных в салоне автомобиля перед отражающей поверхностью, нанесенной на лобовое стекло. При этом мгновенно включается сигнализация. 1 з.п, ф-лы, 2 ил.

1794717 его элемента И, другой вход которого 55 в соединен с вторым выходом блока управле- в ния зажиганием, а выход второго триггера с подключен к одному из входов второго эле- ж мента ИЛИ, выход которого связан с блокоФ - И звуковой сигнализации и электромагнит- х

Изобретение относится к оборудованию транспортных средств для предотвращения или обнаружения недозволенного использования или кражи транспортных средств. 5

Известно устройство для охраны транспортного средства, содержащее кодовый замок и шифратор, выходы которых соединены с соответствующими входами блока сравнения, подключенного выходом к входу 10 элемента Н Е, выход которого соединен с одним из входов элемента И, элемент ИЛИ,. один из входов которого связан с выходом датчика несанкционированного пользования, линию задержки, блок звуковой сигна- 15 лизации, электромагнитное реле в цепи питания блока управления зажиганием и замок капота.

Недостатком такого противоугонного устройства является отсутствие охраны ло- 20 бового стекла от хищения, отсутствие защиты от подбора кода ключа.

Цель изобретения — повышение надежности устройства.

Поставленная цель достигается тем, что 25 устройство для охраны транспортного средства, содержащее кодовый замок и шифратор, выходы .которых соединены с

- соответствующими входами блока сравнения, подключенного выходом к входу эле- 30 мента НЕ, выход которого соединен с одним из входов элемента И, элемент ИЛИ, один вход которого связан с выходом датчика несанкционированного пользования, линию задержки, блок звуковой сигнализации, 35 электромагнитное реле в цепи питания блока управления зажиганием и замок капота, снабжено соединенным с выходом замка кодового замка блоком совпадения, соединенным входом с его выходом дополнитель- 40 ным элементом НЕ и дополнительными элементами И, ИЛИ, линиями задержки, соединенным выходом с замком капота, а входом — с выходом блока сравнения блокОм управления замком капота и триггерами, од- 45 ни входы первого и второго из которых соединены с выходом блока сравнения, а другие соответственно — с первым выходом бгока управления зажиганием и выходом второго элемента И, один вход которого со- 50 единен с выходом первого триггера, связанным с одним из входов третьего элемента

И, а другой- с выходом второй линии задержки, подключенной входом. к выходу третьным реле, а другой вход соединен с выходом третьего триггера, подключенного входами соответственно к выходам первой и третьей линии задержки, последняя из которых соединена входом с выходом четвертого элемента И, подключенного одним входом к выходу блока сравнения, а другим — к выходу второго элемента НЕ, связанному с одним из входов первого элемента И, выход которого подключен к другому входу первого элемента ИЛИ, соединенного выходом с входом первой линии задержки, при этом датчик несанкционированного пользования содержит отражатель, установленный на лобовом стекле автомобиля, оптопару, соединенный выходом с входом ее излучателя генератор импульсов, подключенный одним из входов к выходу приемника оптопары, дополнительный блок сравнения и соединенный входом с его выходом фильтр, выходом которого образован выход этого датчика, причем другой вход дополнительного блока сравнения соедйнен с выходом генератора импульсов, а излучатель и приемник установлены в салоне автомобиля с возможностью их взаимодействия через отражатель. Поставленная цель достигается так же тем, что, блок управления замком капота содержит последовательно соединенные одновибратор и ключевой элемент.

На фиг,1 представлена функциональная . структурная схема устройства для охраны транспортного средства; на фиг.2 — расположение оптопары относительно лобового стекла в салоне автомобиля.

