Способ эвакуации экипажа аварийной подводной лодки из всплывшей спасательной камеры и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области судостроения, а именно к технике спасения экипажа аварийной подводной лодки, находящейся на грунте. Для эвакуации экипажа из всплывшей спасательной камеры путем ее подъема с воды вместе с экипажем спуско-подъемным устройством (СПУ), снабженным подвесным штоковым устройством, обеспечивающим стыковку автоматического захвата СПУ с подъемными обухами спасательной камеры. С помощью СПУ и ловителей камеру устанавливают на опорное кольцо комингса приемно-выходного отсека декомпрессионной камеры, снабженное клиновыми зубьями, взаимодействующими с кремальерным кольцом спасательной камеры. Поворотом кремальерного кольца камеру закрепляют на комингсе и переводят спасаемых в декомпрессионный комплекс для проведения декомпрессии или лечебной рекомпрессии. Достигается повышение оперативности, надежности и безопасности эвакуации подводников из всплывшей спасательной камеры в условиях повышенного давления газовой среды и волнения моря на борт спасательного судна. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к области судостроения, в частности к технике спасения экипажа аварийной подводной лодки, находящейся на грунте.

Известен способ спасения экипажа аварийной подводной лодки, находящейся на грунте, сухим способом с использованием спасательного колокола и мокрым способом с использованием водолазного колокола.

Спуск и подъем колокола выполняют с помощью спуско-подъемного устройства (СПУ) в виде П-образной балки спасательного судна.

Декомпрессию подводников и водолазов проводят в декомпрессионном комплексе спасательного судна. Колокол со спасаемыми поднимают с аварийной пл на судно и присоединяют к комингсу приемно-выходного отсека декомпрессионной камеры (ПВО ДК) с помощью клиновых задраек, прижимающих фланец колокола к комингсу механизмом поворота зубчатого обода. Выравнивают давление в ПВО ДК и колоколе, после чего переводят спасаемых в камеру декомпрессионного комплекса для проведения декомпрессии. Затем операции повторяют [1].

Недостатком способа является большая продолжительность спасательных работ.

Известна система спасения экипажа из аварийной подводной лодки, находящейся на грунте, содержащая всплывающую спасательную камеру (КСВ) и спасательное судно. После всплытия КСВ на поверхность и прибытия спасательного судна экипаж аварийной пл из всплывшей КСВ с помощью плавсредств эвакуируют на его борт. Затем спасательную камеру без людей поднимают с воды за подъемные рымы (обухи) на борт судна судовым краном при благоприятной погоде.

При избыточном атмосферном давлении в КСВ декомпрессию подводников проводят на плаву с помощью предусмотренного на ней устройства [2].

Недостатком системы является недостаточная безопасность и оперативность спасательных работ, так как в системе не предусмотрен декомпрессионный комплекс для проведения декомпрессии (лечебной рекомпрессии) на судне, а грузовой кран не обеспечивает подъем спасательной камеры с людьми на борт судна в условиях волнения.

Известен способ подъема подводных аппаратов с помощью СПУ в виде поворотного крана со следящим приводом, канатом-проводником и автоматическим захватом, более маневренного, чем П-образная балка или выдвижной мост [3].

Недостатком способа является то, что он предназначен для подъема малогабаритных подводных аппаратов, снабженных одним обухом, который соединяется аквалангистом с канатом-проводником для подтягивания аппарата под кран и подъема на борт при благоприятных погодных условиях.

Известен способ обеспечения эвакуации экипажа аварийной подводной лодки из всплывшей спасательной камеры, оснащенной двумя штоковыми устройствами (ШУ) и ограждением люка, основанный на использовании СПУ для спасательного глубоководного аппарата (СГА). Для стыковки СПУ с КСВ предусмотрена траверса с подвижными по ее длине двумя автоматическими захватами штоковых устройств. Всплывшую спасательную камеру вместе с экипажем поднимают с воды в условиях волнения траверсой СПУ до уровня борта спасательного судна, и спасаемые переходят на борт судна по трапу [4] (прототип).

Недостатком прототипа является то, что не обеспечивается подъем с воды спасательных камер построенных подводных лодок, снабженных подъемными обухами, так как их конструкция несовместима с автоматическими захватами СПУ для стыковки с ШУ. Декомпрессия подводников возможна только на плаву, так как конструкция опорного и кремальерного кольца спасательной камеры с клиновидными зубьями не стыкуется с опорным кольцом комингса приемно-выходного отсека для посадки СГА.

