Коляска для инвалидов "аква"
Использование: для самостоятельного передвижения инвалидов. Сущность изобретения: коляска содержит раму, выполненную в виде опоры для сиденья и связанную с двумя задними ведомыми колесами, подножками и первым Г-образным кронштейном 5, во втулке которого размещена наклонная поворотная вилка переднего ведущего колеса 8, связанная с вторым кронштейном, на котором закреплена со смещением относительно оси поворота вилки каретка 10 ручного кривошипного цепного привода, имеющего рукоятки 11 и 12 , ведущую и ведомую звездочки, охваченные цепью, и втулку переднего колеса с размещенными в ней муфтой свободного хода и механизмом тормоза. Подножки 4 закреплены на независимых рычагах с колесиками, связанных с рамой с одной стороны шарнирно, а с другой - через гибкие тяги. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к медицинской технике, а именно к транспортным средствам для самостоятельного передвижения инвалидов и может использоваться в спортивных состязаниях инвалидов на колясках.
Известно транспортное средство [1] содержащее раму, выполненную в виде опоры для сиденья и связанную с двумя задними ведомыми колесами и первым кронштейном, во втулке которого рaзмещена наклонная поворотная вилка переднего ведущего колеса, связанная с вторым кронштейном, на котором закреплена со смещением относительно оси поворота вилки каретка ручного кривошипного цепного привода. Недостатком известного транспортного средства является то, что первый кронштейн расположен в продольной плоскости симметрии коляски, и поэтому при посадке необходимо перекидывать ногу через него. Это трудно выполнить инвалидам с утраченными функциями ног. Кроме того из-за отсутствия подножек и неудобного сиденья не обеспечивается устойчивость положения инвалида при езде. Прототипом изобретения является коляска для инвалидов [2] содержащая раму, выполненную в виде опоры для сиденья и связанную с двумя задними ведомыми колесами, подножками и первым кронштейном, во втулке которого размещена наклонная поворотная вилка переднего ведущего колеса, связанная с вторым кронштейном, на котором закреплена со смещением относительно оси поворота вилки каретка ручного кривошипного цепного привода. У известной коляски первый кронштейн имеет прогиб вниз. Это позволяет уменьшить высоту перекидывания ноги при посадке. Однако из-за прогиба кронштейна переднее колесо, расположенное в одной плоскости с кронштейном, смещается вперед, увеличивая длину коляски. Техническим результатом является повышение удобства посадки и уменьшение габаритов коляски. Поставленный результат достигается тем, что в коляске для инвалидов, содержащей раму, выполненную в виде опоры для сиденья и связанную с двумя задними ведомыми колесами, подножками и первым кронштейном, во втулке которого размещена наклонная поворотная вилка переднего ведущего колеса, связанная с вторым кронштейном, на котором закреплена со смещением относительно оси поворота вилки каретка ручного кривошипного цепного привода, первый кронштейн выполнен в виде Г-образной боковой петли. Кроме того, для обеспечения безопасности движения подножки закреплены на независимых рычагах с колесиками, связанных с рамой с одной стороны шарнирно, а с другой через гибкие тяги. Исполнение первого кронштейна коляски в виде Г-образной боковой петли позволяет освободить пространство перед сиденьем и следовательно сделать удобной посадку инвалида. Переднее колесо можно приблизить к сиденью, при этом оно не будет препятствием при посадке, так как поворачивается и может быть установлено под углом 90o, а при езде находится между подножками. Это позволяет уменьшить длину коляски. На фиг.1 показан общий вид коляски; на фиг.2 то же, вид сверху; на фиг.3 то же, вид по стрелке А. Коляска для инвалидов "АкВа" (фиг.1 и 2) содержит раму 1, выполненную в виде опоры для сиденья 2 и связанную с двумя задними ведомыми колесами 3, подножками 4 и первым кронштейном 5, во втулке 6 которого размещена наклонная поворотная вилка 7 переднего ведущего колеса 8, связанная с вторым кронштейном 9, на котором закреплена со смещением относительно оси поворота вилки каретка 10 ручного кривошипного цепного привода, имеющего рукоятки 11 и 12, ведущую 13 и ведомую 14 звездочки, охваченные цепью 15, и втулку 16 переднего колеса с размещенными в ней муфтой свободного хода и механизмом тормоза. Кронштейн 9 соединен с поворотной вилкой 7 телескопическим соединением с зажимом 17, позволяющим смещать кронштейн 9 относительно поворотной вилки для регулировок положения каретки 10 по высоте и силы натяжения цепи 15. Подножки 4 закреплены на независимых рычагах 18 и 19 (см.