Способ и устройство для грузообработки судна-баржевоза

Изобретения относятся к водному транспорту. При проведении загрузки судно-баржевоз притапливают. Баржу притягивают с помощью лебедки до контакта носа баржи с кормовой переборкой бака судна-баржевоза с одновременным вращением баржи или судна до примерного совпадения их диаметральных плоскостей. Судно-баржевоз оснащено шарнирно-откидной башней, которую на время погрузо-разгрузочных работ опускают ниже плоскости грузовой палубы. Шарнирно-откидная башня выполнена в соответствии с кормовым рецессом баржи. После всплытия судна башню поворачивают, и она заходит в рецесс баржи, осуществляя конструктивную фиксацию баржи на судне. Нос баржи фиксируют при помощи блоков-фиксаторов, имеющих возможность перемещения по грузовой палубе судна. Достигается возможность наплавной загрузки и выгрузки под произвольными углами. 2 н.п. ф-лы, 14 ил.

 

Изобретения относятся к водному транспорту и могут использоваться при проведении грузовых операций и транспортировке, преимущественно барж с кормовым рецессом.

Известно судно-баржевоз, выполненное с баком и кормовой башней в форме прямоугольного параллелепипеда на грузовой палубе судна, содержащее лебедки на палубах бака и кормовой башни, при этом кормовая переборка бака, по крайней мере, в верхней части имеет вогнутую цилиндрическую поверхность и снабжена вертикальным и вращающимися кранцами, а грузовая палуба выполнена с расположенным по середине ее ширины углублением для кормовой башни, установленной шарнирно с возможностью откидывания на установленный на транце корпуса вровень с указанным углублением кронштейн, которым снабжено судно, причем ось шарниров крепления кормовой башни расположена вдоль линии транца и проходит по нижней кромке кормовой стенки башни в ее походном положении, при этом боковые стенки выполнены по форме квадрата, а ее ширина не превышает ширину кормового рецесса баржи (патент РФ № 2102277, публ. 1998 г.) [1].

Известен также способ погрузки-выгрузки баржи на это судно-баржевоз, заключающийся в притапливании судна-баржевоза, притягивании баржи к кормовой переборке бака, позицировании баржи при всплытии судна и конструктивной фиксации баржи на грузовой палубе судна после его всплытия (патент РФ № 2102277).

Недостаток известного устройства заключается в том, что кронштейн на транце судна-баржевоза для опоры откинутой кормовой башни представляет навигационную опасность для других судов и береговых сооружений, удлиняет корпус судна при маневрировании, увеличивает массу корпуса судна и создает дополнительное сопротивление судну при контакте с набегающими волнами.

Недостаток известного способа заключается в малой провозоспособности судна-баржевоза за счет выполнения погрузочно-разгрузочных работ и в перевозке барж с определенными носовыми обводами.

Задача, на решение которой направлены заявляемые изобретения, состоит в создании такого способа грузообработки (погрузки-выгрузки) судна-баржевоза, перевозящего крупнотоннажную баржу с кормовым рецессом, и устройств для его реализации, которые обеспечили бы перевозку барж с различными носовыми обводами и уменьшение времени наплавной грузообработки баржевоза при меньшей зависимости ее от погодных условий.

Технический результат, достигаемый в процессе решения поставленной задачи, заключается в использовании более широкого спектра способов грузообработки в зависимости от погодных условий и повышении надежности способа, что в свою очередь приведет к уменьшению времени наплавной грузообработки судна-баржевоза и увеличению его провозоспособности.

Указанный технический результат обеспечивается заявляемым судном-баржевозом, преимущественно для барж с кормовым рецессом с лебедкой, содержащим бак с кормовой переборкой и одиночную шарнирно-откидную кормовую башню под рецесс баржи на грузовой палубе, имеющую форму призмы с многоугольным основанием, отличающимся тем, что нижнее опорное основание шарнирно-откидной башни продольно скошено от более высокой задней поперечной кромки с шарниром до передней поперечной кромки на уровне грузовой палубы под продольно наклонную площадку на ней с замковым устройством для закрепления башни по-походному, передняя поперечная кромка которой находится на уровне палубы, а задняя, более высокая, имеет шарнирное устройство с ролами, при этом корпус судна-баржевоза имеет плоский транец шириной не менее ширины кормовой грани башни, по крайней мере, треугольной формы, в верхней части ахтерштевня, наклонного под углом порядка 45°, а также тем, что на носовой оконечности палубы бака баржи и по кормовой переборке бака судна-баржевоза имеется стыковочное устройство, а на грузовой палубе, по крайней мере, два блока-фиксатора, перемещающихся по ней от кормовой переборки бака до контакта с корпусом баржи.