Анализ известных способов эвакуации подводников из всплывшей КСВ с повышенным давлением дыхательной среды показывает, что условия проведения декомпрессии на спасательном судне более безопасны, надежны и оперативны по сравнению с декомпрессией подводников в замкнутом объеме спасательной камеры на плаву. Возможности спасательных камер по поддержанию параметров газовой среды, необходимых для безопасного существования людей, крайне ограничены по времени, особенно при вынужденном нахождении на плаву в условиях волнения, когда открытие крышки выходного люка грозит опасностью затопления.

Задачей изобретения является обеспечение оперативной, надежной и безопасной эвакуации подводников из всплывшей спасательной камеры, снабженной подъемными обухами и ограждением люка, с повышенным давлением дыхательной среды на борт спасательного судна в условиях волнения.

Задача решается тем, что спасательную камеру вместе с экипажем аварийной пл поднимают на борт судна, устанавливают на комингс ПВО ДК, переводят подводников в декомпрессионный комплекс и после проведения декомпрессии размещают в выделенных помещениях.

Сущность заявляемого способа заключается в том, что экипаж аварийной пл переводят из КСВ непосредственно в декомпрессионный комплекс судна и после декомпрессии размещают в предусмотренных помещениях.

Существенным отличием от прототипа является способ эвакуации экипажа из всплывшей КСВ, при котором подводников переводят из КСВ в декомпрессионные камеры спасательного судна, минуя атмосферу, для чего направляющий канат СПУ пропускают через автоматический захват и соединяют с головкой подвесного штокового устройства, а проушины треугольной планки в его основании - с подъемными обухами КСВ; лебедку направляющего каната включают в режим слежения, и автоматический захват опускают до стыковки с подвесным штоковым устройством, спасательную камеру поднимают с воды, устанавливают с помощью ловителей на комингс ПВО ДК и закрепляют поворотом кремальерного кольца спасательной камеры, после чего подводников переводят в камеры декомпрессионного комплекса для декомпрессии.

Для реализации указанного способа предлагается устройство, содержащее СПУ с подвесным штоковым устройством и ловителями, а также декомпрессионный комплекс с комингсом приемно-выходного отсека для КСВ, опорное кольцо которого содержит ниши и клиновые зубья для закрепления КСВ.

Полезность отличительных признаков состоит в том, что способ эвакуации экипажа аварийной пл из всплывшей КСВ на спасательное судно обеспечивает по сравнению с прототипом:

- возможность подъема с воды КСВ, снабженной подъемными обухами;

- оперативность и безопасность перехода экипажа аварийной пл из КСВ при повышенном давлении дыхательной среды в декомпрессионные камеры, минуя атмосферу;

- надежность стыковки спасательной камеры с комингсом приемно-выходного отсека кремальерным соединением;

При этом сохраняется возможность:

- спасения подводников, оставшихся в концевых отсеках аварийной подводной лодки, с помощью водолазного колокола на доступных глубинах;

- выполнения подводных работ водолазами,

- проведения декомпрессии и лечебной рекомпрессии подводников и водолазов.

Сущность изобретения поясняется фиг. 1-4.

Для осуществления способа на судне 1 устанавливают декомпрессионный комплекс, включающий декомпрессионные камеры 15, приемно-выходные отсеки 11, 19 с выходными люками 17, 18, водолазный колокол 20, спуско-подъемное устройство водолазного колокола 21, спуско-подъемное устройство 4 спасательной камеры 3 с автоматическим захватом 5.

На фиг. 1 изображена схема подъема с воды всплывшей спасательной камеры 3 на борт спасательного судна 1 СПУ 4 и установки ее на комингс 10 приемно-выходного отсека 11 декомпрессионной камеры 15. На противоположном борту размещен водолазный колокол 20, установленный на комингсе приемно-выходного отсека 19, и его спуско-подъемное устройство 21. Декомпрессионная камера 15 используется для декомпрессии водолазов и подводников.

На фиг. 2 показана схема механизма поворота кремальерного кольца 12 после посадки опорного кольца 25 спасательной камеры 3 с клиновидными зубьями 26 на опорное кольцо комингса 10 приемно-выходного отсека 11.

На фиг. 3 изображены ловители 22 в рабочем положении.

