Способ управления предъявлением информации

 

Изобретение относится к средствам развития способностей человека к восприятию информации ускоренным образом, в частности в субсенсорном диапазоне. Способ управления предъявлением информации для развития навыков ее сверхбыстрого восприятия заключается в формировании визуальных информационных сигналов. Особенность способа состоит в том, что предварительно формируют фоновый визуальный сигнал, содержащий одну из гипнотизирующих фигур с зоной концентрации внимания, а визуальные информационные сигналы накладывают на фоновый сигнал в виде отдельных кадров. При этом фоновый сигнал выполнен динамическим со звуковым сопровождением, а информационный сигнал размещают симметрично относительно зоны концентрации внимания и формируют с частотой 8-25 кадров/с. Способ обеспечивает повышение эффективности восприятия информации. 9 з.п.ф-лы.

Изобретение относится к техническим средствам, обеспечивающим развитие способностей пользователей к восприятию информации ускоренным образом, в частности в субсенсорном диапазоне.

Известен способ управления предъявлением информации для развития навыков ее сверхбыстрого восприятия, заключающийся в формировании визуальных сигналов, соответствующих информационному тексту (см. патент РФ N 2002312, кл. G 09 В 9/00. Способ управления предъявлением учебных текстов). Это техническое решение, взятое за прототип, имеет ограниченные дидактические возможности быстродействия восприятия информации из-за подготовки пользователя, зависящей от его способностей или настроя. Кроме того, отсутствие четкой ориентировки для глаз, а значит и концентрации внимания, повышает утомляемость, чем существенно снижается эффективность восприятия информации.

В сравнении с известным способом управления предъявлением информации для развития навыков ее сверхбыстрого восприятия, заключающемся в формировании визуальных информационных сигналов, предварительно формируют фоновый визуальный сигнал, содержащий одну из гипнотизирующих фигур с зоной концентрации внимания, а визуальный информационный сигнал накладывают на фоновый сигнал в виде отдельных кадров.

Кроме того, фоновый сигнал выполнен в виде динамичной заставки.

Кроме того, на фоновый визуальный сигнал накладывают звуковой сигнал.

Кроме того, визуальный информационный сигнал выполнен в виде горизонтальных симметричных, относительно зоны концентрации внимания, строк.

Кроме того, строки последующего кадра размещают в межстрочных промежутках предыдущего кадра.

Кроме того, в строках размещают слова или словосочетания на различных языках.

Кроме того, визуальный информационный сигнал формируют с частотой 8-25 кадров в секунду.

Кроме того, визуальный информационный сигнал представлен в виде обучающей программы.

Кроме того, обучающаяся программа содержит аутотренинговые вставки.

Кроме того, аутотренинговая вставка представляет собой видеозапись выступления психотерапевта-гипнолога.

Сущность заявленного технического решения состоит в том, что пропускная способность слухового канала в приеме и обработке информации в тысячи раз меньше пропускной способности зрительного канала. Способность к сверхбыстрому запоминанию информации зависит в основном от двух противоречивых факторов - возможности максимального расслабления организма во время ее восприятия, т.е. снятие физического и психологического напряжения, и одновременно с этим собранность, готовность к восприятию. Таким образом, полное расслабление снимает утомляемость, а длительная собранность, напротив, утомляет организм. Поэтому в заявляемом изобретении разрешение данного противоречия достигается тем, что предварительно формируют фоновый визуальный сигнал, содержащий одну из гипнотизирующих фигур с зоной концентрации внимания, что как раз и позволяет предъявлять информацию любому пользователю вне зависимости от его способностей или настроя.

Фоновый визуальный сигнал содержит одну из гипнотизирующих фигур, например, в виде вихрей, спиралей, концентрических окружностей и им подобных, которые способны оказывать гипнотизирующее воздействие, т.е. стимулируют воображение и помогают погружению в состояние транса тем, что "затягивают внимание вовнутрь". Поэтому, если зона концентрации внимания выполнена в виде таких фигур, вполне естественно, что это в большей степени удерживает взгляд пользователя, не позволяя его глазам "блуждать" по полю экрана.

Это объясняется тем, что, во-первых, сформированный фоновый визуальный сигнал в целом оказывает расслабляющее, успокаивающее воздействие, позволяя полностью "отстроиться от помех", а во-вторых, выделенная зона концентрации внимания на сформированном фоновом визуальном сигнале позволяет сосредоточиться и удерживать взгляд на центре экрана, т.е. именно там, где размещена выделенная зона. Немаловажно и то, что предварительно сформированное фоновое изображение в виде одной из гипнотизирующих фигур создает возможность любому пользователю настроиться на сеанс, как бы подготовить почву для суггестивного восприятия информации. Поэтому визуальный сигнал, соответствующий информационному тексту и наложенный в виде отдельных кадров на фоновый сигнал, в течение выбранного временного отрезка будет наилучшим образом как бы подготовлен для восприятия пользователем.

