Способ сборки лонжерона крыла самолета

 

Изобретение относится к самолетостроению и может быть использовано при изготовлении сборных лонжеронов крыльев самолета . Цель изобретения - повышение статической прочности верхнего пояса лонжерона. Способ сборки лонжерона крыла самолета заключается в,том, что перед соединением стенки с верхним .поясом ее деформируют изгибом в направлении от присоединяемой детали устанавливают в сборочное-приспособление на присоединяемую деталь (верхний пояс) на крайние крепежные элементы, а установку внутренних крепежных эл ементов верхнего пояса со стенкой и нижнего пояса со стенкой осуществляют в направлении от центра к краям. 11 ил.

. СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)ю В 64 F 5/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) .сЮ-с

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ю с» с»

Ъ»

О

4 (ь

О (21) 4896241/23 (22) 25.12.90 (46) 15.04.93. Бюл. ha 14 (71) Харьковский авиационный институт им, Н.Е.Жуковского (72) Э.Н.Румянцев, А.Г.Шманов, Г.А.Новиков и В.Г.Бабичев (56) Григорьев В.П. и др. Технологические процессы и оборудование для выполнения болтовых и заклепочных соединений в конструкциях самолетов. Ташкент, ФАН, 1971, с. 67, (54) СПОСОБ СБОРКИ ЛОНЖЕРОНА ÊÐ61ЛА САМОЛЕТА (57) Изобретение относится к самолетостроению и может быть использовано при изгоИзобретение относится к самолетостроению и может быть использовано при изготовлении сборных лонжеронов крыльев самолетов, Цель изобретения — повышение статической прочности верхнего пояса лонжерона.

На фиг.1 проиллюстрирована характеристика эксплуатационного нагружения крыла самолета; на фиг.2 — фрагмент типовой конструкции лонжерона и характер его эксплуатационного нагружения; на фиг.3— .11 — эпюры технологического процесса сборки лонжерона.

В полете на крыло действует распределенная аэродинамическая нагрузка g8, которая приводит к сжатию верхних панелей и растяжению нижних (фиг.1), причем лонже.роны крыла, располагаясь вдоль размаха крыла участвуют в восприятии изгиба растяжением нижних поясов 1 и сжатием верхних

„„5U„„1808769 А1 товлении сборных лонжеронов крыльев самолета. Цель изобретения — повышение статической прочности верхнего пояса лонжерона. Способ сборки лонжерона крыла самолета заключается в,том, что перед соединением стенки с верхним .поясом ее деформируют изгибом в направлении от присоединяемой детали устанавливают в сборочное. приспособление на присоединяемую деталь (верхний пояс) на крайние крепежные элементы, а установку внутренних крепежных элементов верхнего пояса со стенкой и нижнего пояса со стенкой осуществляют в направлении от центра к краям.

11 ил, 2, стенка лонжерона 3 воспринимает сдвиг в своей плоскрсти, а стойки 4 усиливают стенку (фиг.2), Соединение отдельных частей лонжерона производится крепежными элементами 5, например, заклепками или болтами, Причем в зависимости от конструктивно-силовой схемы крыла доля изгиба .на лонжерон Ми может составлять 50-90-",ь з от общего изгиба крыла.

Технологический процесс сборки лонжерона крыла разработанным способом состоит из следующих операций;

1) раздельное изготовление поясов 1,2, стенки 3, подкрепляющих стоек 4;

2) изготовленные части лонжерона выставляют в сборочном приспособлении, причем стенку лонжерона изгибают из ее . плоскости в сторону от присоединяемых поясов 2 (фиг.3); 3) скрепление стенки 3 и верхнего пояса

2 крайними крепежными элементами 6, при7808769 жим "тенки к поясу технологическим усилием Рт (фиг.5);

4) последовательная установка всех крепежных элементов крепления стенки с верхним поясом от центра стенки к ее краям (фиг.6). при этом в верхнем поясе лонжерона реализуются предварительные технологические напряжения растяжения o< ", 5) прижим стенки 3 с нижним поясом 1 технологическим усилием Рт и крепление стенки с нижним поясом крепежными элементами от центра к краям (фиг,8 — 9);

6) установка на стенку подкрепляющих стоек 4 и их крепление со стенкой (фиг,11).

Полученные в результате сборки предварительные напряжения растяжения в верхнем поясе о " уменьшают суммарный

1 уровень эксплуатационных напряжений „

T,e, on = on — on . Снижение уровня напряжений сжатия в верхнем поясе позволит повысить его статическую прочность, а следовательно и статическую прочность лонжерона в целом, что и обеспечивает технический эффект разработанного способа по сравнению с прототипом.

Техническая эффективность разработанного способа будет наибольшей, если предварительные напряжения растяжения в поясе будут равны эксплуатационным, т.е. и, " — n, " . Поскольку в собранном лонжероне в нижнем поясе предварительные напряжения не реализуются, То усталостная прочность нижнего пояса остается на уровне прототипа.

Разработанный способ позволит повысить статическую прочность лонжерона на

15-20, что повысит его надежность, либо при заданном уровне надежности снизить

его массу и принесет при эксплуатации изделия экономический эффект, Формула изобретения

Способ сборки лонжерона крыла самолета, заключающийся в соединении в сборочном приспособлении стенки с верхними, нижними поясами и с подкрепляющими стойками с помощью крепежных элементов, отличающийся тем, что, с целью повышения статической прочности верхнего пояса лонжерона, осуществляют предварительное деформирование стенки изгибом в направлении от присоединяемой детали и перпендикулярно к поверхности сопряжения и соединение с верхним поясом крайними крепежными элементами, а установку внутренних крепежных элементов вврхнего пояса со.стенкой и нижнего пояса со стен30 кой осуществляют в направлении от центра к краям, 1808769 э

М н л

ФИГ.2

ФИГ.3

ФИГ.5

ФИГ.4

Уид В

Б-Б

ФИГ.8

ФИГ.6

Г- /

CNI .9

ФИГ. I0

Составитель Э,Румянцев

Редактор В.Трубченко Техред М.Моргентал Корректор M.Àíäðóøåíêî

Заказ 1253 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и.открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент". r. Ужгород. ул.Гагарина. 101

ФИГ.7 г-г

ФИГ. П

Способ сборки лонжерона крыла самолета Способ сборки лонжерона крыла самолета Способ сборки лонжерона крыла самолета 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технологии производства летательных аппаратов, в частности к стендам для стыковки агрегатов, преимущественно расположенных один над другим

Изобретение относится к средствам наземного обслуживания летательных аппаратов, в частности к поддонам для сбора гидросмеси, топлива или масла при утечках из гидротопливных систем

Изобретение относится к области ракетной -техники, а именно к технологии монтажа обтекателя преимущественно наружных коммуникаций летательного аппарата (трубопроводов подачи топлива, газов, бортовых кабельных сетей и т.д.); Целью изобретения является повышение эффективности процесса монтажа за счет упрощения технологических операций

Изобретение относится к технологии самолетостроения и может быть использовано в других отраслях машиностроения

Изобретение относится к технологии производства летательных аппаратов (ЛА) и может быть использовано в самолетостроении при изготовлении опытных образцов ЛА и в условиях мелкосерийного производства для последовательной во времени сборки узлов летательных аппаратов, преимущественно лонжеронов с носками и предкрылков

Изобретение относится к технологии производства аппаратов и может быть использовано в самолетостроении

Изобретение относится к авиастроению и может быть использовано для изготовления конструкций летательных аппаратов

Изобретение относится к производству летательных аппаратов и может быть использовано в других отраслях при производстве объемных агрегатов

Изобретение относится к конструкциям из полимерного композиционного материала с высокой степенью нагружения и способам их изготовления и может применяться в области авиастроения, космической техники, и т.д

Изобретение относится к монтажу сборочной оснастки и может быть использовано в самолетостроении

Изобретение относится к вертолетостроению, а именно к способам изготовления несущих винтов вертолетов

Изобретение относится к технологии авиастроения и касается разработки способов сборки фюзеляжа самолетов

Изобретение относится к авиации и касается устройств наземного электроснабжения летательных аппаратов

Изобретение относится к области производства летательных аппаратов и может быть использовано в других отраслях машиностроения, производящих сложные объемные агрегаты

Изобретение относится к машиностроению преимущественно для закрепления навесных конструкций, например, панелей солнечных батарей, антенн и т.п., расположенных на спутнике статически определяемой системой связей
Изобретение относится к области авиации и касается ремонта летательных аппаратов

Изобретение относится к способам сборки крыла летательных аппаратов и может быть использовано в самолетостроении
Наверх