Устройство для создания микроклимата в салоне транспортного средства

 

Использование: в системах кондиционирования воздуха, транспортных средств, а именно, кранов, тракторов грейдеров. Сущность изобретения: устройство содержит вентиляционный люк, воздуховод с фильтром и вентилятором, воздухоохладитель, коллектор для подачи охлажденного воздуха и средство отвода теплового воздуха, коллектор разделен на два рукава, воздухоохладитель выполнен в виде вихревой трубы, сообщенной с источником сжатого воздуха, второй рукав снабжен поворотной решеткой и поворотной заслонкой, первый рукав коллектора направлен в область головы водителя. 3 ил.

Изобретение относится к системам кондиционирования воздуха, в частности, к способам и устройствам для создания комфортных условий в салоне транспортного средства, и может быть использовано в кабине крана, трактора, грейдера и других типов тихоходного транспортного средства в теплое время года.

Известны устройства, реализующие способ создания комфортных условий в салоне транспортного средства в теплое время года, включающий вентиляцию объема салона с забором воздуха салона и охлаждение объема салона с забором наружного воздуха до температуры, превышающей температуру воздуха в тени (на 2-10oC) (Г. Д. Лях, В.И. Смола. Кондиционирование воздуха в кабинах транспортных средств и кранов, с. 85-90, рис. 14).

Данный способ малоэффективен, поскольку при вентиляции перемещает потоки воздуха внутри салона, температура в котором зависит от степени разогрева солнечной радиации, а полученная в результате охлаждения наружным воздухом температура поддерживается во всем салоне, и в случае высокой температуры наружного воздуха в теплое время года температура охлажденного воздуха может быть недостаточной для создания комфортных условий для работы водителя.

Известно устройство кондиционирования (а.с. N 1177606, кл. F 24 F 5/00, 1985), содержащее воздухоподающий канал с фильтром на входе и расположенные в канале основной и дополнительный воздухоохладители и вентиляторы, причем основной вентилятор подсоединен к кондиционируемому объему, а дополнительный к индивидуальному средству защиты потребителя. Воздухоохладители выполнены водоиспарительного типа с гигроскопической насадкой, дополнительный вентилятор снабжен сообщенным с атмосферой входным адсорбционным фильтром, между воздухоохладителями установлена влагонепроницаемая перегородка, основной вентилятор подсоединен к кондиционируемому объему через основной воздухоохладитель, дополнительный вентилятор к индивидуальным средствам защиты через дополнительный воздухоохладитель, а основной и дополнительный воздухоохладители снабжены соответственно резервуаром с оборотной водой и резервуаром автономного типа для смачивания насадки.

Для указанного устройства требуются дополнительные испарительные устройства и резервуары с испаряющейся жидкостью. Это влечет за собой усложнение конструкции установки.

Технической задачей настоящего изобретения является разделение наружного потока воздуха на два, один из которых направлен в зону головы водителя.

Поставленная задача решается тем, что в известном устройстве (а.с. N 1177606) для создания микроклимата, включающем корпус, крышку, фильтр, вентилятор, средство подвода сжатого воздуха, вихревую трубу и средство отвода теплого воздуха, коллектор выполнен с двумя рукавами, разделяющими наружный воздух на два потока, на одном из которых установлена вихревая труба и поворотное сопло, второй рукав коллектора снабжен поворотной решеткой и поворотной заслонкой, а крышка имеет возможность вертикального возвратно-поступательного перемещения для перехода из режима вентиляции салона в режим охлаждения салона.

Разделение наружного воздуха на два потока, в один из которых подают охлажденный в вихревой трубе воздух от компрессора позволяет обеспечить подачу части охлажденного воздуха в область головы водителя, а остальную часть на охлаждение объема салона, что, в свою очередь, обеспечивает создание необходимых комфортных условий для водителя и, тем самым, обеспечивает достижение цели изобретения.

Одновременно подача в часть потока наружного воздуха, охлажденного в вихревой трубе воздуха, дает возможность охладить воздух в области головы водителя до необходимой по санитарным нормам температуры, что также обеспечивает создание микроклимата для водителя.

Наличие вихревой трубы на одном из рукавов коллектора и поворотного сопла позволяет обеспечить дополнительное охлаждение наружного воздуха до требуемой температуры и направить его в виде струи в область головы водителя, что обеспечивает создание комфортных условий, согласно способу, для водителя (когда он сидит или стоит).

Снабжение второго рукава коллектора поворотной решеткой позволяет изменить направление потока наружного воздуха и, тем самым, обеспечить оптимальные условия охлаждения салона.

Снабжение второго рукава поворотной заслонкой позволяет регулировать подачу воздуха в салон и, тем самым, обеспечить переходный режим работы устройства с режима вентиляции на режим охлаждения.

Выполнение крышки с возможностью вертикального возвратно-поступательного перемещения позволяет регулировать подачу наружного воздуха в режиме вентиляции и охлаждения.

Сравнение заявляемого технического решения с прототипом позволило установить соответствие его критерию "новизна". При изучении других технических решений, известных в данной области техники, признаки, отличающие заявляемое техническое решение от прототипа, не выявлены и поэтому они обеспечивают заявляемому техническому решению в целом соответствие критерию "существенные отличия".

