Телематический охранно-противоугонный комплекс

 

Изобретение относится к технике защиты транспортных средств (ТС) от несанкционированного воздействия. На ТС установлены микрофон и динамик или телефон, а также объединенные шиной микроконтроллера приемник спутниковой системы навигации, приемопередатчик сотовой подвижной связи, приемопередатчик спутниковой системы связи, блоки сопряжения с датчиками первичной информации, с измерителями аналоговых сигналов, с исполнительными устройствами функциональных органов ТС и блок питания. В комплекс введены установочный комплект громкой связи, к которому подключены микрофон и динамик или телефон, блок управления и блок дистанционной идентификации пользователя. Последний состоит из бесконтактно связанных друг с другом носимой части, содержащей одну или несколько меток и сотовый телефон, и возимой части, которая соединена с блоком управления. Установочный комплект громкой связи и блок управления подключены к шине микроконтроллера, а в сотовый телефон и в установочный комплект громкой связи встроены носимый и возимый модули беспроводной связи, выполненные с возможностью локального соединения друг с другом с использованием стандартных протоколов беспроводной передачи данных. Изобретение обеспечивает повышенную эффективность защиты ТС. 6 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к технике защиты транспортных средств (ТС) от несанкционированного воздействия и предназначено для установки на модели ТС, оснащенные общей шиной обмена данными между электронными блоками и узлами ТС.

В последние годы широкое применение в автомобильной электронике, особенно в электронных системах, устанавливаемых на дорогостоящие модели зарубежных автомобилей, получили различного рода компьютерные сети и устройства, в том числе с возможностями выхода на внешние глобальные сети навигации, связи и передачи данных.

Так, в патенте US 6148253, G 06 F 7/00, 14.11.2000 описывается система управления для ТС, содержащая сервер, обслуживающий водителя и пассажира, находящихся на передних сидениях ТС, и сервер, обслуживающий пассажиров, находящихся на задних сидениях ТС, через модемы и носимые телефоны серверы имеют выход в телефонную сеть общего пользования и в Интернет. Это позволяет осуществлять дистанционную диагностику и настройку различных функциональных органов и узлов ТС с использованием вынесенных компьютерных терминалов и информационных центров. Наличие на борту ТС сервера, совместимого со стандартными программами браузеров для работы в Интернет, позволяет управлять настройками различных функциональных органов и узлов ТС с большого расстояния, например, с домашнего компьютера пользователя или с рабочего места установщика в сервисном центре с использованием стандартных программ.

Соединение с устройством, на котором установлена программа браузера, может быть обеспечено путем подключения к какой-либо из сетей связи фиксированной или сухопутной подвижной радиослужбы, к сотовой сети подвижной связи стандарта GSM.

При этом связь и управление внутри ТС в современных моделях автомобилей осуществляют, как правило, с использованием локальной информационной сети, общей шины микроконтроллера и стандартных протоколов обмена данными CAN, Arcnet и др. Такого рода системы называют еще телематическими (см., например, Толковый словарь терминов по системам, средствам и услугам связи, под. ред. В.А.Докучаева, М.: Радио и связь, 2000).

Так, известно большое количество патентов (см., например, DE 19963210 А1, В 60 R 16/02, 12.07.2001; DE 19832531 А1, В 60 R 16/02, 10.02.2000; DE 19915253 А1, В 60 R 16/02, 05.10.2001; DE 19600644 С1, В 60 R 16/02, 24.04.1997; DE 10009366 А1, В 60 R 16/02, 28.09.2000), полученных на контроллеры локальной информационной сети ТС, выполненные на основе CAN-шины передачи данных и включающие в себя, в частности, бортовой компьютер и тест-систему, связанные с электронными модулями, позволяющими определить состояние двигателя, дверей, багажника, рулевой колонки и других функциональных органов ТС.

Известна телематическая система, описанная в патенте RU 2173888, В 60 R 25/10, 20.09.2001, которая выбрана в качестве прототипа настоящего изобретения.

