Топливная композиция

 

Сущность изобретения: топливная композиция на основе дизельных фракций содержит 1,10 - 1,10 неонола или дипроксамина. 2 табл.

Изобретение относится к нефтепереработке в частности, к топливным композициям, используемым в дизельных двигателях.

Известна композиция пускового топлива, содержащая серный эфир, газовый бензин, изопропилнитрат, антиокислительные и антиизносные присадки и добавку диоксана в количестве 0,01 - 1,50 мас.%, снижающего поверхностное натяжение жидкости, обеспечивающего лучшее химическое распыление и повышающего испарение (авт. св. N 486036, кл. C 10 L 1/18, 1975).

Недостатком композиции является ядовитость диоксана, а также то, что в композиции с дизельным топливом добавка не регулирует его эксплуатационные свойства.

Известна также композиция бензиновая на основе бензина с добавлением двухосновной калиевой соли полиизобутилзамещенной янтарной кислоты в количестве 410 - 4-510-5 мас.%, улучшающей процессы сгорания, в частности, раннего воспламенения и скорости распространения пламени в цилиндре (авт. св. N 1568891, кл. C 10 L 1/18, 1990).

Однако данная композиция не применима для использования в дизельных двигателях.

Наиболее близкой к предлагаемой композиции по технической сущности и достигаемому результату является топливная композиция, содержащая дизельные фракции и полифункциональные полимерные перекиси в количестве 0,01 - 0,05 мас.%, повышающие скорость воспламенения дизельных топлив, улучшающие процесс их горения и повышающие цетановое число (авт. св. N 236897, кл. C 10 L 1/18, 1969).

Однако известная композиция не позволяет регулировать эксплуатационные свойства дизельного топлива, связанные с испарением, такие как фракционный состав, температура вспышки.

Известно, что в дизеле удается применять более тяжелые топлива с худшей испаряемостью, чем в карбюраторном двигателе.

В дизелях хорошо распыленное дизтопливо впрыскивается в воздух, нагретый за счет сжатия до 500 - 600oC, и тем самым обеспечиваются интенсивный прогрев и испарение капель топлива. (Гуреев А. А. и др. Топлива для дизелей. Свойства и применение. М.: Химия, 1993, с. 42-69).

Тем не менее применение очень легких топлив при низких температурах воздуха не облегчает, а, наоборот, затрудняет пуск двигателя. Причиной этого является то, что на испарение большого количества легких фракций дизтоплива затрачивается тепло, поэтому снижается температура предпламенных реакций. При нормальной и повышенной температурах работа дизеля на топливе с температурой начала кипения ниже 60oC может привести к образованию паровых пробок в системе питания.

Таким образом, задачей изобретения является разработка топливной композиции, позволяющей регулировать фракционный состав и испаряемость дизельных топлив.

Задача решается предлагаемой топливной композицией, содержащей дизельные фракции, составляющие основу дизельного топлива летнего, и добавку, отличительной особенностью которой является то, что в качестве добавки она содержит неонол в количестве 110-5 - 110-3 мас.% или дипроксамин в количестве 110-5 - 110-3 мас.%.

Дипроксамин представляет собой блоксополимер окиси этилена и пропилена на основе этилендиамина, где n1+n2+n3+n4 = 80 и m1+m2+m3+m4 = 26 Известно, что дипроксамин применяется в нефтяной промышленности для обезвоживания нефти (Поверхностные явления и поверхностно-активные вещества: Справочник / Абрамзон А. А. и др. Л.: Химия, 1984 с. 368). Неонол представляет собой моноалкиловый эфир полиэтиленгликоля на основе первичных жирных спиртов CnH2n+1O (C2H4O)mH, где n = 12 - 14, m = 13 и используется как эмульгатор минеральных масел, и малорастворимый соэмульгатор, как сырье для производства сульфоэтоксилатов и других ПАВ. (Поверхностно- активные вещества: (Справочник./ А. А. Абрамзон и др. Л.: Химия, 1979 с. 303).

Данные добавки могут быть использованы в углеводородных фракциях летнего, зимнего, арктического дизельных топлив.

Указанную топливную композицию готовят введением расчетных количеств неонола или дипроксамина в дизельное топливо и последующим перемешиванием смеси в течение 20-30 мин при 40 - 60oC.

