Сиденье транспортного средства и способ обеспечения безопасности пользователя сиденья транспортного средства

Изобретение относится к способам обеспечения пассивной безопасности пассажирских транспортных средств. Сиденье транспортного средства содержит подушку сиденья, спинку сиденья и основание сиденья, состоящего из кронштейнов, поперечин, накладок и усилителей. Кронштейн разделен на две части выемкой, заканчивающейся Z-образным вырезом, не доходящим до верхнего края кронштейна определенное расстояние, образуя перемычку, способную разрушаться при воздействии определенной изгибающей нагрузки на кронштейн. Накладки приварены к боковой и горизонтальной поверхностям кронштейна. При этом край накладок, прилегающий к выемке, повторяет ее контур. Поперечины приварены к кронштейну. Усилители приварены одним краем к вертикальной полке кронштейна, другим - к горизонтальной полке кронштейна и частично к поперечинам. Повышается безопасность пассажира ТС при аварии. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к способам обеспечения пассивной безопасности пассажиров транспортных средств.

Известна система безопасности пользователя сиденьем транспортного средства (патент РФ №2343257, опубл. 10.01.2009) включающая механизм управления ограниченным перемещением сиденья в направлении действия сил инерции по направляющим салазкам с фиксацией в начальном и конечном положениях.

Недостатком данного технического решения является повышенная сложность конструкции, обеспечивающая требуемый уровень безопасности пользователя сиденья.

Проблемой, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является проблема повышенной сложности конструкции сидения транспортного средства, обеспечивающая требуемый уровень безопасности пользователя сиденья.

Данная проблема решается за счет того, что в конструкции сиденья применяется кронштейн основания сиденья транспортного средства, имеющий выемку, ослабляющую конструкцию кронштейна, и позволяющую при изгибающей нагрузке на кронштейн осуществить поворот части конструкции кронштейна, к которой крепится задняя спинка, на строго определенный угол.

Технические результаты состоят в упрощении конструкции сиденья транспортного средства при обеспечении требуемого уровня безопасности пользователя сиденья и в создании способа, позволяющего проектировать и изготавливать сиденья, обеспечивающие требуемый уровень безопасности для пассажиров изменением, по крайней мере, одного параметра из комплекса мер в соответствии с предлагаемым способом.

Далее в описании представлен один из возможных, но не единственный, вариант реализации заявляемого технического решения.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг. 1 показано сиденье транспортного средства, общий вид.

На фиг. 2 показано основание сиденья транспортного средства.

На фиг. 3 показан кронштейн основания.

Как известно, при конструировании транспортного средства особое внимание уделяется безопасности водителя и пассажиров.

При этом, предусматриваются специальные технические решения, уменьшающие риск травмирования водителя и пассажиров при возникновении аварийной ситуации. Так, например, кузов автомобиля имеет специальные штампованные элементы, которые деформируются при ударе, поглощая, таким образом, энергию удара, и уменьшая негативное воздействие энергии удара на водителя и пассажиров транспортного средства при аварии.

Известны требования к сиденьям транспортного средства, гласящие, что конструкция сиденья должна обеспечивать поворот задней спинки сиденья на определенный угол при ударе о спинку сиденья сзади. Это требование при ударе транспортного средства о преграду уменьшает риск травмирования о переднее кресло пассажира, сидящего сзади,

Предлагаемое техническое решение поясняется чертежами.

1 - спинка;

2 - подушка;

3 - основание;

4 - паз;

5 - Z-образный вырез;

6 - место перелома;

7 - накладка;

8 - кронштейн;

9 - усилитель;

10 - поперечина;

11 - линия изгиба;

12 - выемка;

13 - поперечина;

14 - точка поворота.

На фиг. 1 показано сиденье транспортного средства, общий вид.

Сиденье транспортного средства состоит из спинки 1 сиденья, подушки 2 сиденья и основания 3 сиденья. При этом спинка 1 сиденья крепится к первой части кронштейна 8, а подушка 2 сиденья крепится к другой части кронштейна 8, разделенные выемкой 12.

