Патент ссср 231910

 

231910

Надписи для слабовидящих, нанесенные специальным плоским шрифтом, размещены на деках 4 и 5.

Дека 4 изображена на фиг. 1 над электрифицированным щитом 1, причем видна лишь ее; она может быть опущена и расположена непосредственно на щите.

На лицевой стороне деки 4 имеется изображение периодической таблицы Менделеева.

Дека 5 приведена на фиг. 1 над контактным табло 2, причем видна только ее обратная сторона. Деку 5 можно опустить и расположить на контактном табло 2. На лицевой стороне деки 5 имеются изображения и надписи, соответствующие изобра>кениям и надписям на табло 2. Обе деки 4 и 5 прикреплены к верхней части рамы 8 с помощью шарниров б.

Рабочая часть электрифицированного щита покрыта рельефной сеткой 7 (см. фиг. 2), которая делит ее на 182 прямоугольных клетки ®О

8 размером 77)(58 мм.

На таблице для удобства ориентирования от каждой клетки верхнего горизонтального ряда с правой ее стороны отходит вверх короткая рельефная линия 9, а от каждой клетки левого вертикального ряда от нижней части отходит влево короткая рельефная линия 10.

В каждой из 104 клеток имеются надписи, указывающие порядковый номер химического элемента, его химический знак (символ), русское название и атомный вес. На фиг. 2 русское название элемента и его атомный вес не приведены.

В восьми клетках расположены надписи, обозначающие химические формулы высших окислов и летучих водородных соединений.

В остальных клетках надписей нет.

Для удобства ориентирования некоторые 40 надписи на периодической таблице смещены (см. фиг. 2).

В верхней части щита указаны номера групп элементов, изображенные римскими цифрами, а в его левой части — номера периодов ч ря- 45 дов, периоды обозначены римскими цифрами, а ряды — арабскими.

В верхнем правом углу щита расположены два гнезда 11 для подключения пособия в электросеть. 50

В верхней части щита находится горизонтальная направляющая 12, а в левой — вертикальная 18.

На горизонтальной 12 и вертикально" 18 направляющих имеются скользящие контакты 55

14 и 15.

Вдоль каждой направляющей в средней части предусмотрен паз, по которому перемещаются контакты 14 и 15.

В горизонтальной направляющей 12 против 60 паза расположено четырнадцать лунок, каждая из которых соответствует короткой рельефной линии 9.

В вертикальной направляющей 18 против паза располо>кено тринадцать лунок, которые 65 расположены против короткик рельефнык линий 10. Лунки на фиг. 2 не изображены, В нижней части каждого скользящего контакта 14 и 15 имеется шарик, который пружинкой прижимается к внутренней части направляющих 12 и 18. Шарики при перемещении скользящих контактов, попадая в лунки, фиксируют их положение на направляющих 12 и 18 таким образом, что они могут быть остановлены при необходимости против каждой короткой рельефной линии 9 и 10. Шарик, попадая в лунку, издает щелчок.

Над горизонтальной направляющей 12 расположено четырнадцать электроконтактов 16, а левее вертикальной направляющей 18— двенадцать электроконтактов 17.

Электроконтакт, соответствующий одиннадцатому горизонтальному ряду сверку, в котором размещены формулы высшик окислов и летучих водородных соединений, отсутствует по той причине, что, используя электрическую схему пособия, этик формул на таблице найги нельзя, так как конструкция пособия предусматривает определение положения на таблице лишь химических элементов.

Электроконтакты 16 и 17 изолированы от горизонтальной 12 и вертикальной 1З направляющик. Электроконтакты 16 расположены левее лунок, находящихся в горизонтальной направляющей 12.

Электроконтакты 17 размещены несколько выше лунок, находящихся в вертикальной направляющей 18.

Скользящие контакты 14 и 15 при перемещении по направляющим 12 и 18 проходят по электроконтактам 16 и 17 и при этом замыкают электрическую цепь. Это замыкание происходит на одном из электроконтактов 16 и на одном из электроконтактов 17 и зависит от того, положение какого химического элемента с и р еде ля ют.

При замыкании электрической цепи каждым скользящим контактом 14 или 15 в отдельности, электрический звонок 18 приходит в действие и подает звуковой сигнал для остановки скользящего контакта 14 (15) на направляющей 12 (18) B последующий за звонком момент. Контакт 14 (15) останавливается после прохождения через электроконтакт 16 (17), так что действие звонка 18 уже прекращается.