При этом способ погрузки-выгрузки на это судно-баржевоз, преимущественно с кормовым рецессом, заключается в притапливании судна-баржевоза, притягивании баржи к этому судну лебедкой до прижима носа баржи к кормовой переборке бака судна под произвольными углами, позиционировании баржи и судна путем вращения судна-баржевоза относительно баржи или, наоборот, до совмещения диаметральных плоскостей баржи и судна, всплытии судна и использовании при этом кормового рецесса баржи для ее позиционирования и конструктивной фиксации на грузовой палубе судна-баржевоза, отличается тем, что при погрузке прижим носа баржи к кормовой переборке бака судна-баржевоза осуществляется под произвольными углами в диапазоне от 0 до ±65° с одновременным вращением, а также тем, что продольная выгрузка баржи осуществляется на ходу судна-баржевоза с посадкой последнего на ровный киль или с дифферентом на корму.

Причинно-следственная связь между достигаемыми техническими результатами и отличительными признаками заключается в следующем.

Наклонный под углом порядка 45° плоский транец ахтерштевня, в частности ложкообразной кормы судна-баржевоза, позволяет поворачивать кормовую башню относительно шарнирного устройства на угол порядка 225° вплоть до касания ее задней стенки этого транца. Таким образом, одиночная кормовая башня уходит ниже плоскости грузовой палубы и не мешает наплавной грузобработке судна-носителя, позволяя прижимать (отпускать) баржу и вращать судно (баржу) на сплошном и широком кормовом секторе курсовых углов. При этом кормовая башня, оборудованная шарнирным гидроцилиндром и балластной системой, может фиксироваться при любых углах поворота, в зависимости от выбранного способа грузообработки судна-баржевоза.

Продольно наклонная палубная площадка с ролами, соосными с шарнирым гидроцилиндром и имеющими диаметр больший, чем диаметры корпуса гидроцилиндра и петель кормовой башни, позволяет продольно (соосно или под острыми курсовыми углами) накатывать или спускать баржу при минимальной осадке наплавной грузообработки судна-баржевоза с посадкой на ровный киль или дифферентом на корму (при повороте кормовой башни на 180°), при этом наклон этой площадки позволяет минимизировать трение днища баржи о палубное покрытие судна при движении их относительно друг друга, оставляя контакты только в носовой части баржи и на самих ролах. Это, в частности, позволяет эффективно производить выгрузку баржи на ходу судна-баржевоза при минимальной его наплавной осадке.

Стыковочные устройства баржи и судна-баржевоза позволяют упростить и ускорить прижим баржи к баку судна-баржевоза, а также обеспечить позиционирование носа баржи с последующим относительным вращением ее вокруг шарнира стыковочного устройства судна-баржевоза.

Вышеизложенное позволяет рассчитывать на упрощение и ускорение в целом наплавной грузообработки с обеспечением ее высокой надежности.

На заключительной стадии конструктивной фиксации баржи на палубе судна-баржевоза используются блоки-фиксаторы, которые могут быть использованы как в процессе наплавной грузообработки для обеспечения соосного позиционирования баржи, так и после всплытия судна-баржевоза для окончательной конструктивной фиксации носовой части баржи с любыми обводами на палубе судна. Наряду с применением на судне-баржевозе сплошного палубного покрытия как упругого основания для плоскодонной баржи, в качестве которого могут быть использованы специальные резиновые листы (толщиной от 50 до 100 мм), а также замков стыковочного устройства на судне, блоки-фиксаторы должны надежно зафиксировать носовую часть баржи при воздействии на нее волны и бортовой качки. Блоки-фиксаторы, обеспечивающие фиксацию носовой части баржи с любыми обводами, имеют форму призмы с основанием в виде четверти круга, которая с рабочей (контактной) стороны, обращенной в корму судна, оформляется в виде поверхности 1/8 шара с радиусом, равным ширине и высоте надпалубной части блока-фиксатора. Покрытая резиновыми или силиконовыми листами, контактная поверхность блока-фиксатора обеспечит достаточное сцепление с обшивкой корпуса баржи и предохранит последнюю от повреждений.

