Глиссирующее судно

 

Изобретение относится к судостроению и касается создания конструкций глиссирующих судов, снабженных носовым и кормовым поперечными реданами, за которыми размещены выдвижные интерцепторы. Глиссирующее судно содержит корпус. Его килеватое днище имеет носовой и кормовой поперечные реданы. За последними размещены выдвижные интерцепторы. Угол килеватости днища составляет 6-12o на переднем редане и 0-6o на кормовом редане. Поверхность днища судна перед каждым из реданов имеет симметричные плоские участки. Эти участки перед носовым реданом имеют треугольную или трапецеидальную форму. Глиссирующее судно может быть снабжено водометными движителями. Их целесообразно устанавливать в кормовой части судна, Водозаборные отверстия движителей при этом целесообразно выполнять в днище корпуса судна перед кормовым интерцептором. Технический результат реализации изобретения заключается в повышении эксплуатационных качеств глиссирующего судна. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкциям глиссирующих судов, снабженных носовым и кормовым поперечными реданами, за которыми размещены выдвижные интерцепторы.

Предшествующий уровень техники.

Известны глиссирующие суда, содержащее корпус с килеватым днищем и управляемыми носовыми и кормовыми интерцепторами, расположенными в нишах в днище судна (авт. свид. SU 1025574, SU 1837522).

Наиболее близким аналогом представляемого изобретения является быстроходное судно, описанное в патенте RU 2096240, 1997 г. Судно содержит корпус с килеватым днищем, имеющем носовой (передний) и кормовой поперечные реданы, за которыми размещены выдвижные интерцепторы, симметрично разделенные на секции правого и левого борта. Система автоматического управления интерцепторами позволяет использовать их в качестве успокоителей килевой и бортовой качки.

Однако оптимизация ходовых и мореходных качеств известного судна, повышение экономичности его эксплуатации и уровня комфорта для пассажиров и экипажа осуществляются только за счет работы системы управления.

Сущность изобретения.

Предлагаемое изобретение позволяет получить оптимальное конструктивное решение, в котором используются сочетание размеров и формы корпуса судна, расположения интерцепторов и параметров системы управления.

Согласно изобретению глиссирующее судно содержит корпус с килеватым днищем, имеющем носовой (передний) и кормовой поперечные реданы, за которыми размещены выдвижные интерцепторы. При этом угол килеватости днища изменяется по длине судна и его величина находится в пределах 6-12o на переднем редане и 0-6o на кормовом редане.

Поверхность днища судна перед каждым из реданов имеет симметричные плоские участки треугольной формы, совпадающие со смачиваемой в режиме глиссирования поверхностью днища, определенной по результатам модельных испытаний.

В предпочтительном варианте исполнения интерцепторы симметрично разделены на секции правого и левого бортов с возможностью отдельного управления каждой из секций.

Дополнительные преимущества судну придает оснащение его водометными движителями, установленными в кормовой части, причем водозаборные отверстия движителя выполнены в днище корпуса перед кормовыми интерцепторами.

Перечень фигур чертежей.

Сущность изобретения поясняется на представленных чертежах.

На фиг. 1 схематически изображен общий вид судна сбоку.

На фиг. 2 показан вид судна сзади.

На фиг. 3 показан вид со стороны днища.

Для большей наглядности соотношение размеров между отдельными узлами и элементами конструкции судна на чертежах изменено.

Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения.

Глиссирующее судно содержит корпус 1 с килеватым днищем 2, на котором выполнены поперечные носовой редан 3 и кормовой редан 4. Носовой редан 3 выполняют на днище корпуса судна перед его центром тяжести 5. За реданами 3 и 4 расположены соответственно носовые и кормовые интерцепторы 6 и 7, разделенные на симметричные секции левого и правого борта. При необходимости секции интерцепторов 6 и 7 могут, в свою очередь, выполняться из отдельных подсекций (на чертежах не показаны), раздельное управление которыми позволяет более надежно компенсировать во время волнения килевую и бортовую качку.

В предпочтительном конструктивном исполнении судно снабжают водометным движителем 8 (или несколькими движителями 8), установленным в кормовой части, причем водозаборные отверстия 9 движителей 8 выполняют в днище 2 корпуса 1 перед кормовыми интерцепторами 7.