На фиг.2 показано основание сиденья транспортного средства.

Основание 3 сиденья состоит из кронштейна 8; накладки 7, приваренной к боковой и горизонтальной поверхностям кронштейна 8, при этом край накладки 7, прилегающий к выемке 12 повторяет ее контур; поперечин 10 и 13, приваренных к кронштейну 8; усилителя 9, приваренного одним краем к вертикальной полке кронштейна, другим к горизонтальной полке кронштейна и частично к поперечине 10. Боковая поверхность кронштейна 8 имеет выемку 12, начинающуюся на горизонтальной полке кронштейна 8, продолжающуюся на боковой поверхности кронштейна 8 и переходящую в Z-образный вырез 5 ближе к верхнему краю боковой поверхности, причем Z-образный вырез 5 не доходит до верхнего края кронштейна 8 на расстояние L, образуя перемычку. Выемка 12 выполнена таким образом, что при возникновении изгибающей нагрузки на кронштейн 8, происходит перелом участка L в месте перелома 6, при этом паз 4 имеет возможность поворота на угол α относительно точки поворота 14 до упора в поперечину 13.

На фиг. 3 показан кронштейн основания.

Кронштейн 8 имеет горизонтальную и вертикальную полки и боковую поверхность, разделенную на две части выемкой 12, заканчивающейся Z-образным вырезом 5. К первой части кронштейна 8, находящейся слева от выемки 12, крепится спинка 1, ко второй части кронштейна 8, находящейся справа от выемки 12, крепится подушка 2. Кронштейны 8 имеют левое и правое исполнение и расположены с левой и с правой стороны сиденья и вместе с усилителями 9, накладками 7 и поперечинами 10 и 13 образуют основание 3 сиденья. Кронштейн 8 крепится к подушке 2 и к конструкциям транспортного средства во второй части кронштейна 8, а первая часть кронштейна 8 крепится к спинке 1.

Устройство работает так: при ударе транспортного средства о препятствие за счет воздействия сил инерции пассажир, располагающийся сзади, ударяется о заднюю часть спинки 1, вызывая таки образом изгибающую нагрузку на кронштейн 8. При достижении изгибающей нагрузкой расчетной величины в месте перелома 6 происходит разрушение участка L, паз 4 поворачивается относительно точки поворота 14 на угол а, упираясь в поперечину 13, при этом происходит изгиб горизонтальной полки кронштейнов 8 по линии изгиба 11, все это приводит к частичному поглощению энергии удара и уменьшает негативное воздействие этой энергии на пассажира.

Исполнение кронштейна 8 с выемкой 12, заканчивающейся Z-образным вырезом 5, и выполненной так, что при переломе перемычки L, образованной Z-образным вырезом 5 и верхним краем кронштейна 8, происходит поворот первой части кронштейна 8, к которой крепится спинка 1, по отношению ко второй части кронштейна 8, к которой крепится подушка 2 и которая остается неподвижной, все это позволяет достичь технический результат, заключающийся в упрощении конструкции сиденья транспортного средства при обеспечении требуемого уровня безопасности пользователя сиденья.

Способ обеспечения безопасности пользователя сиденья транспортного средства, характеризующийся выполнением основания сиденья таким образом, что на боковой поверхности кронштейна 8 имеется выемка 12, заканчивающаяся Z-образным вырезом 5, не доходящим до верхней кромки кронштейна 8 на расстояние L, заключающийся в том, что для соблюдения требований, обеспечивающих безопасность пользователя сиденья транспортного средства при ударе транспортного средства о препятствие, предлагается использовать комплекс мер, обеспечивающих частичное поглощение ударной энергии, передающейся на пользователя сиденья транспортного средства при ударе о препятствие, а именно:

1. Изменение размера перемычки L для увеличения или уменьшения расчетной ударной нагрузки при изменении нормативных требований.

2. Изменение толщины металла, из которого изготовлен кронштейн 8, для увеличения или уменьшения расчетной ударной нагрузки при изменении нормативных требований при неизменном размере перемычки L.