Устройство содержит кодовый замок 1, и шифратор 2. соединенные с соответствующими входами блока 3 сравнения, выход которого соединен с входом первого элемента НЕ 4. Выход элемента НЕ 4 соединен с одним из входов элемента И 5, выход которого соединен с одним из входов элемента ИЛИ 6, другой вход которого соединен с выходом датчика 7 несанкционированного пользования, а выход элемента ИЛИ 6 соединен со входом линии задержки 8; выход которой соединен с входом триггера 9, выход которого через один из входов элемента

ИЛИ 10 соединен с блоком звуковой сигнализации 11 к электромагнитным реле 12, Блок совпадения 13 входом соединен с кодовым замком 1; а выходом — вторым элементом НЕ 14. Выход блока сравнения 3, кроме того, соединен с входом сброса перого 15 и второго 16 RS-триггеров, устаноочные входы которых соединены оответственно с первым выходом замка заигания 17 и выходом четвертого элемента

18. Вход четвертого И 18 соединен с выодом первого триггера 15 и одним из вхо1794717

15

26, Датчик защиты лобового стекла 7 содер- 20

45

50 дов второго элемента И 19, Другой вход четвертого И 18 соединен с выходом второй линии задержки 20, соединенной входом к выходу второго элемента И 19, Другой вход

И 19 соединен со вторым входом замка зажигания 17. Выход второго триггера 16 соединен с другим входом второго элемента

ИЛИ 10. Вход сброса третьего RS-триггера

9 соединен с выходом третьей линии задержки 21, вход которой соединен с выходом третьего элемента И 22, соединенного одним входом с выходом второго элемента НЕ

14 и другим входом первого элемента И 5, Другой вход третьего элемента И 22 соединен с выходом блока сравнения 3 и входом блока управления замка капота 23, состоящего из последовательно соединенных одновибратора 24 и ключевого элемента 25, выход которого соединен с замком капота жит генератор импульсов 27, выход которого соединен с входом излучателя оптопары

28 и с одним из входов дополнительного блока сравнения 29, другой вход которого соединен с выходом приемника оптопары

30.. Выход дополнительного блока сравнения 29 соединен с входом фильтра 31, выход которого является выходом датчика 7 и соединен с одним из входов первого элемента

ИЛИ 6.

Излучатель 28 и приемник 30 оптопары установлены в головке 32 стойки 33 таким образом, чтобы их оптические оси пересеклись на некотором расстоянии Б от торца головки 32 в месте установки отражающей поверхности 34 на лобовом стекле 35.

Стойка 33 имеет возможность поворота относительно своей оси и установлена на передней панели 36 салона автомобиля.

Работа устройства происходит следующим образом, Устройство может находиться в двух режимах работы, Первый режим обеспечивает обычную штатную работу двигателя и его приборов сигнализации, а второй режим обеспечивает охрану автомобиля. Первый режим обеспечивается установкой съемной части кодового замка 1, выполненного, например, в виде съемной части электроразъема. Стационарная ответная часть электроразъема установлена в салоне автомобиля в месте удобном для его использования водителем.

Съемная часть электрораэъема является кодовым ключом, хранится у водителя и представляет собой, например, соединение одного (общего) контакта с другими контактами разъема, Например, первый (общий) контакт разъема соединен только с четными или

35 только с нечетными и т.д. контактами разьема.

Количество вариантов кодов может быть равно 2 - 1, где n — количество кони-1 тактов в разъеме. Так, при Il = 10 количество вариантов кодов будет равно 2 — 1 = 511.

Таким образом, на съемной части разьема кодового замка 1 формируется параллельный код, совпадающий с кодом, набранным на шифраторе 2, который представляет собой, например, плату с таким же вариантом распайки контактов, что и съемная кодовая часть замка 1, т.е. шифратора 2, является запоминающим устройством кода съемной части разъема.

При состыкованном разъеме кодового замка 1 с выхода блока сравнения 3 поступает сигнал логической единицы, устанавливающий RS-триггера 15 и 16 в состояние логического нуля непосредственно, а RS-. триггер 9 через И 22 и линию задержки 21.