Углы килеватости днища меняются по длине судна и составляют 6-12o на носовом редане 3 и 0-6o на кормовом редане 4. Оптимальные величины и соотношения углов килеватости на каждом из реданов для конкретного судна определяют путем модельных испытаний в опытовом бассейне. При этом увеличение углов килеватости выше указанных верхних значений приводит к снижению гидродинамического качества судна. Уменьшение углов килеватости с выходом за пределы указанных диапазонов несколько повышает гидродинамическое качество, но вызывает трудности при обеспечении устойчивости глиссирования и увеличение перегрузок при движении на волне.

Поверхность днища судна перед каждым из реданов имеет симметричные плоские участки (на фиг. 3 показаны штриховкой, параллельной линии киля), что обеспечивает при движении оптимальное распределение местных углов атаки на днище. Плоские участки 10 перед носовым реданом 3 имеют форму прямоугольных треугольников или трапеций, основание которых совпадает с линией киля, а боковая сторона - с кромкой редана. Форму и размеры плоских смачиваемых участков 11 днища перед кормовым реданом 4 определяют при модельных испытаниях при движении судна в режиме глиссирования.

Для обеспечения минимального сопротивления движению судна выдвиги носовых и кормовых интерцепторов или их секций производят в зависимости от скорости хода. Оптимальная зависимость определяется при модельных испытаниях и уточняется при испытаниях натурного судна.

Выдвиги интерцепторов или их секций осуществляются с помощью системы автоматического управления, обеспечивающей при движении судна на спокойной воде повышение устойчивости движения и улучшение маневренных качеств, а при движении на волне - умерение килевой и бортовой качки и уменьшение перегрузок.

При движении судна с выдвинутым из-за редана 4 интерцептором 7, непосредственно перед интерцептором 7 образуется область повышенного давления. Именно в зоне повышенного давления находится отверстие 9 водозаборника, и забор воды из зоны повышенного давления повышает эффективность работы водометных движителей 8.

Формула изобретения

1. Глиссирующее судно, содержащее корпус с килеватым днищем, имеющим носовой и кормовой поперечные реданы, за которыми размещены выдвижные интерцепторы, отличающееся тем, что угол килеватости днища составляет 6 - 12o на переднем редане и 0 - 6o на кормовом редане, а поверхность днища судна перед каждым из реданов имеет симметричные плоские участки, причем плоские участки перед носовым реданом имеют треугольную или трапецеидальную форму.

2. Судно по п.1, отличающееся тем, что оно снабжено водометными движителями, установленными в кормовой части судна, причем водозаборные отверстия движителей выполнены в днище корпуса перед кормовым интерцептором.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

NF4A Восстановление действия патента Российской Федерации на изобретение

Извещение опубликовано: 10.03.2005        БИ: 07/2005

NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

Дата, с которой действие патента восстановлено: 10.12.2007

Извещение опубликовано: 10.12.2007        БИ: 34/2007



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для строительства многокорпусных судов

Изобретение относится к судостроению и касается конструкций корпусов судов и прочих плавучих средств

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при строительстве тримаранных судов с малой площадью ватерлинии

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования быстроходных судов, имеющих управляемые интерцепторы и движущихся в переходном режиме или режиме глиссирования

Изобретение относится к судостроению и водному транспорту и касается конструирования морских судов, имеющих корпус тримаранного типа

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования корпусов судов

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования корпусов судов

Изобретение относится к судостроению и касается разработки способа замены трения скольжения трением качения объекта, движущегося в жидкой среде

Судно // 2116219
Изобретение относится к области судостроения, а именно к судам с воздушной каверной на днище

Изобретение относится к области транспортных устройств и может быть использовано в воздушном, наземном и водном транспорте

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для строительства многокорпусных судов

Изобретение относится к судостроению и касается конструкций корпусов судов и прочих плавучих средств

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при строительстве тримаранных судов с малой площадью ватерлинии

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования быстроходных судов, имеющих управляемые интерцепторы и движущихся в переходном режиме или режиме глиссирования

Изобретение относится к судостроению и водному транспорту и касается конструирования морских судов, имеющих корпус тримаранного типа

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования корпусов судов

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования корпусов судов

Изобретение относится к судостроению и касается разработки способа замены трения скольжения трением качения объекта, движущегося в жидкой среде

Судно // 2116219
Изобретение относится к области судостроения, а именно к судам с воздушной каверной на днище

Изобретение относится к области транспортных устройств и может быть использовано в воздушном, наземном и водном транспорте

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для строительства многокорпусных судов
Наверх