Кроме того, фоновый сигнал может быть выполнен в виде подвижной заставки, что не только способствует удержанию взгляда, но и повышает расслабляющий эффект, создавая благоприятную ситуацию для организма в целом. Так, зону концентрации внимания выполняют в виде центра спиралеобразных фигур, т. е. визуальный фоновый сигнал формируют в виде разворачивающихся или сворачивающихся вихрей, расходящихся на воде кругов, концентрических окружностей и подобных фигур, выполненных в плане или аксонометрии. При этом подвижность фонового сигнала может быть направлена как к центру зоны концентрации внимания (сходящийся визуальный сигнал в виде сворачивающейся спирали), так и от центра (разворачивающаяся спираль). Такой выбор направленности подвижности фонового сигнала может быть необходим именно при учете индивидуальных психологических свойств пользователей (равно как и выбор цветовой гаммы). Таким образом, создается особое эмоциональное состояние, включающее раскованность и уверенность.

Кроме того, на фоновый визуальный сигнал накладывают звуковое сопровождение, которое совместно с изображением создает расслабляющую обстановку, при этом пользователь перестает ощущать окружающую реальность, что значительно способствует сверхбыстрому восприятию информации.

В процессе предъявления информации на фоновом визуальном сигнале размещают визуальный информационный сигнал, который выполнен в виде горизонтальных относительно зоны концентрации внимания строк. Формируемая таким образом информация предъявляется на общем благоприятном фоновом визуальном сигнале с согласованным звуковым сопровождением. При этом строки последующего кадра размещают в межстрочных промежутках предыдущего кадра. Такое сочетание визуальных и аудиосигналов предотвращает хаотичность восприятия, организует внимание, создает стройность и последовательность восприятия, что существенно способствует скорости восприятия.

Заявляемое техническое решение позволяет в качестве информационного текста вводить отдельные слова или словосочетания на иностранных языках, а значит, существенно облегчает изучение языков в сжатые сроки. Использование данного изобретения при восприятии лечебных, религиозных или иных текстов значительно расширяет область применения заявленного способа.

Кроме того, визуальный сигнал, соответствующий информационному тексту, формируют с частотой 8-25 кадров в секунду. Такой подбор частот предъявления информации совместно с фоновым визуальным сигналом создает воздействие, близкое к гипнотизирующему, при этом восприятие информации протекает на уровне подсознания, чем и определяется эффективность ее переработки и запоминания.

Кроме того, визуальный информационный сигнал может быть представлен в виде обучающей программы, что позволяет в сжатые сроки обрабатывать информацию по различным направлениям, например от предметов школьной программы до студенческих, гуманитарных и иных программ.

Для повышения эффективности восприятия таких программ непосредственно в эти программы могут быть введены аутотренинговые вставки, своего рода фрагменты-паузы, которые не просто снижают нагрузку при сверхбыстром восприятии информации, но и позволяют внушить пользователю уверенность, поддержать и убедить его в необходимости продолжать сеансы, особенно при восприятии лечебных программ. Запись выступления психотерапевта-гипнолога, как показывает практика, может существенно повысить эффективность восприятия отдельных индивидуумов.

Таким образом, предлагаемый способ управления предъявлением информации для развития навыков ее сверхбыстрого восприятия основан в первую очередь на концентрации внимания пользователя с одновременными средствами создания его внутреннего психологического комфорта, т.е. создания состояния, при котором пользователь способен усваивать и перерабатывать огромные массивы информации.

На базе заявляемого способа может быть реализован широкий выбор лингвистических, профилактических, религиозных, этических и иных индивидуальных программ, например программ лечения неврогенных заболеваний: от аллергии, импотенции, алкоголизма, наркомании и пр. Такое использование предлагаемого способа способствует решению различных социальных проблем.

Пример конкретного применения. Формировали фоновый визуальный сигнал, который содержал изображение постоянно разворачивающегося вихря со скоростью перемещения волны 2 см/сек, со спокойным светло- коричневым цветом. Выделенная зона концентрации внимания соответствовала центру этого вихря, т.е. точке его "зарождения". В качестве визуального сигнала, соответствующего информационному тексту, был взят набор психотерапевтических формул самовнушения, направленных на нейтрализацию влечения к никотину. Каждая из формул размещалась в виде как минимум двух горизонтальных симметричных относительно зоны концентрации внимания строк, причем после двух строк очередного кадра (например, "От курения у меня возникает скверное самочувствие"), две строки следующего кадра ("Курение вызывает раздражение легких, возникает кашель") размещались в межстрочных промежутках предыдущего кадра. Вся программа состояла из 104 формул, за одну секунду предъявлялось 10 формул самовнушения. Этому эффекту способствовало музыкальное сопровождение к фоновому визуальному сигналу. 3-4 таких сеанса длительностью 10-15 с для одного пользователя закладывали мощную гипнотическую основу, что впоследствие позволяло полностью справиться с проблемой табакокурения, подтверждая тем самым высокую эффективность заявляемого способа.

Формула изобретения

1. Способ управления предъявлением информации для развития навыков ее сверхбыстрого восприятия, заключающийся в формировании визуальных информационных сигналов, отличающийся тем, что предварительно формируют фоновый визуальный сигнал, содержащий одну из гипнотизирующих фигур с зоной концентрации внимания, а визуальные информационные сигналы накладывают на фоновый сигнал в виде отдельных кадров.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что фоновый визуальный сигнал выполнен в виде динамичной заставки.