При установке триггера 16 в состояние логического нуля на выходе ИЛИ 10 формируется сигнал логического нуля запрещающий работу блока звуковой сигнализации 11, который предназначен для генерирования импульсов с периодом повторения 1...2 с для управления звуковой и световой сигнализацией автомобиля в режиме охраны, За счет формирования логического нуля на выходе

ИЛИ 10 обесточено реле 12. Таким образом, при установке кодового замка совпадает на блоке сравнения 3 код набранный на схемной части и на шифраторе 2 и поэтому тревожная сигнализация отсутствует, а нормально замкнутые контакты реле 12 не разъединяют, например, питание катушки зажигания двигателя. В то же время органы сигнализации связаны с органами управления автомобиля вне зависимости от состояния устройств охраны.

При расстыковке разъема кодового замка I система переходит в режим охраны.

При этом на выходе блока сравнения 3 появляется сигнал логического нуля, разрешающий переключение триггеров 15, 16, 9 по установочному входу S, Блок совпадения 13 с помощью инвертора НЕ 14 и элемента И 5 служит для предотвращения срабатывания триггера 9 через инвертор НЕ 4 от логического нуля сигнала с выхода блока сравнения 3. Тем самым исключается. ложное срабатывание сигнализации при расстыковке кодового замка 1. При вставленном ключе в замок зажигания 17 (на выходе 2 замка 17 появляется постоянное напряжение) и включении стартера (на выходе 1 замка 17 появляется скачок напряжения в течении времени запуска стартера) на установочный вход триггера 15 поступает сигнал, который

1794717 устанавливает его в поло>кение логической единицы, При этом разрешается прохождение сигнала с выхода 2 замка 17 на установочный вход триггера 16 через элемент И 19, линию задержки 20 и элемент И 18. Линия задержки 20 обеспечивает подачу сигнала тревоги и блокировку двигателя автомобиля (срабатывание реле 12) через определенное время (например, 0,5...1 мин) после включения стартера с тем, чтобы автомобиль мог проехать, например, не менее 20 M для создания процессуального прецедента по угону автомобиля.

Сигнал с выхода триггера 16 через эле-. мент ИЛИ 10 разрешает работу блока сигнализации 11 и включение реле 12. Сигнал тревоги в виде импульсного напряжения Ro дается на органы сигнализации в те же точки электрической схемы автомобиля, что и штатные сигналы, подаваемые от кнопок и переключателей, например, расположенных на рулевой колонке автомобиля. Реле

12 срабатывая, разьединяет цепь питания катушки зажигания двигателя, осуществляя тем самым его блокировку при отсутствии кодового ключа и попытке угона автомобиля самоходом.

При попытке формирования в цепи кодового замка 1 правильного кода (даже автоматически) эа счет перебора комбинаций одновременно формируется сигнал логического нуля на выходе блока сравнения 3 и блока совпадения 13. С помощью инверторов НЕ 4, НЕ 14, элементов И 5, И 22, элемента ИЛИ 6 и линии задержки 21 формируется сигнал, устанавливающий триггер 9 в состояние логической единицы, приводящей к возникновению сигнала тревоги в системе охраны. Линия задержки 21 не позволяет мгновенно перейти триггеру 9, а следовательно, и всему устройству в режим блокировки, в результате чего сигнал тревоги пропадает спустя определенное время, равное времени задержки схемы 21 (например, 25...30 с) после введения очередной опросной комбинации в кодовом замке, что не позволяет злоумышленнику определить, какая именно комбинация верна, Таким образом, при большом количестве кодовых комбинаций, заложенных в кодовом замке требуется очень большое время.

Линия задержки 8 с временем задержки порядка 0,5 с служит для устранения ложного срабатывания триггера 9. а значит и всей сигнализации при расстыковке кодового замка 1.

При установке кодового ключа в кодовый замок 1 импульс напряжения с одновибратора 24 длительностью порядка 1,0 подается через ключевой элемент 25 на ис5

15

Излучатель 28 и приемник 30 устанавлива20 ются друг относительно друга таким обра25

50

45 полнительный орган задвижки разблокирующий замок капота 26.

