Устройство для сборки узлов летательных аппаратов

 

Изобртение относится к технологии производства летательных аппаратов и может быть использовано в самолетостроении при изготовлении опытных образцов летательных аппаратов и в условиях мелкосерийного производства для последовательной во времени сборки узлов летательных аппаратов, преимущественно лонжеронов с носками и предкрылков. Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей устройства за счет обеспечения последовательной сборки узлов, имеющих между собой поверхности сопряжения. Устройство содержит установленные на силовом каркасе съемные обводообразующие элементы оснастки, расположенные в продольном и поперечном направлениях относительно собираемого узла, и узлы навески механизмов собираемого узла. При этом обводообразующие элементы оснастки, расположенные относительно собираемого узла в продольном направлении, выполнены в виде линеек, а в поперечном направлении - в виде рубильников. 1 з. п. ф-лы, 12 ил.

Изобретение относится к технологии производства летательных аппаратов (ЛА) и может быть использовано в самолетостроении при изготовлении опытных образцов ЛА и в условиях мелкосерийного производства для последовательной во времени сборки узлов летательных аппаратов, преимущественно лонжеронов с носками и предкрылков. Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей устройства за счет обеспечения последовательной сборки узлов, имеющих между собой поверхности сопряжения. На фиг. 1 изображен вид в плане на устройство; на фиг. 2 сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 сечение В-В на фиг. 1; на фиг. 5 сечение Г-Г на фиг. 1; на фиг. 6 сечение Д-Д на фиг. 1; на фиг. 7 сечение Е-Е на фиг. 1; на фиг. 8 сечение Ж-Ж на фиг. 1; на фиг. 9 узел I на фиг. 5; на фиг. 10 сечение З-З на фиг. 9; на фиг. 11 сечение И-И на фиг. 3; на фиг. 12 сечение К-К на фиг. 1. Устройство состоит из линеек: верхней 1, нижней 2, осевая плоскость которых совпадает с осью переднего лонжерона, и передней линейки 3. Линейки 1, 2, 3 закреплены на стойках соответственно 4 и 5 и расположены в продольном направлении относительно собираемого узла. На линейку 2 стойки 4 закреплены ложементы 6, на которых установлены упоры 7 по вертикальным полкам верхнего 8 и нижнего 9 поясов лонжерона и упор 10 для фиксации установочных отверстий (УО) в стенке 11 лонжерона. Линейки 1 установлены на ловителях 12 в ложементах 6 с помощью кронштейнов 13 и болтов 14. Линейки 1 являются съемными. Контур линеек 1, 2 выполнен по теоретическому контуру предкрылка, совпадающему с теоретическим контуром крыла. Для фиксации поясов лонжерона 8 и 9 на линейках 1 и 2 закреплены прокладки 15, толщиной равной толщине верхней и нижней панелей крыла. Для фиксации полки верхнего пояса лонжерона 8, эквидистантного теоретическому контуру пояса, на линейках 1 установлены линейки 16 с помощью штыря 17 и гайки 18. Для фиксации концевого профиля предкрылка 19 и клиновой прокладки на носке 20 на линейках 1 установлены линейки 21, выполненные по теоретическому контуру предкрылка. Линейки 16 и 21 имеют одни и те же точки крепления на линейках 1. Для крепления концевого профиля 19 линейкам 21 применены схемные прижимные планки с упором по обрезу концевого профиля 22. Линейки 16 и 21 являются съемными. На линейках 1, 2, 3 закреплены рубильники по контуру предкрылка 23 и 24. Рубильники по внутреннему контуру предкрылка 25 закреплены на рубильнике 24 и линейке 1. Нижний рубильник 24 является общим и для предкрылка и для носка. На рубильнике 24 и на линейке 1 закреплен верхний рубильник 26 по контуру носка. На линейках 1, 2 рубильники 23 и 24 фиксируются штифтом 27 и штырем 28 соответственно в пластине с пазом 29 и втулке 30 с осевым отверстием. Для отвода рубильников в нерабочее положение снимают штыри 28 и вращением относительно оси болта 31 отводят от изделия. Рубильники 25 и 26 являются съемными. Рубильники 23, 24, 25, 26 расположены в поперечном направлении относительно собираемого узла. На линейках 2, 3 закреплены рамы 32, на которых установлены отодвижные фиксаторы 33 рельсов предкрылков 34. Рельсы прижимаются к фиксаторам 33 гайками 35. Фиксатор установлен в направляющей 36, хвостовики 37 которой залиты цементом НИАТ-МЦ в стаканах рамы 32. Фиксатор 33 фиксируется в направляющей 36 штырем 38. Положение каретки 39 определяют на рельсах 34 с помощью высотных 40 и боковых 41 роликов. На линейках 2 и 3 закреплены линейки 42 с фиксаторами 43 и 44 узлов 45 и 46 навески винтовых механизмов на предкрылке и лонжероне. Крепление линейки 42 и отвод ее в нерабочее положение аналогично рубильникам 23 и 24. В предлагаемом устройстве контуры рубильников 23 и 24 вписаны в контуры линеек 1, 2 в местах их пересечения. Контур линеек 16 вписан в контур линеек 1 по линии пересечения их контуров и в контур рубильников 26. Контур линеек 21 обработан совместно с контуром линеек 1 и