3. Способ по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что на фоновый визуальный сигнал накладывают звуковой сигнал.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что визуальный информационный сигнал выполнен в виде горизонтальных симметричных относительно зоны концентрации внимания строк.

5. Способ по п.4, отличающийся тем, что строки последующего кадра размещают в межстрочных промежутках предыдущего кадра.

6. Способ по пп.4 и 5, отличающийся тем, что в строках размещают слова или словосочетания на различных языках.

7. Способ по пп.4 - 6, отличающийся тем, что визуальный информационный сигнал формируют с частотой 8 - 25 кадров/с.

8. Способ по п.1, отличающийся тем, что визуальный информационный сигнал представлен в виде облучающей программы.

9. Способ по п. 8, отличающийся тем, что обучающая программа содержит аутотренинговые вставки.

10. Способ по п. 9, отличающийся тем, что аутотренинговая вставка представляет собой видеозапись выступления психотерапевта-гипнолога.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам развития образного мышления, и может быть использовано для увеличения скорости чтения
Изобретение относится к обучающей технике, в частности - к системам развития навыков сверхбыстрого чтения, супербыстрого восприятия различной информации, развития способностей активизации интуиции и сверхчувственного восприятия, что может быть использовано при создании методических и педагогических центров обучения ауровидению
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам развития навыков быстрого чтения
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам, обеспечивающим повышение скорости восприятия различной информации операторами и учащимися
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам развития вертикального движения глаз, и может быть использовано для увеличения скорости чтения текстов

Изобретение относится к обучающей технике, в частности к средствам, обеспечивающих развитие операторов к восприятию различной информации ускоренным образом

Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам, обеспечивающим повышение скорости восприятия различной информации операторами

Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам развития вертикального движения глаз, и может быть использовано для увеличения скорости чтения

Изобретение относится к обучающей технике, в частности - к методическим средствам, обеспечивающим развитие операторов к восприятию информации ускоренным образом

Изобретение относится к обучаемой технике, в частности к методическим средствам, обеспечивающим развитие операторов к восприятию различной информации ускоренным образом

Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано в высших учебных заведениях, а также иных образовательных учреждениях
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к средствам развития у обучаемого способностей восприятия различной информации ускоренным образом. Осуществляют поэтапное выполнение упражнений с заданным числом повторений. На первом этапе на протяжении 1-15 минут при взгляде на текст, расположенный на экране компьютера, обучаемый последовательно фиксирует взгляд на начале и конце каждой строки. Одновременно проводят регистрацию траектории движения взгляда обучаемого посредством оборудования, реализующего бесконтактную оптическую регистрацию взгляда, и осуществляют автоматизированную проверку точности попадания взгляда обучаемого в разрешенные области в начале и конце строк и одновременности попаданий взгляда в разрешенные области с выдаваемым периодическим аудиовизуальным сигналом. В случае ошибочных движений взгляда автоматически выдают аудиовизуальный сигнал, отличный от упомянутого периодического аудиовизуального сигнала. На втором этапе на протяжении 1-15 минут при взгляде в заданную разрешенную область текста, расположенного на экране компьютера, обучающийся последовательно фиксирует каждую строку текста. При этом осуществляют регистрацию попыток отведения взгляда от заданной разрешенной области посредством упомянутого оборудования. При ошибочных движениях взгляда автоматически выдают аудиовизуальный сигнал. Способ позволяет развить навыки безрегрессионного чтения и уменьшить количество фиксаций взгляда, увеличить скорость чтения за счет поэтапного выполнения упражнений с заданным числом повторений.
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к средствам развития у обучаемого способностей восприятия различной информации ускоренным образом. Проводят тренировку периферического зрения для развития навыков быстрого чтения. Поэтапно выполняют упражнения с заданным числом повторений. На первом этапе на протяжении 1-15 минут при взгляде на разрешенную область заданного размера в центре таблицы Шульте, расположенной на экране компьютера, обучаемый осуществляет поиск контура очередного символа таблицы. При этом осуществляют регистрацию перемещения взгляда из разрешенной области посредством оборудования, реализующего бесконтактную оптическую регистрацию взгляда. При перемещении взгляда из разрешенной области автоматически обеспечивают исчезновение всех символов таблицы Шульте с экрана или аудиовизуальный сигнал до тех пор, пока взгляд обучаемого не будет направлен на разрешенную область. На втором этапе на протяжении 1-15 минут при взгляде в заданную разрешенную вертикальную область текста, расположенного на экране компьютера так, что каждая следующая строка текста на 1-10 символов длиннее предыдущей, и текст отформатирован посередине. Обучаемый последовательно фиксирует каждую строку текста. При этом обеспечивают регистрацию попыток отведения взгляда от заданной вертикальной области посредством упомянутого оборудования. При ошибочных движениях взгляда автоматически выдают аудиовизуальный сигнал. Способ позволяет развить навыки периферического зрения, увеличить скорость чтения за счет выполнения тренировки периферического зрения.
Наверх