Устройство для стыковки верхней и нижней секций фюзеляжа летательного аппарата

 

Изобретение относится к технологии производства летательных аппаратов. Цель изобретения - сокращение трудоемкости и повышение качества сборки. Новым в устройстве для стыковки верхней и нижней секций фюзеляжа летательного аппарата являются фиксатор верхней секции 5 фюзеляжа, состоящий из наружных лекал и площадок, связанных между собой и закрепленных на верхней секции, у которой пояса шпангоутов соединены стяжками, а механизмы перемещения, установленные на основании, выполнены в виде аэростатических опор с ловителями. 14 ил.

Изобретение относится к технологии производства летательных аппаратов и может быть использовано в других отраслях промышленности, производящих сложные объемные агрегаты. Целью изобретения является сокращение трудоемкости и повышение качества сборки. На фиг. 1 показан стапель для общей сборки фюзеляжа, главный вид; на фиг. 2 то же, вид сверху; на фиг. 3 сечение А А на фиг. 1; на фиг. 4 - сечение Б Б на фиг. 1; на фиг. 5 узел I на фиг. 3; на фиг. 6 сечение В - В на фиг. 1; на фиг. 7 вид Г на фиг. 2; на фиг. 8 сечение Д Д на фиг. 7; на фиг. 9 вид Е на фиг. 7; на фиг. 10 вид Ж на фиг. 7; на фиг. 11 узел II на фиг. 1; на фиг. 12 вид 3 на фиг. 3 и фиг. 4; на фиг. 13 сечение И - И на фиг. 12; на фиг. 14 сечение К К на фиг. 12. Устройство состоит из фиксации 1 нижней секции фюзеляжа 2, фиксации разъема 3 нижней секции, фиксации разъема 4 верхней секции 5, наружных лекал 6 с шаровыми опорами 7, наружного лекала 8 с цилиндрической опорой 9, площадок 10 с шаровыми опорами 7, аэростатических опор (АО) 111 1111. Лекала 6 и 7, площадки 10 закреплены на верхней секции и борт-отсеках технологическими болтами в местах установки штатного крепежа. В устройстве одиннадцать аэростатических опор, которые состоят из нижней 12 и верхней 13 плит, кольцевой наружной стенки и резьбовой втулки 14. Все эти детали, соединенные между собой с помощью сварки, образуют герметичную внутреннюю полость камеру. Через штуцер 15, вкрученный в верхнюю плиту, и гибкий шланг 16 сжатый воздух, прошедший через влагопоглотитель типа В 41 и маслораспылитель типа В 44, поступает в камеру АО 11. Благодаря наличию внутренней полости в АО 11 давление сжатого воздуха выравнивается по всему объему. Из камеры АО 11 сжатый воздух через питающие отверстия 17 в нижней плите 12 поступает в полость между плитой 12 и экраном 18. Из-за сопротивления истечению воздуха, создаваемого весом АО и полезной нагрузкой в полости между плитой 12 и экраном 18 создается избыточное давление. В момент, когда равнодействующая сил избыточного давления уравновесит вес АО 11, внешнюю нагрузку, между АО и экраном образуется воздушный зазор величиной 0,002 мм, который практически исключает контакт между АО 11 и экраном, обеспечивая перемещение АО 11 относительно экрана в пределах 25 мм с коэффициентом трения 0,001 Этому способствует то, что лекала 6, 8 и площадки 10, закрепленные на верхней секции, не связаны жестко с АО, обеспечивая все три угловые степени свободы АО. В резьбовые втулки 14 АО вкручен механизм 19 вертикального перемещения. На упорный подшипник этого механизма свободно установлены конические ловители 20 и призматический ловитель 21 АО с первой по десятую оснащены коническими ловителями, а одиннадцатая АО призматическим ловителем. Призматический ловитель 21 установлен на одиннадцатой АО таким образом, что ось призмы совпадает с осью самолета. Для фиксации АО в номинальном положении относительно экранов 18 в горизонтальной плоскости применены штыри 22, а для фиксации АО в промежуточных положениях применены винты 23, вкрученные в упоры 24. Контроль величины смещения АО в промежуточных положениях осуществляется измерением зазоров между верхней плитой 13 и упором 24. Экраны 18 закреплены на каркасе 25 неподвижно. Для предотвращения деформаций верхней секции в районе бортотсеков верхние секции шпангоутов правого и левого бортов соединяются стяжками 26. Для исключения среза болтов крепления лекал 6 с верхней секцией лекала соединены стяжками 27 с шаровыми опорами 7, установленными на площадках 10. Конический ловитель 20 представляет собой втулку с коническим отверстием и опорным наружным торцом под упорный подшипник. Вращением механизма 19 верхняя секция может быть поднята или опущена минимальным крутящим моментом. Для фиксации механизма 19 используются винты 28. Призматический ловитель 21 представляет собой призму, наклонные поверхности которой в основании призмы переходят в цилиндрическую поверхность, радиусом равную радиусу цилиндрической опоры 9. Причем эта поверхность представляет собой ленту шириной 5 мм симметрично расположенную относительно оси цапфы призмы. В связи с малой базой заделки верхней секции на лекале 8 в конце фюзеляжа применены рубильники 29, которые вверху крепятся к лекалу 8 и внизу к ложементу фиксации нижней секции 1. Устройство работает следующим образом. Подготовка к фиксации верхней секции в стапеле общей сборки начинается в стапеле для сборки верхней секции. Для этого перед выемкой верхней секции из стапеля по фиксации на верхнюю секцию устанавливают площадки 10 с шаровыми опорами 7 под бортотсеки, лекала 6 и 8 с шаровыми 7 и цилиндрической 9 опорами и стяжки 26, 27. После установки нижней секции в стапель общей сборки его подготавливают к приему верхней секции. Для этого АО 111 и 1111 и фиксируют в номинальное положение на экранах 18 с помощью штырей 22. Остальные АО 112 1110 с коническими ловителями 20 расфиксируются и в их камеры подается сжатый воздух. Первая и последняя АО приняты в качестве базовых, как наиболее разнесенные вдоль оси самолета. т.е. создающие наибольшую базу для фиксации верхней секции. При этом конический ловитель 20 первой АО фиксирует верхнюю секцию в двух направлениях: вдоль оси самолета и перпендикулярно оси самолета, а призматический ловитель 21 последней АО лишь в одном направлении: перпендикулярно оси самолета. Затем верхнюю секцию с помощью специальной траверсы и крана вынимают из стапеля для сборки верхней секции и устанавливают в стапель общей сборки, ориентируя секцию по АО первой и последней. Остальные АО, которые "зависли" над экраном 18 при опускании верхней секции сами центрируются относительно шаровых опор 7, благодаря скольжению шаров и цилиндра по наклонным поверхностям ловителей, что исключает деформации верхней секции. При необходимости корректировки положения верхней секции относительно нижней первую и последнюю АО расфиксируют, в их камеры подают сжатый воздух и всю верхнюю секцию перемещают в любом направлении правлении практически без деформации, фиксируя последовательно каждую АО с помощью бинтов 23, 28 и штырей 22. После этого снимают стяжки 26 и 27 и приступают к выполнению сборочных работ по стыковке верхней 5 и нижней 2 секций фюзеляжа. 2 4 6 8 10 12