фиг.3) с колесиками 20, связанных с рамой 1 с одной стороны шарнирно, а с другой - через гибкие тяги 21, например цепи. На задних колесах 3 закреплены поручни 22. Кронштейн 5 выполнен в виде Г-образной боковой петли. Коляску используют следующим образом. Для передвижения инвалид садится на сиденье 2. Для этого он становится одной или двумя ногами между подножками 4 (см.фиг.2), затем садится и переставляет ноги на подножки. При посадке поворотную вилку 7 можно повернуть на 90o в любую сторону, что увеличит свободное пространство перед сиденьем. Усевшись на сиденье, инвалид берется руками за рукоятки 11 и 12 и вращает кривошипный вал. При этом крутящий момент от вала через элементы 13, 14 и 15 цепной передачи и муфту свободного хода втулки 16 передается к переднему колесу 8. Колесо начнет вращаться и приведет в движение коляску. Для поворота коляски на рукоятках 11 и 12 создают боковые управляющие усилия, направленные в сторону поворота, под действием которых поворотная вилка 7 развернется относительно втулки 6, и коляска повернется в нужную сторону. Во время поворота можно либо продолжать вращать рукоятки 11 и 12, либо остановить их. В последнем случае муфта свободного хода втулки 16 автоматически отключит ведомую звездочку 14 от колеса 8, и движение на повороте осуществится за счет инерции коляски. Для торможения коляски рукоятки 11 и 12 привода вращают в обратном направлении. При этом сработает механизм тормоза втулки 16 переднего колеса, и колесо затормозится. Для движения задним ходом коляску приводят за поручни 22. Это осуществляют либо одной рукой, другая остается на одной рукоятке привода для управления коляской, либо двумя одновременно. С помощью поручней преодолевают и участки плохой дороги. При движении по плохой дороге или случайных наклонах коляски колесики могут контактировать с дорогой. Прокатываясь по ней, они приподнимают рычаг 18 или 15 с соответствующей подножкой, исключая жесткий удар подножек о дорогу и следовательно возможный переворот коляски. После контакта колесиков о дорогу рычаг под действием силы тяжести возвращается в исходное положение и удерживается над дорогой гибкими тягами 21. В предлагаемой коляске эффект заключается: 1) в повышении удобства при посадке в коляску за счет применения кронштейна, выполненного в виде Г-образной боковой петли; 2) в снижении габаритов коляски до размеров, позволяющих размещать коляску в обычном пассажирском лифте, что достигается также за счет Г-обрaзного кронштейна; 3) в повышении безопасности движения за счет закрепления подножек на независимых рычагах с колесиками, подвижных относительно рамы и подвешенных на гибких тягах, что исключает жесткие удары подножек о неровности дороги.Формула изобретения
1. Коляска для инвалидов, содержащая раму, выполненную в виде опоры для сидения и связанную с двумя задними ведомыми колесами, подножками и первым кронштейном, во втулке которого размещена наклонная поворотная вилка переднего ведущего колеса, связанная с вторым кронштейном, на котором закреплена со смещением относительно оси поворота вилки каретка ручного кривошипно-цепного привода, отличающаяся тем, что первый кронштейн выполнен в виде Г-образной боковой петли. 2. Коляска по п.1, отличающаяся тем, что подножки закреплены на независимых рычагах с колесиками, связанных с рамой с одной стороны шарнирно, а с другой через гибкие тяги.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3