На фиг. 4 приведена схема соединения подвесного штокового устройства 28, снабженного треугольной планкой 29 с проушинами, с направляющим канатом 27 СПУ 4 и подъемными обухами 7 спасательной камеры с помощью стропов 6 и скоб 31.

Устройство работает следующим образом.

У борта судна 1 устанавливают кранцевую защиту 2. В районе кранцевой защиты пришвартовывают спасательную камеру 3, используя ее швартовное (или швартовно-буксирное) устройство. На камере выдвигают ограждение 8 верхнего люка 9. В ограждение высаживают двух спасателей. Направляющий канат 27 СПУ 4 пропускают через автоматический захват 5 и заводят за головку подвесного штокового устройства 28. В проушины треугольной планки 29 заводят скобы 31, закрепляют ими коуши 32 стропов 6 и опускают подвесное штоковое устройство со стропами 6 в ограждение 8 верхнего люка 9 до образования в них слабины (фиг. 1). Спасатели соединяют скобами 31 коренные концы стропов 6 с обухами спасательной камеры 7 (фиг. 4). Спасателей поднимают на борт судна. Привод направляющего каната 27 включают в режим слежения с заданным натяжением. По направляющему канату 27 опускают автоматический захват 5 до стыковки со штоком 28 и переводят привод грузового каната (не показан) в режим автоматического подъема спасательной камеры 3 с вершины волны. Одновременно с подъемом спасательной камеры выбирают швартовы, предотвращая возможность ее кручения. После подъема спасательной камеры на борт судна ее опорное кольцо 25 с зубьями 26 устанавливают на опорное кольцо комингса 10 приемно-выходного отсека 11 (фиг. 1) с помощью ловителей 22. Ловители представляют собой поворотные штанги с приводом, оснащенные упругими штырями (фиг. 3). Зубья 23 кремальерного кольца 12 заходят в ниши опорного кольца комингса 10. После установки камеры на опору комингса 10 ее фиксируют на комингсе поворотом кремальерного кольца 12 с помощью гидроцилиндра 13 или ручного привода 14 (фиг. 2). При этом зубья 23 кремальерного кольца 12 входят в зацепление с зубьями 24 опорного кольца комингса 10. Механизм поворота кремальерного кольца расположен в спасательной камере.

После измерений давления и проведения анализов воздуха в спасательной камере 3, в приемно-выходном отсеке 11 и декомпрессионных камерах 15 создают давление, равное давлению в спасательной камере.

Открывают переходные люки 16, 18 из спасательной камеры в приемно-выходной отсек 11 декомпрессионного комплекса и спасаемых переводят в декомпрессионные камеры 15 для проведения декомпрессии.

По окончании декомпрессии (лечебной рекомпрессии) давление в декомпрессионном комплексе и спасательной камере выравнивают до атмосферного, спасенных выводят из декомпрессионных камер через люки 17 обоих приемно-выходных отсеков и размещают в помещениях спасательного судна. Больным и раненым оказывают медицинскую помощь.

Способ обеспечивает эвакуацию экипажа аварийной подводной лодки из спасательной камеры, всплывшей на поверхность, непосредственно в декомпрессионный комплекс спасательного судна, минуя атмосферу.

Предложенная конструкция обеспечивает оперативность, надежность и безопасность эвакуации экипажа из спасательной камеры в условиях волнения как при нормальном, так и при избыточном давлении.

Изобретение обладает новизной и полезностью.

Новым является способ эвакуации подводников, находящихся в спасательной камере под повышенным давлением, непосредственно в декомпрессионный комплекс спасательного судна, минуя атмосферу.

Полезность заключается в оперативности эвакуации экипажа из всплывшей спасательной камеры, надежности и безопасности декомпрессии спасаемых в декомпрессионном комплексе судна, возможности подъема спасательной камеры построенных проектов подводных лодок с воды на борт спасательного судна за их подъемные обухи при наличии волнения.

Возможность реализации изобретения обоснована в научно-исследовательской работе «Помощь-НК».

Изобретение может быть использовано в проектах спасательных, водолазных и многофункциональных спасательных судов.

Литература

1. Справочник специалиста аварийно-спасательной службы ВМФ, ч. III, с. 127, рис 50.

2. Система коллективного спасения экипажа с пл-танкера в аварийном положении при значительных крене и дифференте. Патент №2174088, B63G 8/40, 2000.