На фиг.1 показан общий вид судна-баржевоза (на примере судна двойного действия с передвижными полноповоротными винторулевыми колонками (ППВРК)) с погруженной баржей, на фиг.2 - вид на судно-баржевоз сверху, на фиг.3 - схема наплавной грузообработки по аналогу, на фиг.4 - схема наплавной грузообработки по заявляемому способу, на фиг.5 - схема продольной наплавной погрузки/разгрузки судна-баржевоза, на фиг.6 - устройство поворотной кормовой башни (вид сбоку), на фиг.7 - устройство поворотной кормовой башни (вид сверху), на фиг.8 - стыковочные устройства судна-баржевоза и баржи (вид сбоку), на фиг.9 - стыковочные устройства судна-баржевоза и баржи (вид сверху), на фиг.10 - устройство носовых блоков-фиксаторов судна-баржевоза (вид сбоку), на фиг.11 - устройство носовых блоков-фиксаторов судна-баржевоза (вид спереди), на фиг.12 - устройство носовых блоков-фиксаторов судна-баржевоза (вид сверху), на фиг.13 - схема контакта блоков-фиксаторов с корпусом, имеющим различные носовые обводы, на фиг.14 - схема крепления блоков-фиксаторов к корпусу баржи, имеющему носовые санеобразные обводы без килеватости.

Судно-баржевоз 1 (см. фиг.1) состоит из корпуса 2 с грузовой палубой 3, имеющей упругое покрытие 4 по всей рабочей (контактной) площади и наклонную площадку 5 с шарнирным устройством 6 в кормовой ее части под одиночную кормовую башню 7 и, по крайней мере, два носовых блока-фиксатора 8, баком 9 с блоком помещений экипажа 10, рубкой управления 11, кожухами дымо-воздухоходов 12 и стыковочным устройством 13, расположенным по кормовой переборке 14 бака. Корпус 2 судна оснащен носовыми якорями 15 и подруливающим устройством 16, ППВРК 17 и имеет наклонный под углом порядка 45° плоский транец 18 треугольной формы с шириной стороны на уровне палубы, не меньшей, чем ширина кормовой грани 19 башни 7.

Баржа 20 с произвольными носовыми обводами 21 (см. также фиг.13) и кормовыми с кегами 22 имеет кормовой рецесс 23 под буксир-толкач и бак 24 со сцепным устройством 25.

Как видно из фиг.3, рабочие кормовые секторы курсовых углов 1 по аналогу [1] порядка 30-35° разделены на левобортную и правобортную части ввиду наличия откинутой на 90° кормовой башни 2, лежащей на консоли. Это делает процесс притягивания и прижима баржи 3 к судну-баржевозу 4 достаточно энергоемким, так как в течение его необходимо удерживать судно в достаточно узком диапазоне курсовых углов. Заявляемые способ и устройства (см. фиг.4) обеспечивают сплошной и значительно больший кормовой сектор курсовых углов 1 за счет откинутой на 180-225° и тем самым находящейся ниже уровня грузовой палубы 5 (см. фиг.5) кормовой башни 2, который позволяет значительно упростить наплавную грузообработку, совместив операции притягивания и прижима баржи 3, в частности, с поворотом управляемого судна-баржевоза 4 относительно неуправляемой баржи. При этом для баржи достаточно производить заякоревание носом с наветренной стороны (со стороны течения), а судно-баржевоз, становясь на носовые якоря перед баржей с минимальными курсовыми углами, может свести операции поворота своего корпуса также до минимума. Вместе с тем в случае необходимости при угле поворота кормовой башни на 90° заявляемое судно может реализовать и способ по аналогу [1].

На фиг.5 показана схема продольной наплавной погрузки/разгрузки судна-баржевоза 4, к примеру с откинутой на 225° кормовой башней 2, при минимальном заглублении его грузовой палубы 5 от наплавной ватерлинии 6 и небольшом дифференте на корму с использованием кормовой наклонной площадки 7 с ролами 8. Видно, что в этом случае при относительном движении палубы судна и днища баржи 3 сохраняются только два контактных района 9.

Свободная с кормы грузовая палуба судна-баржевоза при наплавной грузообработке позволяет совместить операции прижима и вращения баржи на сплошном и широком кормовом секторе позиционных курсовых углов при сложном воздействии на суда ветра, волнения и течений.

