Способ сметанкиных тренировки диафрагмального дыхания

 

Изобретение относится к медицине, в частности к реабилитации, и может быть использовано для тренировки диафрагментального дыхания. Способ включает сеансы тренировки с использованием биологической обратной связи по частоте сердечных сокращений с достижением максимальной дыхательной аритмии сердца. При этом каждый сеанс включает периоды тренировки и периоды отдыха длительностью от 1 до 10 минут каждый. Во время отдыха пациент дышит диафрагмально без сигналов обратной связи, а соотношение длительностей периодов тренировки и отдыха устанавливают в течение первых 1-3 сеансов тренировки равным 1:1-2: 1, в течение последующих 3-7 сеансов это соотношение увеличивают до 3:1-10: 1, а на последних 5-10 сеансах его уменьшают до 1:5-1:10. При этом всего проводят 10-20 сеансов длительностью 10-25 минут каждый. Способ позволяет повысить устойчивость вырабатываемого во время тренировки диафрагмального дыхания.

Изобретение относится к медицине, точнее к медицинской реабилитации, и может найти применение как для уменьшения психоэмоционального возбуждения и для адаптации к стрессовым ситуациям, так и при лечении различных патологий.

Известно, что дыхание с помощью верхней части груди, когда отсутствует движение передней стенки живота, или грудное дыхание является неправильным дыхательным паттерном, хотя и весьма распространенным. В то же время известно, что так называемое диафрагмальное дыхание, или дыхание животом, обеспечивает паттерн глубокого, ритмического дыхания с фазой выдоха, превышающей фазу вдоха в 2-3 раза, с частотой дыхания 6-7 раз в минуту. Диафрагмальное дыхание снижает симптоматическое возбуждение и способствует анаболическому состоянию, которое стимулирует обновление организма [1]. С помощью такого дыхания достигается значительное улучшение при таких патологиях, как астма, коронарная недостаточность, гипертензия, эпилепсия, снижается количество панических приступов, достигаются лучшие результаты при разнообразной деятельности.

Поэтому тренировке диафрагмального дыхания отводится большое внимание при лечении различных патологических состояний. В последнее время особенно интенсивно разрабатываются способы тренировки, основанные на применении биологической обратной связи. В частности, в известном способе лечения заикания [2] у пациента тренируют диафрагмальное дыхание с использованием принципа биологической обратной связи. Для этого пациенту накладывают в области живота тензодатчики и предлагают дышать, включая в дыхание диафрагму. При этом живот при вдохе выпячивается, а при выдохе втягивается. Показания тензодатчиков предъявляют пациенту в виде кривой дыхания на экране монитора. Наглядность достигаемых результатов повышает интерес, улучшает настроение, что в комплексе повышает эффективность лечения. Положительным в данном способе являлась, по мнению создателей способа, объективность оценки достигнутого диафрагмального дыхания. Однако наши наблюдения показали, что движение стенки живота, фиксируемое тензодатчиками, вполне может быть не связано с настоящим дыханием. Более того, при так называемом грудном дыхании при вдохе живот может втягиваться, что приводит к совершенно неправильной регистрации фаз дыхания. В этом случае не помогает даже установка тензодатчиков параллельно на груди. Все это не позволяет с достаточной уверенностью утверждать, что у пациента вырабатывается диафрагмальное дыхание.

Известен способ тренировки диафрагмального дыхания, применяемый в способе коррекции речи [3], взятый нами в качестве прототипа. При этом диафрагмальное дыхание тренируют, регистрируя частоту сердечных сокращений и предъявляя ее мгновенные значения пациенту в виде сигналов обратной связи. Длительность выдоха контролируют по изменению частоты сердечных сокращений от максимального значения до минимального, а вдох производят после достижении минимального значения частоты сердечных сокращений. Всего проводят 15-20 сеансов тренировки длительностью 10-30 минут каждый. Показано, что выработанное таким образом дыхание улучшает функциональное состояние пациента, нормализует такие физиологические показатели, как средняя частота сердечных сокращений (ЧСС), давление крови, повышает периферическое кровообращение. Улучшается эмоциональное состояние пациента, повышается самооценка. При диафрагмальном дыхании с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС) (величина ДАС - это разность между максимальным значением ЧСС на вдохе и минимальным значением ЧСС на выдохе) создается новый паттерн дыхания с глубоким вдохом и длинным выдохом, в 3-4 раза превышающим по длительности вдох, количество дыхательных движений снижается до 5-6 в минуту.