После разблокировки замка с помощью штатного ручного привода водитель может открыть капот. Конструкция блокировки замка капота выполнена такой, что при закрывании капота вручную происходит механическая фиксация ручного привода открывания замка капота. Для разблокировки замка капота необходимо кратковременное срабатывание исполнительного органа (электромагнита), При попытке снять лобовсе стекло нарушается оптическая связь между излучателем 28 и приемником 30 оптопары, На лобовом стекле сбоку наклеивается отражающая поверхность 34 например, в виде фольги (10х30 мм), которая абсолютно не затрудняет обзор водителю. эом, чтобы оптические оси излучателя и приемника оптопары сходились на лобовом стекле в месте установки на нем отра>кающей поверхности 34 (фиг,2), В этом случае отраженный от поверхности 34 сигнал излу чателя попадает на приемник. При снятии стекла 35 нарушается соответствие сигналов с выхода генератора 27, вырабать1вающего импульсное напряжение частотой несколько килогерц и питающего им излучателя 28, и сигнала приемника 30, На выходе дополнительного блока сравнения 29 формируется сигнал, который через фильтр 31, элемент ИЛИ 6 и линию задержки 8 подается на установочный вход триггера 9, устанавливая его в состояние логической единицы, Триггер 9 через элемент ИЛИ 10 разрешает формирование сигнала тревоги.

Фильтр 31 служит для устранения просечек в сигнале, вызванных наличием фазовых сдвигов между сигналом генератора 27 и выходного сигнала приемника 30, что исключает появление ложных сигналов на установочном входе триггера 9. Питание излучателя 28 от генератора 27 обусловлено тем, что необходимо исключить срабатывание приемника 30 как от света уличных фонарей, так и от обычного дневного света при снятии лобового стекла, т.е. необходимо обеспечивать селекцию по частоте. Кроме того, обрыв одного или нескольких проводов оптопары и даже освещение приемника модулированным светом также приводит к появлению сигнала тревоги, так как сигнал на выходе блока сравнения 29 отсутствует только при полном совпадении сигналов с приемника 30 и выхода генератора 27.

В качестве кодового замка применяется, например, малогабаритные вила и розетка РС10Б (АВ0.364.047 ТУ). В качестве

1794717

30

40

55 элементов оптопары применяются, например, излучающий диод АЛ107Б и фотодиод

КФДМ. В качестве схем ИЛИ, И, НЕ, RSтриггеров, блоков сравнения и совпадения используются микросхемы серии К564, К561. В качестве одновибратора и генератора используется, например, мультивибратор на логических элементах 564 серии.

Схема задержки и фильтр представляют собой интегрирующие RC-цепи. В качестве ключевого элемента используются ключевые каскады на транзисторах типа КТ825.

Предлагаемое устройство позволяет с большой вероятностью обеспечивать защи.ту автомобиля от угона за счет того, что электронный блок и исполнительный эле-.

Формула изобретения

1. Устройство для охраны транспортного средства, содержащее кодовый замок и шифратор, выходы которых соединены с соответствующими входами блока сравнения, подключенного выходом к входу элемента