вписан в контур рубильников 23. Контур рубильников 25 в районе линеек 1 установлен на расчетном размере от контура рубильников 23 по линии обреза концевого профиля предкрылка. Контур рубильников 26 вписан в контур нижнего рубильника 24 и в контур верхней линейки 1. Устройство работает следующим образом. Сборка лонжерона. Линейки 1 кронштейнами 13 цеховым краном устанавливают на ловители 12 ложементов 6 и закрепляют болтами 14. На УО в упорах 10 фиксируют стенку 11, собранную со стойками по сборочным отверстиям (СО), устанавливаемым внутри кессона крыла. Устанавливают пояса лонжерона 8 и 9, прижимая их со стенкой 11 к упорам 7 и линейкам 1 и 2. Устанавливают с помощью крепежа 17, 18 линейки 16 на линейках 1 и контролируют контур пояса лонжерона по поверхности эквидистантной теоретическому контуру носка. При необходимости дорабатывают контур пояса лонжерона по линейкам 16. Устанавливают по СО стойки со стороны носка и выполняют сборку лонжерона. Устанавливают раму 32 в рабочее положение и закрепляют на линейке 2. Устанавливают фиксаторы 33 в номинальное положение относительно направляющих 36 с помощью штыря 38. На рельсы предкрылков 34 накатывают каретки 39 и устанавливают рельсы с каретками на фиксатор 33, закрепляют их гайками 35. Выставляют каретку 39 на рельсе 34 по зазорам между высотными 40 и боковыми 41 роликами, заполняя зазоры прокладками. Производят крепление щек каретки 39 к лонжерону. Устанавливают линейку 42 в рабочее положение и фиксируют ее штырем 28 на линейке 2. Устанавливают узел крепления винтового механизма 46 на фиксатор 44, закрепляют и производят крепление узла к лонжерону. Не вынимая собранного лонжерона из предлагаемого устройства, производят сборку носка, сняв линейки 16 и отведя в нерабочее положение линейку 42. Устанавливают рубильники 24 в рабочее положение и фиксируют их на линейке 2 штырями 28. Устанавливают обшивку передней части носка. Устанавливают и фиксируют рубильник 26 на линейке 1 и рубильнике 24. Принимают обшивку носка к обводу рубильников 24 и 26. Устанавливают диафрагмы носка, пояса и стенку балки носка и выполняют сборку передней части носка, соединив ее с щеками кареток 39 рельсов предкрылков. Расфиксируют на линейке 1 и отводят в нерабочее положение рубильники 26. Устанавливают верхнюю панель носка, клиновую накладку 20 и линейки 21, закрепляя их на линейках 1 крепежом 17, 18. По линейкам 21 контролируют контур накладки 20 и при необходимости дорабатывают. Крепят верхнюю панель и клиновую накладку к поясам балки и лонжерона. Расфиксируют рельсы предкрылка 34, отведя в нерабочее положение фиксаторы 33, раму 32, выкатывают рельсы из кареток 39. Расфиксируют и снимают рубильники 26, отводят в нерабочее положение рубильники 24, устанавливают нижние панели и рубильниками 24 прижимают их к поясам балки и лонжерона, фиксируя рубильники на линейке 2. Крепят нижние панели. Расфиксируют и снимают цеховым краном линейки 1, соединенные с линейками 21. Производят выемку носового отсека (носка и лонжерона) из предлагаемого устройства. Сборка предкрылка. Устанавливают в рабочее положение и закрепляют раму 32, фиксаторы 33 и рельсы 34. Устанавливают и крепят на ложементах 6 линейки 1, соединенные с линейками 21. Устанавливают на линейки 21 прижимы с упорами концевого профиля предкрылка 22. Устанавливают в рабочее положение и фиксируют рубильники 23, 24. Устанавливают наружную обшивку предкрылка и прижимают ее к рубильникам 23 и 24. Устанавливают концевой профиль предкрылка 19 и прижимают его к линейкам 21 и упорам 22. Устанавливают пояса и стенки балки предкрылка и закрепляют. Устанавливают рубильники 25, закрепив их на рубильнике 24 и линейках 1. Выполняют сборку балки предкрылка, соединив ее верхний пояс с наружной обшивкой. Устанавливают силовые и не силовые нервюры предкрылка, соединив нервюры с рельсом предкрылка 34, и прижимая все нервюры через обшивку к рубильникам 23 и 24. Выполняют крепление нервюр с наружной обшивкой и балкой. Отводят рубильник 25 в нерабочее положение, расфиксировав его с линейкой 1. Устанавливают внутреннюю обшивку предкрылка и прижимают ее к нервюрам и балке рубильниками 25, зафиксировав их на линейке 1. Выполняют крепление нервюр, нижнего пояса балки и концевого профиля предкрылка с внутренней обшивкой, а концевой профиль еще и с наружной обшивкой. Устанавливают линейку 42 в рабочее положение и фиксируют ее штырем 28 на линейке 2. Устанавливают узел крепления винтового механизма 45 на фиксатор 43, закрепляют и производят крепление узла к предкрылку. Для выемки собранного предкрылка расфиксируют и отводят в нерабочее положение фиксаторы 33 и раму 32. Расфиксируют и снимают рубильники 25. Расфиксируют и отводят в нерабочее положение рубильники 23. Расфиксируют и снимают линейки 21 с линеек 1 и линейки 1 с ложементов 6, поддерживая при этом предкрылок. Вынимают предкрылок из предлагаемого устройства.