Как показали наши исследования, предлагаемая в способе-прототипе непрерывность тренировки в течение каждого сеанса может привести к чрезмерной физиологической нагрузке на первоначальном этапе тренировки и в конечном итоге к эмоциональному срыву, что негативно сказывается на устойчивости вырабатываемого навыка диафрагмального дыхания. В конце тренировки, когда длительность сеансов может быть увеличена, непрерывная подача сигналов обратной связи пациенту приводит к его зависимости от этих сигналов и затрудняет закрепление навыка диафрагмального дыхания. Поэтому приобретаемый в способе-прототипе навык диафрагмального дыхания оказывается недостаточно устойчивым. В стрессовой ситуации пациент часто не может его применить, что может вызвать еще большее психоэмоциональное возбуждение.

Технический результат предлагаемого изобретения состоит в повышении устойчивости вырабатываемого диафрагмального дыхания за счет чередования тренировки и отдыха во время сеанса.

Технический результат достигается тем, что каждый сеанс тренировки диафрагмального дыхания с использованием биологической обратной связи по частоте сердечных сокращений включает чередование периодов тренировки и периодов отдыха длительностью от 1 до 10 минут каждый, причем во время отдыха пациент дышит диафрагмально без сигналов обратной связи, а соотношение длительностей периодов тренировки и отдыха устанавливают в течение первых 1-3 сеансов равным 1:1-2:1, в течение последующих 3-10 сеансов его увеличивают до 3:1-10:1, а на последних 5-7 сеансах это соотношение уменьшают до 1:5-1:10, при этом всего проводят 10-20 сеансов тренировки по 10-25 минут каждый.

Наши исследования показали, что на первоначальном этапе тренировки, когда пациент приобретает первые навыки диафрагмального дыхания, ему трудно отслеживать дыханием изменения ЧСС и синхронизовать свое дыхание с этими изменениями. В результате может возрасти психоэмоциональное напряжение, что приводит к срыву тренировочного процесса. Следовательно, периоды тренировки необходимо чередовать с периодами отдыха, причем длительность их должна быть приблизительно равна друг другу. Поэтому через 1-2 минуты тренировки пациенту необходимо дать отдых в течение такого же или несколько меньшего времени. Но важно, чтобы во время периода отдыха пациент продолжал дышать диафрагмально, не имея информации об изменении своей ЧСС. Таким образом, навык дыхания животом не утрачивается за время отдыха, а возможность дышать с пока привычным для пациента ритмом устраняет психоэмоциональное напряжение. По мере тренировки, чтобы быстрее достигнуть навыка диафрагмального дыхания с помощью сигналов обратной связи и закрепить этот навык, необходимо увеличить периоды тренировки. Поэтому в течение следующих 3-7 сеансов соотношение длительностей периодов тренировки и отдыха постепенно увеличивают до 3:1-10: 1 и сохраняют это соотношение до тех пор, пока пациент не научится стабильно синхронизировать свое дыхание с изменениями ЧСС. В то же время, если пациент все время дышит с помощью приобретенного навыка, ориентируясь только на сигналы обратной связи, возникает зависимость от этих сигналов. В дальнейшем при необходимости воспроизвести этот навык при угрозе приступа астмы, например, или в стрессовой ситуации пациент не может этого сделать без прибора. Поэтому на последних сеансах тренировки важно научить пациента пользоваться приобретенным навыком диафрагмального дыхания без сигналов обратной связи. С этой целью увеличивают длительность периодов отдыха по сравнению с периодами тренировки, то есть соотношение длительностей периодов тренировки и отдыха уменьшают до 1:5-1:10 в течение последних 5-7 сеансов. Во время периода отдыха инструктор имеет возможность наблюдать за изменениями ЧСС пациента и при достижении устойчивого навыка диафрагмального дыхания без сигналов обратной связи заканчивать курс тренировки.

Сущность предлагаемого способа тренировки диафрагмального дыхания состоит в следующем.