В качестве примера наиболее рациональная технология продольной наплавной погрузки судна-баржевоза по заявляемому способу (при острых курсовых углах) осуществляется следующей последовательностью операций: судно заякоревается носом впереди баржи с наветренной стороны (или со стороны течения) и притапливается на необходимую осадку на ровный киль или с дифферентом на корму; кормовая башня судна откидывается на угол 180-225° и фиксируется шарнирным устройством; с помощью рабочего катера заводится буксирный канат 10 (см. фиг.5) с лебедки стыковочного устройства судна 11 на баржу, где его конец заводится в стыковочное устройство на барже 12; лебедкой выбирается канат и баржа притягивается к судну под каким-то острым курсовым углом с одновременным поднятием якорей на барже; при приближении носа баржи к концевым путям блоков-фиксаторов на грузовой палубе судна последние перемещаются от кормовой переборки его бака в сторону носа баржи с одновременным вращением с помощью ППВРК корпуса судна до примерного совпадения ДП судна и баржи; блоки-фиксаторы перемещаются дальше в корму до контакта с днищевой носовой частью баржи, таким образом, конструктивно фиксируя последнюю от поперечных перемещений; лебедка стыковочного устройства судна прижимает баржу до контакта со стыковочным устройством судна с одновременным удерживающим перемещением блоков-фиксаторов в нос по мере прижима баржи и вращением кормовой башни с заходом последней в рецесс баржи, осуществляя, таким образом, конструктивную фиксацию последней с кормой; после полной стыковки баржи с судном с помощью стыковочного устройства и срабатывания замков кормовой башни в походном положении судно всплывает, в процессе чего при удерживающем перемещении блоков-фиксаторов в нос судна баржа своим днищем садится на упругое покрытие грузовой палубы судна-баржевоза; после срабатывания тормозов привода блоков-фиксаторов, стопоров на стыковочном устройстве и подъема якорей судно может осуществлять транспортировку баржи.

Наиболее рациональная технология продольной наплавной разгрузки судна-баржевоза еще более простая и осуществляется следующей последовательностью операций: судно позиционируется носом по ветру (течению) с одновременным откидыванием кормовой башни на угол 180-225° и притапливанием на необходимую осадку на ровный киль или с дифферентом на корму; отдается стыковочное устройство и канат со стороны баржи и судно начинает движение вперед против ветра (течения) до тех пор, пока его грузовая палуба не выйдет из-под баржи; баржа становится на якорь, а судно после возвращения кормовой башни в походное положение и всплытия может уходить в порожнем состоянии. При этом, даже в случае сложной гидрометеорологической обстановки, например различном действии ветра и течения, буксирный канат можно также отдавать со стороны баржи, так как движению судна вперед не препятствует его кормовая башня или иные устройства, а поворот носа баржи не повредит баку судна. В такой ситуации чем больше будет скорость судна (в разумных пределах), тем может проще пройти его наплавная разгрузка. Вполне реальным при допустимых погодных условиях представляется и осуществление всех вышеприведенных операций разгрузки, включая откидывание башни и притапливание, на ходу судна, когда гидродинамическое сопротивление баржи будет способствовать быстрому сходу ее с грузовой палубы судна-баржевоза.

Шарнирно-откидная кормовая башня 7 (см. фиг.1, 2), имеющая, как призма, основание в виде восьмигранника для уменьшения поперечного и продольного гидродинамического сопротивления в погруженном состоянии, причем нижнее опорное основание 30 (см. фиг.6, 7) продольно скошено от более высокой задней поперечной кромки с шарнирным устройством 31 до передней поперечной кромки на уровне грузовой палубы 3 под специальную площадку 5 на ней, содержит палубное оборудование 32 петли 33 замка с приводом от гидроцилиндров 34 в корпусе судна 2, балластную систему с носовым 35 и кормовым 36 танками, образованными поперечной переборкой 37 внутри герметичной башни 7. Шарнирное устройство кормовой башни состоит из шарнирного 38 и вспомогательного 39 гидроцилиндров, прикрепленных к наклонной площадке 5 корпуса судна 2, со своими, соответственно, поршнями 40 и 41 и штоками 42 и 43, подвижной зубчатой муфты 44 с косозубым зацеплением 45, торцевыми радиальными зубьями 46 и приводом от штока 43, свободновращающейся петли 47 с такими же торцевыми радиальными зубьями 48 кормовой башни 7, свободновращающегося рола 49 и опоры 50 с цилиндрической втулкой 51 наклонной площадки 5. При этом шток 42 шарнирного гидроцилиндра 38 имеет цилиндрическую часть 52 с косозубым зацеплением 53 под муфту 44 и фасонную (близкую к квадрату) часть 54 под опору 50 с цилиндрической втулкой 51 площадки 5.

