Устройство для фиксации внутри агрегатов узлов летательных аппаратов

 

Изобретение относится к технологии самолетостроения и может быть использовано в других отраслях машиностроения. Цель изобретения - улучшение условий труда, сокращение металлоемкости, повышение эффективности работы устройства. Устройство для фиксации внутри агрегатов узлов летательного аппарата содержит технологические координатные плиты с лазерными излучателями и щелевыми знаками, съемный носитель узлов с фиксаторами и целевыми знаками, выполненный в виде съемной плоской рамки, которая, занимая небольшое пространство внутри агрегата обеспечивает доступ монтируемым узлам и улучшает условия труда при проведении сборочных и монтажных работ. Фиксаторы носителя узлов выполнены с отверстиями под целевые знаки и снабжены механизмами регулирования положения рамки. 2 з. п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к технологии самолетостроения и может быть использовано в других отраслях машиностроения. Целью изобретения является улучшение условий труда, сокращение металлоемкости, повышение эффективности работы устройства. На фиг. 1 показан общий вид устройства; на фиг. 2 сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 узел I на фиг. 2; на фиг. 5 узел II на фиг. 2; на фиг. 6 вид В на фиг. 2; на фиг. 7 вид Г на фиг. 3. Устройство содержит подвижные фиксаторы 1, установленные на каркасе 2 с помощью вилки 3 и болта 4, относительно оси которого фиксатор 1 отводят в нерабочее положение, и с помощью вилки 5, на которой фиксатор 1 фиксируют штырем 6 в рабочем положении. Фиксатор 1 имеет два рабочих отверстия 7 и 8. Отверстие 7 служит для фиксации узла 9, расположенного вблизи наружной поверхности агрегата 10. Отверстие 8 служит для фиксации съемной плоской рамки. Для этого в отверстие 8 после окончания монтажа фиксаторов 1 запрессованы цилиндры 11. Съемная плоская рамка состоит из сварного каркаса 12, в котором смонтированы опоры 13 и фиксаторы 14 узлов 15, расположенных внутри агрегата 10. Опоры 13 служат для фиксации рамки на подвижных фиксаторах 1 и выполнены в виде вилок, причем одна опора устанавливается на фиксатор 1 по посадке, а вторая с зазором по 1 мм с каждой стороны. С наружной стороны рамки на щеках опор 13 установлены замки 16, для фиксации опор 13 на цилиндрах 11 в щеках опор 13 и в замках 16 выполнены пазы в двух взаимно перпендикулярных направлениях. Причем для удобства установки рамки на фиксаторы 1 пазы в щеках опор 13 выполнены в вертикальном направлении. Замки 16 фиксируются на щеках опор 13 в рабочем положении и удерживаются от поворота вокруг оси винта 17 в нерабочем положении штырем 18. Фиксаторы 14 выполнены в виде плоских пластин, толщина которых равна ширине паза фиксируемого узла 15. Фиксатор 14 имеет три отверстия: два отверстия 19 для фиксации узла 15 и одно отверстие 20 для фиксации целевого знака 21. Для крепления рамки к агрегату 10 на фиксаторах 14 закреплены прижимы 22 с помощью двух вилок 23 с резьбовыми хвостовиками и резьбовой муфты 24. Съемная плоская рамка является копией изделия, устанавливаемого на узлы 9 и 15, по взаимному положению узлов и имеет множество вариантов установки на правом и левом бортах агрегата 10. Для фиксации лазерных излучателей 25 и базовых целевых знаков 26 к полу цеха закреплены технологические координатные плиты, выполненные в виде агрегата 10, таким образом, что они охватывают монтируемые узлы 15, обеспечивая в то же время максимально возможный зазор для выемки агрегата. На стойках 27 по правому и левому ботам агрегата 10 на двух уровнях по высоте смонтированы опорные площадки 28. В опорных площадках 28 выполнены отверстия, оси которых расположены горизонтально. Стойки 27 скоординированы таким образом, что общие оси одноименных отверстий в выдвижных опорах 28 противоположных стоек параллельны осям симметрии самолета (стапеля) и строительной горизонтали фюзеляжа (стапеля). Опорные площадки 28, расположенные вверху стоек, служат для создания опорных лучей ЛЦИС по правому и левому бортам, с помощью которых координируют фиксаторы 14 съемной плоской рамки при установке узлов 15. Опорные площадки 28, расположенные внизу стоек, служат для создания опорных лучей ЛЦИС по правому и левому бортам, с помощью которых координируют подвижные фиксаторы 1 при их монтаже, установив в отверстия 8 целевые знаки 21. При этом номинальное положение отверстий 7 на фиксаторах 1 обеспечивается с помощью теодолита, которым координируют отверстие 8 и отверстие крепления фиксатора 1 к вилке 3 в вертикальной плоскости. Необходимо отметить, что все операции в фиксаторах 1 выполнены на расточном станке, обеспечивающем минимальную погрешность отклонения осей отверстий от номинального положения. При монтаже стапеля проверено отклонение съемной рамки, установленной на фиксаторы 1 во всех вариантах ее установки на агрегате 10, от номинального положения по высоте и завалу по тангажу с базой на отверстия 20 в фиксаторах 14 и опорные лучи ЛЦИС по правому и левому бортах. Устройство работает следующим образом. Подвижные фиксаторы 1 вращением относительно оси болта 4 устанавливают на вилке 5 в рабочее положение и фиксируют его штырем 6. На фиксаторы 1 устанавливают и фиксируют узлы 9. Измеряют зазор между подошвой узла и агрегатом 10, заполняют этот зазор прокладкой соответствующей толщины и производят крепление узла 9 к агрегату 10. В одноименные отверстия верхних опорных площадок 28 противоположных стоек 27 по правому и левому бортам агрегата устанавливают попарно лазерные излучатели 25 и базовые целевые знаки 26. После включения излучателя в электрическую сеть и нагрева его, регулируя положение коллиматора излучателя относительно его корпуса, закрепленного на опорной площадке 28, вписывают ось лазерного луча в ось базового целевого знака 26. Таким образом, формируется опорный луч ЛЦИС по правому и левому бортам агрегата 10. На опорах 13 съемной рамки замки 16 отводят в нерабочее положение вращением относительно оси винта 17 и удерживают их в этом положении штырем 18. Съемную рамку опорами 13 устанавливают на фиксаторы 1 в одном из вариантов ее установки. Фиксируют замки 16 в рабочем положении штырями 18, ограничивая этим смещение съемной рамки вверх и завал по тангажу. Прижимами 22 крепят рамку к агрегату 10. Устанавливают целевые знаки 21 в отверстия 20 фиксаторов 14 и вращением муфт 24 регулируют положение рамки, вписывая ось целевого знака 21 в ось опорного луча ЛЦИС. Затем производят крепление узлов 15 к агрегату: устанавливают узлы на фиксаторы 14 и фиксируют их, измеряют зазор между подошвой узла 15 и агрегатом 10, заполняют зазор прокладкой соответствующей толщины, разделяют отверстия и устанавливают крепеж. После этого открывают замки 16, фиксируя их в нерабочем положении, открепляют прижимы 22 от агрегата 10, расфиксируют фиксаторы 14 с установленными узлами 15 и снимают рамку. Аналогично производят установку узлов 15 для всех вариантов установки рамки по правому и левому бортам. Причем работа выполняется параллельно во времени на обоих бортах и в пределах каждого борта. Ограничением в пределах борта служат лишь неудобства, создаваемые рядом стоящими исполнителями. В том случае, если наружный контур агрегата сужается, а монтируемый узел расположен на большом расстоянии от разъемов агрегата (более 2 м) и отделен от разъемов несколькими герметичными перегородками, технологические координаты плиты 27 можно располагать внутри агрегата, в непосредственной близости от монтируемых узлов, охватывая их снаружи, при этом опорные площадки 28 перед выемкой агрегата сдвигаются к оси самолета, обеспечивая максимальный зазор между агрегатом и стойками, на которых смонтированы выдвижные опоры.