Весь процесс тренировки разбивается на три этапа.

Первый этап - выработка диафрагмального дыхания. Он состоит из 1-3 сеансов тренировки длительностью не более 10 мин. Каждый сеанс разбивается на периоды тренировки и отдыха. Во время тренировки у пациента регистрируют мгновенные значения ЧСС и подают их в виде звуковых и световых сигналов обратной связи. Пациенту предлагают дышать плавно, ритмично, без задержек вдоха и выдоха, постепенно увеличивая ДАС, делая вдох после достижения минимального значение ЧСС на выдохе. Живот при вдохе выпячивается, на выдохе втягивается. Вдох производят через нос, без напряжения, выдох - через полуоткрытый рот, медленно. Через 1-2 минуты тренировки пациенту предоставляют отдых, равный или несколько меньший по длительности периода тренировки. Во время отдыха у пациента продолжают регистрировать мгновенную ЧСС, а он продолжает дышать животом. Однако сигналы обратной связи ему не подаются, а за изменениями ЧСС следит инструктор. Если пациент во время периода тренировки не жалуется на усталость или головокружение, переходят ко второму этапу тренировки.

Второй этап тренировки - формирование навыка диафрагмального дыхания. Этот этап длится в течение 3-7 сеансов. Проводят периоды тренировки и отдыха так же, как на первом этапе. Периоды тренировки увеличивают по длительности по сравнению с периодами отдыха, доводя их соотношение до 3:1-10:1. Длительность сеанса может доходить на этом этапе до 15-25 минут, а длительность периода тренировки до 10 минут. В таком режиме сеансы продолжают до тех пор, пока пациент не достигнет свойственной ему максимальной ДАС, то есть до тех пор, пока ДАС перестанет увеличиваться от сеанса к сеансу. Обычно это происходит на 7-12 сеансе от начала тренировки. При стабильном достижении пациентом максимальной величины ДАС переходят к третьему этапу тренировки.

Третий этап тренировки - закрепление навыка диафрагмального дыхания. Во время этого этапа, который продолжается в течение 5-7 сеансов, начинают увеличивать период отдыха по сравнению с периодом тренировки, доводя это соотношение до 1:5-1:10. Во время отдыха пациент продолжает дышать с выработанным на предыдущих сеансах диафрагмальным паттерном дыхания. При этом продолжают регистрировать мгновенные значения ЧСС, но сигналов обратной связи пациенту не подают. При стабильном воспроизведении приобретенного навыка в период отдыха тренировку прекращают.

Таким образом, всего проводят 15-20 сеансов тренировки. Каждый сеанс длится 10-25 минут.

Сущность способа поясняется примерами.

Пример 1. Пациент П., 6 лет, посещает подготовительную группу детского сада. Поступил 19.11.2000 с диагнозом: бронхиальная астма легкой степени тяжести. Болен в течение двух лет. Мальчика беспокоили периодически возникающие приступы затрудненного дыхания, кашель. Дважды в день Игорь пользовался ингаляционным бронходилятатором (дитек), 2 раза в год проходил 2-месячные курсы терапии инталом.

При записи фоновых показателей оказалось, что у мальчика частое грудное дыхание, низкая для данного возраста дыхательная аритмия сердца (ДАС) - всего 13 уд. /мин. Длительность вдоха равна длительности выдоха. Отсутствует связь между изменениями ЧСС и фазами дыхательного цикла. Ребенок очень напряжен, наблюдается парадоксальное движение передней брюшной стенки при дыхании, живот на вдохе втягивается, а на выдохе надувается.

Первый сеанс тренировки 19.11.2000.

