Способ ранней диагностики односторонней близорукости и близорукой анизометропии

 

Изобретение относится к офтальмологии. Способ включает определение наличия кожных повреждений на лицевой части черепа. При этом определяют возраст момента получения травмы, степень травматического воздействия и расстояние травматического региона от глаз. О вероятности развития близорукости судят при наличии травмы любой степени тяжести на любом расстоянии от глаз у пациента до 5 лет и при получении травмы средней и тяжелой степени тяжести на расстоянии не более 0,03 м у пациента от 5 до 10 лет. В процессе наблюдения ведут проверки рефракции глаз. Способ обеспечивает возможность ранней диагностики односторонней близорукости и близорукой анизометропии с большей степенью точности.

Изобретение относится к офтальмологии, а именно к ранней диагностике односторонней близорукости и близорукой анизометропии.

Известен способ диагностики развития близорукости, исходя из прочности склеры [1].

Недостатком этого способа является низкая вероятность выявления близорукости на раннем этапе.

Известен также способ диагностики близорукости, заключающийся в приложении зрительной нагрузки, измерении аккомодации цилиарной мышцы глаза и суждении о последующем возникновении близорукости по ослаблению мышцы глаза [2].

Недостатком указанного решения является низкая точность выявления близорукости. К тому же данный способ, как и выше описанный аналог, применимы только к двусторонней близорукости.

Наиболее близким по сущности и достигаемому эффекту к предлагаемому является способ диагностики односторонней близорукости и близорукой анизометропии, в котором о вероятности развития болезни судят по наличию разного рода экзогенных и эндогенных вредных факторов [3]. В дальнейшем у пациента проверяют рефракцию глаза.

Недостатком способа является отсутствие конкретных методов определения возможности развития болезни, а следовательно, низкая точность ранней диагностики близорукости.

Следует отметить, что к экзогенным факторам относятся механические, термические, химические и другие повреждения. В способе отсутствуют приемы определения вероятности возникновения близорукости в зависимости от получения повреждений.

Задачей предполагаемого изобретения является устранение указанного недостатка, а именно повышение точности ранней диагностики.

Поставленная задача достигается тем, что в способе ранней диагностики односторонней близорукости и близорукой анизометропии, включающем выявление предрасполагающего фактора развития близорукости по наличию у пациента экзогенных повреждений и дальнейшие повторяющиеся проверки рефракции глаз, согласно изобретению, у пациента определяют кожные повреждения на лицевой части черепа, при этом определяют возраст момента получения травмы, степень травматического воздействия и расстояние травматического региона от глаза, причем о вероятности развития близорукости судят при наличии травмы любой степени тяжести на любом расстоянии от глаза у пациента до 5 лет, при получении травмы средней и тяжелой степени тяжести на расстоянии 0,03 м у пациента от 5 до 10 лет.

Известно, регуляция метаболизма осуществляется нейрогенным и гуморальным путем. Гуморальная регуляция - это очень объемное понятие, включающее в себя огромное множество составляющих, от высокодифференцированных эндокринных систем и циркулирующих различных плазменных регуляторов до короткодистантных клеточных медиаторов, управляющих трофикой на местном локальном региональном уровне. В последнем случае основная роль отводится трофической функции соединительной ткани. Соединительная ткань вместе с кровью является внутренней средой организма, поддерживающей гомеостаз и гомеокинез и отвечающей за реологию, микроциркуляцию движения различных потоков в организме. В соединительной ткани, а именно в ее межуточном межклеточном веществе, через это "молекулярное сито" происходит диффузия питательных веществ и метаболитов. И здесь на первый план выступает функция протеогликанов, гликозаминогликанов. В настоящее время придается большое значение роли гликозаминогликанов. Они участвуют в механизмах, обеспечивающих проницаемость, в процессах образования, созревания и дифференцировки коллагеновых волокон, играют большую роль в клеточном, рецепторном взаимодействии, блокируют и запускают процессы митоза.

Повреждение определенной области лица вызывает соответствующее воспаление этого региона со всеми его составляющими: повреждение клеток, межклеточного вещества, микроциркуляции.

