Устройство для калибровки отверстий в трубчатых деталях
Сущность изобретения: зажатая в держателях заготовка расположена между бойками обжимного инструмента. Введенная .в заготовку оправка нажимает на упор, который через пружину закрывает пневматический клапан. Давление в пневмосистеме увеличивается и включенное в нее реле давления подает команду на работу бойков. В случае, когда оправка оборвана, клапан не перекрывается и бойки отключены. 2 ил.
i.0þÇ сОВЕтских
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
l ГСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (f 0CllATEHi СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
С)
0 (Я
IC) К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4917291/27 (22) 07.03.91 (46) 15,03,93. Бюл, и 10 (71) Рязанский завод тяжелого кузнечнопрессового оборудования . (72) Е. А, Савинов и Э. А. Толстых (56) Авторское свидетельсгво СССР
N 1181765,,кл. В 21 J 5/12. 13.07.83. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КАЛИБРОВКИ ОТВЕРСТИЙ В ТРУБЧАТЬ Х ДЕТАЛЯХ
Изобретение относится к обработке металлов давлением, более конкретно — к производству трубчатых изделий ковкой на радиально-обжимных машинах, работающих в автоматическом режиме.
Целью изобретения является повышение надежности работы устройства.
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, осевой разрез: на фиг. 2 — узел! на фиг, 1, (пневмосхема). Устройство содержит обжимной инструмент, представляющий собой бойки 1 радиально-обжимной машины, и два держателя
2 и 3, смонтированные в манипуляторах 4 и
5 этой машины. Манипуляторы имеют возможность осевого перемещения вместе с держателями. В держателях 2 и 3 установлена обрабатываемая .заготовка 6 с предварительно выполненным в ней осевым технологическим отверстием диаметром на
1 — 2 мм превышающим диаметр отверстия . готовый детали. Держатели 2 и 3 также имеют осевые отверстия диаметром не менее диаметра отверстия в заготовке 6.
„„Я3„„1801650 А1
В случае. когда оправка оборвана. клапан не перекрывается и бойки отключены. 2 ил. В соосных отверстиях держателей 2, 3 и в заготовке 6 размещена оправка 7. связанная тягой 8 с приводом перемещения оправки, например гидроцилиндром (не показан). Наружная поверхность оправки 7 Bblïîëíåна в полном соответствии с профилем будущего калиброванного отверстия. она может быть цилиндрической. конической с малой конусностью или может иметь. например, винтообразно расположенные выступы, чередующиеся с углублениями. Устройство имеет упор 9 для взаимодействия с оправкой 7 в процессе ее движения, подпружиненный пружиной 10, и датчик целостности оправки, Датчик размещен в полости "а", выполненной в держателе 2, и представляет собой пневматический клапан с клапанным седлом 11, выполненным на входе осевого отверстия в полость "а". и с запорным элементом 12, подпружиненным относительно седла 11 пружиной 13. Упор 9 связан с.запорным элементом 12 пружиной .сжатия 10, более жесткой, чем пружина 13. Для регулирования вылета упора 9 имеется гайка 14, скрепленная резьбой с запор180!