Пример 1. Приготовление композиции, содержащей 110-3 мас.% неонола: к 2999,97 г дизельных фракций, составляющих основу ДТ "Л-62" без товарных присадок, добавляют 0,03 г неонола. Смесь подогревают до 60oC и перемешивают механической мешалкой в течении 20 мин. Далее полученная композиция исследуется стандартными методами с целью получения характеристик фракционного состава (ГОСТ 2177-66), температуры вспышки (ГОСТ 6356-75), кинематической вязкости (ГОСТ 33- 66). Поверхностное натяжение определялось сталагмометрическим методом (Поверхностные явления и поверхностно-активные вещества. Справочник / А. А. Абрамзон и др. Л.: Химия, 1984, с. 168), толщина поверхностного слоя определялась эллипсометрическим методом с помощью эллипсометра ЛЭФ-М-1 (Пшеницин А. А. и др. Эллипсометрия в физико- химических исследованиях. Л.: Химия, 1986, с. 152). Физико-химические свойства композиции приведены в табл. 1.

Аналогично готовятся топливные композиции, содержащие добавку неонола в количестве 510-4, 110-4, 510-5, 110-5 мас.%. Результаты исследования смесей с этими концентрациями неонола приведены также в табл. 1.

Приготовление композиции, содержащей 110-3 мас. % дипроксамина: к 2999,97 г дизельных фракций, составляющих основу ДТ"Л- 62" без товарных присадок добавляют 0,03 г дипроксамина. Смесь подогревают до 40oC и перемешивают в течение 30 мин. Далее полученная композиция исследуется методами, приведенными в примере 1. Физико-химические свойства композиции приведены в табл. 2.

Аналогично готовятся композиции с другими концентрациями дипроксамина в дизельном топливе. Результаты исследования свойств этих композиций приведены в табл. 2.

Из данных таблиц видно, что максимальный эффект достигается при концентрации добавок 510-5 мас.% добавки. Введение неонола или дипроксамина в дизельное топливо, изменяя силы межмолекулярного взаимодействия в объемной фазе, значительно влияет на толщину поверхностного слоя на границе с воздухом, что позволяет регулировать испарение (Сюняев З. И. и др. Нефтяные дисперсные системы. М.: Химия, 1990, с. 224).

Данный эффект позволяет улучшить эксплуатационные характеристики дизельного топлива, а именно: регулировать фракционный состав и температуру вспышки, не ухудшая остальных эксплуатационных свойств. В ряде случаев на НПЗ бракуется партия топлива, не соответствующая по фракционному составу, температуре вспышки и другим свойствам параметрам ГОСТ. Для достижения требуемого качества топлива обычно проводят трудоемкую операцию компаундирования или возвращают отбракованную партию в исходную нефть для повторной переработки, что требует значительных дополнительных материальных затрат. Возможно также ухудшение данных свойств дизельных топлив в процессе длительного хранения и транспортировки. Применение добавок позволяет доводить свойства выбракованных партий топлива до товарных требований, улучшить свойства топлива непосредственно у потребителя.

Формула изобретения

Топливная композиция на основе дизельных фракций с добавлением присадки, отличающаяся тем, что в качестве присадки содержит 1 10-5 - 1 10-3 мас.% неонола или дипроксамина.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к использованию присадок для улучшения свойств хладнотекучести сырой нефти, смазочного масла или жидкого топлива, например дистиллятного нефтяного топлива, такого как газойль, кипящего в диапазоне от 110 до 500oC
Изобретение относится к области химической переработки нефтепродуктов, а именно к процессу получения экологически чистых автобензинов с октановым числом 95 - 100 ПИМ и с содержанием бензола менее 0,5 мас.% из катализатов риформинга 85 - 93 ПИМ, а также с одновременным получением бензольного концентрата - сырья для получения товарного бензола

Изобретение относится к углеводородным топливам, используемым в карбюраторных двигателях внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к области топливной энергетики и может быть использовано при создании топливных смесей для дизельных двигателей, печей, турбин и энергетических установок

Изобретение относится к технологии получения топливных композиций и присадок к моторным топливам, в частности к топливным композициям на основе бензинов, дизельных и других топлив, которые используются в автотракторной технике, авиации, ракетной технике и пиротехнике

Изобретение относится к топливным добавкам, а более конкретно к противодымным присадкам

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, а именно к композициям неэтилированного бензина, имеющим октановые числа не менее 76 и используемым в качестве автомобильного и авиационного бензинов

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, в частности к составам бензинов, предназначенных для использования в двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к области нефтехимии, в частности к процессам получения высокооктановых жидких топлив за счет использования добавок

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, а именно к получению автомобильных бензинов

Изобретение относится к присадкам к топливу, которые улучшают процесс горения ископаемого топлива в системах сгорания
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно к бензиновой смеси, которая может быть использована как компонент автомобильных бензинов, а также в лакокрасочной и нефтедобывающей областях промышленности

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно к составу многофункциональной добавки, предназначенной для использования в автомобильных бензинах

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей и автомобильной промышлености

Изобретение относится к области получения высокооктановых жидких топлив за счет использования добавок, регулирующих процесс горения топлив, в частности на основе элементоорганических соединений
Наверх