Существует мнение, что действие самых разнообразных факторов все альтерации приводят к одной единственной реакции со стороны соединительной ткани - деполимеризации межклеточного вещества [3]. При этом на первый план выступает нарушение системы гиалуроновая кислота - гиалуронидаза - гиалуронидаза-ингибитор (ГК - Гз-ГзИ). Это приводит к значительному изменению структуры межклеточного вещества, следствием чего является: - повышение проницаемости тканей и сосудов: - образование низкомолекулярных продуктов распада; - повышение количества воды в интерстициальном пространстве.

В последующим эти "осколки", низкомолекулярные продукты деполимеризации уходят в кровь и выводятся из организма, в частности, с мочей. Это движение становится возможным благодаря процессу необратимого вязкого течения низкомолекулярных продуктов распада друг относительно друга в цепи. Показано, что при деполимеризации, деградации клеточные молекулы дезоксирибонуклеиновой и рибонуклеиновой кислоты приобретают свойство необратимого вязкого течения инградиентов, а межклеточные протеогликаны и гликозаминогликаны, имеющие в определенной мере это свойство, при деполимеризации усиливают его в значительной степени [4].

Поэтому травма и накопление в этом регионе массы "осколков" воспаления, инградиентов распада, должно способствовать перемещению передвижению этой массы в ниже расположенную зону вследствие необратимого вязкого течения элементов. Это перемещение, перетекание элементов может быть различным во времени и будет зависеть от массы инградиентов и расстояния от орбиты. Перемещение, передвижение этой массы продуктов распада, вызывая определенные изменения метаболизма по пути следования, должно задержаться в анатомическом углублении, резервуаре. Поэтому, попав в орбиту, эти продукты распада вызывают соответствующие нарушения метаболизма во всех тканях, структурах, оболочках от парабульбарной клетчатки до век. Но изменения эти будут в разных структурах в разной мере и степени, что будет определяться трофической функцией соединительной ткани, ее межклеточного вещества, качественным и количественным составом протеогликанов и гликозоаминогликанов; от способности возможности данной ткани включиться в трофические нарушения, в изменение соотношения ГК-Гз-ГзИ.

Поэтому самым важным, самым определяющим моментом для развития, формирования односторонней близорукости и близорукой анизометропии является возраст, когда произошла травмы.

Известно, что у детей к 3-5 годам размеры глаз почти соответствуют размерам глаз взрослого, то есть принимают свои окончательные размеры. Показано, чем моложе организм, тем более в межклеточном веществе содержится гиалуроновой кислоты, подверженной действию гиалуронидазы. А значит, эти ткани более лабильны, но значит, и более ранимы, дефектны, быстрее включаются в метаболические нарушения. Поэтому, чем моложе организм, особенно до 3 лет и даже до 5 лет, травматические последствия приведут к образованию большей массы деполимеризованной гиалуроновой кислоты, большей деградации межклеточного вещества в регионе повреждения и соответственно больше низкомолекулярных продуктов распада, способных изменить метаболизм, переместится, передвинется в орбиту. И здесь соответственно возрастное наличие гиалуроновой кислоты в тканях и оболочках обусловливает и повышенную деполимеризацию, деградацию межклеточного вещества всех анатомических структур, но в разной мере и степени и соответственную потерю выведение метаболитов инградиентов распада из тканей вследствие необратимого вязкого течения молекул. Поэтому в раннем детском возрасте до 5 лет поступление метаболитов в орбиту приведет к соответствующей активации гиалуронидазы в межклеточном веществе рыхлой парабульбарной клетчатки с ее обилием сосудов и нервов и в еще мало брадитрофной склере, имеющей еще достаточную сосудистую сеть и большое количество межклеточного вещества с гиалуроновой кислотой. Вызовет соответствующее изменение в сосудистой оболочке с ее фенестрами, как плацента, питающей сетчатку, потому что стенки сосудов, как часть мезенхимы, подвержены таким же изменениям в отношении структуры и состава межклеточного вещества и его протеогликанов. Соответствующее нарушение наступает в мембране Бруха и сетчатке, где межклеточное вещество обнаружено в значительном количестве, а нервные элементы в ее химическом составе представляют лишь незначительную часть. И наконец трофические нарушения развиваются во всех структурах переднего отрезка глазного яблока. В цилиарной мышце они вызывают нарушение трофики типа "вегетодистонии", которые потом приведут к снижению гемодинамики и слабости аккомодации.