Формула изобретения

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБОРКИ УЗЛОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ, преимущественно лонжерона с носком и предкрылком, содержащее установленные на силовом каркасе обводообразующие элементы оснастки, расположенные в продольном направлении относительно собираемого узла и выполненные в виде линеек с отверстиями для установки фиксаторов, отличающееся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей устройства за счет обеспечения последовательной сборки узлов, имеющих между собой поверхности сопряжения, оно снабжено установленными на линейках сменными дополнительными обводообразующими элементами, расположенными в продольном и поперечном направлениях относительно собираемого узла, и узлами навески механизмов собираемого узла, при этом дополнительные обводообразующие элементы оснастки, расположенные относительно собираемого узла в продольном направлении, выполнены в виде линеек, а в поперечном направлении в виде рубильников. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что фиксатор рубильника выполнен в виде установленных на линейке пластины с пазом и втулки с осевым отверстием, связанных с рубильником посредством крепежа.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Номер и год публикации бюллетеня: 29-2000

Извещение опубликовано: 20.10.2000        




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технологии производства аппаратов и может быть использовано в самолетостроении

Изобретение относится к авиастроению и может быть использовано для изготовления конструкций летательных аппаратов

Изобретение относится к производству летательных аппаратов и может быть использовано в других отраслях при производстве объемных агрегатов

Изобретение относится к конструкциям из полимерного композиционного материала с высокой степенью нагружения и способам их изготовления и может применяться в области авиастроения, космической техники, и т.д

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам изготовления лопастей воздушного винта из композиционных материалов из стекло-, угле- или бороволокна, используемых на летательных аппаратах, судах на воздушной подушке и т.д

Изобретение относится к средствам наземного обслуживания авиационной техники, в частности к устройствам для измерения углов отклонения водоруля гидросамолета

Изобретение относится к технологии сборки, в частности к конструкции оснащения сборочного производства в самолетои судостроении

Изобретение относится к сборке окантовок агрегатов летательных аппаратов

Изобретение относится к монтажу сборочной оснастки и может быть использовано в самолетостроении

Изобретение относится к вертолетостроению, а именно к способам изготовления несущих винтов вертолетов

Изобретение относится к технологии авиастроения и касается разработки способов сборки фюзеляжа самолетов

Изобретение относится к авиации и касается устройств наземного электроснабжения летательных аппаратов

Изобретение относится к области производства летательных аппаратов и может быть использовано в других отраслях машиностроения, производящих сложные объемные агрегаты

Изобретение относится к машиностроению преимущественно для закрепления навесных конструкций, например, панелей солнечных батарей, антенн и т.п., расположенных на спутнике статически определяемой системой связей
Изобретение относится к области авиации и касается ремонта летательных аппаратов

Изобретение относится к способам сборки крыла летательных аппаратов и может быть использовано в самолетостроении
Наверх