Устройство для сборки окантовок дверей и люков летательных аппаратов

 

Изобретение относится к сборке окантовок агрегатов летательных аппаратов. Цель изобретения - сокращение трудоемкости изготовления сборочной оснастки, повышение ее точности и улучшение условий сборки. Комплектовку деталей окантовки 9 путем взаимной пригонки по месту и сборку окантовки 9 производят на базе одного приспособления и жесткого монолитного макета 1 двери (люка). А фиксацию окантовки 9 в стапеле общей сборки выполняют с базой на обводообразующие элементы 3 того же приспособления. Каркас приспособления 3 состоит из обводообразующих элементов, соединенных между собой в рамку, и закреплен к макету 1 болтами. 4 ил.

Изобретение относится к производству летательных аппаратов и может быть использовано в самолетостроении. Известно устройство для сборки панелей, представляющее собой сборно-разборное приспособление, состоящее из блоков колонн, продольных балок, на которых закреплены кронштейны для установки шпангоутов. Устройство имеет следующие недостатки: невысокая точность обводов собираемых панелей; устройство неприменимо для сборки панелей, имеющих силовые окантовки дверей и люков. Известно также устройство для комплектации и сборки проемов дверей, ниш и люков, представляющее собой переносное приспособление пространственной формы ферменной конструкции с прижимными и откидными фиксирующими элементами. Известное устройство имеет следующие недостатки: высокая трудоемкость изготовления оснастки и ее металлоемкость, так как необходимо изготавливать весь сборочно-монтажный комплекс оснастки: приспособление для сборки окантовки с фиксаторами проема, макет двери (люка), контр-макет двери (люка); снижается качество сборки, так как для взаимной увязки оснастки применяются макет и контр-макет двери (люка), что увеличивает погрешность. Известна также конструкция для сборки проемов входных дверей, состоящая из верхней и нижней балок, двух проемных шпангоутов, рамы, плиты, регулировочного винта и фиксатора. Известное устройство имеет следующие недостатки: высокая трудоемкость изготовления оснастки и ее металлоемкость, так как необходимо изготавливать весь сборочно-монтажный комплекс оснастки: приспособление для сборки окантовки с фиксаторами проема, макет двери (люка), контр-макет двери (люка); снижается качество сборки, так как для взаимной увязки оснастки применяется макет и контр-макет двери (люка), что увеличивает погрешность; ухудшаются условия сборки, так как сборка производится непосредственно на фюзеляже в вертикальном положении окантовки, что затрудняет фиксацию и крепление деталей проема входной двери. Работа ведется с настилов, причем для двухстороннего доступа необходимы настилы изнутри фюзеляжа, что всегда вызывает определенные затруднения. Цель изобретения сокращение трудоемкости изготовления сборочной оснастки, повышение ее точности, улучшение условий сборки. Поставленная цель достигается тем, что устройство снабжено макетом двери, установленным на опорах, закрепленных к полу цеха, а обводообразующие элементы, объединенные в каркас (рамку) закреплены на макете с возможностью снятия их вместе с собранной окантовкой. На фиг. 1 изображено устройство для сборки двери, вид сверху; на фиг.2 сечение Б-Б на фиг.1 (положение устройства и окантовки при сборке); на фиг.3 сечение А-А на фиг.1; на фиг.4 вид по стрелке В на фиг.1 (помещение устройства и окантовки при установке их в стапеле общей сборки на агрегат). Устройство состоит из жесткого монолитного макета двери (люка) 1, закрепленного на опорах 2, установленных на полу цеха. Каркас приспособления 3, состоящий из обводообразующих элементов, соединенных между собой в рамку, крепится к макету 1 болтами 4 и имеет дополнительную опору 5. На макете 1 имеются макетные узлы 6 вращения и закреплены кондуктора 7. Болты 8 служат для крепления собранной окантовки 9 к каркасу 3. На раме стапеля общей сборки 10 закреплены опоры 11 для установки каркаса 3 с собранной окантовкой 9 на агрегат 12. Сборка окантовок дверей (люков) проводится в 3 этапа. На первом этапе детали окантовки комплектуют путем взаимной пригонки их по сопрягаемым поверхностям. При этом детали окантовки 9 базируют на обводообразующие элементы 3 и монолитный жесткий макет двери (люка) 1. Затем в сопряжениях деталей окантовки в местах постановки штатного крепежа разделывают часть отверстий предварительного диаметра для определения взаимного положения деталей окантовки перед сборкой. С базой на макетный узел навески двери 6 и соосный с ним кондуктор 7 разделывают в деталях окантовки отверстия предварительного диаметра по оси вращения двери. После этого скомплектованные детали окантовки 9 отправляют на покрытие. На втором этапе покрытые детали устанавливают в приспособление, ориентируют взаимно и относительно обводообразующих элементов приспособления 3 и монолитного макета 1, фиксируют и осуществляют сборку окантовки путем герметизации стыков, разделки отверстий под крепеж и постановки крепежа. Собранную окантовку через направляющие отверстия в ее деталях крепят к обводообразующим элементам приспособления 3 болтами 8, отводят макетные узлы 6 и кондуктора 7 в нерабочее положение, снимают крепеж 4, соединяющий каркас из обводообразующих элементов 3 с монолитным макетом 1. На третьем этапе окантовку 9, соединенную с каркасом из обводообразующих элементов 3, с помощью цехового крана снимают с опор 2, поворачивают на опоре 5 в вертикальное положение и устанавливают в стапель общей сборки 10 на опоры 11, фиксирующие окантовку только в вертикальном направлении. В двух других направлениях вдоль оси самолета и перпендикулярном оси самолета окантовка находит свое место по ранее установленным шпангоутам агрегата 12. Затем осуществляют сборку окантовки со шпангоутами, а каркас из обводообразующих элементов 3 снимают с окантовки и возвращают на опоры 2 приспособления. Предлагаемое устройство имеет существенные отличия по сравнению с известным, так как в качестве фиксирующих элементов для деталей окантовки используется жесткий монолитный макет двери (в известном устройстве макет двери используется лишь как контрольно-монтажная оснастка). Это позволяет отказаться от изготовления контр-макет двери (люка), необходимого для монтажа фиксирующих элементов в известном приспособлении, не изготавливать и не монтировать сами фиксирующие элементы, их роль выполняет жесткий монолитный макет. Таким образом, предлагаемое устройство позволяет сократить комплект контрольно-монтажной оснастки и уменьшить трудоемкость и металлоемкость сборочной оснастки. В предлагаемом устройстве макет двери установлен на опорах, закрепленных к полу цеха, причем высота опор выбрана таким образом, чтобы обеспечить оптимальный доступ к зонам работы и положение деталей при сборке, в то время, как в известном устройстве сборка производится на фюзеляже, с настилом, в неудобном (вертикальном) положении деталей. Таким образом, предлагаемое устройство позволяет улучшить условия работы. В предлагаемом устройстве при выемке собранной окантовки вместе с каркасом из обводообразующих элементов макет остается на месте сборки, что позволяет уменьшить жесткость, а следовательно, и металлоемкость каркаса из обводообразующих элементов, не нагруженного (как в известном устройстве) весом фиксирующих элементов. Повышение точности изготовления сборочной оснастки достигается за счет исключения из комплекта оснастки контр-макета двери и фиксирующих элементов приспособления для сборки окантовки. Все это доказывает наличие положительного эффекта в предлагаемом устройстве.