Откидная кормовая башня 7 с помощью шарнирного устройства 31 и балластной системы имеет походное 55 и три рабочих 56, 57 и 58 положения, два последних из которых соответствуют полностью погруженной в воду башне. Походное положение башни фиксируется с помощью петель 33 с роликами 59 и пальцевого (шкворенного) замка с приводом от гидроцилиндров 34 в корпусе 2 судна. Рабочее положение башни 56 под углом поворота 90° соответствует способу наплавной грузообработки судна-баржевоза по аналогу [1] и достигается следующим образом: после притапливания судна с ГВЛ 60 по наплавную ватерлинию 26 замки башни отдаются и она, являясь герметичной конструкцией, всплывает, приобретая положение 61, затем включается шарнирный гидроцилиндр 38 и одновременно с затоплением балластного танка 36 для уменьшения крутящих моментов в шарнире башня доворачивается до угла 90°.

Рабочее положение башни 32 под углом 180° соответствует заявляемому продольному способу наплавной грузообработки при ограничении глубин в акватории и достигается от положения 31 приемом балласта в носовой танк 10 (примерно на 60% объема) для уменьшения плавучести и крутящего момента в шарнире с одновременной работой шарнирного гидроцилиндра на доворот башни до угла 180°. При этом ролики 7 петель 6 необходимы для сглаживания возможного контакта башни с днищем заходящей или выходящей баржи, к моменту которого шарнирный гидроцилиндр целесообразно отключить во избежание его поломки.

Рабочее положение башни 58 под максимальным углом 225° соответствует заявляемому продольному способу наплавной грузообработки при отсутствии ограничения глубин в акватории и достигается от положения 57 поворотом башни с помощью шарнирного гидроцилиндра до контакта ее с плоскостью транца 20 корпуса 2 судна, а затем осушения кормового танка 36 для создания прижимного (к транцу) поворотного момента и разгрузки тем самым шарнирного гидроцилиндра.

По крайней мере, для двух положений 56 и 57 фиксация башни в воде производится с помощью шарнирного гидроцилиндра. Возврат кормовой башни в исходное походное положение 55 производится в обратной последовательности. Особенностью шарнирного устройства 31 является наличие в нем ролов 49 и возможность за счет зубчатой муфты 44 произвольного подключения шарнирного гидроцилиндра 38 для вращения башни 7. Подключение шарнирного гидроцилиндра 38 к вращению башни 7 производится следующим образом: подачей рабочей среды в поршневую полость вспомогательного гидроцилиндра 39 его шток 43 толкает муфту 44 к петле 47 кормовой башни, которая, вращаясь за счет косозубого сцепления вокруг неподвижного штока 42 шарнирного гидроцилиндра 38, входит в зацепление своими торцевыми радиальными зубьями 46 с такими же зубьями 48 петли 47; подачей рабочей среды в поршневую или штоковую полости шарнирного гидроцилиндра 38 (в зависимости от того, в какую сторону необходимо производить вращение башни) при отсутствии вращения его штока 42 за счет фасонной его части 54 в опоре 50 и невозможности перемещения кормовой башни 7 с петлями 47 вдоль штока 42 достигается их поворот относительно этого штока. При этом цилиндрическая втулка 51 опоры 50 необходима для сохранения оси вращения рола 49 при движении штока 42 внутрь шарнирного гидроцилиндра 38, когда его цилиндрическая часть 52 уходит из осевой полости рола.

Стыковочное устройство 13 баржи 16 (см. фиг.1, 2) состоит из цилиндрического наконечника 62 (см. фиг.8, 9) с осевым каналом 63 под трос 29, соединенного горизонтальным поперечным шарниром 64 с фундаментом 65 на палубе бака 15 баржи в самой носовой ее оконечности с возможностью поворота наконечника после снятия стопора в вертикальной плоскости относительно горизонта на углы до 30° вниз и до 90° вверх. Вертикальное положение наконечника 62, соответствующее его повороту на угол 90°, может быть использовано при самостоятельном плавании баржи для того, чтобы он не мешал, например, счалу барж между собой в буксируемом или толкаемом составе. Наконечник 62 имеет скругленную головную часть 66, за которой имеется паз-проточка 67 с перпендикулярной передней 68 и наклонной задней 69 стенками по отношению к оси цилиндра, и цилиндрическую часть 70 с диаметром, равным наибольшему диаметру головной части 66.