Указанная телематическая система содержит сеть терминальных устройств, расположенных на подвижных и/или стационарных объектах, связанных с центром диспетчеризации и мониторинга, каждое терминальное устройство содержит объединенные двунаправленной шиной микроконтроллера приемопередатчик стандарта GSM с подключенными к нему блоками аудиоинтерфейса, приемопередатчик спутниковой системы связи, приемник системы местоопределения, блок сопряжения с датчиками первичной информации, блок обработки аналоговых сигналов, блок сопряжения с исполнительными устройствами, блок питания, а центр диспетчеризации и мониторинга содержит сервер сообщений GSM, сервер сообщений спутниковой системы связи, сервер сообщений службы сервиса, N рабочих станций операторов, объединенные в локальную сеть с помощью главного сервера, предназначенного для управления работой указанного центра, формирования команд и сообщений для указанных объектов системы и распределения передаваемой информации, а также радиомодуль GSM с антенной и радиомодуль спутниковой системы связи с антенной, подключенные к серверу сообщений GSM и к серверу спутниковой системы связи соответственно, при этом приемопередатчик GSM и приемопередатчик спутниковой системы связи указанных терминальных устройств выполнены с возможностью передачи сообщений на соответствующие радиомодули центра диспетчеризации и мониторинга, а указанные радиомодули центра диспетчеризации и мониторинга предназначены для приема сообщений от множества указанных терминальных устройств объектов системы и передачи команд на указанные объекты системы.

Защита подвижных объектов от кражи, угона и других видов несанкционированного воздействия обеспечивается в данной системе, благодаря тому, что каждый подвижный объект системы снабжен обездвижителем (иммобилайзером), подключенным к двунаправленной шине микроконтроллера.

В указанной телематической системе объединяются возможности спутниковой системы навигации (НАВСТАР и/или ГЛОНАС) с возможностями спутниковой и сотовой подвижной систем связи, причем обработка информации, получаемой от приемника спутниковой системы навигации, обеспечивает высокую точность определения местонахождения подвижных объектов, в частности ТС, а комбинированное использование спутниковой и сотовой подвижной систем связи - практически неограниченную зону взаимодействия терминальных устройств с центром диспетчеризации и мониторинга и удаленными рабочими станциями.

Общим недостатком указанных выше систем является недостаточно высокая эффективность защиты носителей указанных терминальных устройств, в частности транспортных средств (ТС), от угона, захвата, кражи и прочих видов несанкционированного воздействия.

В частности, система-прототип, обладая широкими возможностями дистанционного контроля и управления функциональными органами и узлами ТС с использованием внешних компьютерных терминалов, стандартных сетей связи и передачи данных и современных информационных технологии, практически не в состоянии противостоять попыткам несанкционированного воздействия на ТС (угона, захвата, кражи).

Дело в том, что применение для этой цели одного иммобилайзера недостаточно, тем более, что в формуле изобретения указанный признак указан как частный, то есть не определяющий суть изобретения.

В то же время известно, что использование на борту ТС дорогостоящего терминального оборудования требует адекватных мер защиты ТС от посягательств злоумышленников и эта задача является едва ли не первоочередной при эксплуатации указанных ТС в условиях криминогенной ситуации.

Поэтому на практике ТС подобного класса оснащают достаточно сложными многофункциональными охранными и противоугонными системами.

Основными требованиями, предъявляемыми к современным охранно-противоугонным системам и комплексам, являются умение отличить злоумышленника от владельца ТС, наличие нескольких рубежей защиты в сочетании с возможностью гибкого управления установками функциональных органов для обеспечения комфортности пользования ТС.

Именно такими возможностями обладают охранно-противоугонные системы и комплексы, серийно выпускаемые предприятием-заявителем под товарными знаками BLACK BUG, REEF, HOOK-UP,WAIT UP, DID и др. (см. Каталог 2002, Автомобильные охранные системы, АЛЬТОНИКА). Добавление к этим возможностям положительных признаков системы-прототипа в виде общей шины, к которой подключены приборы спутниковой связи и навигации, а также аппаратуры сотовой сети подвижной связи, позволяет на качественно новом уровне решить задачу защиты ТС от несанкционированного воздействия и повышения комфортности пользования ТС.

Таким образом, задачей настоящего изобретения является повышение эффективности защиты подвижных объектов, в частности ТС, от несанкционированного воздействия при одновременном улучшении комфортности управления ТС.

Эту задачу планируется решить благодаря рациональному использованию возможностей аппаратуры спутниковой связи и навигации и терминала сотовой сети подвижной связи, объединенных между собой и с другими бортовыми приборами, в том числе с охранно-противоугонным оборудованием, общей шиной микроконтроллера.