НЕ, выход которого соединен с одним из входов элемента И, элемент ИЛИ, один.из входов которого связан с выходом датчика несанкционированного пользования, линию задержки, блок звуковой сигнализации, электромагнитное реле в цепи питания блока управления зажиганием и замок капота,отл ич а ю щеес ятем, что,с целью повышения надежности, оно снабжено соединенным с выходом кодового замка блоком совпадения, соединенным входом с его выходом дополнительным элементом НЕ и дополнительными элементами И, ИЛИ, линиями.задержки, соединенным выходом с замком капота, а выходом — с выходом блока сравнения, блоком управления замком капота и триггерами, одни входы первого и второго из которых соединены с выходом блока сравнения, а другие соответственно— с первым выходом блока управления зажиганием и выходом второго элемента И, один вход которого соединен с выходом первого триггера, связанным с одним из входов третьего элемента И, а другой — с выходом второй линии задержки, подключенной входом к выходу третьего элемента И, другой . вход которого соединен с вторым выходом блока управления зажиганием, а выход втомент замка капота расположены под капотом, т.е. в охраняемой зоне. Такое техническое решение вместе с практическим исключением подбора кодовой комбинации не позволяет злоумышленнику произвести отключение приборов сигнализации отаккумулятора автомобиля, а значит не позволит нейтрализовать работу системы охраны. Несмотря на то, что нет технической возможности исключить снятие злоумышленником лобового стекла, система обеспечивает мгновенную сигнализацию об этом. Разблокирование замка капота исполнительным органом кратковременного действия позволяет уменьшить энергопотребление устройства от аккумулятора автомобиля. рого триггера подключен к одному из входов второго элемента ИЛИ, выход которого связан с блоком звуковой сигнализации и элек25 тромагнитным реле, а другой вход соединен с выходом третьего триггера, подключенного входами соответственно к выходам первой и третьей линий задержки, последняя из которых соединена входом с выходом четвертого элемента И, подключенного одним входом к выходу блока сравнения, а другим — к выходу второго элемента НЕ, связанному с одним из входов первого элемента И, выход которого подключен к другому входу первого элемента ИЛИ, соединенного выхадом с входом первой линии задержки, при этом датчик несанкционированного пользования содержит отражатель, установленный на лобовом стекле автомобиля, оптопару, соединенный выходом с входом ее излучателя генератор импульсов, подключенный одним из входов к выходу приемника оптопары, дополнительный блок сравнения и соединенный входом с его выходом фильтр, выходом которого образован выход этого датчика, причем другой вход дополнительного блока сравнения соединен с выходом генератора импульсов, а излучатель и приемник установлены в салоне автомобиля с возможностью их взаимодействия через отражательь.

2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что блок управления замком капота содержит последовательно соединенные одновибратор и ключевой элемент.

1794717

Составитель А.Зелевинский

Техред M.Моргентал Корректор М.Керецман

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, .101

Заказ 395 Тираж ..Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Устройство для охраны транспортного средства Устройство для охраны транспортного средства Устройство для охраны транспортного средства Устройство для охраны транспортного средства Устройство для охраны транспортного средства Устройство для охраны транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к противоугонным устройствам и может дополнительно использовано для защиты объектов от нежелательной эксплуатации их

Изобретение относится к охранным устройствам, Цель изобретения - повышение надежности

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к противоугонным запорным устройствам для автомобиля

Изобретение относится к оборудованию транспортных средств, а именно к устройствам для предотвращения несанкционированного использования автомобиля

Изобретение относится к противоугониым устройствам для транспортных средств, 1 ег,ь изоРоетения - повышение з-э- 1,;,ишенчости транспортного средства от угона за б окиро тя замковым механизмом ьеех узлов и::лив5-ю Г магистрали и размсщенмя бяоки ощих устройств в труднодоступных местах

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к устройствам, предотвращающим возможность недозволенного использования транспортного средства, например автомобиля

Изобретение относится к транспортным противоугонным устройствам и может быть использовано для защиты транспортных средств, имеющих как карбюраторные, так и дизельные двигатели, от угона

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть применено как на личных, так и на государственных легковых и грузовых автомобилях

Изобретение относится к оборудованию для предотвращения кражи транспортного средства

Изобретение относится к автомобильному оборудованию, а именно к аппаратуре, предотвращающей несанкционированное использование транспортных средств

Изобретение относится к сигнализации и может быть использовано в устройствах охранной сигнализации

Изобретение относится к технике защиты транспортных средств (ТС) от несанкционированного пользования

Изобретение относится к автомобильным системам безопасности, а именно к аппаратуре, предотвращающей несанкционированное использование транспортных средств

Изобретение относится к автомобильной промышленности, а именно к устройствам, предотвращающим несанкционированное использование транспортных средств

Изобретение относится к сигнализации и может быть использовано в устройствах охранной сигнализации для объектов, связанных со значительным углом наклона их начальных положений в пределах от 0 до 360o от горизонта

Изобретение относится к средствам безопасности транспортных средств и может быть использовано в конструкциях их противоугонных средств

Изобретение относится к автомобилестроению и предназначено для использования при необходимости замены пароля системы безопасности автомобиля, включающей в себя транспондерный ключ, иммобилайзер и блок управления двигателем
Наверх