Аэровездеход
Изобретение относится к движителю аэровездехода. Аэровездеход содержит несущий кузов с заднерасположенной винтомоторной установкой и с опорными элементами. Опорные элементы выполнены в виде нескольких оболочковых шаров с пневматическим наполнением, помещенных под сферические сегменты, с принудительной подачей воздуха между контактирующими поверхностями. Сферические сегменты имеют возможность поворачиваться в плоскости, параллельной продольной оси машины. Достигается повышение проходимости с уменьшением энергозартрат. 1 ил.
Изобретение относится к внедорожной транспортной технике, а именно к машинам предназначенным для эксплуатации в различных внедорожных условиях (вода, снег, грязь, песок и пр. -т.е. к универсальным вездеходам).
Известные схемы универсальных вездеходов предполагают использование гусениц, многоколесных шасси с пневматиками низкого давления (см. журнал СССР « Моделист - конструктор »,1976 г, №6, стр. 13), либо « Воздушную подушку » (см.журнал СССР « Моделист - конструктор»,1983 г, №11, стр. 13). Первые конструктивно сложны и имеют ограниченную сферу применения (по болоту и рыхлому снегу не пойдут), а вторые (аэровездеходы на в/подушке) энергозатратны (особенно на пересеченной местности).
Целью изобретения является создание внедорожного транспортного средства лишенного этих недостатков.
Поставленная цель достигается тем, что в аэровездеходе, содержащем несущий кузов с водительской кабиной, заднерасположенную винтомоторную установку и средства взаимодействия с опорной поверхностью, по изобретению, средства взаимодействия с опорной поверхностью выполнены в виде нескольких оболочковых шаров с пневматическим наполнением, помещенных под верхнерасположенные сферические сегменты, с возможностью подачи между контактирующими поверхностями атмосферного воздуха и раздельно для опорных средств расположенных по разные стороны от продольной оси машины. При этом, сферические сегменты имеют возможность поворачиваться в плоскости параллельной продольной оси машины. А давление воздуха между контактирующими поверхностями опорных средств может быть выше атмосферного, также равно ему или быть ниже атмосферного.
На фиг. изображен аэровездеход, вид сбоку.
Аэровездеход содержит несущий кузов 1 с тяговой винтомоторной установкой (далее ВМУ) 2. К днищу кузова 1 прикреплены сферические сегменты 3, служащие гнездами для оболочковых шаров, с пневматическим наполнением 4 (патенты RU №2585901 и №2643862). Для управления направлением движения, сзади ВМУ 2 располагаются поворотные аэродинамические элементы 5. Поступление сжатого воздуха под сегменты 3 ограничивается жиклерами 6. На задней (по направлению движения) кромке сегментов 3 установлены грязеотделители (скребки) 7.
Аэровездеход функционирует следующим образом. От компрессорной установки расположенной в кузове 1 аэровездехода (не показана) сжатый воздух через жиклеры 6 поступает под сегменты 3 и производит их отрыв от шаров 4 с образованием между их поверхностями минимального зазора (регулируется давлением сжатого воздуха в системе). Далее запускается ВМУ 2 и аэровездеход приходит в движение. Для осуществления торможения лопасти в/винтов ВМУ 2 переводятся на обратную тягу (« мягкое » торможение), или давление воздуха под сегментами 3 сбрасывается до атмосферного (экстренное торможение). Маневрирование может осуществляться как с помощью аэродинамических элементов 5, так и притормаживанием шаров 4 с одной стороны машины, путем уменьшения давления сжатого воздуха под сегментами 3. При движении по сильно пересеченной местности выпадение отдельных шаров 4 из-под сегментов 3 предотвращается уменьшением давления воздуха под сегментами 3 ниже атмосферного. Для оптимального приспособления к различным дорожным условиям (различное сопротивление движению) все сегменты 3 выполнены продольно поворотными (механизм поворота не показан).
Аэровездеход предлагаемой схемы по совокупности качеств (проходимость, экономичность, конструктивность и соответственно себестоимость) может заменить многоколесные вездеходы на пневматиках низкого давления и вездеходы на воздушной подушке, во многих областях их настоящего применения. В частности, в спортивно-развлекательных целях и в туризме (амфибийный вариант).
Аэровездеход, содержащий несущий кузов с водительской кабиной, заднерасположенную винтомоторную установку и средства взаимодействия с опорной поверхностью, выполненные в виде нескольких оболочковых шаров с пневматическим наполнением, помещенных под верхнерасположенные сферические сегменты, с возможностью подачи между контактирующими поверхностями атмосферного воздуха, отличающийся тем, что сферические сегменты имеют возможность поворачиваться в плоскости, параллельной продольной оси машины.