Способ определения профессиональной пригодности и психологической подготовки работников органов внутренних дел

 

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для оценки профессиональной пригодности. Способ позволяет повысить информативность и точность оценки. Для этого измеряют параметры сердечно-сосудистой и дыхательной систем, внимания, быстроты реакции и электрокожного сопротивления до и после психофизиологических нагрузок, а также в процессе непрерывного выполнения испытуемым меняющихся физических и профессиональных действий, осложненных препятствиями с внезапным воздействием психогенных и помеховых факторов дополнительно измеряют время выполнения отдельных этапов и время выполнения в целом, оценивают правильность реакций и выбора решений, память, способность к логическому мышлению и по системе баллов определяют профессиональную пригодность. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к медицинской технике в психофизиологических исследованиях, а также к средствам обучения, профессионального отбора и распределения по специальностям и может быть использовано при определении профессиональной пригодности работников, находящихся в процессе работы в сложных экстремальных ситуациях, преимущественно, работников органов внутренних дел.

Известен способ психофизиологического отбора (см.ж. "Зарубежное военное образование", 1988, N 8 с.36), осуществляемый путем сравнительного тестирования кандидатов в нейтральной обстановке и под нагрузкой с учетом биологических параметров человека, а именно электрических потенциалов отдельных участков коры головного мозга. Способ реализуется с помощью тесто-диагностического комплекса, оснащенного ЭВМ. На голове испытуемого закреплены датчики, с которых биологическая информация поступает на ЭВМ.

Измерение указанных параметров в процессе выполнения тестов различной целевой направленности позволяет получить результаты, которые могут служить основой для прогнозирования поведения испытуемого в экстремальных ситуациях.

Недостатком известного способа является низкий уровень прогноза поведения испытуемого в стрессовых ситуациях, далеких от реальной обстановки.

Наиболее близким к предлагаемому способу является способ определения профессиональной пригодности пожарных, защищенный а.с. СССР N 1445695, кл. A 61 B 5/16, опубл. 1988 г. включающий оценку параметров сердечно-сосудистой и дыхательной системы, а также внимания и быстроты реакции до и после психофизиологических нагрузок.

Изобретение решает узкую профессиональную задачу обучение испытуемых отысканию очага пожара в условиях задымленности помещения. При этом испытуемый испытывает воздействие единственного психогенного фактора задымленности, что не позволяет прогнозировать его поведение в реальной ситуации и, тем более в сложной экстремальной обстановке и, следовательно, не позволяет проводить грамотный профессиональный отбор, между тем, как для ряда профессий (в т. ч. и пожарных) вопросы отбора кандидатов в условиях все возрастающих требований к физическим и психофизиологическим качествам приобретает решающее значение.

Таким образом, существует актуальная проблема в создании способа определения профессиональной пригодности и психологической подготовки работников, находящихся в процессе работы в сложных экстремальных ситуациях, таких, как работники органов внутренних дел.

Задача, на решение которой направлено изобретение, заключается в повышении информативности в процессе обучения и повышении точности прогноза при определении профессиональной пригодности.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе определения профессиональной пригодности и психологической подготовки работников органов внутренних дел, включающем оценку параметров сердечно-сосудистой и дыхательной систем, внимания и быстроты реакции до и после психофизических нагрузок, согласно изобретению, в процессе предъявления психофизических нагрузок моделируют стрессовую ситуацию с помощью внезапного воздействия психогенными и помеховыми факторами, дополнительно определяют электрокожное сопротивление, правильность выбора решений, память, способность к логическому мышлению, время, затраченное на выполнение отдельных этапов и всего задания; полученные показатели оценивают в баллах и по сумме баллов определяют профессиональную пригодность и психологическую подготовку.

Также, согласно изобретению, для достижения технического результата на испытуемого в процессе подготовки воздействуют визуальным, звуковым, тактильным и запаховым раздражителями.

Также, согласно изобретению, на испытуемого воздействуют дополнительным черно-желтым визуальным раздражителем.