Выполнение выемки 12 на боковой поверхности кронштейна 8 таким образом, что при изломе за счет ударной нагрузки на спинку кресла 1 перемычки L, образованной Z-образным вырезом 5 и верхним краем кронштейна 8, происходит поворот первой части кронштейнов 8, к которым крепится спинка 1, по отношению ко второй части кронштейнов 8, к которой крепится подушка 2 остающаяся неподвижной, поворот происходит за счет изгиба горизонтальных полок кронштейнов 8, при этом наличие накладок 7 и усилителей 9 в конструкции основания 3 сиденья исключает вероятность деформации других частей сиденья.

Известно условие прочности при расчете на срез:

Тср=Q/Аф, где Тср - расчетное напряжение среза;

Q - поперечная сила;

Аф - площадь поперечного сечения срезаемой детали.

Для предлагаемого способа поперечное сечение срезаемой детали представляет собой прямоугольник, площадь которого рассчитывается как произведение сторон, при этом одна из которых представляет собой размер перемычки L, другая - толщину металла из которого изготовлен кронштейн. Таким образом, при неизменной поперечной силе можно за счет изменения толщины металла или размера L достигать требуемой величины расчетного напряжения среза в зависимости от меняющихся требований безопасности.

Известно, что предел текучести это механическая характеристика материала, характеризующая напряжение, при котором деформации продолжают расти без увеличения нагрузки. Воздействие напряжения большего, чем предел текучести материала приводит к разрушению материала.

Известно, что предел текучести для разных марок стали разный, например:

1. Ст 20 - 245 Мпа;

2. Ст 30 - 295 Мпа;

3. Ст 45 - 355 Мпа;

4. Ст 09Г2С - 345 Мпа;

5. Ст 3 - 235 Мпа.

При этом, предел текучести алюминиевых сплавов составляет:

1. АД - 105-150 Мпа;

2. АМЦ - 125-185 МПа.

Таким образом, кронштейн 8, сделанный из разных марок стали будет иметь различный предел текучести при одинаковой конфигурации конструкции.

То же относится и к разным материалам - кронштейн одинаковой конфигурации, сделанный из разных металлов, или, например, из пластика, будут иметь различные пределы текучести в зоне перемычки L.

Значит, меняя только марку стали, и меняя материал, из которого сделан кронштейн 8, заменив, например сталь на пластик, можно регулировать напряжение при котором он разрушится, а значит регулировать и размер поглощаемой энергии.

Выполняя основание сиденья с выемкой 12 заканчивающаяся Z-образным вырезом 5 в кронштейнах 8, меняя размер L перемычки, меняя толщину металла из которого сделан кронштейн 8, все это позволяет изменять конструкцию сиденья при изменении допустимой нагрузки на спинку сиденья, позволяя достичь таким образом технического результата, состоящего в создании способа, позволяющего проектировать и изготавливать сиденья, обеспечивающие требуемый уровень безопасности для пассажиров изменением по крайней мере одного параметра из комплекса мер в соответствии с предлагаемым способом.

1. Сиденье транспортного средства, содержащее подушку сиденья, спинку сиденья, основание сиденья, состоящего из кронштейнов, поперечин, накладок и усилителей, отличающееся тем, что кронштейн разделен на две части выемкой, заканчивающейся Z-образным вырезом, не доходящим до верхнего края кронштейна определенное расстояние, образуя перемычку, способную разрушаться при воздействии определенной изгибающей нагрузки на кронштейн, накладки приварены к боковой и горизонтальной поверхност кронштейна, при этом край накладок, прилегающих к выемке, повторяет ее контур; поперечины приварены к кронштейну; усилители приварены одним краем к вертикальной полке кронштейна, другим - к горизонтальной полке кронштейна и частично к поперечинам.

2. Сиденье транспортного средства по п. 1, отличающееся тем, что при изломе перемычки, образованной Z-образным вырезом и верхним краем кронштейна, происходит поворот первой части кронштейна, к которой крепится спинка, по отношению ко второй части кронштейна, к которой крепится подушка.