Формула изобретения

Устройство для стыковки верхней и нижней секций фюзеляжа летательного аппарата, содержащее приспособление для установки и крепления нижней секции, расположенное на основании, приспособление для установки и крепления верхней секции с фиксаторами и механизмами перемещения, отличающееся тем, что, с целью сокращения трудоемкости и повышения качества сборки, фиксаторы выполнены в виде наружных лекал, поперечных стяжек для соединения поясов верхних частей шпангоутов и площадок для крепления верхней секции, а механизмы перемещения выполнены в виде аэростатических опор с ловителями, связанными с наружными лекалами и площадками.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 22.09.1994

Номер и год публикации бюллетеня: 29-2001

Извещение опубликовано: 20.10.2001        




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам изготовления лопастей, которые могут быть использованы в вертолетостроении и .ветроэнергетике

Изобретение относится к самолетостроению, в частности к технологии изготовления и герметизаций трехслойных металлических сотовых панелей

Изобретение относится к самолетостроению и может быть использовано при изготовлений и сборке самолета

Изобретение относится к самолетостроению и может быть использовано при сборке несущих аэродинамических поверхностей с силовым набором типа нервюра

Изобретение относится к авиационной промышленности и может быть использовано в сборочных приспособлениях

Изобретение относится к самолетостроению , конкретно к способу сборки стапеля, предназначенного для сборки легких, средних и тяжелых летательных аппаратов

Изобретение относится к самолетостроению и может быть использовано при изготовлении сборных лонжеронов крыльев самолета

Изобретение относится к технологии производства летательных аппаратов, в частности к стендам для стыковки агрегатов, преимущественно расположенных один над другим

Изобретение относится к монтажу сборочной оснастки и может быть использовано в самолетостроении

Изобретение относится к вертолетостроению, а именно к способам изготовления несущих винтов вертолетов

Изобретение относится к технологии авиастроения и касается разработки способов сборки фюзеляжа самолетов

Изобретение относится к авиации и касается устройств наземного электроснабжения летательных аппаратов

Изобретение относится к области производства летательных аппаратов и может быть использовано в других отраслях машиностроения, производящих сложные объемные агрегаты

Изобретение относится к машиностроению преимущественно для закрепления навесных конструкций, например, панелей солнечных батарей, антенн и т.п., расположенных на спутнике статически определяемой системой связей
Изобретение относится к области авиации и касается ремонта летательных аппаратов

Изобретение относится к способам сборки крыла летательных аппаратов и может быть использовано в самолетостроении
Наверх