Способ буксирования танков и устройство для его осуществления

 

Изобретение относится к способам и устройствам эвакуации поврежденной техники, преимущественно для танков, масса которых больше массы тягача. Способ заключается в том, что под танк подводят подъемное приспособление, приподнимают переднюю или заднюю часть танка, фиксируют в приподнятом состоянии, сцепляют тягач с ведущими или направляющими колесами танка и выполняют движение. Устройство согласно предложенному способу включает буксирные штанги, выполненные в виде боковых захватов с приводом и стопором, подъемное приспособление с упором, которое может подводиться под танк с передней или задней его части, и выполненное Z -образной формы. Верхняя горизонтальная часть приспособления шарнирно прикреплена к тягачу, а нижняя может подводиться под танк. К наклонной части подъемного приспособления шарнирно прикреплен корпус рабочего гидроцилиндра, а шток его соединен шарнирно с корпусом тягача. В гидроцилиндре установлен гидрозамок. Техническим результатом является уменьшение массы буксируемого танка и увеличение массы тягача. В результате этого потребное усилие для буксирования уменьшается, а максимальное тяговое усилие на крюке тягача по условиям сцепления гусениц с грунтом увеличивается. 2 с.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к способам и устройствам эвакуации поврежденной бронетанковой техники, преимущественно для танков, масса которых больше массы тягача.

Известны буксирные средства для эвакуации бронетанковой техники, в качестве которых используются бронированные и небронированные тягачи, бронированные ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ), машины технической помощи (МТП). Например, тягачи: БТС-4, БТС-4А, БТС-4В; бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1; машина технической помощи МТП; и др. [1, 2, 3].

Все эти тягачи для буксирования танков с исправной ходовой частью применяют мягкую параллельную сцепку, перекрестную сцепку, сцепку треугольников, сцепку одним тросом по диагонали.

Вышеперечисленные устройства не позволяют осуществлять сцепку тягача с танком без выхода экипажа из машины, а также затрудняют буксировку в случае, когда масса танка больше массы тягача.

Известна также жесткая сцепка (см. Руководство по эксплуатации бронетанковой техники. - М.: Воениздат, 1981, с. 46 - 54), применяемая для буксировки неуправляемых машин.

При этом способ буксирования танков жесткой сцепкой включает устранение причин, мешающих буксированию танка; разворачивание башни танка пушкой назад и стопорение ее по-походному; при исправной ходовой части и механизмах управления буксируемого танка установку рычага кулисы коробок передач в нейтральное положение и растормаживание машины. Кроме этого, учитывая особенности конструкции современных танков [4], например Т-72, перед их буксированием на расстояние более 5 км в картеры левой и правой коробок передач с помощью насоса МЗН БУКСИРА необходимо закачать масло, для чего открывают крышу над трансмиссией, переводят рычаг крана-распределителя привода стартера-генератора в положение 3Б (например, для танка Т-72), замеряют уровень масла в баке системы гидроуправления и смазки трансмиссии, включают рычагом избирателя 2 или 4 передачу, включают насос МЗН БУКСИРА и, выжимая и отпуская педаль сцепления, заполняют маслом картера коробок передач до тех пор, пока уровень масла в баке по щупу не уменьшится на 100 - 120 мм для танка Т-72, затем закрывают трансмиссию; установку на крюки буксируемого танка серег для подсоединения башмаков и буксирных штанг и стопорение их на крюках с помощью струбцин со специальными гайками; подсоединение башмаков к серьгам; подсоединение буксирных штанг к башмакам. При этом буксирные штанги предварительно соединяют со специальным буксирным устройство тягача.

Описанный способ в большинстве случаев требует выполнения подготовительных работ, направленных на устранение причин, мешающих буксированию танка, которые включают в себя необходимый ремонт ходовой части: замену или снятие заклиненных опорных катков, направляющих и (или) ведущих колес, надевание гусениц или устранение их заклинивания; обеспечение свободного перематывания гусениц при наличии заклинивания в отдельных агрегатах трансмиссии или их неисправности: разъединение полужесткого соединения механизмов поворота с бортовыми передачами (там, где это возможно), в отдельных случаях надевание гусениц минуя ведущие колеса и др.; снятие с машины отдельных поврежденных деталей, мешающих ее эвакуации.

