Способ получения маловязких масел

 

Использование: в нефтеперегонке, в частности в способе фракционирования мазута, гидропарафинизации масляных фракций. Сущность изобретения: способ фракционирования мазута ведут в двух вакуумных колоннах с циркуляционным орошением. При этом маловязкую фракцию масляного дистиллята с т.выкип. 98%-ного отгона не выше 360°С, которую выводят из линии верхнего циркуляционного орошения первой колонны, направляют на каталитическую гидродепарафинизацию, а часть промежуточного циркуляционного орошения той же колонны отбирают в количестве 5-15 ма. от выводимого масляного дистиллята. 1 ил. 11 табл.

Изобретение относится к способам получения нефтяных масел и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.

Известен (патент США N 4719003, кл.208-91, опубл. 1988) способ получения нефтяных масел. Согласно этому способу сырье перед каталитической гидродепарафинизацией вводят в контакт с сорбентом ( Al2O3, глина, и т.п.) для удаления компонентов, снижающих скорость диффузии прямоцепочных углеводородов в порах катализатора (смолы, полициклические ароматические углеводороды) при температуре выше 175оС, давление 0,1-21 мПа, объемной скорости подачи сырья 0,1-100 ч-1. Очищенное сорбентом сырье подвергают гидродепарафинизации при температуре 205-540оС и давлении 0,1 + 21 МПа в присутствии катализатора. После стабилизации гидродепарафинизата получают депмасло с температурой застывания минус 27оС (выход 68 мас.).

Недостатком известного способа является невысокий выход масла и необходимость дальнейшей стадии очистки сырья на специальном абсорбенте от компонентов, обуславливающих быструю дезактивацию катализатора и низкое качество полученного масла.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ получения маловязких масел (патент США N 4755279, кл. 208-87 опубл. 1988) согласно которому сырье подвергают контактированию с Н2 и катализатором гидроочистки. Очищенный поток, выходящий из зоны гидроочистки, направляют в зону депарафинизации, где подвергают его контактированию с водородом и катализатором гидродепарафинизации.

Недостатком способа, принятого за прототип, является необходимость дополнительной стадии очистки сырья от компонентов, обуславливающих быструю дезактивацию катализатора и низкое качество получаемого масла.

Целью изобретения является повышение антиокислительной стабильности маловязких масел, получаемых каталитической гидродепарафинизацией.

Поставленная цель достигается тем, что в качестве сырья гидродепарафинизации используют верхний вакуумный погон, выделяемый в вакуумной колонне с высокой четкостью разделения, обеспечивающей более узкий фракционный состав (98%-ная точка выкипания не выше 360оС).

Существенным отличием и новизной заявляемого способа по сравнению с известным является то, что в качестве сырья каталитической депарафинизации используют верхний вакуумный погон разгонки мазута, выделенный с высокой четкостью разделения, обеспечивающей более узкий его фракционный состав (98% фракции выкипает до температуры 360оС).

Сущность предлагаемого способа заключается в следующем. Мазут подвергают вакуумной разгонке в двух последовательно расположенных колоннах (К-1 и К-2) на верхний вакуумных прогон, фракции 330-420оС, 420-490оС и 490оС КК. С целью получения верхнего вакуумного погона требуемого фракционного состава (98% выкипает при температуре не выше 360оС) и снижения содержания в ней высококипящих компонентов, обладающих низкой антиокислительной стабильностью, из вакуумной колонны К-1 выводят маловязкий поток для регулирования конца кипения верхнего вакуумного погона в количестве 5-15% от общего потока выводимого с верха колонны.

Улучшенный вакуумный погон выводят из линии верхнего циркуляционного орошения (ВЦО) и направляют на каталитическую гидродепарафинизацию в присутствии катализатора, содержащего высококремнеземный цеолит, при температуре 330-390оС, давлении 3-5 МПа, объемной скорости 0,5-1,5 ч-1. От получаемого гидрогенизата отгоняют легкокипящие фракции, выкипающие до температуры 260оС и получают маловязкое депарафинированное масло (типа И-5А, ИЛС-5 и т.д.).

П р и м е р 1. Мазут западно-сибирской нефти подвергают вакуумной разгонке на верхний вакуумный погон, фр.330-420оС, 420-490оС и выше 490оС, при этом выводят промежуточную фракцию в количестве 0,48 т/ч из промежуточного циркуляционного орошения (ПЦО). Верхний вакуумный погон выводят из линии ВЦО колонны К-1 (см.чертеж) в количестве 9,1 т/ч и направляют на каталитическую гидродепарафинизацию в присутствии катализатора КДМ-1 (ТУ 38.40172-87), содержащего, мас. цеолит NH4 ВКЦ 40,0; цеолит НУ 7,4; окись никеля 5,5; окись молибдена 10,1; широкопористая -Al2O3 остальное до 100. После отгона легкокипящих продуктов реакции получают гидродепарафинизат (6,7 т/ч, условия гидродепарафинизации: температура 320оС, давление 3 МПа, объемная скорость 0,5 ч-1. Получают маловязкое депарафинизированное масло, характеристика которого приведена в таблице.

