Патентно- .

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

259983

Союз Советских

Социзл исти ческих

Республик

Зависимое от авт, свидетельства №

Кл. 21с, 46/50

65f-, 4

Заявлено 14.XII.1965 (№ 1039966/26-24) с присоединением заявки №

Приоритет

МПК б 05f

В 601с

УДК 621-55:629 122 (088.8) Комитет оо делом изобретеиий и открытий ори Совете Мииистрсс

СССР

Опубликовано 22.Х!!.1969. Бюллетень № 3 за 1970

Дата опубликования описания 4Х.1970

I " - - 1 О )1т л Я

Автор изобретения

::1 ПАХЕНТНО тО

ТЕХНИЧЕС!вы!! о ИБ-1п ОТЕКл

I ..

Б. К. Светальский

Заявитель

АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР ЧИСЛА ОБОРОТОВ

ДИЗЕЛЯ РЕЧНОГО ТЕПЛОХОДА

Известны автоматические регуляторы числа оборотов дизеля речного теплохода, изменяющие скорость движечия судна в зависимости от глубины фарватера с помощью эхолота и функционального преобразователя.

Предлагаемый регулятор отличается от известных тем, что на выходе эхолота установлен экстраполятор уклона, запоминающий ряд дискретных значений предшествующих глубин и суммирующий их.

Выход экстраполятора через корректирующий усилитель, учитывающий зависимость оптимального числа оооротов дизеля от величины уклона, подсоединен к сумматору релейного усилителя.

В регуляторе установлен ограничитель режима по оборотам на предельно малой глубине, выход которого подключен к релейному усилителю, а вход — к эхолоту.

Ко входу генератора тактовых импульсов экстраполятора подключен функциональный преобразователь, который учитывает зависимость изменения частоты импульсов от глубины. 1Вход преобразователя подключен к эхолоту.

Эти отличия призваны .существенно уменьшить влияние времени отработки задания исполнительным устройством и влияния инерционности теплохода на оптимальный режим его движения, повысить безопасность движения на малых глубинах и точность экстраполяции величины уклона.

Блок предсказания (функциональный преобразователь) в данной схеме предназначен для вычисления экстраполяцпонного полинама типа: уа+1 —

Здесь у„т, у„, у, т, ..., у, — дискретные значения глубины, взятые через равные отрезки пути.

Так как теплоход движется с переменной скоростью, то дискретизация должна производиться по времени обратно пропорционально скорости, а так как оптимальная скорость движения функционально связана с глубиной, то период дискретизации в данной системе взят в функции глубины.

Для повышения точности предсказания коэффициенты полпнома оптимизируются на характерном участке дна методом минимизации среднеквадратичной ошибки или любым другим.

Применение предсказывающего устройства значительно приближает режим движения теплохода к оптпмальному.

Блок-схема регулятора с предсказанием представлена на чертеже. Здесь 1 — эхолот;

2 — функциональный преобразователь регулятора; 8 — сумматор регулятора; 4 — блок

30 ограничения пределнього режима; 5 — релей259983 йый усилитель; б — исполнительный двигатель; 7 — дизель теплохода; 8 — тахогенератор; 9 — функциональныи перобразователь цепи управления генератором тактовых импульсов; 10 — генератор тактовых импульсов;

11 — 1б — усилители-формирователи коэффициентов .полинома; 17 — запоминающее устройство значения Ку„; 18 — 21 — рабочее и подготовительное запоминающие устройства значений К,у„, ..., 22, 28 — рабочее и подготовительное запоминающие устройства значения К у ; 24 — 80 — ключи съема дискретных значений; 81 — 88 — ключи смены рулей попарных запоминающих устройств; 84— сумматор-формирователь экстраполяционного полинома; 85 — корректирующий усилитель.

Работает схема следующим образом.

Эхолот 1 выдает электрический сигнал, пропорциональный глубине, функциональный преобразователь 2 преобразует этот сигнал по закону n=f (h) и подает на сумматор 8. Сюда же поступают скорректированный сигнал предсказанной разности у + — у„и сигнал от тахогенератора дизеля. Величина go+i — у„пропорциональна уклону дна, а при переходных режимах существует определенная зависимость между величиной уклона и приращением оборотов, которая устанавливается усилителем 85, С сумматора 8 сигнал рассогласования по.ступает на релейный усилитель 5, который в зависимости от знака сигнала включает исполнительный двигатель для работы в сторону «больше» и «меньше». При этом изменяется уставка оборотов всережимного регулятора дизеля. Одновременно сигнал эхолота 1 поступает на блок 4 ограничения .предельного режима, который представляет собой транзисторное реле минимального напряжения с регулируемой уставкой и самоблокировкой.

При срабатывании блок ограничения предельного режима воздействует на релейный усилитель регулятора, запирает канал включения исполнительного двигателя на «больше» и открывает канал включения на «меньше» оборотов. Диапазон регулирования оборотов ограничивается конечными выключателями исполнительного двигателя.

Сигнал эхолота используется также для управления частотой генератора тактовых импульсов, при этом функциональная зависимость частоты от скорости движения или, что примерно то же, от глубины осуществляется функциональным преобразователем 9.

5 Блок предсказания набирается из унифицированных плат, каждая из которых содержит два запоминающих устройства 22 и 28, три ключа 29, 80 и 88 и усилитель с регулируемым коэффициентом усиления. Каждая пла10 та вычисляет и выдает на сумматор 84 соответствующий член экстраполяционного полинома (— 1) "к у„. Число плат соответствует числу вычисляемых членов полинома.

15 Предмет изобретения

1. Автоматический регулятор числа оборотов дизеля речного теплохода в зависимости от глубины фарватера, содержащий эхолот, 20 релейный усилитель, сумматор релейного усилителя, генератор тактовых импульсов и исполнительное устройство, отличающийся тем, что, с целью существенного уменьшения влияния времени отработки задания исполнитель25 ным устройством и влияния инерционности теплохода на оптимальный режим его движения, на выходе эхолота установлен экстраполятор уклона, осуществляющий запоминание ряда дискретных значений, предшествую50 щих глубин и суммирование их, и выход экстраполятора через корректирующий усилитель, учитывающий зависимость оптимального числа оборотов дизеля от величины уклона, подсоединен к сумматору релейного уси35 лителя.

2. Регулятор по п. 1, отличающийся тем, что, с целью повышения безопасности движения теплохода на малых глубинах, в нем установлен ограничитель режима по оборотам на

40 предельно малой глубине, выход которого подключен к релейному усилителю, а вход— к эхолоту.

3. Регулятор по п, 1, отличающийся . тем, что, с целью, повышения точности экстраполя45 .ции величины уклона, ко входу генератора тактовых импульсов экстраполятора подключен функциональный преобразователь, учитывающий зависимость изменения частоты тактовых импульсов от глубины, вход которо50 ro подключен к эхолоту.

259988

Составитель И. Й. Шувалова

Редактор Б. Б. Федотов

Техред T. П. Курилко Корректор Г. П. Шильман

Заказ 94llll Тираж 499 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва 7К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр, Сапунова, 2

Патентно- . Патентно- . Патентно- . 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для контроля и аварийной защиты двигателя, в частности, судовой дизельной установки

Изобретение относится к системам управления и регулирования в машиностроении, в частности к конструкциям устройств, предназначенных для аварийного выключения, в том числе ветроэнергетических установок

 // 396669
Наверх