Измерение дополнительного параметра электрокожного сопротивления до и после психофизических нагрузок, что коррелирует с уровнем стресса, а также измерение дополнительных параметров в процессе выполнения меняющихся физических и профессиональных действий, позволяет повысить информативность процесса подготовки и, тем самым, повысить точность прогноза при определении профессиональной пригодности. Отличительной особенностью изобретения является то, что стрессогенное воздействие осуществляется не только на сознательном уровне, когда испытуемый способен анализировать поступающую информацию и свои поступки, но, и это главное, на бессознательном уровне. Это воздействие осуществляется на зрительный анализатор (черно-желтый цвет, темнота, бесформенные тени, вспышки и др.), слуховой анализатор (внезапные резкие звуки автоматная очередь, звук наезда автомобиля, звуки, ассоциирующиеся с опасностью шипение змеи, агрессивный лай нападающей собаки, неясные звуки, напоминающие стоны, детский плач), тактильный анализатор (многочисленные прикосновения различного характера к кожным покровам), обонятельный анализатор (резкие неприятные запахи).

При этом, как известно ("Психология" под ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского, М. 1980, с.387), реакция организма на стресс бывает двоякой: на одних он оказывает мобилизующее воздействие точность, правильность и своевременность, например, профессиональных действий у них не изменяется и даже повышается. У других он может вызвать нарушения вплоть до дезорганизации (дистресс), что сказывается на правильности или неправильности профессиональных действий и времени выполнения задания.

Согласно цветовому тесту Макса Люшера человек выбирает цвета в соответствии со своим психическим состоянием в данное время. Проведенные экспериментальные исследования показали, что и наоборот, при воздействии специально подобранной цветовой гаммы на зрительный анализатор испытуемого его бессознательная сфера временно вводится в соответствующее состояние (красный цвет активизирующее, желтый плюс черный тревожное). Поэтому дополнительное воздействие на испытуемого черно-желтым визуальным раздражителем и оценка его поведения позволяет повысить информативность процесса обучения и точность прогноза при определении профессиональной пригодности.

Способ определения профессиональной пригодности и психологической подготовки работников органов внутренних дел поясняется с помощью чертежей, где на фиг. 1 представлен план учебно-тренировочного комплекса, на фиг.2 - функциональная схема управления и контроля комплекса.

Комплекс содержит ряд последовательных участков 1, разделенных перегородками 2, каждый из которых снабжен датчиком 3 местонахождения испытуемого. В качестве датчика 3 использован инфракрасный датчик (извещатель охранно-пожарный оптико-электронный ИОП 409-1.1 "Фотон 1М"), установленный по уходу движения испытуемого.

Выходы всех датчиков подключены к компьютеру 4 (оснащенному видеоконтрольным устройством) и первому входу блока коммутации 5, второй вход которого соединен с выходом многоканального источника звуковых эффектов 6 (магнитофоном), управляющий вход которого подключен к первому выходу блока коммутации 5. Второй выход блока коммутации 5 соединен с формирователем визуального воздействия 7, третий выход с формирователем звукового воздействия 8, четвертый выход с индикаторными элементами 9 (по числу датчиков 3).

Компьютер 4, магнитофон 6, блок коммутации 5 и индикационные элементы 9 встроены в пульт управления 10. В месте расположения пульта управления 10 находятся медицинские приборы 11 для измерения физиологических параметров испытуемых.

Каждый из участков 1 оборудован специальным образом для постановки конкретной профессиональной задачи. Например, один из участков полосы может быть оборудован как тренажер, представляющий собой свето-звуковую имитацию огневой точки и несколько укрытий: истинных и ложных (из разных материалов: кирпичных и деревянных соответственно). Тренажер ставит перед испытуемым задачу защиты от нападения преступника, вооруженного автоматическим оружием. В качестве формирователя звукового воздействия 8 используется динамик, в качестве формирователя визуального воздействия 7 проблесковый маяк, табло, освещенный стенд и др. В качестве дополнительного визуального раздражителя используется черно-желтая окраска потолков, пола и стен полосы, что усиливает тревожное состояние испытуемого.

Способ определения профессиональной пригодности и психологической подготовки осуществляют следующим образом.

Перед прохождением у испытуемого измеряют физиологические параметры - частоту сердечных сокращений, электрокожное сопротивление и другие параметры.