Пациент сидит в удобном кресле, комфортно, плечи, грудь, руки расслаблены. Измеряют периферическую температуру пальцев - 25-27oС. ЧСС измеряют с помощью прибора, имеющего световую и звуковую обратную связь (кардиосигнализатор, авт. свид. 1759401 с приоритетом от 16.02.90). Инструктор предлагает пациенту дышать спокойно, ровно, вдох легкий через нос, не очень глубокий, выдох плавный через рот. Дыхание осуществлять с опорой на диафрагму и мышцы живота. Мышцы рук, плеч, лица не напрягать. Мгновенное значение ЧСС отражается на световой шкале и/или высотой звукового тона. Пациенту дается инструкция начинать вдох, как только световое пятно на световой шкале или звуковой тон достигает минимума, что означает минимум ЧСС, и начнет увеличиваться, при этом с каждым выдохом стремиться уменьшить минимальное значение ЧСС. В связи с тем, что при первоначальном обследовании у пациента наблюдалось парадоксальное дыхание, ему трудно было сразу начать дышать животом. Поэтому на первом сеансе периоды тренировки выбраны равными периодам отдыха и составляли всего 1 минуту. Во время отдыха пациенту предлагали продолжать дышать животом, а инструктор наблюдал за изменениями ЧСС во время вдоха и выдоха. Иногда изменения ЧСС были синхронны с фазами дыхания, то есть при вдохе ЧСС возрастала, а при выдохе понижалась. Всего циклов тренировка-отдых было 5, таким образом, длительность первого сеанса составила 10 минут.

Второй сеанс тренировки. 21.11.2000. Для повышения мотивации тренировка проводилась с использованием компьютерного тренажера (разработка ЗАО "Биосвязь"). Обратная связь подавалась от значений мгновенной ЧСС, сигнал обратной связи мог быть представлен на экране компьютера по-разному. В этом сеансе сигналом служил вертикальный столбик, высота которого увеличивалась пропорционально увеличению ЧСС на вдохе и уменьшалась также пропорционально уменьшению ЧСС на выдохе. Изменение высоты столбика сопровождалось изменением тона звука, который на вдохе повышался, а на выдохе понижался. Пациенту давалась инструкция вдыхать, после того как высота столбика достигнет минимума и начнет увеличиваться, и выдыхать, после того как высота столбика достигнет максимума и начнет уменьшаться. Во время периодов отдыха на экран компьютера выводились слайды с изображением природы, животных, сказочных персонажей и звучала спокойная музыка. Там же на экране выводится информация для инструктора: мгновенные значения ЧСС в виде пульсограммы и вычисленные значения ДАС за каждую минуту тренировки и отдыха. В течение первых 4 минут сеанс проводился по схеме первого сеанса. На пятой минуте этого сеанса пациенту в 5 дыхательных циклах удается добиться синхронизации изменений ЧСС и фаз дыхания. При этом ДАС сразу выросла до 27 уд./мин, одновременно минимальная ЧСС на выдохе снизилась до 74 уд./мин при исходных 82 уд./мин. Частота дыхания при этом уменьшилась до 5 дыхательных движений в 1 мин. В связи с этим соотношение длительностей тренировки и отдыха увеличено до 2:1, то есть длительность периода тренировки стала 2 минуты, а длительность периода отдыха - 1 минута. Длительность сеанса составила 10 минут. В связи с отсутствием жалоб пациента во время тренировки переходят ко 2-му этапу тренировки.

3-й - 6-й сеансы тренировки. 23 ноября - 2 декабря 2000 г. Сеансы проводились через 1-2 дня. Методика проведения тренировки идентична 2-му сеансу. Схема сеанса меняется: длительность периодов тренировки на 3-ем сеансе установлена 3 минуты при длительности периода отдыха 1 минута, на 5-м сеансе при длительности периода тренировки 4 минуты длительность периода отдыха 1 минута. Длительность сеанса составляла 16-20 минут. Эта схема повторена на 6-м сеансе. На 6 сеансе пациент во время периодов тренировки воспроизводил четко выраженный новый дыхательный паттерн, характеризующийся четкой взаимосвязью фаз дыхания с изменениями пульса, редким дыханием с частотой 7-9 дых. /мин и высокой устойчивой ДАС, равной 30-32 уд./мин. Появилась практически идеальная синхронизация фаз дыхания. Временное соотношение вдоха и выдоха равнялось 1/3: 1/4. Минимальная ЧСС на выдохе к концу сеанса снижалась. Во время коротких периодов отдыха выработанный паттерн дыхания сохранялся. Поэтому на последующих сеансах переходят к 3-му этапу тренировки.

