Устройство соединения разделяемых частей летательного аппарата

 

Изобретение относится к механизмам для оснащений морских, наземных и воздушных транспортных средств. Целью изобретения является повышение надежности. Устройство содержит разделяемые части 1 и 2, корпус Зс исполнительным элементом 4. кинетически связанным с двумя захватами 5 и 6, подпружиненными пружинами 7, шарниры 8 и выступы 9 и 10.3 з.п. ф-лы. 5 ил.

союз советских социАлистических

РЕСПУБЛИК (51)5 8 64- B 1/66

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ ведомство ссср (ГоспАтент сссР)

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Фиг.f

К АВТОРСКОМУ.: СВИДЕТЕЛ ЬСТВУ (21) 4841699/23 (22) 26.06.90(46) 23.05.93, Бюл; 5b 19 (71) Институт геохимии и аналитической химии и и, В.И.Вернадского (72) Л.Р.Диамент и А;М.Казачков (56) Авторское свидетельство СССР hL 1364818, F 16 К 31/02, 1985, прототип. (54) УСТРОЙСТВО СОЕДИНЕНИЯ РАЗДЕ, ЛЯЕМЫХ ЧАСТЕЙ. ЛЕТАТЕЛЬНОГО AflflA-

PATA

„„Ы2„„1816710 Аl

2 (57) Изобретение относится к механизмам для оснащения морских, наземных и воздушных транспортных средств. Целью изобретейия является повышение надежности.

Устройство содержит разделяемые частй 1 и

2, корпус 3 с исполнительным элементом 4, кинетически связанным с двумя захватами 5 и 6. подпружиненными пружинами 7, шарниры 8и выступы 9 и. 10. 3 з.п. ф-лй. 5 ил.

: 00 о с Ч

1816710

10

Изобретение относится к механизмам для морских, космических и наземных,исследований, а также для оснащения морских, наземных и воздушных транспортных средств, Цель изобретения — повышение надежности, улучшение эксплуатационных характеристик за счет разделения частей транспортного средства.

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, продольный разрез; на фиг. 2— удерживающее средств во,,поперечный разрез; на фиг. 3 — исполнительный элемент (вариант 1), продольный разрез; на фиг. 4то же (вариант 2), продольный разрез; на фиг. 5 — устройство с разомкнутыми захватами, продольный разрез.

Устройство соединения разделяемых частей 1 и 2 ТС состоит из корпуса 3 с исполнительным элементом 4 кинетически связанным с двумя захватами 5 и 6, подпружиненными пружинами 7. Захваты 5 и 6 одним концом с помощью шарниров 8 соединены с отделяемой частью 2 ТС, а на другом конце захватов 5 и 6 выполнены выступы 9 и 10 с упорными поверхностями 11 и 12, которые соприкасаются с контактными площадками t3 и 14 на отделяющиеся части t ТС.

На выступах 9 (см. фиг. 2) выполнены пазы 15, а на выступах 10 — пазы 16, которые имеют упорные наклонные площадки 17 и

18 соответственно, сопрягаемые с поверхностями 19 и 20 Z-образных планок 21.

Каждая Z-образная планка 21 имеет уклон 22; который сопрягается с уклоном 23 упорной планки 24. при этом над уклоном 22 выполнен выступ 25, продольный размер которого превышает. поперечный размер упорной планки 24, т.е. ее внешний край выступает эа габарит планки 24.

Исполнительный элемент 4 (см. фиг. 1) содержит полый корпус 26 (см. фиг. 3), внутри которого размещен элемент 27 из материала с памятью формы, при нагревании которого его длина увеличивается. На корпусе 26 закреплен силовой элемент 28, имеющий проточку 29, образующую зону ослабленного сечения. Резьбовой участок

30 силового элемента 28 с помощью гайки

31 соединяет планку 24 с силовым элементом 28. Между проточкой 29 зоны ослабленного сечения и элементом 27 размещен шток 32, Элемент 27 выполнен трубчатым, внутри и снаружи которого размещены нагреватели 33. Элемент 27 также может быть выполнен из материала (см. фиг. 4), спонтанно изменяющегося физическое состояние, 4 .> например, пороха, нитроглицерина и T.ï. со средством запала 34, Устройсгво работает следующим образом, При соединении разделяемых частей 1 и 2 (см. фиг, 5) ТС захваты 5 и 6 опускают таким образом, чтобы выступы 9 и 10 с опорными площадками сопрягались с контактными площадками 13 и 14. После чего вставляются Z-образные планки 24 (см, фиг, 2), в пазы выступов 18 и 19. Под Z-образньIe планки 24 подводят упорную планку

27 таким образом, чтобы уклоны 25 сопрягались с уклонами 26. Упорная планка 27 сое"5 диняется с исполнительным элементом 4 (на фиг. 3 это винтовое соединение), При этом планки 24 имеют выступы 28, которые охватываютупорную планку27, повышая надежность соединения.