Выполнение всех этих работ при эвакуации танков существующим способом требует обязательного выхода экипажа из тягача. Это либо затрудняет, либо делает невозможным эвакуацию танков из-под огня противника, из зон радиоактивного, химического, бактериологического заражения, а также делает невозможным спасение оставшегося в живых экипажа поврежденного танка. Кроме того, опыт выполнения эвакуационных работ, подтвержденный математическими расчетами, показывает, что в достаточно большом количестве случаев буксирование современных танков с помощью существующих эвакосредств (тягачей, БРЭМ) становится невозможным в результате несоответствия тяговых усилий тягачей потребному усилию для буксирования танков. Это объясняется тем, что масса современных танков достигла 40 - 45 т, а масса существующих наиболее распространенных в войсках тягачей составляет: 31,4 т (БТС-4), 32,О т (БТС-2), а БРЭМ-1-4 40,8 т. Это приводит к тому, что, как показывают расчеты, потребное тяговое усилие для буксирования танков массой 40 - 45 т с исправной ходовой частью для усредненных условий снежной дороги (коэффициент сопротивления движению f = 0,17) составляет 6,8 - 7,65 тс, максимальное тяговое усилие на крюке тягача при установившемся движении, обеспечиваемое двигателем, при тех же условиях составляет 9,8 тс (БРЭМ-1 14,2 тс), а максимальное тяговое усилие на крюке тягача по условиям сцепления гусениц с грунтом (коэффициент сцепления = 0,3) составляет всего 4,1 - 5,3 тс, что на 1,5 - 3,55 тс меньше потребного тягового усилия для буксирования. В случае если у буксируемого танка гусеницы заклинены, то практически во всех дорожных условиях буксирование его невозможно как по тяговому усилию, обеспечиваемому двигателем, так и по сцеплению.

Задачей предлагаемого изобретения является увеличение эффективности буксирования танков, масса которых больше массы тягача.

Указанная задача достигается тем, что под танк подводят подъемное приспособление, поднимают переднюю или заднюю часть танка, фиксируют в поднятом состоянии, сцепляют тягач с ведущими или направляющими колесами танка и выполняют движение.

Указанная задача достигается с помощью предлагаемого устройства.

В качестве прототипа взята жесткая сцепка (см. Руководство по эвакуации бронетанковой техники. - М.: Воениздат, 1981. - с. 75 - 77, рис. 90 - 93), которая включает буксирные штанги; сцепные приспособления, состоящие из серег, устанавливаемых на крюки буксируемого танка, и башмаков, соединяющих шарнирно серьги со штангами.

Недостатком прототипа является необходимость выхода экипажа тягача для установки на крюки буксируемого танка сцепных приспособлений и соединения с ними буксирных штанг, установленных предварительно на тягаче. Для облегчения установки жестких штанг применяется цепная подвеска. Кроме того, это устройство не обеспечивает перераспределение массы танка и тягача.

Задача предлагаемого изобретения решается с помощью того, что буксирные штанги выполнены криволинейной формы в виде боковых захватов (краб), на которые может воздействовать привод со стопором, кроме того, на тягаче установлено подъемное приспособление с упором, которое может подводиться под танк с передней или задней его части, это приспособление выполнено Z-образной формы, верхняя горизонтальная часть которого шарнирно прикреплена к тягачу, а нижняя может подводиться под танк, к наклонной части подъемного приспособления шарнирно прикреплен корпус рабочего гидроцилиндра, а шток его соединен шарнирно с корпусом тягача, в гидроцилиндре установлен гидрозамок.

Изобретение поясняется фиг. 1 и 2. На фиг. 1, 2 приведен общий вид устройства для осуществления способа буксирования танков и обозначено: 1 - тягач;
2 - буксирная штанга;
3 - привод со стопором;
4 - упор;
5 - ведущее колесо;
6 - боковой захват (краб);
7 - танк;
8 - подъемное приспособление;
9 - шарнир;
10 - рабочий гидроцилиндр с гидрозамком.

Способ буксирования танков и устройство для его осуществления работают следующим образом. Перед началом эвакуации механик-водитель тягача 1 разводит в противоположные стороны буксирные штанги 2 с помощью привода 3. Затем тягач 1 подъезжает задним ходом к танку 7, предназначенному для эвакуации, механик-водитель опускает до касания с грунтом подъемное приспособление 8, которое подвешено на корпусе тягача 1 посредством шарнира 9, и переводит рабочий гидроцилиндр 10 в плавающий режим. Тягач движется задним ходом до соприкосновения корпуса танка 7 с упором 4 подъемного приспособления 8. Взаимное расположение тягача 1 по отношению к танку 7 обеспечивается маневрированием тягача, при этом механик-водитель ведет наблюдение посредством зеркал заднего вида или любого другого известного средства (в данной заявке не патентуется), например телевизионной установки. При этом требования к точности взаимного расположения танка и тягача не высокие. После соприкосновения корпуса танка 7 с упором 4 механик-водитель включает рабочий гидроцилиндр 10 и приводит в действие подъемное приспособление 8. По достижении установленного усилия гидроцилиндр 10 становится на гидрозамок. Затем механик-водитель включает привод 3, посредством которого буксирные штанги 2 перемещаются по направлению к танку 7 и входят боковыми захватами (крабами) 6 в зацепление с ведущими (или направляющими) колесами 5 танка. В таком положении буксирные штанги 2 фиксируются стопорами. Далее производится буксирование в ближайшее укрытие из-под огня противника или из зараженной зоны.