Поставленная задача решается благодаря тому, что в каждое из расположенных на подвижных объектах, например на ТС, терминальное устройство, содержащее микрофон и динамик или телефон, а также объединенные шиной микроконтроллера приемник спутниковой системы навигации, приемопередатчик сотовой сети подвижной связи, приемопередатчик спутниковой системы связи, блок сопряжения с датчиками первичной информации, блок сопряжения с измерителями аналоговых сигналов, блок сопряжения с исполнительными устройствами функциональных органов транспортного средства и блок питания введены установочный комплект беспроводной(громкой) связи и блок дистанционной идентификации пользователя, состоящий из бесконтактно связанных друг с другом носимой части, содержащей одну или несколько меток и сотовый телефон и возимой части, при этом установочный комплект беспроводной (громкой) связи и возимая часть блока дистанционной идентификации пользователя подключены к шине микроконтроллера, микрофон и динамик или телефон связаны с установочным комплектом громкой связи, а в сотовый телефон и в установочный комплект беспроводной (громкой) связи встроены соответственно носимый и возимый модули беспроводной связи, выполненные в возможностью локального соединения друг с другом с использованием стандартных протоколов беспроводной передачи данных.

Достижению поставленной цели способствуют следующие частные существенные признаки изобретения.

Блок сопряжения с датчиками первичной информации выполнен с возможностью передачи по шине микроконтроллера данных от датчиков первичной информации, определяющих состояние следующих функциональных узлов ТС: центрального замка, указателя поворотов, габаритных огней, ближнего света, стеклоподъемников, люка, кондиционера, зеркала заднего вида, рулевой колонки, кресел водителя и пассажира ТС, иммобилайзера.

Микроконтроллер выполнен с возможностью формирования и передачи по шине микроконтроллера и через блок сопряжения с исполнительными устройствами функциональных органов ТС команд управления исполнительными устройствами следующих функциональных органов ТС: центрального замка, указателя поворотов, габаритных огней, ближнего света, стеклоподъемников, люка, кондиционера, зеркала заднего вида, рулевой колонки, кресел водителя и пассажира ТС, иммобилайзера.

По крайней мере одно из исполнительных устройств представляет собой управляемое реле типа HOOK-UP.

По крайней мере одно из исполнительных устройств представляет собой управляемое реле типа WAIT UP.

Блок дистанционной идентификации пользователя выполнен с возможностью реализации технологии динамического идентификационного диалога DID.

Носимый и возимый модули беспроводной связи выполнены с возможностью обмена данными в различных модификациях стандарта IEEE 802.

Структурная схема предложенного охранно-противоугонного комплекса показана на фиг.1, где использованы следующие обозначения: 1 - микроконтроллер; 2 - приемник спутниковой системы навигации; 3 - приемопередатчик сотовой сети подвижной связи; 4 - приемопередатчик спутниковой системы связи; 5 - блок сопряжения с датчиками первичной информации; 6 - датчики первичной информации; 7 - блок сопряжения с измерителями аналоговых сигналов; 8 - измерители аналоговых сигналов; 9 - блок сопряжения с исполнительными устройствами; 10 - исполнительные устройства функциональных органов ТС; 11 - микрофон; 12 - динамик или телефон; 13 - блок питания; 14 - метки; 15 - носимая часть блока дистанционной идентификации пользователя; 16 - блок дистанционной идентификации пользователя; 17 - возимая часть блока дистанционной идентификации пользователя; 18 - установочный комплект беспроводной (громкой) связи; 19 - сотовый телефон; 20 - носимый модуль беспроводной связи; 21 - возимый модуль беспроводной связи.

Датчики 6 первичной информации связаны с функциональными органами ТС (центральным замком, указателем поворотов, системой зажигания, системой подачи топлива и др.) и обеспечивают определение состояния функциональных органов ТС, например, фиксируют закрыт или открыт центральный замок, обеспечивается ли подача топлива из бензобака и т.п.

Исполнительные устройства 10 функциональных органов ТС выполнены с возможностью управления функциональными органами ТС, например, органами включения/отключения иммобилайзера.

Количество, вид и конкретное схемное и конструктивное исполнение датчиков 6 первичной информации и исполнительных устройств 10 функциональных органов ТС не являются существенными признаками для данного изобретения и поэтому в данной заявке не уточняются.

Каждый из датчиков 6 первичной информации и каждое исполнительное устройство 10 функциональных органов ТС через блоки сопряжения 5 и 9 соответственно подключены к шине микроконтроллера 1.

С этой же шиной микроконтроллера 1 связаны приемопередатчик 3 сотовой сети подвижной сети, приемопередатчик 4 спутниковой системы связи, приемник 2 спутниковой системы навигации, блок 7 обработки аналоговых сигналов, поступающих от измерителей 8 аналоговых сигналов. К шине микроконтроллера 1 подключен и блок 13 питания, который в общем случае может включать в себя основной и резервный аккумуляторы. Шина микроконтроллера 1 позволяет принимать 6 данные о состоянии функциональных органов ТС от любого из датчиков 6 первичной информации через блок сопряжения 5, и передавать на исполнительные устройства 10 через блок сопряжения 9 команды управления соответствующими функциональными органами ТС (контролируя исполнение этих команд), либо осуществлять обе указанные операции одновременно. Например, с датчиков 6 и от измерителей 8 аналоговых сигналов может поступать информация, необходимая для активации той или иной программы, записанной в память микроконтроллера 1. В результате обработки этой информации микроконтроллер 1 формирует команды управления функциональными органами ТС и передает их через шину микроконтроллера 1 и блок сопряжения 9 на соответствующие исполнительные устройства 10 функциональных органов ТС. Управление функциональными органами ТС может осуществляться по заранее заданному алгоритму и без предварительной обработки информации о состоянии функциональных органов ТС.