В процессе прохождения полосы испытуемый преодолевает последовательно участок за участком, совершая все необходимые физические и профессиональные действия. При этом осуществляют измерение времени прохождения отдельных участков и суммарное время (по сигналам датчиков 3 местонахождения испытуемых), оценивают правильность реакций и выбора решений (по сигналам датчиков 3 и визуально по экрану компьютера, встроенного в пульт управления 10). После прохождения полосы испытуемый четко и лаконично докладывает руководителю о происшедшем, который оценивает память испытуемого и способность к логическому мышлению. Каждый этап оценивается количеством баллов, установленных методом экспертных оценок. После доклада испытуемый повторно измеряет свои психофизиологические параметры, что позволяет определить степень воздействия количественно. По сумме баллов определяется профессиональная пригодность испытуемого и его психологическая подготовка.

Пример. В момент начала движения включается секундомер и руководителем нажимается кнопка "старт". Одновременно включается низкочастотный прерывистый звуковой сигнал, вызывающий ощущение тревоги и подсознательно задающий ускоренный ритм движения.

Испытуемый делает 1-2 кувырка по ходу движения, испытывает раздражающее воздействие на вестибулярный аппарат. Этап оценивается в баллах (каждый кувырок + 5 баллов) при касании стены баллы снимаются.

Далее, второй этап открывание испытуемым блокированной двери с приложением физической силы необходимого уровня и профессиональных навыков. Выполнено верно + 5 баллов, неверно минус 5 баллов. На этап "место преступления" испытуемый попадает через окно, напротив которого имитация окна, проем его заполнен зеркалом, создающим при движении испытуемого эффект встречного движения фигуры человека. Этап оборудован с помощью манекенов и краски (повешенный, расчлененный труп, пятна крови на стенах, на полу), звуковые эффекты, световые эффекты. Обучаемый должен изучить и максимально запомнить обстановку. Максимально полное описание + 15 баллов, минимально удовлетворительное + 5 баллов, неверное 0 баллов (в методической инструкции имеется более подробный перечень предметов обстановки и начисляемых баллов в зависимости от важности названных предметов).

Аналогичным образом осуществляется прохождение следующих этапов, количество и оборудование которых не нормировано. При этом, поскольку одни и те же "психологические препятствия" оказывают различное воздействие на испытуемых, что в основном зависит от преимущественного развития у данного испытуемого одной из следующих стратегий восприятия окружающего мира: визуальной (зрительной), аудиальной (слуховой) и кинестетической (телесных ощущений), использование многофакторного комплексного психологического воздействия с последующей оценкой профессиональных действий позволяет реализовать поставленную задачу повысить информативность в процессе обучения и точность прогноза при определении профессиональной пригодности к действиям в экстремальных условиях.

Система баллов разработана экспертным путем и варьируется в зависимости от категории испытуемых (стажа работы в органах внутренних дел, выполняемых служебных обязанностей и др.). По окончании психологической подготовки измеряется общее время прохождения учебно-тренировочного комплекса и общее количество баллов, которое набрал испытуемый, а также контролируются с помощью медицинских приборов физиологические параметры.

Оценка испытуемых ведется по таблице, составленной экспертным путем.

Непосредственно после прохождения комплекса реально выявляются также известные вегетативные признаки стрессового состояния, выраженные в разной степени: расширение зрачков, побледнение кожных покровов лица, резкая тахикардия, иногда тремор верхних и нижних конечностей и др. которые постепенно исчезают в короткий промежуток времени (обычно до 30 мин).

Данная система оценок позволяет определить рейтинг каждого лица из данной категории и предпочтительную первоочередность при распределении на специальности, где нужна повышенная стрессоустойчивость.

Функциональная схема управления и контроля комплекса работает следующим образом.

С датчиков 3 местонахождения испытуемого информация поступает на компьютер 4, где на экране видеоконтрольного устройства имеется условное изображение комплекса, по которому перемещается метка синхронно с движением испытуемого по мере включения одного за другим датчиков 3. Одновременно сигнал с датчика 3 поступает на первый вход блока коммутации 5. В зависимости от датчика 3, который в данный момент подключен к первому входу блока коммутации 5, на его второй вход с магнитофона 6 поступает тот звуковой сигнал, который предусмотрен заданием на данном участке комплекса. Этот звуковой сигнал с третьего выхода блока коммутации 5 поступает на динамик 8. Одновременно выходной сигнал блока коммутации 5 включает формирователь визуального воздействия 7 данного участка (табло, маяк, фары автомобиля, стенд с фотографиями преступников и др.) и индификационный элемент 9, соответствующий включенному датчику 3.