7-й - 11-й сеансы тренировки. 5-20 декабря 2000 г. Методика тренировки такая же, как на втором сеансе. Схема проведения сеансов меняется в сторону постепенного увеличения периодов отдыха, когда пациент дышит без сигналов обратной связи, пользуясь приобретенным во время тренировки навыком диафрагмального дыхания. На 7-м сеансе соотношение длительностей периодов тренировки и отдыха установили равным 1:3 при длительности периода тренировки 2 минуты. В слайды, предъявляемые пациенту во время отдыха, кроме нейтральных или спокойных по содержанию стали включать такие слайды, которые у пациента вызывали неприятные ассоциации. Этот пациент не любил ходить в детский сад. Среди слайдов включали картинки жизни в детском саду. Пациент без видимых усилий, по собственному желанию воспроизводил сформированный дыхательный навык без сигналов обратной связи на слайдах нейтральных. На тревожащих слайдах минимальная ЧСС на выдохе несколько повышалась (на 3-5 уд./мин), возрастала частота дыхания (до 10 дых./мин). Однако пациент быстро возвращался к приобретенному паттерну диафрагмального дыхания. Поэтому на 8-м и 9-м сеансах длительность периода тренировки установили равной 1 минуте, а длительность периода отдыха 6 минут (соотношение 1:6) при длительности сеанса в 21 минуту. Продолжали предъявлять тревожащие слайды во время периодов отдыха. Но пациент реагировал на них уже слабее. На 10-11 сеансах при длительности периода тренировки 1 мин длительность периода отдыха - 10 мин (соотношение 1: 10) при длительности сеанса 22 мин. После того как пациент при таком соотношении уверенно воспроизводил приобретенный навык диафрагмального дыхания как на спокойных, так и на тревожащих слайдах, курс тренировки закончили.

Таким образом, курс тренировки составил 11 сеансов.

После курса тренировки пациент стал пользоваться бронхорасширяющими лекарствами в 7 раз меньше (всего 2-3 раза в неделю в случае крайней необходимости). Ребенок поверил, что выработанный паттерн дыхания облегчил ему жизнь, и поэтому он регулярно самостоятельно тренируется дома. Мама отметила, что Игорь стал более самостоятельным, собранным, стал лучше учиться в подготовительной группе. До прохождения курса тренировки пациент 3-4 раза в год болел острыми респираторными заболеваниями. Через год после окончания курса его мама отметила, что на протяжении всего года мальчик совсем не болел простудными заболеваниями. Все это время мальчик пользовался приобретенным во время курса тренировки навыком диафрагмального дыхания.

Пример 2. Пациентка С., 12 лет, учащаяся общеобразовательной школы. Поступила 15.01.2001 г. У девочки из-за преобладания процессов возбуждения, эмоциональной неустойчивости наблюдаются особенности поведения в виде раздражительности, плаксивости, с резкими перепадами настроения. Внимание концентрирует слабо. Повышенная тревожность, быстрая утомляемость, плохая речь (логоневроз с 4-х лет) и, как следствие, плохая учеба и трудности общения с родителями и взрослыми. На замечания реагирует болезненно, часто пререкается. Во время речи волнуется, делает вспомогательные движения головой, шеей, руками, телом.

Перед первым сеансом проведена диагностика основных физиологических показателей дыхания и работы сердца. Дыхание грудное поверхностное, его частота составила 13 дых./мин. Средняя величина пульса была 94 уд./мин. Отмечались резкие переходы пульса от максимальных значений к минимальным. ДАС не превышала 16 уд./мин. Нет синхронизации дыхания и работы сердца. Тестовые нагрузки (чтение стандартного текста) показали высокий уровень энергозатрат, связанных с психоэмоциональным напряжением. Пульс возрастал до 114 уд./мин, дыхание учащалось до 18 дых./мин. Показатель ДАС падал до 11 уд./мин. Наблюдался выраженный стресс.

1-й сеанс тренировки. 15.01.2001 г. Методика проведения тренировки аналогична примеру 1. На первом сеансе соотношение длительностей периодов тренировки и отдыха установлено 1:1 при длительности периода тренировки 2 мин. Во время тренировки девочка с трудом следует за изменениями ЧСС, сбивается с ритма дыхания. Во время отдыха сразу переходит на привычный грудной паттерн дыхания. Сеанс продолжался 10 мин. Дано задание на дом: тренироваться дышать животом перед зеркалом.