На фиг. 1 приведена схема предпочтительного варианта исполнения устройства, вид сбоку, разрез; на фиг. 2 вид спереди на устройство; на фиг. 3 схема установки устройства в салоне транспортного средства.

Устройство 1 для создания микроклимата в салоне транспортного средства включает корпус 2, крышку 3, фильтр 4, вентилятор 5, средство с подвода сжатого воздуха, вихревую трубу 7 и средство отвода теплового воздуха 8. Устройство 1 содержит коллектор 9 с двумя рукавами 10, 11, на одном из которых 10, установлена вихревая труба 7 и поворотное сопло 12. Второй рукав 11 коллектора 9 снабжен поворотной решеткой 13 и поворотной заслонкой 14. Крышка 3 имеет возможность вертикального возвратно-поступательного перемещения для перехода из режима вентиляции салона в режим охлаждения салона.

Устройство работает следующим образом.

Включают вентилятор 5. В режиме вентиляции сопло 12 закрыто и воздух, охлажденный в вихревой трубе 7, поступает в салон с основным потоком. При открытой крышке 3 и закрытой заслонке 14 сопло 12 закрыто и поток воздуха в вихревой трубе 7 поступает в салон с основным потоком. При открытой крышке 3 и закрытой заслонке 14 сопло 12 открыто и поток охлажденного воздуха с частью охлажденного наружного воздуха поступает по направлению в область головы водителя. В зависимости от рабочего положения водителя (стоит он или сидит) направление струи воздуха регулируется поворотом сопла в салоне самолета. Вихревая труба 7 включается в работу водителем по мере необходимости, а отключается автоматически при снижении давления. В случае использования сжатого воздуха системы тормозов транспортного средства, подкачки колес (если средство содержит ходовую колесную часть), вихревая труба 7 отключается автоматически пневмоклапаном (на чертеже не показано) при снижении давления в пневмосети ниже допустимого и автоматически включается при достижении нормального давления в пневмосети. Поворотная заслонка 14 позволяет в режиме охлаждения наружным воздухом перекрыть забор воздуха в салон и наоборот и, тем самым, обеспечить переходный режим работы устройства 1 с режима охлаждения на режим вентиляции салона и наоборот, с режима вентиляции салона на режим охлаждения объема салона. При закрытой крышке 3 и открытой поворотной заслонке 14 осуществляется режим вентиляции салона. При открытой крышке 3 и закрытой поворотной заслонке 14 осуществляется режим охлаждения салона наружным воздухом.

Данное устройство не требует применения хладагента, исключает возможность его утечки в сложных условиях работы (в случае тихоходных транспортных средств), что обеспечивает экологическую чистоту, надежность устройства, а следовательно, его долговечность.

В случае использования сжатого воздуха пневмосети автомобиля не требуется дополнительного источника энергии для холодильной установки, как в обычном автомобиле. В качестве источника энергии холодильной установки используется воздух, который в обычных автомобилях сбрасывается из пневмосети при нормальном давлении в атмосферу.

Формула изобретения

Устройство для создания микроклимата в салоне транспортного средства в теплое время года, содержащее вентиляционный люк, воздуховод с фильтром, воздухоохладитель, коллектор для подачи охлажденного воздуха и средство теплого воздуха, отличающееся тем, что оно снабжено источником сжатого воздуха, а коллектор разделен на два рукава, в первом из которых установлен воздухоохладитель, выполненный в виде вихревой трубы, сообщенной с источником сжатого воздуха, и поворотное сопло, а второй рукав снабжен поворотной решеткой и поворотной заслонкой для перехода из режима вентиляции салона в режим охлаждения, причем первый рукав коллектора направлен в область головы водителя.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах кондиционирования воздуха, устанавливаемых на транспортных средствах

Изобретение относится к транспортному средству

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам , обеспечивающим комфортабельность в салонах и кабинах автомобильной, сельскохозяйственной техники и т.п

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для кондиционирования воздуха транспортного средства

Изобретение относится к устройствам для кондиционирования воздуха транспортных средств, в частности кабин управления, преимущественно грузовых автомобилей

Изобретение относится к системам кондиционирования воздуха и может быть использовано в транспортных средствах, а также в качестве бытового кондиционера в системах подогрева и охлаждения воздуха в помещениях

Изобретение относится к оборудованию рельсовых транспортных средств

Изобретение относится к оборудованию рельсовых транспортных средств, обеспечивающему комфортные условия в пассажирских вагонах, в частности, к климатической установке для кондиционирования воздухом скоростного вагона

Изобретение относится к термоэлектрическим кондиционирующим и холодильно-морозильным устройствам, применяемым, например, на пассажирском железнодорожном и другом транспорте

Изобретение относится к устройствам теплообмена и теплопередачи

Изобретение относится к технике мокрой очистки газов от взвешенных частиц, пыли и других примесей и может быть использовано для очистки запыленного воздуха и/или отходящих производственных газов в различных отраслях промышленности
Изобретение относится к способам и устройствам для регенерации активированного угля, используемым преимущественно в устройствах для обработки воздуха в транспортных средствах, в частности в их салонах
Наверх