Скользящие контакты 14 и 15 являются ориентирами, с помощью которых можно определить положение химического элемента в периодической системе.

Табло 2 состоит из расположенных одна под другой панелей, скрепленных параллельно между собой.

B правом углу табло 2 расположены две электролампочки 19 для контроля включения пособия в сеть.

На большей части верхней панели табло 2 размещены 103 контактных гнезда 20, образующик 25 горизонтальнык рядов. Подобные же 103 гнезда имеются и на нижней панели табло, причем ик расположение точно соответО П И С А Н И Е 231910

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 01 I V.1967 (№ 1145090/28-12) с присоединением заявки №

Приоритет

Опуоликовано 28,XI.1968. Бюллетень ¹ 36

Дата опубликования описания 15.Ч.1969

Кл. 42п, 11/04

42п, 2/02

МПК О 09b

G 09Ь

У Д К 54 (07.08) .617 751.98 (088.8) Комитет па делам изобретений и открытий нри Совете Министров

СССР

В(Е1 1)ВЗИАЯ

1 ("1 Д ПАТЕНТЦ0ТЕХНИ fECIIAg 11БДИОТЕКД

Автор изобретения

P. В. Березкин

Заявитель

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ХИМИИ ДЛЯ СЛЕПЫХ

И СЛАБОВИДЯЩИХ

Предлагаемое изобретение относится к учебным пособиям по химии и предназначено для использования в средних общеобразовательных специальных школах для слепых и слабовидящих.

Известно учебное пособие по химии для слепых и слабовидящих для определения положения химических элементов в периодической системе, выполненное в виде рельефной таблицы с нанесенной на ней шрифтом Брайля периодической системой элементов

Д. И. Менделеева.

Отличием предлагаемого пособия является то, что оно имеет сигнальное приспособление, выполненное в виде табло с контактными гнездами, которые условно обозначают химические элементы, контактной вилкой и сигнальным звонком. Периодическая таблица изображена на электрифицированном щите, имеющем неподвижные контакты по числу горизонтальных и вертикальных рядов таблицы, и две взаимно перпендикулярные направляющие, на каждой из которых смонтирован скользящий контакт.

Контактные гнезда, звонок и неподвижные контакты соединены в электроцепь.

Это ускоряет и упрощает процесс нахождения данных на периодической таблице и повышает активность учащихся.

Контактные гнезда расположены на табло в соответствии с условной классификацией химических элементов, в основу которой положено их распределение в зависимости от первой буквы их названия и значимости в курсе химии средней школы. Порядок размещения элемен5 тов на табло и таблице одинаков.

На фиг. 1 изображено предлагаемое учебное пособие, общий вид; на фиг. 2 — электрифицированный щит с периодической системой элементов Д. И. Менделеева, выполненной шриф10 том Брайля; на фиг. 3 — контактное табло; на фиг. 4 — таблица распределения химических элементов на табло по группам на основании их условной классификации в зависимости от первой буквы их названия и значимости

15 в курсе химии средней школы.

Пособие имеет электрифицированный щпт

1 в виде рельефной таблицы с нанесенной на ней шрифтом Брайля периодической системой элементов Д. И. Менделеева размером 1230)(20, (910 (8 мм и контактное табло 2 размером

380)(910+26 мм.

Щит 1 и табло 2 соединены друг с другом и смонтированы в общей металлической раме 8.

25 Размеры пособия — 1640+940+30 мм. Надписи для слепых выполнены на нем рельефноточечным шрифтом по системе Брайля и расположены непосредственно на щите 1 и контактном табло 2. Эти надписи изображены

30 плоским шрифтом на фиг. 2 и 3.

231910 ствует размещению гнезд 20 на верхней панели.

Контактные гнезда 20 на табло представляют собой отверстия как в верхней, так и в нижней панелях, в которые вставлены куски медной трубки.

Каждая пара гнезд 20, расположенных друг против друга на верхней и нижней панелях, соответствует определенному химическому элементу.

Указанные 25 рядов гнезд начинаются несколько отступя от левого края панелей; в этом промежутке размещены в вертикальном столбце большие (заглавные) буквы латинского алфавита, которые являются первыми буквами химических знаков элементов.

Под гнездами 20 горизонтальными рядами имеются малые буквы латинского алфавита, которые являются вторыми буквами химических знаков элементов, причем под каждым гнездом 20 стоит лишь одна буква. В том случае, если в химическом знаке элемента вторая буква отсутствует, под гнездом 20 стоит тире.