Таким образом, за счет усилия, развиваемого в рабочем гидроцилиндре 10, как бы уменьшается масса буксируемого танка 7 и увеличивается масса тягача 1. При этом задние подвески тягача должны быть разгружены любым известным способом (в данной заявке не патентуется). В результате этого потребное усилие для буксирования уменьшается, а максимальное тяговое усилие на крюке тягача по условиям сцепления с грунтом увеличивается. Величина этих изменений зависит от установленного максимального усилия в рабочем гидроцилиндре. При реализации заявляемого способа буксирования танков и устройства для его осуществления не требуется выполнения подготовительных работ и работ по обеспечению перематывания гусениц. Кроме того, для осуществления такой сцепки не требуется выхода экипажей из тягача и из танка, что обеспечивает надежную защиту от поражающих факторов оружия противника. Ыа


Формула изобретения

1. Способ буксирования танка, при котором сцепляют тягач с танком жесткой сцепкой и осуществляют буксировку танка, отличающийся тем, что сначала под переднюю или заднюю часть танка подводят подъемное приспособление, приподнимают танк, фиксируют в приподнятом состоянии, сцепляют тягач с ведущими или направляющими колесами танка, а затем осуществляют буксировку танка.

2. Устройство буксирования танка, содержащее буксирные штанги и сцепные приспособления, отличающееся тем, что оно снабжено подъемным приспособлением Z-образной формы с упором, верхняя горизонтальная часть которого шарнирно прикреплена к тягачу, а нижняя выполнена с возможностью подведения под танк, при этом к наклонной части подъемного приспособления шарнирно прикреплен корпус рабочего гидроцилиндра, а его шток шарнирно соединен с корпусом тягача, в гидроцилиндре установлен гидрозамок, причем буксирные штанги выполнены в виде боковых захватов с возможностью взаимодействия с ведущими или направляющими колесами танка.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к радиолокационной технике и применяется в зенитно-ракетных комплексах

Изобретение относится к бронетанковой технике, в частности к комплексам, включающим танк и прицел

Изобретение относится к области броневых конструкций, а конкретно к корпусам танков, и может быть использовано для защиты бронетанковой техники

Изобретение относится к специальным транспортным машинам для использования в зоне чрезвычайных ситуаций

Изобретение относится к военной технике и может быть использовано в боевых машинах со ствольным и ракетным вооружением, а также в машинах разведки и управления огнем

Изобретение относится к боевым бронированным машинам, а именно к танкам, самоходным артиллерийским установкам, боевым машинам пехоты, бронетранспортерам, бронированным машинам управления, ракетным пусковым установкам, бронированным машинам инженерных войск, содержащим корпус, башню, ходовую часть и навесное оборудование корпуса и башни, закрепленное посредством кронштейнов

Изобретение относится к транспортным средствам, а точнее к бронированным машинам, получившим широкое распространение в военной технике и в некоторых областях народного хозяйства

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно, к автомобильным седельным тягачам

Изобретение относится к области специализированного транспорта, в частности к автопоездам с полуприцепами, приспособленными для производства погрузочно-разгрузочных работ с переднего конца рамы и предназначенными для перевозки тяжеловесных грузов

Изобретение относится к способам и устройствам для эвакуации поврежденной бронетанковой техники, преимущественно танков, масса которых больше массы тягача

Изобретение относится к транспортным средствам, а более конкретно к устройствам для соединения полурам сочлененных транспортных средств

Изобретение относится к транспортным средствам, конкретно к устройствам для соединения полурам сочлененных транспортных средств

Изобретение относится к автомобильному транспорту, а именно к сочлененным, многоосным транспортным средствам для перевозки крупногабаритных и тяжелых грузов

Изобретение относится к автомобильному транспорту, а именно, к транспортным средствам для вытаскивания, подъема застрявших и аварийных транспортных средств и их буксировки

Изобретение относится к способам и устройствам эвакуации поврежденной техники, преимущественно для танков, масса которых больше массы тягача

Наверх