В более специфических случаях может осуществляться двухсторонний обмен данными между микроконтроллером 1 и центром диспетчеризации и мониторинга, либо между микроконтроллером 1 и какими-либо удаленными рабочими станциями. Этот обмен осуществляется через приемопередатчик 3 сотовой сети подвижной связи или через приемопередатчик 2 спутниковой системы связи.

Обмен данными между центром диспетчеризации и мониторинга и микроконтроллером 1 может осуществляться как по запросу со стороны центра (например, для дистанционного диагностирования состояния функциональных органов ТС), так и по запросу со стороны микроконтроллера 1 (например, при желании пользователя получить информацию о текущей транспортной ситуации или запросить какую-либо справочную информацию). Возможности и конкретные варианты обмена данными между бортом ТС и внешней информационной средой зависят от схемы построения микроконтроллера 1. Для данного изобретения варианты реализации указанного обмена данными несущественны и поэтому далее не раскрываются.

Одним из наиболее распространенных вариантов реализации шины микроконтроллера 1 является так называемая CAN-шина.

CAN-шина (Controller Area Network) разработана фирмой BOSCH в середине 80-х годов и в настоящее время принята в качестве стандарта для всех производителей автомобильной электроники в Европе. CAN-сообщение не содержит адреса назначения, но имеет идентификатор, определяющий содержание сообщения. CAN-шина функционирует в режиме реального времени, что важно при управлении функциональными органами ТС, которые работают в разных скоростных диапазонах. CAN-блоки сопряжения могут легко подключаться и отключаться, причем их число не ограничено протоколом. Максимальная скорость передачи данных при длине шины 40 м (экранированная витая пара) составляет 1 Мбит/с и около 40 кбит/с при длине 1000 м.

CAN-шина позволяет реализовать локальные линии связи на физическом уровне в разных вариантах: оптоволоконная линия, коаксиальный кабель, витая пара и даже одиночный провод.

Ключевым техническим решением поставленной задачи является введение в установленные на подвижных объектах терминальные устройства системы прототипа дополнительного оборудования, обладающего возможностью опознавания владельца ТС (или уполномоченного им лица) и управления установками функциональных органов ТС. Это оборудование включает в себя блок 16 дистанционной идентификации пользователя, включающий в себя находящуюся у пользователя ТС носимую часть 15 блока 16 дистанционной идентификации пользователя, и возимую часть 17 блока 16 дистанционной идентификации пользователя, связанную с шиной микроконтроллера 1.

Схема построения блока 16 дистанционной идентификации пользователя определяется конкретным видом используемой в его составе носимой части 15. В рассматриваемом случае носимая часть 15 включает в себя одну или несколько меток 14 и сотовый телефон 19 с встроенным носимым модулем 20 беспроводной связи.

При выполнении метки 14 в виде пассивного радиобрелока, снабженного антенной для приема сигналов накачивающей частоты, а также узлом формирования идентификационного кода, возимая часть 17, помимо схемы приема идентификационного кода, должна иметь в своем составе генератор накачки.

При выполнении метки 14 в виде пассивной транспондерной карточки с цифровой памятью, в которой зафиксирован идентификационный код, возимая часть 17 должна быть снабжена генератором накачки с контуром, находящимся в индуктивной связи с индуктивным контуром транспондерной карточки. В этом случае транспондерная карточка создает для генератора, находящегося в возимой части 17, переменную нагрузку, меняющуюся в соответствии с кодом, зафиксированным в цифровой памяти транспондерной карточки. По изменениям нагрузки генератора в возимой части 17 определяется код, зафиксированный в цифровой памяти транспондерной карточки 14.