2-й - 3-й сеансы тренировки. 17.01.2001, 19.01.2001. Схема проведения сеансов тренировки, как в 1-м сеансе. Как в примере 1, в качестве сигналов обратной вязи используют изображения на экране компьютера. Во время отдыха на экране проецируются спокойные картины природы или животных. Длительность сеансов 10 мин. Наблюдается прогресс в тренировке. Постепенно вырабатывается синхронизация работы сердца и дыхания. К середине 3-го сеанса во время периодов тренировки 75% дыхательных циклов имеют синхронизацию с изменениями ЧСС. Переходят ко 2-му этапу тренировки.

4-й - 7-й сеансы тренировки. 21-30 января 2001 г. Сеансы проводили через 1-2 дня. Начиная с 4-го сеанса тренировки, постепенно увеличивают соотношение длительностей периодов тренировки и отдыха до 2:1. При этом длительность периодов тренировки сначала устанавливают равной 3 мин (отдых - 1,5 мин). Затем по мере усвоения пациенткой паттерна диафрагмального дыхания (о чем судят по отсутствию жалоб на усталость, стойкой синхронизации фаз дыхания с ЧСС и снижению минимальной ЧСС на выдохе), периоды тренировки увеличивают до 4 мин (периоды отдыха 2 мин). Длительность сеансов составляет 12-15 мин.

8-й - 10-й сеансы тренировки. 1-8 февраля 2001 г. Постепенно увеличивают соотношение длительностей периодов тренировки и отдыха до 3:1 при длительности периода отдыха 1-2 минуты. Из-за сниженной способности пациентки к сосредоточенности период тренировки не превышал 6 минут при длительности отдыха 2 минуты. К 10-му сеансу сформировался навык диафрагмального дыхания, его частота снизилась и уже не превышала 8 дых./мин. Пульс приблизился к возрастной норме, его частота была 87 уд./мин. ДАС выросла в 2,8 раза и составила 29 уд./мин. С целью закрепления этого навыка переходят к 3-му этапу тренировки.

11-й - 15-й сеансы. 12-22 февраля 2001 г. При длительности периода тренировки 2 минуты периоды отдыха сначала устанавливают равными 4 мин, затем 6 мин, 8 мин. Длительность сеанса равна 20 мин. Пациентка уверенно воспроизводит навык диафрагмального дыхания во время отдыха при показе слайдов, связанных со школой. Однако когда на 15-м сеансе при периоде отдыха 10 минут попробовали ввести слайд с изображением учительницы, синхронизация работы сердца и дыхания была нарушена. Резко на 10 ударов в минуту увеличилась минимальная ЧСС на выдохе. Частота дыхания увеличилась и стала равной 12 дых./мин. Пациентка пожаловалась, что у этой учительницы она получает плохие оценки. В связи с неустойчивостью выработанного навыка диафрагмального дыхания количество сеансов было увеличено до 20.

16-й - 20-й сеансы. 23 февраля - 7 марта 2001 г.

На 16-м сеансе увеличили длительность периода тренировки до 3 мин при периоде отдыха 6 мин. Пациентка сохраняла паттерн диафрагмального дыхания. На изображение учительницы реагировала уже спокойнее. На 17-м сеансе при длительности периода тренировки 2 мин установили период отдыха 10 мин, а на последующих сеансах при периоде тренировки 1 мин длительность периода отдыха сохраняли 10 мин. При показе тревожащих слайдов пациентка теряла паттерн диафрагмального дыхания на очень короткое время (до 10-15 с), а затем быстро восстанавливала приобретенный паттерн. Длительность сеанса была 25 мин. Тренировку закончили.

Таким образом, провели 20 сеансов тренировки.

После курса тренировки в поведении пациентки произошли положительные сдвиги: она стала спокойной, повысилось внимание, усидчивость, интерес к выполнению школьных заданий. Выросла успеваемость в школе. Прошли головные боли. Значительно улучшились отношения с родителями. На замечания она стала реагировать адекватно, без агрессивности и излишней эмоциональности.

