Сборочный комплекс для изготовления конструкции летательного аппарата

 

Изобретение относится к авиастроению и может быть использовано для изготовления конструкций летательных аппаратов. Цель изобретения - уменьшение материальных затрат и времени на подготовку сборочного производства при переходе на выпуск других конструкций летательных аппаратов , а также повышение эффективности использования производственных площадей сборочных цехов. Сборочный комплекс для изготовления конструкций летательных аппаратов представляет собой одноярусный или многоярусный комплекс, содержащий сборочные 1 и вспомогательные 2 приспособления, ряды которых образуют продольные и поперечные пролеты, а в вертикальной плоскости - ярусы. Сборочные приспособления 1, содержащие базовые и фиксирующие элементы 9, могут устанавливаться в любом месте комплекса и в соответствии с габаритными размерами сборных частей 3 располагаться в одном или нескольких пролетах . Вспомогательные приспособления 2, содержащие нестационарную сборочную и вспомогательную оснастку, а также съемные средства механизации, автоматизации и обслуживания сборочных процессов, также могут устанавливаться в любом месте комплекса и располагаться в одном или нескольких смежных пролетах. Система координатных отверстий приспособлений выполнена единой, что позволяет многократно переналаживать сборочный комплекс в широком диапазоне изменения габаритных размеров сборных частей летательного аппарата. 1 з.п. ф-лы, б ил. VJ VI О О сл

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з В 64 F 5/00

ГОСУДАРСТBEННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4720705/23 (22) 19.07,89 (46) 07.12,92. Бюл. М 45 (71) Научно-исследовательский институт технологии организации производства (72) M,Е.Уланов, Д.П.Пуцын и Н.Н,Губин (56) 1. Григорьев В.П., Ганиханов Ш.Ф. Приспособления для сборки узлов и агрегатов самолетов и вертолетов. М.: Машиностроение, 1977, рис.2 — 5, с,25.

2. Тихомиров B.À. Основы проектирования самолетостроительных заводов. M.: Машиностроение, 1975, рис.10.13, с,269, (54) СБОРОЧНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОНСТРУКЦИЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ (57) Изобретение относится к авиастроению и MG>KGT быть использовано для изготовления конструкций летательных аппаратов.

Цель изобретения — уменьшение материальных затрат и времени на подготовку сборочного производства при переходе на выпуск других конструкций летательных аппаратов, а также повышение эффективности использования производственных площадей сборочных цехов, . Ж 1779645 А1

Сборочный комплекс для изготовления конструкций летательных аппаратов представляет собой одноярусный или многоярусный комплекс, содержащий сборочные

1 и вспомогательные 2 приспособления, ряды которых образуют продольные и поперечные пролеты, а в вертикальной плоскости — ярусы. Сборочные приспособления 1, содержащие базовые и фиксирующие элементы 9, могут устанавливаться в любом месте комплекса и в соответствии с габаритными размерами сборных частей 3 располагаться в одном или нескольких пролетах. Вспомогательные приспособления 2, содержащие нестационарную сборочную и вспомогательную оснастку, а также съемные средства механизации, автоматизации и обслуживания сборочных процессов, также могут устанавливаться в любом месте комплекса и располагаться в одном или нескольких смежных пролетах. Система координатных отверстий приспособлений выполнена единой, что позволяет многократно переналаживать сборочный комплекс в широком диапазоне изменения габаритных размеров сборных частей летательного аппарата. 1 э.п. ф-лы, 6 ил.

1779645

15

30

Изобретение относится к авиастроению и может быть использовано для изготовления конструкций летательных аппаратов (ЛА).

Известно устройство для сборки ЛА в виде специализированного приспособления. представляющего собой плоскую или пространственную переналаживаемую по координатным отверстиям систему, состоящую из каркаса, базовых и фиксирующих элементов. Каждое специализированное приспособление предназначено для сборки однотипных частей ЛА. При переходе со сборки одного типоразмера сборной части

ЛА на другой типоразмер приспособление не демонтируют, а переналаживают установленные на каркас базовые и фиксирующие элементы (1), Наиболее близким к предлагаемому изобретению является сборочный комплекс для изготовления конструкций ЛА, содержащий отдельные переналаживаемые сборочные и вспомогательные приспособления, каркасы которых выполнены с системой координатных отверстий для крепления базовых и фиксирующих элементов, сьемного и вспомогательного оборудования (2).

Общими недостатками известных технических решения являются узкий диапазон переналадки применяемых сборочных и вспомогательных приспособлений, что исключает возможность их использования при переходе на выпуск других конструкций ЛА; низкая эффективность использования производственных площадей сборочных цехов вследствие того, что высота сборочных и вспомогательных приспособлений обычно в несколько раз меньше рабочей высоты сборочных корпусов.