Для повышения надежности распознавания пользователя может использоваться разработанная на предприятии-заявителе технология диалогового распознавания динамического кода DID. В соответствии с этой новой информационной технологией, охранно-противоугонный комплекс идентифицирует метку 14 в процессе диалога, состоящего из нескольких информационных посылок. Вначале диалога метка 14 получает сообщение о том, что она находится в "зоне обнаружения" возимой части 17. Следующий шаг - отзыв метки 14 собственным кодом. После его принятия возимая часть 17 блока 16 дистанционной идентификации пользователя выдает случайное число, которое метка 14 принимает, преобразует согласно заложенному в нее нелинейному алгоритму и передает результат преобразования обратно в возимую часть 17. Возимая часть 17 параллельно проводит такое же преобразование и при совпадении чисел собственного и полученного от метки 14 ТС снимается с охраны.

Возимая часть 17 блока 16 дистанционной идентификации пользователя имеет возможность работы с несколькими метками (транспондерами), находящимися в зоне опроса. Как правило, дальность действия такого блока дистанционной идентификации пользователя не превышает 2,5 м.

Различные варианты блока 16 дистанционной идентификации пользователя серийно выпускаются предприятием-заявителем и доступны на коммерческом рынке.

Примерами функциональных органов, которыми посредством исполнительных устройств 10 может управлять микроконтроллер 1 через шину микроконтроллера 1 и блок 9 сопряжения с исполнительными устройствами 10 могут быть бензонасос, система зажигания и др.

Все элементы, входящие в состав описанных выше блоков и узлов охранно-противоугонного комплекса, описаны в технической литературе и в дополнительных пояснениях не нуждаются.

Как правило, исполнительные устройства 10, выполняющие противоугонную функцию, конструктивно оформлены в виде стандартных блоков управления функциональными органами ТС. Например, управляемое по проводам питания реле HOOK-UP и новое поколение управляемых реле WAIT UP, имеющих в своем составе элемент задержки и датчик движения, выполнены в виде штатных автомобильных реле (см. Каталог 2002, Автомобильные охранные системы, АЛЬТОНИКА). При этом элемент задержки и датчик движения, не требующие для своего исполнения конструктивов с большими габаритами и массой, вполне могут быть включены в состав каждого исполнительного устройства 10, обеспечивающего блокирование того или иного функционального органа ТС. Хотя функционирование заявляемого охранно-противоугонного комплекса и не требует этого, но такое построение исполнительных устройств 10, обеспечивающих блокирование функциональных органов ТС, позволяет не подключать к этим устройствам никаких "лишних" проводов (кроме проводов питания и проводов контактных групп), и поэтому визуальное определение среди исполнительных устройств 10, обеспечивающих блокирование функциональных органов ТС, по наличию "лишних" проводов становится невозможным, что в конечном счете позволяет повысить эффективность защиты ТС.

Установочный комплект 18 беспроводной (громкой) связи представляет собой устройство, позволяющее вести телефонный разговор во время движения ТС, не держа телефон в руках, а используя для этого внешние динамик или телефон и чувствительный направленный микрофон, что предоставляет пользователю комфорт и значительно снижает вероятность возникновения опасных ситуаций на дороге. В предлагаемом охранно-противоугонном комплексе может быть использован выпускаемый предприятием-заявителем установочный комплект 18 громкой связи "СК-02". Это изделие представляет собой комплект дуплексной связи для ТС, имеющий функцию приглушения звука автомагнитолы во время разговора по телефону. Благодаря цифровой обработке сигнала, изделие максимально подстраивается под акустические особенности салона ТС, обеспечивая качественное шумопонижение и эхоподавление. Изделие имеет чувствительный направленный микрофон, а в качестве громкоговорителя используются динамики автомагнитолы или дополнительный динамик, который может входить в комплект изделия. Установочный комплект 18 громкой связи сконструирован для оптимально легкой установки на ТС в сервисных центрах. Смена сотового телефона 19 осуществляется также предельно быстро и просто.

Рассматриваемый охранно-противоугонный комплекс работает следующим образом.

Микроконтроллер 1 передает и получает по двунаправленной шине сигналы управления и данные от подключенных к этой шине блоков. Работа микроконтроллера 1 происходит в соответствии с записанной в его память программой. Приемник 2 спутниковой системы навигации принимает сигналы от спутников соответствующей глобальной системы позиционирования (НАВСТАР и/или ГЛОНАС) и вычисляет (как правило, 1 раз в секунду) координаты объекта. Данные о координатах объекта либо накапливаются в памяти микроконтроллера 1, либо с заданной его программой периодичностью передаются в центр диспетчеризации и мониторинга через приемопередатчик 3 сотовой сети подвижной связи, например, стандарта GSM или, при отсутствии связи по этому каналу (например, при выходе подвижного объекта из зоны обслуживания GSM) через приемопередатчик 4 спутниковой системы связи. Переключение каналов связи производится автоматически по соответствующим командам микроконтроллера 1. Таким образом, связь обслуживаемого объекта с центром диспетчеризации и мониторинга не нарушается (обеспечивается) в любой точке земного шара.