20 45 55 ным элементом 12.. Седло 11 клапана сообщено пневматической магистралью с реле давления 15 и через управляемыи распределитель 16 — c источником давления. Устройство работает следующим образом. Цикл начинается с установки заготовки 6 на позицию обработки. Для этого с помощью автооператора (не показан) очередную заготовку с предварительно выполненным в ней осевым технологическим отверстием располагают на оси ковки между раздвинутыми держателями 2 и 3 при убранной в отверстие держателя 3 оправке 7. Затем, сдвигая манипуляторы 4 и 5, заготовку 6 зажимают в держателях 2, 3, размещают между радиально расположенными бойками 1, а оправку 7 с помощью тяги 8 вводят в отверстие заготовки 6. B этот момент происходит переключение распределителя 16 и сжатый воздух от источника давления поступает в полость "а" и через открытый клапан по отверстиям в держателе 2. через зазор между оправкой 7 и отверстием заготовки 6 и через отверстие в держателе 3 уходит в атмосферу. При дальнейшем продвижении оправка 7 воздействует на упор 9, который, смещаясь, через пружину 10 передает движение на опорный элемент 12. Последний, преодолевая сопротивление пружины 13, перемещается вверх по чертежу и, совмещаясь с седлом 11, перекрывает проход сжатого воздуха. В этот момент оправка 7 находится между пока неподвижными бойками 1 машины, В результате закрытия клапана давление в перекрытой магистрали возрастает до порога, при котором срабатывает реле 15. При этом реле выдает электрический сигнал на переключение распределителя 16, т. е. на прекращение подачи сжатого воздуха и одновременно на начало работы бойков 1. Бойки 1 (4 — 6 бойков) машины, двигаясь возвратно-поступательно с частотой до 2000 рабочих ходов в минуту, обжимают заготовку 6 так, что ее металл плотно обжимает оправку 7, повторяя имеющийся на ней рельеф, например винтовые канавки, чередующиеся с выступами. При этом манипуляторы 4 и 5 равномерно перемещаются вверх 7 по чертежу и протягивают всю заготовку через зону ковки. Оправка 7 при этом удерживается тягой 8 на месте — в зоне бойков 1. В результате этого в заготовке образуется калиброванное по всей длине отверстие. Одновременно бойками 1 редуцируется до необходимой точности и чистоты и наружная поверхность детали Обработка одной заготовки длится примерно две минуты, после чего работа бойков 1 прекращается. Автооператор снимает обработанную деталь с держателей. а на ее место устанавливает новую заготовку и цикл повторяется. Крайнее правое положение упора 9 (вылет) регулируют перед началом обработки данной партии деталей с учетом их особенностей, а также при смене оправки 7 с учетом ее длины. Регулировка производится вращением гайки 14 относительно запорного элемента 12. В процессе обработки наибольшие нагрузки испытывает твердосплавная оправка 7 — обжимающие усилия бойков 1 замыкаются на ней. Поэтому нередко происходят ее поломки — обрыв внутри отверстия заготовки 6. И хотя заготовка, в которой это произошло, обречена на брак, зато в начале следующего цикла, когда оборванная оправка подается B отверстие следующей заготовки, оправка 7, став короче на оборванную часть, не доходит до упора 9, в результате чего клапан 12 не перекрывается, давление в магистрали сжатого воздуха не повышается, реле 15 не срабатывает и. таким образом, не выдает сигнал на включение в работу бойков 1 машины. Это служит сигналом оператору, что целосность оправки 7 нарушена, требуется ее замена. Таким образом, включить радиальнообжимную машину в работу можно только с исправной оправкой 7, Оторванная оправка машину, работающую в автоматическом режиме, включить не может. Выход бракованных деталей, кроме той. в которой произошла поломка, исключен. Формула изобретения Устройство для калибровки отверстий в трубчатых деталях, содержащее два соосно расположенных держателя, смонтированных с возможностью осевого регулировочного перемещения, оправку, установленную в одном из держателей и соединенную с приводом ее осевого перемещения посредством тяги, подпружиненный упор, расположенный во втором держателе и периодически контактирующий с оправкой, и приводной обжимной инструмент. о т л ич а ю щ е е с я тем. что, с целью повышения надежности, оно снабжено датчиком целостности оправки, выполненным в виде пневматического клапана, к запорному элементу которого подпружинен упор соединенного с клапаном реле давления и связанного с последним распределителя, подключенного к приводу обжимного инструмента, 1801650 12 Ф Составитель А.Корнешов Редактор 8.Трубченко Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Н,Гунько Заказ. 813 Тираж Подписное ВНИИПИ Государслгвенного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035. Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5 Производственно-издательский комбинат "Патент", r, Ужгород. ул.Гагарина. 101