Каждая первая (заглавная) буква химического знака в сочетании с каждой второй образует какой-либо химический знак элемента.

В случае, если вместо второй буквы стоит тире, химический знак состоит лишь из одной заглавной буквы.

Для удобства ориентировки, на верхней панели табло имеются рельефные линии, отделяющие горизонтальные ряды гнезд 20 друг от друга.

На верхней панели табло у электрических звонков 18 имеется выходное отверстие, через которое пропущен провод с укрепленным на его конце штеккером 21.

Слепые учащиеся вставляют штеккер 21 одновременно в гнездо 20 верхней панели табло и в соответствующее ему гнездо нижней панели и замыкают участок электрической цепи на табло. Когда пособием пользуются слабовндящие учащиеся, дека 5 опускается на верхнюю панель табло. Отверстия в деке 5 соответствуют гнездам 20 на верхней панели табло; в ннх учащиеся вставляют штеккер 21, который, пройдя через деку 5 и обе панели табло, замыкает участок электрической цепи.

Когда штеккер 21 находится в нерабочем положении, его вставляют в гнездо 22, не подключенное к электрической цепи.

Для быстрого нахождения исходной точки на табло и удобства ориентировки на нем имеются два ограничителя 28 и 24; один из них—

28 на левой боковой стороне металлической рамы 8, а другой — 24 непосредственно на табло. Этими ограничителями пользуются не толь— ко слепые, но и слабовидящие учащиеся.

Порядок размещения химических элементоз на табло соответствует порядку распределения их на таблице (см. фиг. 4).

Все 103 химических элемента разбиты на

25 групп в зависимости от первой буквы, " которой начинаются их химические знаки и от

65 количества наиболее важных элементов, входящих в данную группу.

Химические элементы по своей значимости разделены на три класса. К 1 классу отнесены элементы, имеющие наиболее важное теорегическое и практическое значение; ко I I классу — элементы, встречающиеся в курсе химии реже, но имеющие практическое значение, к

III классу — элементы, сравнительно редко встречающиеся при прохождении курса химии.

Элементы, имеющие наиболее важное значение, сосредоточены в верхнем левом углу таблицы в левой ее части. Это значит, что гнезда

20 на табло 2, соответствующие этим элементам, будут также расположены в верхнем левом углу табло 2 в левой его части.

Учащиеся, находя при помощи ограничителей 28 и 24 исходное положение на табло 2, а именно верхний левый угол, могут быстро и легко найти гнездо, соответствующее искомому элементу.

Электрическая схема, включающая контактные гнезда 20, звонок 18 и неподвижные электроконтакты 1б и 17, смонтирована в пособии.

Гнезда 20 верхней панели табло соединены пооводамп с четырнадцатью электроконтакl тами !б, расположенными над горизонтальпои направляющей 12 щита 1.

Гнезда 20 верхней панели табло, соответствующие химическим элементам, размещенным в каком-либо из вертикальных рядов клеток 8 щита, соединены с электроконтактом данного ряда.

Гнезда 20 нижней панели табло соединены проводами с двенадцатью электроконтактами

17, расположенными слева от вертикальной направляющей 18.

Гнезда 20 нижней панели табло, соответствующие химическим элементам, расположенным в каком-либо пз горизонтальных рядов клеток 8 щита, соединены с электроконтактом данного ряда.

Цепь на табло замыкается штеккером 21, вставляемым в пару гнезд 20, соответствующих данному химическому элементу и расположенных на верхней и нижней панелях табло, цепь замыкается скользящими электроконтактамп 1б и!7.

Перед началом работы с пособием необходимо подключить его к электросети и устано-. вить в рабочем положении.

Если пособием пользуются слепые учащиеся, деки 4 и 5 приподнимают и откидываюг к стене. Скользящий контакт 1б горизонтальной направляющей 12 ставят у ее левого края, а скользящий электроконтакт 17 — в верхней части вертикальной направляющей 18. Штеккер 21 должен находиться в гнезде 22, так как это необходимо для удобства ориентирования.

Слепые учащиеся пользуются пособием следующим образом.

Учащийся подходит к левой части пособия и проводит ладонью левой руки по левому краю металлической рамы 8 до соприкосновения с ограничителем 28. После этого он пере231910 носит указательный палец левой руки на табло и касается ограничителя 24. При этом правой рукой он вынимает штеккер 21 из гнезда, которое находится над ограничителем 24, опускает указательный палец левой руки и находит в вертикальном столбце заглавных букв нужную ему первую букву химического знака искомого элемента. После этого он продвигает этот же палец слева направо по горизонтальному ряду букв и находит вторую букву химического знака или тире, которое обозначает отсутствие второй буквы в химическом знаке элемента.