Стыковочное устройство 13 судна-баржевоза 1 (см. фиг.1, 2) содержит вертикальную направляющую крестообразную колонну 71 (см. фиг.8, 9), идущую вдоль кормовой переборки 14 бака 9 судна и опирающуюся снизу на конструкции бака, а сверху - на мостик 72 рубки управления 11 судном с открытым постом управления 73 стыковочным устройством; каретку 74, перемещающуюся по колонне 71, со свободновращающейся крестовиной 75 в подшипниках 76, к вертикальной оси 77 которой сверху прикреплена круглая площадка 78 с гидроприводной лебедкой 79, а к горизонтальной оси 80 - приемная втулка 81 с цилиндрическим каналом 82 под диаметр наконечника 62 стыковочного устройства баржи, имеющим боковые прорези 83 и на выходе коническое расширение 84, и соосным с ним каналом 85 под трос 29. Приемная втулка 81, имеющая возможность за счет крестовины 75 отклоняться в вертикальной плоскости на угол до 30° вверх-вниз и в горизонтальной плоскости - на угол до 60° влево-вправо, содержит внутри направляющие горизонтальные 86 и вертикальные 87 роульсы для проводки через отверстие 88 троса 29, а снаружи - по бокам два прижимных устройства-замка 89 с приводами от гидроцилиндров 90, каждый из которых состоит из зуба 91 под паз-проточку 67 на наконечнике 62, шарнирно прикрепленного на конце штока 92 гидроцилиндра 90 и подпружиненного под перпендикулярное оси приемной втулки 81 положение за счет наличия упора 93. Крестообразная колонна 71 имеет на своих продольных кромках направляющие желобы 94, а на поперечных кромках - желобы с зубчатыми рейками 95 для четырех верхних и четырех нижних колес 96 каретки 74, два поперечных колеса из которых являются ведущими с приводами от моторов 97 (электро- или гидромоторов).

Стыковочное устройство при погрузке баржи работает следующим образом. После притапливания судна-баржевоза 1 каретка 74 по высоте колонны 71 устанавливается на уровне бака 15 баржи 16. К концу троса 29 из приемной втулки 81 крепится легость, которую на борт баржи доставляет рабочий катер или линеметная машина. После доставки легости на баржу она заводится в канал наконечника 62 со стороны ее головной части 66 и выбирается штатной якорно-швартовной лебедкой с одновременным вытравливанием троса 29 лебедкой 79 судна-баржевоза 1 до заводки в наконечник самого троса. Конец троса освобождается от легости, к нему крепится стопорный палец (шкворень) 98 и лебедка 79 начинает выбирать трос 29, притягивая нос баржи к судну с автоматическим поворотом приемной втулки 81 в сторону баржи. Когда от наконечника до приемной втулки остается минимальное расстояние, не приводящее к опасным усилиям в тросе 29, положение каретки корректируется по средней амплитуде вертикальных перемещений носа баржи и осуществляется прижим баржи к судну с возможной частичной синхронизацией перемещений каретки средствами автоматики с датчиками допустимого натяжения буксирного троса на лебедке 79 при сильной качке, который завершается контактом головной части 66 наконечника 62. При этом закругленная форма головной части 66 за счет вращения в вертикальной плоскости как наконечника 62, так и его приемной втулки 81 образует своеобразный шарнир в районе конического расширения 84 цилиндрического канала 82, который будет срабатывать при вертикальной и килевой качке судна и баржи, а бортовая качка судна и баржи будет компенсироваться кручением буксирного троса. При определенном натяжении троса 29 в моменты обеспечения соосности наконечника 62 и его приемной втулки 81 во время взаимных перемещений баржи и судна первый будет стремиться зайти дальше в канал 82, отжимая своей головной частью 66 зубья 91 выдвинутые по прорезям 83 в крайнее положение штоками 92 гидроцилиндров 90. После прохождения перпендикулярной стенкой 68 паза проточки 67 прижатых зубьев 91, последние под действием пружин поперечно разворачиваются, что дает возможность прижимному устройству-замку 89 завершить прижим баржи к судну со снятием натяжения троса 29 лебедкой 79, что достигается перемещением зубьями 91 по прорезям 83 внутрь приемной втулки 81 наконечника 62 до его контакта с конической стенкой 99 приемной втулки. Перед всплытием судна-баржевоза включается стопор шарнира 64 наконечника 62 и отключается привод перемещения каретки 74, что позволяет в процессе всплытия судна последней свободно опускаться по колонне 71 вместе с баржей до контакта ее днища с палубой судна. По завершении усадки баржи на упругом палубном настиле включаются стопоры каретки 74, которые вместе со стопорами шарнира 64 делают в целом стыковочное устройство жестким и ограничивающим сверху возможные перемещения носа баржи.