Во время тестовых речевых нагрузок показатели дыхания и работы сердца не отличались от показателей в покое, что говорит в пользу перехода организма на качественно новый - оптимально низкий уровень энергозатрат. Повысилось качество речи, в три раза уменьшилось количество запинок. Практически исчезло волнение во время речи, ее функции стали координированы, без дополнительных движений головы, шеи, рук, тела. Во время речи пациентка устойчиво пользовалась приобретенным навыком диафрагмального дыхания.

Пример 3. Пациентка К. , 40 лет. Поступила 05.02.2001 г. с диагнозом: вегето-сосудистая дистония по гипотоническому типу (артериальное давление на 15-20 единиц ниже возрастной нормы). Периодически проходит лекарственную терапию, которая оказывается малоэффективной. Жаловалась на легкую утомляемость, нарушение сна, раздражительность, неприятные ощущения в области сердца.

Перед 1-м сеансом проведена диагностика показателей работы дыхания и сердца. У пациентки оказался выраженный грудной тип дыхания, его частота составляла в среднем 10-12 дых./мин. Средняя частота пульса составляла 66 уд./мин. Показатель ДАС не превышал 8-9 уд./мин, что говорило о низкой активизации внутренних резервов. Синхронизации работы дыхания и сердца практически не наблюдалось.

1-й сеанс тренировки. 05.02.2001 г. Методика проведения тренировки аналогична примеру 1. В связи с достаточно низкой частотой дыхания и хорошей обучаемостью пациентки на первом сеансе установили соотношение длительностей периодов тренировки и отдыха 2: 1 при длительности периода работы 2 мин. Пациентка быстро освоила дыхание животом и уже к концу сеанса во время периодов тренировки наблюдалась синхронизация дыхания и работы сердца. Пациентка дышала легко, без напряжения, явлений усталости и гипервентиляции не наблюдалось. Сеанс длился 20 мин. В связи с быстрым усвоением пациенткой навыка диафрагмального дыхания без признаков утомляемости переходят ко 2-му этапу тренировки.

2-й сеанс. 07.02.2001 г. На первом же периоде тренировки пациентка воспроизвела диафрагмальный паттерн дыхания. Поэтому соотношение периодов тренировки и отдыха увеличили до 3:1 при длительности периода тренировки 3 мин. По такой схеме провели весь сеанс длительностью 20 мин.

3-й - 4-й сеансы. 9 и 12 февраля 2001 г. Увеличивают длительность периода тренировки во время сеанса сначала до 5:1 при длительности отдыха 2 минуты, а затем до 10:1 при длительности отдыха 1 минута. К концу 4-го сеанса пациентка уверенно воспроизводила паттерн диафрагмального дыхания во время периода тренировки и в 75% случаев во время отдыха. Длительность сеансов составляла 18-22 мин. Поэтому решили перейти к 3-му этапу - закреплению навыка.

5-й - 10-й сеансы. 14-28 февраля 2001 г. Уже на 5-м сеансе установили соотношение периодов тренировки и отдыха равным 1:3 при длительности периода тренировки 2 мин. Во время отдыха стали постепенно вводить слайды с изображением стрессовых ситуаций: вызов к начальнику, переполненный поезд в метро. Пациентка реагировала незначительным (на 1-3 уд./мин) повышением минимальной ЧСС, причем возвращение к прежнему паттерну диафрагмального дыхания происходил за 10-20 с. На 6-м сеансе соотношение периодов тренировки и отдыха сделали 1: 5, а на 7-м и всех последующих 1:10. Длительность периода тренировки не меняли. В течение всех сеансов во время отдыха не наблюдалось резких скачков минимальной ЧСС на выдохе, сохранялась синхронизация фаз дыхания и изменений ЧСС, пациентка не жаловалась на утомление или головокружение. Все это свидетельствовало об устойчивости приобретенного навыка диафрагмального дыхания. Курс тренировки закончили.

Таким образом, всего провели 10 сеансов тренировки.

После курса тренировки пациентка перешла на брюшной тип дыхания, его частота снизилась до 7 дых./мин. Снизились показатели пульса до 63 уд./мин, показатель ДАС вырос до 15 уд./мин. Нормализовались показатели артериального давления и на 10 единиц приблизились к возрастной норме. Пациентка отметила существенное улучшение самочувствия. Исчезла раздражительность, нормализовался сон, прекратились неприятные ощущения в области сердца. Пациентка отмечает, что регулярно переходит к диафрагмальному дыханию, особенно при угрозе стрессовой ситуации.

