Способ вибродиагностирования газотурбинных двигателей

 

Использование: диагностирование газотурбинных установок, испытания авиационных газотурбинных двигателей. Сущность изобретения: производится запуск и приемистость двигателя с минимальных до максимальных частот вращения. Измеряют и регистрируют вибросигнал и частоту вращения ротора при номинальном и предельных значениях настройки топливорегулирующей аппаратуры. По отклонениям вибросигнала от эталонного на переходных режимах для характерных частот вращения ротора определяют техническое состояние двигателя , 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si)s G 01 М 15/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

6 (21) 4858469/06 (22) 08,08.90 (46) 23,05.93. Бюл, ¹ 19 (72) В,В.Ремизов, А,С.Сула, В.В.Михайлов и

А.А. Шестериков (56) Дорошко С.М. Контроль и диагностирование технического состояния газотурбинных двигателей по вибрационным параметрам. — М.; Транспорт, 1984, с. 115118. (54) СПОСОБ ВИБРОДИАГНОСТИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ (57) Использование; диагностирование газотурбинных установок, испытания авиационИзобретение относится к области диагностирования силовых установок и преимущественно может быть использовано в эксплуатации .и испытаниях авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) при определении их технического состояния.

Целью изобретения является повышение достоверности обнаружения неисправностей двигателей. Испытания ГТД показали, что предложенное техническое решение позволяет достигнуть достоверность диагностирования двигателей по вибрационным параметрам в процессе эксплуатации не ниже 0,99, тогда как обычные способы дают разброс достоверности (в зависимости от конкретных условий) от П,35 до 0,95.

В изобретении используется эффект влияния иэменения уровня настройки регулировочных характеристик системы управления подачей топлива в камеру сгорания на изменение диагностических параметров Ы, 1816986 А1 ных газотурбинных двигателей. Сущность изобретения: производится запуск и приемистость двигателя с минимальных до максимальныx частот вращения. Измеряют и регистрируют вибросигнал и частоту вращения ротора при номинальном и предельных значениях настройки топливорегулирующей аппаратуры. По отклонениям вибросигнала от эталонного на переходных режимах для характерных частот вращенйя ротора определяют техническое состояние двигателя, 1 ил. вибрации при возникновении и развитии неисправностей. Для этого проводят испытания диагностируемого двигателя на заданных переходных режимах при предельных (согласно норм TY) настройках топливорегулирующей аппаратуры (минимально допустимых избытках топлива, обеспечивающих время запуска двигателя в пределах норм ТУ, и максимально допустимых по забросу температуры газа за турбиной избытках топлива).

При этом имеет место наиболее полная комбинация возмущающих воздействий (газо- и гидродинамических нагрузок от вступающих Во взаимодействие деталей и узлов проточной части двигателя и его агрегатов, изменения демпфирования и т.п.), генерирующих колебания с определенными частотами и проявляющих техническое состояние с максимальной полнотой.

В изобретении используется то, что при возникновении и развитии неисправности

1816986

ГТД наибольший прирост вибрации наблюдается в точках, кратных "резонансным" частотам, при предельных настройках топливорегулирующей аппаратуры, Вид и степень развития неисправности оценивают по возрастанию амплитудных значений уровня вибросигнала по частоте вращения из-за появления дополнительных гармоник от развивающейся неисправности, Классифицируя отклонения изменений амплитудной огибающей вибросигнала по частоте вращейия, можно судйть о ранних признаках большой группы неисправностей проточной части и агрегатов двигателя, которые при других способах вибродиагностирования не проявляются вплоть до отказа агрегатов или узлов двигателя.

Заявляемый способ состоит из следующих взаимообусловленных операций:

1, Задается переходной режим работы двигател с измерением и регистрацией вибросигнала и частоты вращения ротора при исходной (номинальной) настройке топливорегулирующей аппаратуры.

2, Выполняются операции по и. I npu настройке топливорегулирующей аппаратуры на минимально допустимые избытки топлива.

3. Выполняются операции по и, 1 при настройке топливорегулирующей аппаратуры на максимально допустимые избытки топлива.

4. По отклонениям вибросигнала на за:исях переходного режима по п.п. 2 и 3 от исходного (эталонного), для характерных частот вращения ротора, определяют техническое состояние ГТД.

Существенным признаком изобретения, отличающим заявленное решение от прототипа и обеспечивающим достижение поставленной цели, является введение в процесс диагностирования (по регистрируемым параметрам вибросигнала и частоты вращения ротора) регулировок САУ двигателя на минимально и максимально допустимые избытки топлива на заданных переходных режимах.

Данным способом охватываются такие группы неисправностей, как повреждения деталей проточной части двигателя, разрушения лопаток компрессора или турбины, разрушения подшипников опор роторов, нарушения соосности валов и приводов агрегатов, нарушения работы САУ двигателя и т.п.