Формула изобретения

УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБОРКИ ОКАНТОВОК ДВЕРЕЙ И ЛЮКОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ, содержащее переносный каркас пространственной формы с обводообразующими, фиксирующими и прижимными элементами, отличающееся тем, что, с целью сокращения трудоемкости изготовления сборочной оснастки, повышения ее точности и улучшения условий сборки, устройство снабжено макетом двери или люка с опорами крепления его к полу цеха, а переносной каркас выполнен в виде соединенных между собой в рамку обводообразующих элементов, закрепленных на макете с возможностью снятия их вместе с собранной окантовкой.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Номер и год публикации бюллетеня: 23-2001

Извещение опубликовано: 20.08.2001        




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к монтажу сборочной оснастки и может быть использовано в самолетостроении

Изобретение относится к способам сборки крыла летательного аппарата и может быть использовано в самолетостроении

Изобретение относится к авиации, в частности к средствам наземного техническрго обслуживания самолетов

Изобретение относится к области авиации, а более конкретно к способам сборки консольных частей крыла летательного аппарата

Изобретение относится к контрольно - измерительной технике и может быть использовано при производстве летательных аппаратов

Изобретение относится к производству летательных аппаратов и может быть использовано в машиностроении

Изобретение относится к монтажу сборочной оснастки и может быть использовано в самолетостроении

Изобретение относится к вертолетостроению, а именно к способам изготовления несущих винтов вертолетов

Изобретение относится к технологии авиастроения и касается разработки способов сборки фюзеляжа самолетов

Изобретение относится к авиации и касается устройств наземного электроснабжения летательных аппаратов

Изобретение относится к области производства летательных аппаратов и может быть использовано в других отраслях машиностроения, производящих сложные объемные агрегаты

Изобретение относится к машиностроению преимущественно для закрепления навесных конструкций, например, панелей солнечных батарей, антенн и т.п., расположенных на спутнике статически определяемой системой связей
Изобретение относится к области авиации и касается ремонта летательных аппаратов

Изобретение относится к способам сборки крыла летательных аппаратов и может быть использовано в самолетостроении
Наверх