Цель изобретения — уменьшение материальных затрат и времени на подготовку сборочного производства при переходе на выпуск других конструкций ЛА и повышение эффективности использования производственных площадей сборочных цехов, Цель достигается тем, что в предлагаемом сборочном комплексе для изготовления конструкций летательных аппаратов, содержащем переналаживаемые сборочные и вспомогательные приспособления, каркасы которых выполнены с системой Координатных отверстий для крепления сьемного и вспомогательного оборудования, каркасы отдельных сборочных и вспомогательных приспособлений соединены между собой, а система координатных отверстий выполнена единой для всех приспособлений. Каркас сборочного комплекса может быть многоярусным, Это позволяет располагать каждое стационарное сборочное приспособление и каждую взаимосвязанную группу нестационарных сборочных и вспомогательных приспособлений в одном или нескольких смежных пролетах каркаса, многократно переналаживать базовые и фиксирующие элементы стационарных сборочных приспособлений и многократно изменять состав нестационарных сборочных и вспомогательных приспособлений в широком диапазоне изменения состава, форм и габаритных размеров сборных частей ЛА.

При этом каркас сборочного комплекса остается постоянным.

Сборочный комплекс может быть одноярусным и многоярусным.

На фиг.1 и 2 показаны одноярусные сборочные комплексы; на фиг;3 — виды А и Б на фиг,2; на фиг.4 и 5 — многоярусные сборочные комплексы; на фиг.6 — вид Г на фиг.5.

Одноярусный сборочный комплекс (ОСК) имеет общий каркас, образующий ряды продольных и поперечных пролетов, предназначенных для установки базовых и фиксирующих элементов стационарных сборочных приспособлений 1, нестационарных сборочных и вспомогательных приспособлений 2, используемых для сборки конструкций 3.

Каркас ОСК представляет собой пространственную сборно-разборную ферму, состоящую из колонн 4 с координатными отверстиями, продольных 5 и поперечных балок 6, оснований колонн 7 и соединитель-. ных кронштейнов 8, Базовые и фиксирующие элементы ОСК состоят из установленных на колоннах 4 каркаса съемных базовых балок 9 с координатными отверстиями и установленных на них переналаживаемых базовых и фиксирующих узлов (не показаны).

Для обеспечения процесса сборки в

ОСК предусмотрены средства перемещения элементов оснастки и объектов сборки, устанавливаемые во всех поперечных пролетах и состоящие из рельсовых балок 10 и кареток 11, на которые подвешены траверсы 12 или другие средства захвата, например тросы, ленты, жгуты.

Размеры пролетов ОСК выбираются в зависимости от габаритных размеров типовых сборных частей определенного класса

ЛА (легких, средних и тяжелых самолетов, вертолетов и др.) с учетом обеспечения нормальных условий работы исполнителей по высоте.

Количество продольных рядов собираемых в ОСК частей ЛА зависит от высоты цеха, определяющей возможность перемещения деталей и сборных частей ЛА "вверхвниз". Если эти перемещения возможны, 1779645

35

45

55 количество продольных рядов сборных частей ЛА не ограничивается и определяется только шириной цеха (фиг.1), В этом случае детали и сборные части ЛА перемещают мостовым краном 13, а средства перемещения обьектов сборки из конструкции ОСК искл юча ются.

При недостаточной высоте цеха детали и сборные части ЛА перемещают поперек

ОСК. В этом случае количество продольных рядов собираемых в ОСК частей ЛА должно быть не более двух (фиг.2). Длинномерные части ЛА (лонжероны, панели, носовые секции крыла и др.), требующие для сборки нескольких смежных пролетов, располагают Во внешних прадо lbHbix рядах пролетов

ОСК. Для обеспечения возможности установки и снятия длинномерных деталей и сборных частей ЛА некоторые колонны внешнего ряда из каркаса ОСК исключают, а опирающиеся на них верхние поперечные балки превращают в консольные 14 (фиг.2, 3).

Многоярусный сборочный комплекс (МСК) имеет общий каркас, образующий ряды продольных и поперечных пролетов, а по высоте — ярусов, предназначенных для установки базовых и фиксирующих элементов стационарных сборочных приспособлений, нестационарных сборочных и вспомогательных приспособлений.. Количество ярусов MCK зависит от высоты корпусов цехов и высоты ярусов, определяемой высотой сборных частей ЛА и условиями работы исполн ителей.

Верхний ярус MCK может быть в виде открытой площадки 15 (фиг,4, 5) с ограждением, предназначенной для установки нестационарных сборочных и вспомогательных приспособлений, стеллажей для хранения элементов оснастки, деталей и сборных частей ЛА, размещения верстаков, шкафов и т.п. (не показаны). Для установки и снятия перечисленных объектов используют мостовой коан 13.

МСК включает многоярусный каркас, базовые и фиксирующие элементы, средства перемещения объектов сборки, поля ярусов 16, грузопассажирские лифты 17, межъярусные лестничные переходы 18, ярусные ограждения 19.

Многоярусный каркас состоит из тех же элементов, что и каркас ОСК, а базовые и фиксирующие элементы аналогичны базовым и фиксирующим элементам ОСК.

Средства перемещения объектов сборки устанавлива отся во всех поперечных пролетах МСК, кроме пролетов, занятых лифтами 17 и лестничными переходами 18, и по конструкции аналогичны средствам перемещения, устанавливаемым в ОСК.