Найдя вторую букву химического знака или тире, учащийся вставляет штеккер 21, находящийся у него в правой руке, в гнездо 20, расположенное над второй буквой или над тире.

Это гнездо соответствует искомому химическому элементу.

Затем учащийся передвигает правой рукой на таблице скользящий контакт 14, пока не зазвонит звонок 18; этот сигнал указывает на необходимость остановки скользящего контакта 14 в последующий за звонком момент.

Не отрывая правой руки от скользящего контакта 14, учащийся перемещает скользящий контакт 15 левой рукой вниз до звукового сигнала, после чего он его останавливает.

Остановив оба скользящих контакта, учащийся сначала опускает указательный палец правой руки вдоль правого края контакта 14, что позволяет ему сразу найти номер группы, к которой принадлежит искомый химический элемент, а затем проводит указательным пальцем левой руки вдоль нижнего края скользящего контакта 15 направо, что позволяет ему определить номер периода и номер ряда, к которым принадлежит искомый химический элемент. После этого учащийся ведет указательный палец правой руки вниз, а указательный палец левой руки слева направо и попадает на рельефные линии 9 и 10 щита.

Двигая указательными пальцами по рельефным линиям щита в направлении сверху вниз и слева направо, учащийся находит точку пересечения этих линий, переносит указательный палец правой руки в направлении верхнего левого угла таблицы; при этом он сразу попадает в клетку, где размещен искомый химический элемент.

После нахождения искомого элемента, учащийся возвращает скользящие контакты 14 и

15 в исходное положение, а штеккер 21 вставляет снова в гнездо 22, чтобы пособие оыло вновь готово к работе.

В том случае, когда с пособием работает слабовидящий учащийся, он вставляет штеккер 21 в гнездо 22 и проверяет, находятся ли скользящие контакты 14 и 15 в исходном положении.

Техника работы с пособием у слабовидящих учащихся та >ке, что и у слепых, т. е. слабовидящие учащиеся при работе с пособием повторяют те >ке движения руками, что и слепые.

Различие в работе слепых и слабовидящих учащихся заключается лишь в том, что слепые читают надписи рельефным шрифтом на табло и на щите пособия с помощью осязания, а слабовидящие используют остаточное зрение при чтении соответствующих надписей, выполнениых специальным плоским шрифтом. гю

Предмет изобретения

1. Учебное пособие по химии для слепых и слабовидящих, предназначенное для определения положения химических элементов в периодической системе, выполненное в виде рельефной таблицы с нанесенной на ней шрифтом

Брайля периодической системой элементов

Менделеева, отличающееся тем, что, с целью быстрого нахо>кдения данных по таблице, оно снабжено сигнальным приспособлением, выполненным в виде табло, имеющего контактные гнезда, условно обозначающие химические элементы, контактную вилку и сигнальный звонок, а таблица изображена на электрифицированном щите, на котором укреплены неподвижные контакты по числу горизонтальных и

4о вертикальных рядов таблицы и две взаимно перпендикулярные направляющие, на каждой из которых смонтирован скользящий контакт, при этом контактные гнезда, звонок и неподви>кные контакты соединены в электроцепь.

4 2. Пособие по п. 1, отличающееся тем, что контактные гнезда расположены на табло в соответствии с условной классификацией элементов, в основу которой положено их распределение в зависимости от первой буквы их

50 названия и значимости в курсе химии средней школы, причем порядок размещения элементов на табло и таблице идентичен.

231910

Составитель Е. Суряева

Текред Т. П. Курилко

Корректор С. М. Сигал

Редактор Э. Рубан

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 362/18 Тираж 530 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Патент ссср 231910 Патент ссср 231910 Патент ссср 231910 Патент ссср 231910 Патент ссср 231910 Патент ссср 231910 Патент ссср 231910 Патент ссср 231910 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к компьютерной технике и может применяться при производстве тактильных дисплеев для слабовидящих и незрячих людей

Изобретение относится к способам преобразования зрительной информации в другие виды ее восприятия

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано для приема информации в приборах и системах управления, а также для расширения возможностей и границ общения между людьми с нарушениями зрения и слуха для обучения работе на клавиатуре

Изобретение относится к устройствам для формирования рельефно-точечного изображения и может быть использовано в тифлотехнике
Наверх