Отдача стыковочного устройства при выгрузке баржи, когда судно-баржевоз в притопленном состоянии находится без хода, происходит следующим образом: на барже отдается стопорный палец 98 каната 29 и штоки 92 прижимного устройства начинают перемещение зубьев 91 к выходу приемной втулки 81, в результате чего каждый зуб, упираясь в наклонную заднюю стенку 69 паза-проточки 67 наконечника 62, разворачивается и скользит по его цилиндрической части 70 пока не упрется в крайнюю перемычку 100 прорези 83, которая не даст ему под действием пружины вернуться обратно в поперечное состояние при свободном выходе наконечника 62 из канала приемной втулки 81. При буксировке на определенной скорости притопленным судном-баржевозом 1 баржи 16 своим стыковочным устройством перед работой штоков 92 лебедка 79 канатом 29 прижимает наконечник 62 к приемной втулке 81, затем отдается прижимное устройство и после отдачи стопорного пальца 98 наконечник 62 сам выходит из приемной втулки. Самоходные носовые блоки-фиксаторы 8 (см. фиг.1, 2), расположенные на грузовой палубе 3 судна-баржевоза 1 симметрично ДП, состоят из подпалубного основания 101 (см. фиг.10-14), имеющего форму призмы с основанием в виде равнобедренной трапеции, и надпалубной части 102, имеющей форму призмы с основанием в виде четверти круга, которая с рабочей (контактной) стороны, обращенной в корму судна, оформляется в виде поверхности 1/8 шара с радиусом, равным ширине и высоте надпалубной части 102 блока-фиксатора. Подпалубное основание 101 блока-фиксатора 8 имеет по углам четыре опорных ролика 103, в грузовой палубе 3 имеется паз 104, который начинается от кормовой переборки бака 14 с прямоугольным поперечным сечением на длине, равной длине подпалубного основания 101, а продолжается дальше в корму на определенную длину перемещения блоков-фиксаторов с поперечным сечением равнобедренной трапеции (для соединения в «ласточкин хвост»). Посередине ширины палубного паза 104 проложен тавр 105 с зубчатой рейкой 106 на его полке, который входит в зацепление с ведущей шестерней 107 внутри блока-фиксатора 8, приводимой во вращение гидромотором 108, получающим рабочую жидкость по гидрошлангу, перемещаемому по проводнику 109, который намотан на подпружиненный барабан 110 в рецессе 111 бака судна-баржевоза. Под ведущую шестерню 107 и тавр 105 внутри блока-фиксатора имеется коридор, носовая часть 112 которого сделана высокой под ведущую шестерню 107 и ее привод (в т.ч. для обслуживания последних), а кормовая часть 113 - низкой под тавр 105 с зубчатой рейкой 106. Блоки-фиксаторы 8 имеют штатное положение 114 в прямоугольном палубном пазе 104, с которого они могут быть подняты, например, для ремонта, и рабочие положения на различных участках трапецевидного паза 104 в зависимости от формы носовой оконечности баржи (см. фиг.13). На фиг.13 показано положение носовых обводов баржи относительно блоков-фиксаторов 8 для бульбообразного 115, заостренного 116, ложкообразного 117 и санеобразного с килеватостью 118 носов. В случае перевозки баржи 16 с санеобразными обводами без килеватости (см. фиг.14) для ее фиксации могут быть использованы тросы или цепи 119 с талрепами 120, которые прикрепляются за рымы 121 (см. фиг.10-12) на корпусе блоков-фиксаторов и кнехты 122 на барже так, как показано на чертеже. Такое крепление носовой части баржи может быть также использовано и как вспомогательное при прочих других носовых обводах, когда во время сильного шторма существует опасность ее подъема набегающей волной большой высоты. Блоки-фиксаторы должны быть водопроницаемыми, чтобы не создавать плавучести при притапливании корпуса судна-баржевоза, для чего они оборудуются шпигатами в нижней и верхней частях, которые могут иметь клапаны. При оснащении блоков-фиксаторов клапанами они могут использоваться в качестве спасательных плавсредств, если оборудовать с торца люк во внутреннее помещение и предусмотреть быстроразъемные соединения гидрошланга с проводником.