Формула изобретения

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФИКСАЦИИ ВНУТРИ АГРЕГАТОВ УЗЛОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ, содержащее технологические координатные плиты с лазерными излучателями и с базовыми целевыми знаками и съемный носитель узлов с фиксаторами и с целевыми знаками, установленный на опоры с возможностью перемещения вдоль оси летательного апарата, отличающееся тем, что, с целью улучшения условий труда, сокращения металлоемкости, повышение эффективности работы устройства, носитель узлов выполнен в виде плоской рамки, а фиксаторы выполнены с отверстиями под целевые знаки и снабжены механизмами регулирования положения рамки. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что технологические координатные плиты выполнены в виде стоек с опорными площадками для лазерных излучателей и целевых знаков, установленными с возможностью перемещения вдоль стоек. 3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что механизм регулирования положения рамки выполнен в виде прикрепленного к агрегату прижима и резьбовой муфты, связанной с прижимом посредством одного резьбового наконечника с вилкой и посредством другого резьбового наконечника с вилкой с фиксатором.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Номер и год публикации бюллетеня: 29-2000

Извещение опубликовано: 20.10.2000        




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технологии производства летательных аппаратов (ЛА) и может быть использовано в самолетостроении при изготовлении опытных образцов ЛА и в условиях мелкосерийного производства для последовательной во времени сборки узлов летательных аппаратов, преимущественно лонжеронов с носками и предкрылков

Изобретение относится к технологии производства аппаратов и может быть использовано в самолетостроении

Изобретение относится к авиастроению и может быть использовано для изготовления конструкций летательных аппаратов

Изобретение относится к производству летательных аппаратов и может быть использовано в других отраслях при производстве объемных агрегатов

Изобретение относится к конструкциям из полимерного композиционного материала с высокой степенью нагружения и способам их изготовления и может применяться в области авиастроения, космической техники, и т.д

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам изготовления лопастей воздушного винта из композиционных материалов из стекло-, угле- или бороволокна, используемых на летательных аппаратах, судах на воздушной подушке и т.д

Изобретение относится к средствам наземного обслуживания авиационной техники, в частности к устройствам для измерения углов отклонения водоруля гидросамолета

Изобретение относится к технологии сборки, в частности к конструкции оснащения сборочного производства в самолетои судостроении

Изобретение относится к сборке окантовок агрегатов летательных аппаратов

Изобретение относится к монтажу сборочной оснастки и может быть использовано в самолетостроении

Изобретение относится к вертолетостроению, а именно к способам изготовления несущих винтов вертолетов

Изобретение относится к технологии авиастроения и касается разработки способов сборки фюзеляжа самолетов

Изобретение относится к авиации и касается устройств наземного электроснабжения летательных аппаратов

Изобретение относится к области производства летательных аппаратов и может быть использовано в других отраслях машиностроения, производящих сложные объемные агрегаты

Изобретение относится к машиностроению преимущественно для закрепления навесных конструкций, например, панелей солнечных батарей, антенн и т.п., расположенных на спутнике статически определяемой системой связей
Изобретение относится к области авиации и касается ремонта летательных аппаратов

Изобретение относится к способам сборки крыла летательных аппаратов и может быть использовано в самолетостроении
Наверх