В последующем неизбежная соответствующая потеря клеточных и межклеточных инградиентов из всех тканей и оболочек вследствие необратимого вязкого течения низкомолекулярых деполимеризованных продуктов распада и выведения их из организма приведет к соответствующему обеднению, дистрофическим, атрофическим процессам в этих тканях и структурах. Потеря этих элементов в сетчатой сосудистой оболочках, склере, парабульбарной клетчатке приведет к соответствующему отодвиганию этих оболочек и соответственно отодвиганию оптической установки кзади и положит начало формированию развития той степени близорукости, на сколько долей миллиметра отодвинулась оптическая установка.

Два других фактора - тяжесть травмы и расстояние региона травмы до орбиты становится понятными в свете изложенного выше: чем сильнее травматизирующий фактор, тем большее количество продуктов распада будет в регионе воспаления, и чем ближе к орбите зона повреждения, тем быстрее эти инградиенты, "осколки" переместятся в зону орбиты, следовательно, большее нарушение метаболизма они вызовут в структурах орбиты и соответственно в последующую большую потерю, обеднению этих структур, а значит, произойдет более значительное отодвигание оптической установки кзади и формирование соответствующей степени близорукости.

Поэтому, учитывая повышенную гидрофильность протеогликанов и гликозаминогликанов, имеющуюся в значительном количестве у детей до 3-5 лет, когда идет рост глаза, любое травматическое повреждение лицевой части черепа выше орбиты приведет к таким метаболическим нарушениям в оболочках глаза, которые в последующем дадут основу для развития близорукости в нем.

После 5 лет, когда практически заканчивается рост глаза, и далее, более с возрастом уменьшается количество гиалуроновой кислоты в тканях, а возрастают хондроитин-сульфаты А, С, Б, что снижает гиалуронидазную активность тканей, а значит, уменьшает ее травматичность, дефектность. Поэтому после 5 лет до 10-11 лет развитие односторонней близорукости или близорукой анизометропии вызовет тяжелое или средней степени повреждение и в зоне травматизации в непосредственной близости к орбите - это веки, брови, надбровья, то есть зона примерно до 3 см, чтобы достаточный объем, достаточное количество метаболитов, иградиентов воспаления смогло переместиться в орбиту и вызвать аналогичные соответствующие изменения в оболочках глаза.

С целью выявления возможности влияния травматических повреждений на формирование односторонней близорукости и близорукой анизометропии были осмотрены подростки в возрасте 15-18 лет в количестве 6 525 человек, из них близорукость выявлена у 2 053, близорукая анизометропия у 536, из них односторонняя близорукость у 276 человек.

Почему проведено обследование этого контингента лиц. Первое - очень хорошая информативность нежных юношеских кожных покровов. Второе - возможность сбора анамнеза болезни, наличие травмы в самом раннем детском возрасте, для чего были вызваны родители подростков Различные рубцовые изменения кожных покровов были выявлены в 98%. Это - рубцы, рубчики, вмятинки-оспинки, от малозаметных, выявляемых только при массаже, поглаживании этой зоны, до грубых деформированных, келлоидных.

Травматические повреждения до 3-5 лет выявлены у 307. Из них область век, бровей и надбровья, то есть расстояние примерно до 3 см выявлено у 187 человек; рубцовые изменения от середины лба до волосистой части головы - у 120.

Пример 1. Больной Е. 1971 г.

острота зрения OS 0,06-6,0Д = 0,4 Мальчику объясняли, что у него врожденная близорукость, проведена склеропластика. На лбу над левой бровью и к середине лба видны два грубых бугристых больших до 2,5-3 см шрама-рубца. У мамы выяснено, что в возрасте 2,5 лет он подал дважды и рассекал лоб. Один раз в Новый год с высокой железной горки, в другой раз в яслях.

Пример 2. Больной Ш.1974 г.

Мальчик разбился на качелях в 4 года. Обнаружено несколько плотных деформированных рубцов: у наружной части левой брови, над левой бровью, у правого крыла носа.

Пример 3. Больной П. 1968 г.

OS 0.1-4.0 ОД = 1.0 Рубец в середине лба и влево, почти не виден, проявляется только при массаже лба. Разбился, упал с подоконника в 1,5-2 года.