1. Судно-баржевоз, преимущественно для барж с кормовым рецессом, с лебедкой, содержащее бак с кормовой переборкой и одиночную шарнирно-откидную кормовую башню под рецесс баржи на грузовой палубе, имеющую форму призмы с многоугольным основанием, отличающееся тем, что нижнее опорное основание шарнирно-откидной башни продольно скошено от более высокой задней поперечной кромки с шарниром до передней поперечной кромки на уровне грузовой палубы под продольно наклонную площадку на ней с замковым устройством для закрепления башни по-походному, передняя поперечная кромка которой находится на уровне палубы, а задняя, более высокая, имеет шарнирное устройство с ролами, при этом корпус судна-баржевоза имеет плоский транец шириной не менее ширины кормовой грани башни, по крайней мере, треугольной формы в верхней части ахтерштевня, наклонного под углом порядка 45°, а также тем, что на носовой оконечности палубы бака баржи и по кормовой переборке бака судна-баржевоза имеется стыковочное устройство, а на грузовой палубе, по крайней мере, два блока-фиксатора, перемещающихся по ней от кормовой переборки бака до контакта с корпусом баржи.

2. Способ погрузки и выгрузки на судно-баржевоз баржи, преимущественно с кормовым рецессом, заключающийся в притапливании судна-баржевоза, притягивании баржи к этому судну лебедкой до прижима носа баржи к кормовой переборке бака судна под произвольными углами, позиционировании баржи и судна путем вращения судна-баржевоза относительно баржи или наоборот до совмещения диаметральных плоскостей баржи и судна, всплытии судна и использовании при этом кормового рецесса баржи для ее позиционирования и конструктивной фиксации баржи на грузовой палубе судна-баржевоза, отличающийся тем, что при погрузке прижим носа баржи к кормовой переборке бака судна-баржевоза осуществляется под произвольными углами в диапазоне от 0 до ±65° с одновременным вращением, а также тем, что продольная выгрузка баржи осуществляется на ходу судна-баржевоза с посадкой последнего на ровный киль или с дифферентом на корму.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, в частности, к техническим средствам ликвидации последствий морских аварий и катастроф. .

Танкер // 2112691
Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при проектировании танкеров речного и смешанного плавания, осуществляющих встречные перевозки. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к судам-докам. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к судам для перевозки лихтеров и грузов докового типа. .

Изобретение относится к транспортной технике и самоходным и несамоходным плавающим средствам, используемым преимущественно на реках, озерах, в прибрежных районах морей и океанов для перевозки в основном несамоходных лихтеров (барж), а также контейнеров, пакетированных и укрупненных грузов, автотехники.

Изобретение относится к водному транспорту и предназначено для буксировки несамоходных плавсредств, прежде всего лихтеров. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к судам докового типа для перевозки лихтеров, барж и других крупногабаритных плавучих грузов, и позволяет ускорить их погрузку-выгрузку и надежность фиксации.

Изобретение относится к судам для транспортировки лихтеров и тяжеловесных крупногабаритных грузов и позволяет повысить удобство в эксплуатации. .

Изобретение относится к судостроению и касается создания арктических крупнотоннажных транспортных судов. .

Изобретение относится к области морской перевозки сжиженного природного газа. .

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано для модернизации устаревших и экологически опасных наливных судов, а также для переоборудования химовозов в наливные суда.

Изобретение относится к газодобывающей отрасли, а именно к плавсредствам для транспортировки сжиженного газа. .
Изобретение относится к судостроению, в частности, к способам перевозки и хранения сжиженных газов. .

Изобретение относится к устройствам для крепления контейнеров при их перевозке в два яруса. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к танкерам-химовозам для перевозки нефти, нефтепродуктов, различных масел или жидких химических грузов. .

Изобретение относится к крепежному устройству (14) для образования саморегулирующегося крепежного соединения контейнеров с судном. .

Изобретение относится к крепежному устройству (14) для образования саморегулирующегося крепежного соединения контейнеров с судном. .

Танкер // 2303553
Изобретение относится к судостроению, в частности к танкерам речного и смешанного плавания для перевозки нефти или нефтепродуктов. .

Изобретение относится к области перевозки жидких веществ на судне, в корпусе которого установлены танки для перевозки жидкостей
Наверх