П р и м е р 2. Мазут западно-сибирской нефти подвергают вакуумной разгонке на верхний вакуумный погон и фр. 330-420оС, 420-490оС и выше 490оС, при этом выводят промежуточную фракцию в количестве 0,95 т/ч из ПЦО. Верхний вакуумный погон выводят из линии ВЦО колонны К-1 (см.чертеж) в количестве 9,1 т/ч и направляют на каталитическую гидродепарафинизацию в присутствии катализатора и в условиях согласно примеру 1. Получают маловязкое депарафинированное масло, характеристика которого приведена в таблице.

П р и м е р 3. Мазут западно-сибирской нефти подвергают вакуумной разгонке на верхний вакуумный погон, фр. 330-420оС, 420-490оС и выше 490оС при этом выводят промежуточную фракцию в количестве 1,4 т/ч из ПЦО. Верхний вакуумный погон выводят из линии ВЦО колонны (см.чертеж) в количестве 8,15 т/ч и направляют на каталитическую гидродепарафинизацию в присутствии катализатора и в условиях согласно примеру 1. Получают маловязкое депарафинированное масло, характеристика которого приведена в таблице.

П р и м е р 4. Мазут западно-сибирской нефти подвергают вакуумной разгонке на верхний вакуумный погон и фр. 330-420оС, 420-490оС и выше 490оС, при этом выводят промежуточную фракцию в количестве 0,29 т/ч из ПЦО. Верхний вакуумный погон выводят из линии ВЦО колонны К-1 (см.чертеж) в количестве 9,29 т/ч и направляют на каталитическую гидродепарафинизацию в присутствии катализатора и в условиях согласно примеру 1, Получают маловязкое депарафинированное масло, характеристика которого приведена в таблице.

П р и м е р 5. Мазут западно-сибирской нефти подвергают вакуумной разгонке на верхний вакуумный погон и фр. 330-420оС, 420-490оС и выше 490оС, при этом выводят промежуточную фракцию в количестве 1,72 т/ч из ПЦО. Верхний вакуумный погон выводят из линии ВЦО колонны К-1 (см.чертеж) в количестве 7,86 т/ч и направляют на каталитическую гидродепарафинизацию в присутствии катализатора и в условиях согласно примеру 1. Получают маловязкое депарафинированное масло, характеристика которого приведена в таблице.

Приведенные примеры 1,2,3 показывают, что при выводе из колонны К-1 части потока в количестве 5-15% от количества верхнего вакуумного потока обеспечивает необходимое качество сырья (температура выкипания 98%-ой точки не превышает 360оС) для получения процессом каталитической гидродепарафинизации масел, отвечающих требованиям нормативной документации.

При увеличении количества выводимого потока из колонны К-1 более 15% от количества верхнего вакуумного погона (пример 5) уменьшается выход верхнего вакуумного погона, ухудшаются показатели качества масла, получаемого процессом каталитической гидродепарафинизации (снижается температура вспышки и кинематическая вязкость).

При выводе из колонны К-1 менее 5% от количества верхнего вакуумного погона выводимого из ВЦО колонны К-1 (пример 4) увеличивается выход верхнего вакуумного погона, но ухудшается антиокислительная стабильность масла, получаемого процессом каталитической гидродепарафинизации.

Формула изобретения

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МАЛОВЯЗКИХ МАСЕЛ путем вакуумной разгонки мазута в двух колоннах, работающих с циркуляционным орошением, и последующей каталитической гидродепарафинизации масляной фракции, отобранной в виде верхнего погона, отличающийся тем, что на гидродепарафинизацию направляют фракцию маловязкого масляного дистиллята с температурой выкипания 98% отгона не выше 360oС, которую выводят из линии верхнего циркуляционного орошения первой колонны, при этом отбирают часть промежуточного циркуляционного орошения той же колонны в количестве 5-15 мас. от выводимого масляного дистиллята.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности, к усовершенствованному способу получения нефтяных фракций из нефти путем ее перегонки

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к получению дистиллятных фракций, используемых при производстве топлив и смазочных масел

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к получению дистиллятных фракций, используемых при производстве топлив и смазочных масел

Изобретение относится к нефтепереработке и, конкретно, к получению реактивного топлива

Изобретение относится к способам получения дизельных топлив и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к нефтехимической технологии, в частности к способам получения малосернистого дизельного топлива, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности

Изобретение относится к химической технологии, в частности к способам гидроочистки бензиновых фракций, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности

Изобретение относится к способу получения бензола из углеводородных бензолсодержащих смесей различного происхождения, содержащих ароматические и неароматические углеводороды и соединения серы
Изобретение относится к нефтегазоперерабатывающей промышленности, в частности к способам стабилизации гидрогенизата обессеривания углеводородного сырья

Изобретение относится к получению синтез-газа в способе получения керосина и газойля из природного газа

Изобретение относится к способу получения углеводородных продуктов
Наверх