Пружины 7 (см. фиг, 5) создают момент силы относительно шарниров 8 на захватах

5 и 6. Момент силы пытается вернуть захваты 5 и 6 в начальное положение, т.е. развер нуть их, Усилие момента пружин 7 передается на Z-образные планки 24 через контактирующие с захватами 5 и 6 поверхности как усилие растяжения, которое в виду перпендикулярности поверхностей. на которое действует усилие, разлагается по

30 методу параллелограмма, в результате чего образуется сила растяжения и поперечная сила, последняя — вызывает увеличение эффективности шарнира 2-образных планок

24 (см. фиг, 2), Через 2-образные планки 24

35 усилие передается на упорную планку 27, Так как поверхности Z-образных планок

24, контактирующих с поверхностями упорной планки 27, находятся относительно оси вращения, которая проходит через резьбовой участок 33 (см. фиг, 3) силового элемента

31 с гайкой 34, симметрично, что обеспечивает уравновешивание моментов, воздействующих на уклоны 26 (см. фиг. 2) упорной планки 27. Вследствие этого на уклоны 26 воздействует только усилие, которое, разлагаясь по методу параллелограмма, воздействует в виде моментов на ослабленную зону 32 (см. фиг, 3) силового элемента 31 в двух направлениях, тем самым позволяя

50 уменьшить зону 32 ослабленного сечения, TBK как каждый момент меньше условного момента, который бы воздействовал при прямых, т.е, направленных перпендикулярно к воздействующей силе, уклонов 21 (см, фиг, 2), В результате взаимодействия Z-образных планок 24, упорных наклонных площадок 20 и упорной пленки 27 образуется надежный замок, удерживающий захваты 5

1816710

20

35

45 и 6 (см. фиг. 1) в сомкнутом положении, которые надежно удерживают разделяемые части 1 и 2 ТС в соединенном состоянии.

При необходимости разъединить разделяемые части 1 и 2 ТС на исполнительный элемент 4 подается сигнал, соответствующий устройству элемента 30. Далее рассмотрим вариант, изображенный на фиг, 3, в котором элемент 30 выполнен с использованием материала с эффектом памяти формы. 8 этом случае сигналом служит электрический ток, который подается на нагреватели 36. Нагреватели разогревают элемент 30. который, увеличиваясь по длине, своими торцами воздействует на мощный корпус 3 и на шток 35, зажатый между силовым элементом 31 и элементом 30, вследствие чего усилие передается на силовой элемент 31 к проточке 32 в зону с ослабленным сечением. Проточка 32 подбирается таким образом, чтобы при воздействии силовой элемент 31 разрушался, а остальные части (резьба, фланцы) исполнительного элемента 4 оставались неразрушенными.

В результате отделения части силового элемента 31, т.е. той, на которой крепится упорная планка 27, от остальной части, вследствие чего уклоны 25 освобождаются и под действием пружин 7 Z-образные планки 24 будут поворачиваться, выходя из сопряжения с упорными площадками 20 и

21 до тех пор, пока не выйдут из пазов 18 и

19, и полностью не освободятся захваты 5 и

6, которые, заняв первоначальное положение, полностью освободят из соединения разделяемые части 1 и 2 ТС.

Для нового соединения необходимо вместо разрушенного силового элемента 31 смонтировать новый, и устройство можно использовать заново.

Формула изобретения

1, Устройство соединения разделяемых частей летательного аппарата, содержащее корпус с исполнительным элементом. кинематически связанным с по меньшей мере двумя подпружиненными захватами, и удерживающим их средством, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, улучшения эксплуатационных характеристик за счет разделения, захваты одними концами шарнирно соединены с отделяемой частью летательного аппарата, а на других концах выполнены выступы с упорными поверхностями, сопрягаемыми с контактными площадками на отделяющейся части летательного аппарата, удерживающее средство выполнено в виде стяжной и упорной планок, закрепленных на средстве крепления, при этом пазы выполнены с упорными наклонными поверхностями на стенках, примыкающих к сопрягаемым поверхностям захватов, причем уклоны наклонных поверхностей, выполненные на одном захвате, направлены к краям. а на другом- к середине сопрягаемых поверхностей, между захватами размещены две стяжные Z-образные планки с полками, на внутренних поверхностях которых выполнены уклоны, а на внешней боковОй поверхно- сти одной из полок каждой планки выполнен уклон, расположенный под острым углом к уклону на внутренней поверхности этой же полки, упорная планка выполнена с двумя расположенными под углом друг к другу уклонами, сопряженными с уклонами на боковых поверхностях полок захватов, средство крепления выполнено в виде кинематически связанных силового и исполнительного элементов, 2. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что силовой элемент средства крепления выполнен с зоной ослабленного сечения, а исполнительный элемент выполнен из материала обладающего эффектом термомеханической памяти формы.

3. Устройство. по пп. 1 и 2, о т л и ч а ющ е е с я тем, что исполнительный элемент выполнен в виде пиропатрона.

4. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что на 2-образной планке, над уклонами на ее внешней боковой поверхности выполнен выступ, продольный размер которого превышает поперечный размер упорной планки, 1816710

1816710

Составитель А.Павленко

Техред М.Моргентал Корректор М.Керецман

Редактор С.Кулакова

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1704 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Устройство соединения разделяемых частей летательного аппарата Устройство соединения разделяемых частей летательного аппарата Устройство соединения разделяемых частей летательного аппарата Устройство соединения разделяемых частей летательного аппарата Устройство соединения разделяемых частей летательного аппарата 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к конструкциям летательных аппаратов легче, воздуха на стоянках, в частности, к флюгированию аэростатических летательных аппаратов как на подготовленных, так и неподготовленных стоянках

Изобретение относится к воздухоплаванию

Изобретение относится к летательным аппаратам легче воздуха

Изобретение относится к летательным аппаратам легче воздуха

Изобретение относится к летательным аппаратам, использующим подъемную силу несущего газа

Изобретение относится к устройствам для швартовки и касается использования в воздухоплавании летательных аппаратов на необорудованных стоянках для закрепления на различных грунтах

Дирижабль // 2055003
Изобретение относится к воздухоплаванию, а именно к устройствам, обеспечивающим взлет и посадку дирижабля

Якорь // 2043264
Изобретение относится к сельскохозяйственной оросительной технике и предназначена для закрепления на полях орошения тросов

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано для осуществления безаэродромных посадок и взлетов летательных аппаратов (ЛА)
Наверх