3. Способ обеспечения безопасности пользователя сиденья транспортного средства по п. 1, отличающийся тем, что при изменении нормативных требований изменяют по крайней мере одно из:

- размер перемычки L;

- толщину металла, из которого изготовлен кронштейн.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортных средств. Антивандальный санитарный барьер для салона автомобиля устанавливается с возможностью защиты водителя и пассажиров от физического и аэрогенного воздействия.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к рельсовым транспортным средствам с устройствами для смягчения удара при аварийном столкновении. В системе пассивной безопасности железнодорожного транспортного средства, включающей устройство для поглощения удара при аварийном столкновении, вагон с торцевым скосом расположен за шарнирно поворачиваемой кабиной машинистов, рычаг упорный установлен в передней части кабины машинистов, для принятия и передачи силы лобового удара посредством подвижного шарнира на подъемный рычаг, выполненный в виде скобы, охватывающей кабину машинистов с обеих сторон, подъемный рычаг через подъемные шарниры соединен с поворотными рычагами для опрокидывания кабины машинистов через поворотные шарниры на торцевой скос вагона, а подвижный шарнир выполнен с возможностью перемещения по выпуклой поверхности, установленной на раме под кабиной машинистов.

Группа изобретений относится к системе удержания пассажира, системе удержания пассажиров для катания и транспортному средству для катания. Система включает в себя первый поясной блок (26), который включает в себя щель (38).

Изобретение относится к компоненту транспортного средства. Компонент может включать в себя поперечную балку, цилиндр, поршень, панель и неоднородную смесь.

Изобретение относится к узлу сиденья транспортного средства и, в частности, к узлу сиденья транспортного средства, имеющему модульные компоненты, которые соединены вместе так, чтобы обеспечивать эффективное раскрытие устройства подушки безопасности от бокового удара.

Изобретение относится к узлу инерционной блокировки механизма спинки сиденья. Система инерционной блокировки для сиденья транспортного средства включает в себя элемент основания, который прикреплен к конструкции сиденья, имеющий форму двойного D вал, который поворачивается кулачком, удлиненные пазы, штифт и пружину.

Группа изобретений относится к вариантам транспортного средства, которое содержит порог и усиление стойки, продолжающееся в направлении, поперечном по отношению к порогу.

Изобретение относится к ударной планке двери транспортного средства. Основной корпус (2) имеет участки крепления к двери, соответственно образованные на обеих концевых сторонах его удлиненного продольного направления, и участок (3) генерации изгибной деформации, расположенный между участками крепления к двери, и участок (3) генерации изгибной деформации имеет участок (4) дна канавки, два участка (5а, 5b) краевой линии, два участка (6а, 6b) вертикальной стенки, два криволинейных участка (7a, 7b) и два фланца (8a, 8b).

Группа изобретений относится к вариантам выполнения активного буфера для облицовки салона автомобильного транспортного средства. Буфер содержит отлитую из пластика наружную облицовочную панель, которая имеет на внутренней поверхности участок замкнутого соединения, отлитый из пластика элемент расширяемой камеры, который имеет центральный соединительный участок, выполненный с возможностью прикрепления к опорной конструкции транспортного средства, соединительный фланец вдоль наружной кромки и участок перегородки между центральным соединительным участком и соединительным фланцем.

Группа изобретений относится к сиденью транспортного средства, удерживающей системе транспортного средства и транспортному средству. Удерживающая система для сиденья транспортного средства, которое включает в себя спинку, подушку, монтажный узел, обеспечивающий опору для подушки и включающий в себя соединенный со спинкой монтажный рычаг, который может поворачиваться относительно подушки таким образом, что спинка может перемещаться над подушкой.

Изобретение относится к выдвижному защитному элементу для детского кресла безопасности. Выдвижной защитный элемент для использования в детском кресле безопасности содержит первый резьбовой элемент, имеющий первую наружную резьбу и первую внутреннюю резьбу, и второй резьбовой элемент, имеющий вторую наружную резьбу.
Наверх