Переналадка сборочного комплекса на выпуск других конструкций JIA осуществляется следующим образом. В соответствии с новым составом, формой и габаритными размерами сборных частей ЛА разрабатывается их новое расположение на каждом ярусе сборочного комплекса. При этом устанавливаемые вновь стационарные сборочные приспособления могут располагаться на местах, занимаемых применяемыми ранее стационарными сборочными приспособлениями, или на местах, занимаемых нестационарными сборочными и вспомогательными приспособлениями.

B первом случае по системе координатных отверстий, предусмотренных на колоннах 4 и балках 9, базовые и фиксирующие элементы сборочных приспособлений переналаживаются на сборку новых конструкций.

Во втором случае применяемые ранее нестационарные сборочные и вспомогательные приспособления демонтируются, а на колонны 4 и балки 9 по системе координатных отверстий монтируются базовые и фиксирующие элементы стационарных приспособлений для сборки новых конструкций.

В свою очередь устанавливаемые вновь нестационарные сборочные и вспомогательные приспособления могут располагаться на местах, занимаемых применяемыми ранее нестационарными сборочными и вспомогательными приспособлениями, или на местах, занимаемых стационарными сборочными приспособлениями.

В этом случае применяемые ранее нестационарные сборочные и вспомогательные приспособления. а также базовые и фиксирующие элементы стационарных сборочных приспособлений демонтируются, а на их местах размещается новый состав нестационарных сборочных и вспомогательных приспособлений.

При многократных переналадках каркас сборочного комплекса и смонтированные на каркасе полы ярусов 16, грузопассажирские лифты 17, межъярусные лестничные переходы 18 и ярусные ограждения 19 для определенного класса ЛА остаются постоянными.

При применении предлагаемого изобретения производственная площадь сборочных цехов уменьшается в 2-3 раза, а время оснащения сборочного производства при переходе на выпуск других конструкций

ЛА сокращается в 1,5 -2 раза, 1779645

Формула изобретения

1. Сборочный комплекс для изготовления конструкций летательных аппаратов, содержащий переналаживаемые сборочные и вспомогательные приспособления. каркасы которых образуют продольные и поперечные пролеты и выполнены с системой координатных отверстий для крепления съемного и вспомогательного оборудования, отл и ч а ю щи и ся тем, что,с целью уменьшения материальных затрат и времени на подготовку сборочного производства при переходе на другие конструкции летательных аппаратов, в нем каркасы сборочных и вспомогательных приспособлений

5 соединены между собой, а система координатных отверстий выполнена единой для всех приспособлений.

2, Комплекс по п.1, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности

10 использования производственных площадей, каркас выполнен многоярусным.

1779645

1779645

Составитель М. Уланов

Техред М.Моргентал Корректор М. Максимишинец

Редактор С. Кулакова

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 4415 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Сборочный комплекс для изготовления конструкции летательного аппарата Сборочный комплекс для изготовления конструкции летательного аппарата Сборочный комплекс для изготовления конструкции летательного аппарата Сборочный комплекс для изготовления конструкции летательного аппарата Сборочный комплекс для изготовления конструкции летательного аппарата Сборочный комплекс для изготовления конструкции летательного аппарата 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к производству летательных аппаратов и может быть использовано в других отраслях при производстве объемных агрегатов

Изобретение относится к конструкциям из полимерного композиционного материала с высокой степенью нагружения и способам их изготовления и может применяться в области авиастроения, космической техники, и т.д

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам изготовления лопастей воздушного винта из композиционных материалов из стекло-, угле- или бороволокна, используемых на летательных аппаратах, судах на воздушной подушке и т.д

Изобретение относится к средствам наземного обслуживания авиационной техники, в частности к устройствам для измерения углов отклонения водоруля гидросамолета

Изобретение относится к технологии сборки, в частности к конструкции оснащения сборочного производства в самолетои судостроении

Изобретение относится к сборке окантовок агрегатов летательных аппаратов

Изобретение относится к монтажу сборочной оснастки и может быть использовано в самолетостроении

Изобретение относится к способам сборки крыла летательного аппарата и может быть использовано в самолетостроении

Изобретение относится к монтажу сборочной оснастки и может быть использовано в самолетостроении

Изобретение относится к вертолетостроению, а именно к способам изготовления несущих винтов вертолетов

Изобретение относится к технологии авиастроения и касается разработки способов сборки фюзеляжа самолетов

Изобретение относится к авиации и касается устройств наземного электроснабжения летательных аппаратов

Изобретение относится к области производства летательных аппаратов и может быть использовано в других отраслях машиностроения, производящих сложные объемные агрегаты

Изобретение относится к машиностроению преимущественно для закрепления навесных конструкций, например, панелей солнечных батарей, антенн и т.п., расположенных на спутнике статически определяемой системой связей
Изобретение относится к области авиации и касается ремонта летательных аппаратов

Изобретение относится к способам сборки крыла летательных аппаратов и может быть использовано в самолетостроении
Наверх