Блок 5 сопряжения с датчиками первичной информации обеспечивает возможность реагирования охранно-противоугонного комплекса на попытки несанкционированного воздействия на охраняемый объект. При срабатывании любого из датчиков 6 соответствующие сигналы поступают через блок 5 сопряжения на шину микроконтроллера 1 и после обработки в нем сообщение через приемопередатчик 3 сотовой сети подвижной связи или через приемопередатчик 4 спутниковой системы связи передаются в центр диспетчеризации и мониторинга либо на какую-либо из удаленных рабочих станции.

С помощью блока 7 сопряжения с измерителями аналоговых сигналов производится обработка аналоговых параметров объекта, контролируемых измерителями 8 аналоговых сигналов. При превышении контролируемыми напряжениями допустимых значений блок 7 выдает соответствующий сигнал по шине на микроконтроллер 1, который затем передает сообщение в центр диспетчеризации и мониторинга, аналогично тому, как это делается при срабатывании датчиков 6 первичной информации, например, датчиков охранной сигнализации.

С помощью блока 9 сопряжения с исполнительными устройствами микроконтроллер 1 может управлять одновременно несколькими исполнительными устройствами 10 функциональных органов ТС (в системе-прототипе до 16) как в ответ на тревожную информацию, получаемую от датчиков 6 первичной информации, так и по командам, полученным от приемопередатчиков 3 или 4 систем сотовой подвижной и спутниковой связи.

Важный вклад в повышение эффективности защиты ТС от угона вносят исполнительные устройства 10, выполненные в виде дистанционно управляемых по штатной проводке автомобиля реле. Так, выпускаемое предприятием-заявителем защищенное патентом RU 2160196, В 60 R 25/00, 10.12.2000 семейство охранно-противоугонных комплексов под наименованием Black Bug Super содержит дистанционно управляемое по штатной проводке автомобиля реле WAIT UP (в переводе с английского "ждать, не смыкая глаз"), которое позволяет блокировать работу двигателя при начале движения ТС. Двигатель запускается в обычном режиме, но стоит переключить коробку передач и начать движение - сразу же происходит разрыв блокируемой цепи. После полной остановки автомобиля реле снова замыкается, двигатель заводится, но автомобиль не движется. То есть происходит имитация неисправности автомобиля. Ни прозвонкой цепей на наличие разрыва, ни при использовании специального диагностического оборудования реле не обнаруживается. Невозможно обнаружить его и при визуальном осмотре, поскольку конструктивно реле WAIT UP выполнено в корпусе стандартного реле и не требует при установке дополнительных проводов. Эта конструктивная особенность характерна и для ранее запатентованного реле HOOKUP, в течение нескольких лет серийно выпускаемого предприятием заявителем.

Для повышения надежности распознавания пользователя или уполномоченного им лица может использоваться разработанная на предприятии-заявителе технология диалогового распознавания динамического кода DID, о работе которой было сказано выше.

С помощью микрофона 11 и динамика (телефона) 12 производится обмен речевыми сообщениями объекта с центром диспетчеризации и мониторинга или удаленной рабочей станцией.

Блок 13 питания обеспечивает непрерывную работу всей бортовой аппаратуры. Работа блока 13 питания также управляется микроконтроллером 1 (например, может осуществляться переключение на резервный аккумулятор). Микроконтроллер 1 может изменять периодичность подачи тревожных сообщений по запрограммированному алгоритму, продлевая длительность автономной работы блока 13 питания, а следовательно, и всего охранно-противоугонного комплекса.

Охранно-противоугонная функция, обеспечиваемая рассматриваемым комплексом, состоит в том, что охраняемое ТС может быть использовано по прямому назначению для передвижения (без буксировки) только владельцем ТС (или его уполномоченным лицом, например, шофером). Для того, чтобы иметь возможность воспользоваться ТС, владелец должен иметь специальную электронную метку 14, которая входит в состав носимой части 15 блока дистанционной идентификации пользователя. Электронная метка 14 по сигналам возимой части 17 блока дистанционной идентификации пользователя выдает в эфир специальный код разблокировки. Этот код демодулируется в приемнике возимой части 17 блока 16 дистанционной идентификации пользователя и передается на микроконтроллер 1. Сигналы, вызывающие выдачу меткой 14 специального кода разблокировки, формируются по запросам микроконтроллера 1. После того, как специальный код разблокировки поступает на микроконтроллер 1, в нем происходит сравнение поступившего специального кода разблокировки с допустимыми кодами, хранящимися в памяти этого блока. В общем случае может существовать целый набор допустимых кодов, соответствующих владельцу и нескольким уполномоченным лицам, каждый из которых имеет собственную метку 14 с уникальным специальным кодом разблокировки. При совпадении поступившего специального кода разблокировки с одним из допустимых кодов микроконтроллер 1 выдает на свою шину локальный код разблокировки (в общем случае, отличный от специального кода разблокировки метки 14).