Возможность достижения положительного эффекта при осуществлении изобретения определяется тем, что регулировка САУ двигателя в пределах норм ТУ широко используется в эксплуатации для повышения надежности и эффективности функционирования ГТД. Для осуществления способа используются стандартные процедуры

5 регулирования и опробования двигателя в условиях эксплуатирующих организаций.

На чертеже приведены примеры проявления неисправности двигателя на переходном режиме при регулировках автоматики

"0 на минимальные (а) и максимальные (б) избытки топлива, а также при исходном (номинальном) положении регулирующих элементов (в), Изобретение иллюстрируется следую"5 щим примером.

Проводится диагностирование авиационных двухконтурных турбореактивных двигателей (ТРДД) при их эксплуатации в составе силовой установки летательного аппарата (ЛА), состоящей из двух двигателей.

Измеряют параметры виброскорости и частоты вращения ротора компрессора высокого давления (КВД) в процессе запуска двигателя, Параметрическая информация после преобразования выводится на экран дисплея бортовой ЭВМ для сравнения с эталонными значениями или записывается на бортовой регистратор для последующего анализа на ЭВМ наземного устройства об30 работки типа "Луч" с выводом данных на графопостроитель.

При многократных испытаниях ГТД было установлено, что исправные двигатели имеют одинаковый характер вибросигнала

35 на заданном переходном режиме, что позволяет получить устойчивые эталоны, характеризующие исправное состояние по данному параметру.

В левой части фигуры 1 приведены в

40 образном представлении информации (на контрастном фоне) эталоны исправного состояния на переходном режиме запуска двигателя в следующей последовательности: для минимального (а), максимального (б) и номинального (в) избытков топлива.

Верхние кривые (n) характеризуют изменения частоты вращения ротора КВД, нижние (В) — огибающей вибросигнала. На верхних кривых гмеются характерные перегибы в

50 районе приведенных частот вращения n =

= 35;1 (точка 1) и и= 70 4 (точка 2) от максимального значения. Первый из них связан с переключением топливной автоматики с автомата запуска wa автомат приемистости, второй — с переключением на центробежный регулятор частоты вращения при выходе на режим малого газа. Указанным перегибам соответствуют характерные изменения нижних кривых (В), показанные на чертеже.

181698б

При этом нарушение соответствия между точками перегиба линии частоты вращения (п) и положением выбросов в записи вибросигнала (В), а также изменение амплитуды вибросигнала в этих точках являются эффективными признаками возникновения неисправностей в двигателе (неуравновешенность роторов иэ-за повреждения лопаток, разрушение деталей опорных подшипников и др.).

Однако при сравнительно скоротечном процессе запуска (в случае настройки на большие избытки топлива) эти признаки имеют нечеткое проявление. Причиной является то, что при высокой интенсивности вибрационных процессов сигналы отдельных неисправностей трудно различимы в общем вибрационном фоне.

Реализация переходного режима при минимальном избытке топлива позволяет увеличить время процесса запуска и тем самым "растянуть" кривую огибающей вибросигнала, что обеспечивает более четкое проявление указанных диагностических признаков.

При этом на исправном двигателе при изменении регулировочных характеристик топл. аной автоматики на минимальные и максимальные избытки топлива сохраняется средний уровень выбросов вибросигнала в характерных точках. В случае возникновения и развития неисправности двигателя изменяются (в этих точках) амплитуды вибросигнала при минимальном и максимальном избытках топлива; одновременно при минимальном избытке топлива происходит смещение экстремальных значений

5 вибросигнала относительно указанных характерных точек. что показано на чертеже, справа.

Пример проявления неисправного вибросостояния ТРДД (разбалансировка

10 ротора, связанная с повреждением лопатки турбины) для случаев минимального, максимального и номинального избытков топлива„ при запуске показан в правой части чертежа.

Формула изобретения

Способ вибродиагностирования газотурбинных двигателей путем измерения и

20 регистрации значений вибросигнала и час- тоты вращения ротора двигателя на переходных режимах, сравнения измеренного и эталонного значений вибросигнала для характерных частот вращения и определения

25 технического состояния двигателя по отклонению измеренного значения вибросигнала от эталонного, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности об наружения неисправностей, измеряют и ре30 гистрируют значения вибросигнала и частоты вращения при регулировке топливной аппаратуры на минимальные и максимальные избытки топлива, 1816986 а) Минимал ьный из быток топ ли ва

"ир=д 0%

61 Максимальный избыток топлива в ) Номинальный из быток топлива

Составитель В.Михайлов

Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор С.Шекмар

Редактор О.Стенина

Заказ 1718 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина. 101

6 =35% и „ =70%

>,справное ссстояние

Неисправное состояние

Способ вибродиагностирования газотурбинных двигателей Способ вибродиагностирования газотурбинных двигателей Способ вибродиагностирования газотурбинных двигателей Способ вибродиагностирования газотурбинных двигателей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх