Устройство управления системой отопления и вентиляции транспортного средства

 

Изобретение может быть использовано в автомобилестроении. Цель - повышение эффективности управления вентиляцией и отоплением салона автомобиля и снижение травмоопасности. Сущность: в опорной пластине 1 с рычагами управления 3 и 4 установлен ползун 5 с возможностью продольного перемещения в волнообразной направляющей прорези 8. Ползун шарнирно соединен с рычагами управления посредством поводков 6 и 7. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к регулированию подачи воздуха или жидкости в салон автомобиля к теплообменнику систем вентиляции и отопления.

Известно устройство управления системой отопления и вентиляции транспортных средств, содержащее рычаг, связанный с одним или несколькими исполнительными органами, установленный с возможностью вращения вокруг неподвижной оси, выполненной за одно целое с опорной пластиной, свободный конец которого является рукояткой управления.

К недостаткам этого устройства относятся: 1. Возможность воздействия только на один исполнительный орган или на два или несколько исполнительных органов одновременно, что приводит к увеличению количества органов управления, так как в современных системах отопления и вентиляции транспортных средств содержится большое количество исполнительных органов в виде заслонок и крана, и количество комбинаций крайних положений исполнительных органов велико; 2. Дугообразная траектория перемещения рукоятки управления относительно лицевой поверхности устройства управления, что приводит к увеличенному выступанию рукоятки управления и повышает травмоопасность.

Цель изобретения повышение эффективности управления исполнительными органами системы отопления и вентиляции транспортного средства в виде заслонок или крана, снижение травмоопасности органов управления.

Указанная цель достигается тем, что в устройстве управления системой отопления и вентиляции транспортного средства, содержащем опорную пластину, два рычага управления, установленные с возможностью вращения вокруг неподвижной оси, выполненной за одно целое с опорной пластиной, установлен ползун с двумя штыревидными выступами, размещенный в волнообразной направляющей прорези или канавке, выполненной за одно целое с опорной пластиной, с возможностью продольного перемещения в ней, шарнирно соединенный с рычагами посредством двух поводков.

На фиг. 1 изображено устройство управления при крайнем левом положении рукоятки управления; на фиг.2 то же, при среднем положении рукоятки управления; на фиг. 3 то же, при крайнем правом положении рукоятки управления; на фиг.4 схематическое изображение устройства управления.

Устройство состоит из опорной пластины 1 с неподвижной осью 2, вокруг которой вращаются рычаги 3 и 4, шарнирно связанные с управляющим элементом в виде ползуна 5, посредством промежуточных поводков 6 и 7. Ползун 5 имеет два штыревидных выступа А и В, скользящих в направляющей прорези или канавке волнообразной формы 8. Точки С и Д рычагов 3 и 4 соединены с исполнительными органами 9 и 10.

Устройство работает следующим образом. При перемещении рукоятки управления с ползуном 5 из крайнего левого положения А'В' (см. фиг.2) в среднее положение АВ (см. фиг.1) точка С рычага 3 остается неподвижной так, как является одновременно центром дуги окружности АА' (см. фиг.4) направляющей прорези или канавки 8 и центром вращения поводка 6, длина которого L3 равна радиусу кривизны R1 дуги АА' направляющей прорези или канавки 8. В то же время точка D рычага 4 перемещается из положения D' (см. фиг.2) в положение D (см. фиг. 1). При перемещении рукоятки управления с ползуном 5 из среднего положения AB в крайнее правое положение A''B'' (см. фиг.3), наоборот, точка D остается неподвижной, а точка С перемещается в положение С'', так как устройство управления имеет симметричное построение и выполняется следующее геометрическое соотношение R1= R3=L4=L5, где R1 и R2 радиусы кривизны участков волнообразной направляющей АА' и BB'' соответственно, а L4 и L5 длины поводков 6 и 7 соответственно.

Прямолинейное перемещение рукоятки управления 5 параллельно лицевой поверхности устройства обеспечивается за счет соблюдения геометрического соотношения R1= R2= R3= L1= L2= L3, где R1, R2, R3 радиусы кривизны волнообразной направляющей 8.

L1 расстояние между штыревидными выступами А и В управляющего элемента в виде ползуна 5.

L2 и L3 расстояние между центрами кривизны волнообразной направляющей 8 (см. фиг.4).

При этом при перемещении рукоятки управления с ползуном 5 из одного крайнего положения в другое точка Е ползуна движется по прямой линии, параллельной лицевой поверхности устройства МN.

Точки С и D рычагов 3 и 4 в свою очередь соединены с исполнительными органами 9 и 10.

Таким образом, при перемещении рукоятки управления из крайнего левого положения в крайнее правое положение, последовательно перемещаются сначала исполнительный орган 10, а затем, после прохождения рукояткой среднего положения, исполнительный орган 9 и наоборот. При этом соблюдается прямолинейное перемещение органа управления параллельно лицевой поверхности устройства, что позволяет в два раза уменьшить количество органов управления и, следовательно, повысить эффективность управления исполнительными органами системы вентиляции и отопления транспортного средства в виде крана или заслонок и обеспечить прямолинейное перемещение органов управления параллельно лицевой поверхности устройства, с целью снижения травмоопасности.

Формула изобретения

1. УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОТОПЛЕНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее опорную пластину и жестко соединенную с ней ось, на которой шарнирно закреплены два рычага управления, связанные с исполнительными органами системы, отличающееся тем, что оно снабжено ползуном с двумя штыревидными выступами, соединенным с рычагами управления посредством двух поводков, при этом опорная пластина выполнена с волнообразной прорезью или канавкой, включающей в себя три участка, а ползун размещен в прорези или канавке с возможностью продольного перемещения.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что элементы конструкции устройства связаны между собой соотношениями R1 R2 R3 L4 L5; L1 L2 L3, где R1 радиус кривизны первой части направляющей прорези или канавки; R2 радиус кривизны второй части направляющей прорези или канавки;
R3 радиус кривизны третьей части направляющей прорези или канавки;
L1 расстояние между штыревидными выступами ползуна;
L2 расстояние между центрами кривизны первого и второго участков волнообразной направляющей;
L3 расстояние между центрами кривизны второго и третьего участков волнообразной направляющей;
L4 и L5 длины первого и второго поводков.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам нагрева и охлаждения и может быть использовано как средство обеспечения комфортных условий, преимущественно в салоне транспортного средства, например автомобиля, трактора и т.п

Изобретение относится к автомобилестроению и касается регулировки подачи подогретой жидкости или воды от двигателя к радиатору отопления салона через кран управления отопителем

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для фильтрования воздуха в кабинах транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к конструкциям люков крыши транспортных средств, которые можно использовать как аварийные выходы для эвакуации пассажиров в аварийной ситуации и по прямому назначению для вентиляции салона, например, автобусов, троллейбусов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при работе транспортного средства в условиях очень большой запыленности воздуха, преимущественно в пустынных регионах и открытых угольных разработках

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системе отопления грузоподъемных транспортных средств и предназначено для использования на железнодорожных, гусеничных, пневмоколесных кранах, а также в экскаваторах и другой технике, имеющей закрытое машинное отделение

Изобретение относится к машиностроению, в частности к большегрузным карьерным автосамосвалам, имеющим подогрев стенок грузовой платформы отработавшими газами двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к вентиляции, отоплению и кондиционированию воздуха в кабинах транспортных средств, например легковых автомобилей

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к оборудованию для обеспечения и поддержания комфортных условий в кабинах транспортных средств, и может быть использовано для регулирования температурного режима воздуха, подаваемого в кабину

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к системам обеспечения работы дизельных силовых установок военных гусеничных машин

Изобретение относится к машиностроению, а именно к системам вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха в кабинах транспортных средств, например легковых автомобилей

Изобретение относится к системам кондиционирования воздуха и может быть использовано в транспортных средствах, а также в качестве бытового кондиционера в системах подогрева и охлаждения воздуха в помещениях

Изобретение относится к транспортному машиностроению, конкретно касается конструкции систем охлаждения трансмиссии и подвески транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к системам вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха в кабинах транспортных средств, например, легковых автомобилей
Наверх