Пример 4. Больной У. 1968 г.


OS 1-0
Огромный грубый рубец, почти в волосах и рубец на левом виске. В детстве в 3-5 лет, точно не помнит, кусала собака.

Травматические повреждения с 5 до 10-11 лет выявлены у 229 человек. Это регион, близко расположенный к орбите: веки, брови, надбровье, до середины лба, т.е. до 3-4 см.

Пример 5. Больная И. 1971 г.


OS 0.9-0.25 Д = 1.0
Длинный горизонтальный рубец на верхнем веке. Упала с дерева в 6-7 лет.

Пример 6. Больной Л.


OS 1.0
Рубчик короткий, но плотный на верхнем веке. Разбили снежком-ледышкой во 2 классе.

Способ целесообразно использовать для ранней диагностики близорукости у детей младшего возраста, перенесших травмы лицевой части черепа.

Источники информации:
1. Э.С. Аветисов. Близорукость. Москва "Медицина" 1986 г. с. 108-119.

2. А.С. Аветисов Близорукость. Москва "Медицина" 1986 г. с 91-101.

3. Б.Л. Радзиховский, Близорукость, Медгиз, 1963 г., с.105.

4. С. Коларов. Ревматизм в детском возрасте. София, 1974 г. с.24-76.

5. В.И. Воробьев, B.C. Шапот. О белковых производных высокополимеров как основе протоплазматических структур. Биохимия, 1953 г. - 18в.5. с.603-617.


Формула изобретения

Способ ранней диагностики односторонней близорукости и близорукой анизометропии, включающий выявление предрасполагающего фактора развития близорукости по наличию у пациента экзогенных повреждений и дальнейшие повторяющиеся проверки рефракции глаз, отличающийся тем, что у пациента определяют наличие кожных повреждений на лицевой части черепа, при этом определяют возраст момента получения травмы, степень травматического воздействия и расстояние травматического региона от глаза, причем о вероятности развития близорукости судят при наличии травмы любой степени тяжести на любом расстоянии от глаза у пациентов до 5 лет, при наличии травмы средней и тяжелой степени тяжести на расстоянии не более 0,03 м у пациента от 5 до 10 лет.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области офтальмологии и позволяет определить край лоскута роговицы при повторной операции лазерного специализированного кератомилеза
Изобретение относится к офтальмологии

Изобретение относится к офтальмологии и предназначено для оценки аккомодации глаза

Изобретение относится к медицине, точнее к нейрохирургии, и может найти применение при хирургических вмешательствах на головном мозге

Изобретение относится к офтальмологии, точнее к рефрактометрам, используемым для определения оптической силы каждого глаза отдельно

Изобретение относится к офтальмологии
Изобретение относится к офтальмологии

Изобретение относится к офтальмологической технике, в частности к приборам для автоматического измерения сферической рефракции глаз и астигматизма, и может быть использовано для подбора очков и при плановых обследованиях населения

Изобретение относится к области медицины, а именно к акушерству, и может быть использовано для прогнозирования родовой деятельности

Изобретение относится к медицине, а именно к офтальмологии
Изобретение относится к офтальмологии

Изобретение относится к медицине, а именно к офтальмологии, и может быть использовано для измерения диаметра роговицы глаза
Изобретение относится к медицине, точнее к офтальмологии, и может быть применено для определения прозрачности и состояния поверхности роговицы

Изобретение относится к медицинской технике, а более конкретно к офтальмологическим приборам-кератометрам, предназначенным для измерения формы внешней поверхности роговицы глаза

Изобретение относится к области медицины, а именно к офтальмологии, и может использоваться в диагностике помутнений оптических сред глаза, оценке степени светорассеяния и плотности оптических неоднородностей

Изобретение относится к офтальмологии и предназначено для комплексного измерения наружных параметров орбиты и придаточного аппарата глаза
Изобретение относится к офтальмологии и предназначено для измерения подвижности глазного протеза и здорового глаза у пациентов с анофтальмом

Изобретение относится к медицине, а именно к офтальмологии, и может быть использовано для прогнозирования роговичных осложнений после хирургических вмешательств на глазном яблоке у больных сахарным диабетом
Наверх