Предлагаемый способ разработан в ЗАО "Биосвязь" и прошел апробацию в течение 2001-2002 гг. у 101 пациента в возрасте от 5 до 65 лет с различными диагнозами, в частности: с астмой, логоневрозом, гиперактивностью, нейроциркуляторной дистонией, гипертензией, наркоманией, алкоголизмом. У каждого пациента было проведено от 10 до 20 сеансов длительностью от 10 до 25 минут каждый. В результате проведенного курса тренировки пациенты овладевали устойчивым навыком диафрагмального дыхания с максимальной для каждого величиной ДАС. Этот паттерн дыхания они могли уверенно применять в повседневной жизни для купирования стрессовых состояний, а также для снижения психоэмоционального перенапряжения.

Предлагаемый способ тренировки диафрагмального дыхания по сравнению с известными имеет ряд преимуществ. Он существенным образом объективизирует выработку диафрагмального дыхания и обеспечивает устойчивость навыка, что дает возможность пациенту применять его в дальнейшей жизни.

Формула изобретения

Способ тренировки диафрагмального дыхания, включающий сеансы тренировки с использованием биологической обратной связи по частоте сердечных сокращений с достижением максимальной дыхательной аритмии сердца, отличающийся тем, что каждый сеанс включает чередование периодов тренировки и периодов отдыха длительностью от 1 до 10 мин каждый, причем во время отдыха пациент дышит диафрагмально без сигналов обратной связи, а соотношение длительностей периодов тренировки и отдыха устанавливают в течение первых 1-3 сеансов равным 1:1-2:1, в течение последующих 3-7 сеансов его увеличивают до 3:1-10:1, а на последних 5-10 сеансах это соотношение уменьшают до 1: 5-1:10, при этом всего проводят 10-20 сеансов тренировки по 10-25 мин каждый.

NF4A Восстановление действия патента

Дата, с которой действие патента восстановлено: 27.01.2011

Дата публикации: 27.01.2011




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине, а именно к ангиологии и проктологии, и предназначено для диагностики хронической ишемии толстой кишки при атеросклеротическом поражении нижней брыжеечной артерии

Изобретение относится к медицине, в частности к профилактической медицине, терапии, физиологии и валеологии, и может быть использовано в интеллектуальной компьютерной системе как при лечении индивидуально, так и коллективно при расстройствах функционального состояния

Изобретение относится к области медицины и может быть применено в клинической практике для ранней диагностики симптомов рефлюкс-эзофагита, вызванного бронхиальной астмой

Изобретение относится к области медицины
Изобретение относится к области медицины, в частности к токсикологии и реаниматологии, и предназначено для прогнозирования исхода тяжелых острых отравлений нейротропными ядами по нарушению легочного газообмена

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройствам для контроля и диагностики, и может быть использовано при непрерывном контроле за состоянием человека по каналу связи - одновременно за несколькими физиологическими параметрами

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано для преобразования, передачи, автоматизированной обработки, хранения электрокардиосигналов (ЭКС) и постановки диагноза

Изобретение относится к медицине и пульмонологии

Изобретение относится к медицине, к сердечно-сосудистой хирургии, и может быть использовано в медицинских учреждениях кардиохирургического профиля

Изобретение относится к области медицины, а именно к методам определения чувствительности сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке

Изобретение относится к медицине - к анестезиологии, реаниматологии и хирургии и может быть использовано для оценки эффективности анестезиологического пособия

Изобретение относится к бесконтактному исследованию функционального состояния сердечно-сосудистой системы в электромагнитном поле, безвредном для человека

Изобретение относится к медицине, а именно к кардиохирургии, интенсивной терапии, реанимации, кардиологии
Изобретение относится к медицине, кардиологии

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к средствам телемедицины для автоматизированного контроля состояния здоровья удаленных пациентов

Изобретение относится к области медицины, а именно к анестезиологии-реаниматологии, травматологии и хирургии, может быть использовано для диагностики и лечения геморрагического шока у больных
Наверх