С одной стороны, микроконтроллер 1 выполняет роль штатного процессорного блока обработки поступающей информации и синтеза команд управления охранно-противоугонным комплексом, а с другой стороны, он обеспечивает возможность гибкого управления настройкой и установками различных функциональных узлов ТС для обеспечения комфортности его эксплуатации. Реализуемая при этом технология предоставляет возможность установки нештатного охранно-противоугонного оборудования без применения дополнительных проводов и шин, поскольку связь всех как штатных, так и нештатных блоков и модулей между собой осуществляется только по шине микроконтроллера 1 с использованием стандартных протоколов обмена данными (CAN, Arcnet и т.п.). Это в значительной степени уменьшает трудозатраты при установке такого оборудования и позволяет производить его установку без применения сложного специального оборудования во внезаводских условиях иногда даже без привлечения профессиональных установщиков охранных систем.

Установочный комплект 18 громкой связи функционирует с помощью канала беспроводной связи, работающего в различных модификациях стандарта IEEE 802, например в стандарте Bluetooth, и совместим с любым сотовым телефоном 19, поддерживающим этот протокол. Локальное соединение обеспечивается, благодаря носимому 20 и возимому 21 модулям беспроводной связи, встроенным соответственно в сотовый телефон 19 и в установочный комплект 18 громкой связи.

При работе с указанным установочным комплектом 18 громкой связи сотовый телефон 19 может лежать в сумке или кармане пользователя. Специального держателя сотового телефона 19 на борту ТС не требуется, а включение громкой связи осуществляется автоматически одновременно с включением зажигания ТС.

Кроме того, сотовый телефон 19 с модулем 20 беспроводной связи, входящие в состав носимой части 15 блока 16 дистанционной идентификации пользователя, может использоваться для передачи команд управления исполнительным устройствам 10 функциональных органов ТС, например иммобилайзеру, через цепочку: установочный комплект 18 громкой связи, шина микроконтроллера 1 и блок 9 сопряжения с исполнительными устройствами 10 функциональных органов ТС. Эта передача осуществляется автоматически при попадании носимого модуля 20 беспроводной связи, входящего в состав сотового телефона 19 в зону действия возимого модуля 21 беспроводной связи, встроенного в установочный комплект 18 громкой связи. Как правило, эта дальность не превышает 10 м.

Таким образом, благодаря введению в известное терминальное устройство системы-прототипа нескольких ключевых блоков, используемых в современных охранно-противоугонных системах, удается создать принципиально новый охранно-противоугонный комплекс, обладающий повышенными степенью защиты от несанкционированного воздействия и комфортностью при эксплуатации.

Формула изобретения

1. Телематический охранно-противоугонный комплекс, содержащий установленные на транспортном средстве микрофон и динамик или телефон, а также объединенные шиной микроконтроллера приемник спутниковой системы навигации, приемопередатчик сотовой сети подвижной связи, приемопередатчик спутниковой системы связи, блок сопряжения с датчиками первичной информации, блок сопряжения с измерителями аналоговых сигналов, блок сопряжения с исполнительными устройствами функциональных органов транспортного средства и блок питания, отличающийся тем, что в него введены установочный комплект беспроводной громкой связи и блок дистанционной идентификации пользователя, состоящий из бесконтактно связанных друг с другом носимой части, содержащей одну или несколько меток и сотовый телефон, и возимой части, при этом установочный комплект беспроводной громкой связи и возимая часть блока дистанционной идентификации пользователя подключены к шине микроконтроллера, микрофон и динамик или телефон связаны с установочным комплектом беспроводной громкой связи, а в сотовый телефон и в установочный комплект беспроводной громкой связи встроены соответственно носимый и возимый модули беспроводной связи, выполненные с возможностью локального соединения друг с другом с использованием стандартных протоколов беспроводной передачи данных.

2. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что блок сопряжения с датчиками первичной информации выполнен с возможностью передачи по шине микроконтроллера данных от датчиков первичной информации, определяющих состояние следующих функциональных узлов транспортного средства: центрального замка, указателя поворотов, габаритных огней, ближнего света, стеклоподъемников, люка, кондиционера, зеркала заднего вида, рулевой колонки, кресел водителя и пассажира транспортного средства, иммобилайзера.