Блок коммутации выполнен на релейных элементах, управляемых транзисторными ключами по сигналам датчиков 3.

Отличительной особенностью данного комплекса является то, что датчики 3 местонахождения испытуемого непосредственно с испытуемым не связаны (как в устройстве прототипе), что повышает мобильность и свободу действий испытуемого.

Комплекс используется как для выработки психологической устойчивости у обучаемых, проходящих первоначальную подготовку, так и для контроля уровня психологической закалки у сотрудников органов внутренних дел, систематически проходящих кратковременные сборы в учебном центре.

В связи с тем, что в органах внутренних дел существует более 2-х десятков специализированных служб, на комплексе предусмотрены различные варианты заданий для обучаемых и возможность включения участков в различных сочетаниях. Успешные показатели помогут выделить лиц более пригодных к участию в работе спецформирований и, наоборот, неуспешные обратить внимание на лиц, оказавшихся чрезмерно податливыми к стрессу, т.е. грамотно произвести профессиональный отбор и распределение на специальности.

Комплекс психологической подготовки, являясь самостоятельным звеном, может входить в учебный центр обучения сотрудников, состоящий из следующих элементов: полоса препятствий, предназначенная для физической подготовки, комплекс психологической подготовки и полоса огневой подготовки (тир). Это триединство обеспечивает комплексность обучения сотрудников.

Формула изобретения

1. Способ определения профессиональной пригодности и психологической подготовки работников органов внутренних дел, включающий оценку параметров сердечно-сосудистой и дыхательной систем, внимания и быстроты реакции до и после психофизических нагрузок, отличающийся тем, что в процессе предъявления психофизических нагрузок осуществляют внезапное воздействие психогенными и помеховыми факторами, дополнительно определяют электрокожное сопротивление, правильность выбора решения, память, способность к логическому мышлению, время затраченное на выполнение отдельных этапов и всего задания, полученные показатели оценивают в баллах и по сумме баллов определяют профессиональную пригодность и психологическую подготовку.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что на испытуемого в процессе подготовки воздействуют визуальным, звуковым, тактильным и запаховым раздражителями.

3. Способ по пп.1 и 2, отличающийся тем, что на испытуемого воздействуют дополнительным черно-желтым визуальным раздражителем.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицинской технике

Изобретение относится к области медицины, а именно к психиатрии, и может быть использовано при реабилитации больных с нервотическими расстройствами

Изобретение относится к обучающей технике и может быть использовано в легкой промышленности при создании технических средств тренировки навыков сверхбыстрого восприятия различной информации: текстовой, символьной, образной и т.п

Изобретение относится к медицине, в частности к определению иммунологической реактивности для установления "группы риска" при массовых медицинских осмотрах для своевременного проведения лечебных и профилактических мероприятий

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройствам для исследования системы поддержания равновесия человека методом стабилографии, и может использоваться в диагностических целях при выявлении нарушений опорно-двигательных функций и для анализа опорных реакций в процессе выполнения спортивных и трудовых движений с целью профотбора или обучения для оптимизации их

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к диагностике двигательного и психического состояния

Изобретение относится к устройствам для выполнения психологических исследований, в частности, для выявления и тренировки экстрасенсорных способностей человека
Изобретение относится к области медицины, а именно к геронтологии

Изобретение относится к медицине и может быть использовано в психотерапии для лечения соматических заболеваний

Изобретение относится к медицине, а именно к медицинскому образованию и может быть использовано для прогнозирования успешности обучения студентов

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для индивидуальных и массовых исследований в сфере психологии, социологии и психосоматики

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии

Изобретение относится к медицинской технике, в частности к диагностическим приборам, и может быть использовано в психиатрии, психофизиологии, инженерной и спортивной психологии
Изобретение относится к психологии, а именно к методам обучения, и может быть использовано при обучении специалистов летного состава
Наверх