3. Комплекс по п. 1, отличающийся тем, что микроконтроллер выполнен с возможностью формирования и передачи по шине микроконтроллера и через блок сопряжения с исполнительными устройствами функциональных органов транспортного средства команд управления исполнительными устройствами следующих функциональных органов транспортного средства: центрального замка, указателя поворотов, габаритных огней, ближнего света, стеклоподъемников, люка, кондиционера, зеркала заднего вида, рулевой колонки, кресел водителя и пассажира транспортного средства, иммобилайзера.

4. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что по крайней мере одно из исполнительных устройств представляет собой управляемое реле типа HOOK-UP.

5. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что по крайней мере одно из исполнительных устройств представляет собой управляемое реле типа WAIT UP.

6. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что блок дистанционной идентификации пользователя выполнен с возможностью реализации технологии динамического идентификационного диалога DID.

7. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что носимый и возимый модули беспроводной связи выполнены с возможностью обмена данными в различных модификациях стандарта IEEE 802.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике защиты транспортных средств (ТС) от несанкционированного воздействия

Изобретение относится к области физики, к средствам вызова и сигнализации

Изобретение относится к персональному оповещению различных служб спасения и обеспечивает определение местоположения источника сигнала о помощи или возникновении опасной ситуации и расширение информационных возможностей системы

Изобретение относится к системам для осуществления информационного взаимодействия между охранными объектами и пультами централизованного наблюдения и может быть использовано для имущественной и пожарной охраны рассредоточенных объектов через занятые телефонные линии связи

Изобретение относится к системам связи

Изобретение относится к технике охраны объектов от несанкционированного доступа посторонних лиц, более конкретно к средствам охранной сигнализации с использованием мобильного телефона сотовой радиосвязи, и может использоваться для охраны автотранспорта, жилых помещений, офисов, складов, сейфов и других объектов

Изобретение относится к системам наблюдения и может быть использовано в качестве системы телевидеонаблюдения для охраны помещений, автомобилей и других объектов

Изобретение относится к охранно-пожарной сигнализации

Изобретение относится к сигнализации и может быть использовано для дистанционной охранной сигнализации помещений, преимущественно расположенных в одном здании

Изобретение относится к защитным устройствам транспортных средств

Изобретение относится к технике защиты транспортных средств (ТС) от несанкционированного воздействия
Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к способам защиты автомобиля от угона

Изобретение относится к охранным системам для транспортных средств (ТС) с радиоканалом

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для предотвращения несанкционированного пользования транспортным средством

Изобретение относится к технике предотвращения несанкционированного пользования транспортным средством

Изобретение относится к аппаратуре предотвращения несанкционированного пользования автомобилями

Изобретение относится к области скобяных изделий и касается противоугонного устройства для автомобиля, содержащего корпус с замковым механизмом, штырь-фиксатор, обойму с центральным отверстием для вала руля автомобиля и отверстием для штыря-фиксатора, устройство снабжено жестко закрепленным с корпусом держателем с вогнутой верхней поверхностью, имеющей возможность сопряжения с цилиндрической поверхностью обоймы, в которой выполнено отверстие для размещения в нем подпружиненного фиксатора, перпендикулярное отверстию обоймы, в которое имеет возможность захода верхняя часть эксцентрика и которое выполнено соосно с отверстием держателя, в котором и размещен сам эксцентрик, нижняя часть которого закреплена на поверхности замкового механизма и имеет паз для ключа, причем штырь-фиксатор жестко установлен на вогнутой поверхности держателя и имеет возможность захода в отверстие защитной пластинки, установленной на внутренней стороне кузова автомобиля

Изобретение относится к автомобильной промышленности, а именно к запирающим устройствам дверей автомобилей

Изобретение относится к области скобяных изделий и касается замка капота, содержащего запорный элемент, взаимосвязанный с рукояткой ручного привода отпирания замка, и узел блокировки, включающий корпус и размещенные в нем ригель и элемент управления ригелем, при этом он снабжен дополнительным неподвижным корпусом, корпус узла блокировки размещен в нем с возможностью перемещения и гибкой тягой связан с запорным элементом, при этом ригель узла блокировки подпружинен относительно неподвижного корпуса и гибкой тягой связан с рукояткой ручного привода отпирания замка

Изобретение относится к оборудованию транспортных средств и преимущественно может использоваться в качестве снабженного средствами блокировки от несанкционированного доступа привода замка таких подвижных элементов кузова транспортного средства, как двери, капот и крышка багажника
Наверх