3. Судовые устройства. Справочник. Под редакцией д-ра техн. наук проф. М.Н. Александрова, Л «Судостроение», 1987, с. 599-609.

4. Способ обеспечения эвакуации экипажа аварийной подводной лодки из всплывшей спасательной камеры. Патент №2557684, 2014.

1. Способ эвакуации экипажа аварийной подводной лодки из всплывшей спасательной камеры (КСВ), основанный на использовании декомпрессионного комплекса спасательного судна и спуско-подъемного устройства, отличающийся тем, что направляющий канат спуско-подъемного устройства пропускают через автоматический захват и соединяют с головкой подвесного штокового устройства, а проушины треугольной планки в его основании - с подъемными обухами всплывшей спасательной камеры; лебедку направляющего каната включают в режим слежения, и автоматический захват опускают до стыковки с подвесным штоковым устройством; КСВ поднимают с воды, устанавливают с помощью ловителей на комингс приемно-выходного отсека декомпрессионной камеры и закрепляют поворотом кремальерного кольца спасательной камеры; подводников переводят в камеры декомпрессионного комплекса, минуя атмосферу, и после декомпрессии размещают в предусмотренных для эвакуации помещениях.

2. Устройство для реализации способа по п.1, содержащее декомпрессионный комплекс и спуско-подъемное устройство, отличающееся тем, что в конструкции спуско-подъемного устройства предусмотрено подвесное штоковое устройство и ловители, а опорное кольцо комингса приемно-выходного отсека декомпрессионной камеры снабжено нишами и клиновидными зубьями для взаимодействия с клиновыми зубьями кремальерного кольца КСВ.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения, в частности к технике спасения экипажа аварийной подводной лодки, находящейся на грунте. Устройство обеспечения эвакуации экипажа из всплывшей спасательной камеры содержит эластичный надувной понтон с устройством его буксировки, снабженный установленным на нем источником газа для наддува понтона.

Изобретение относится к подводным лодкам, а именно к спасательному оборудованию и информационным средствам для личного состава, используемых, в том числе, в случаях возникновения аварийных ситуаций в условиях отсутствия освещения на подводных лодках. Фотолюминесцентная информационная система подводной лодки содержит источники света, множество общесудовых и аварийно-спасательных ориентиров и оборудования, и световые знаки.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Способ спасения экипажа подводной лодки заключается в использовании спасательного аппарата и включает установку спасательного аппарата на комингс-площадку подводной лодки с использованием промежуточного стыковочного устройства, устанавливаемого между комингс-площадкой подводной лодки и спасательным аппаратом.

Изобретение относится к области подводной техники, а именно к подводным/подледным роботизированным комплексам для проведения технических, в том числе и аварийно-спасательных работ. Многофункциональный модуль оперативной транспортной взаимосвязи подводного/подледного и надводного объектов включает прочную капсулу с верхним и нижним днищами и изолированной от забортной среды газовой полостью, в верхнем днище вырезан входной люк, в нижнем расположен люк входа/выхода в шлюзовую камеру, на наружной стороне нижнего днища закреплены комингс-площадка и полые ловители, через которые пропущены силовые тросы принудительного вертикального перемещения модуля с помощью синхронно работающих управляемых лебедок: модуль снабжен балластными цистернами системы управления его плавучестью, станцией воздуха высокого давления, системой информационной связи с центром управления работой и посадочной площадкой.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Способ спасения экипажа аварийного подводного объекта с использованием всплывающей спасательной камеры заключается в том, что экипаж переходит во всплывающую спасательную камеру, задраивают люки всплывающей спасательной камеры и отсоединяют всплывающую спасательную камеру от аварийного объекта.

Изобретение относится к подводному судостроению, а именно к спасательным подводным аппаратам, предназначенным для спасения экипажей аварийных подводных лодок. Спасательный подводный аппарат включает в себя корпус и камеру посадки и присоса, расположенную в нижней части корпуса и выступающую за его габарит.

Изобретение относится к области спасения экипажа подводной лодки. Для предотвращения повышения давления в отсеке аварийной подводной лодки удаляют воздушную подушку из затопленного аварийного отсека, смежного с отсеком-убежищем.

Изобретение относится к спасению экипажа корабля. Комплекс спасения экипажа корабля (КСЭК) включает систему химического пожаротушения или способ прерывания реакции горения, систему кондиционирования, регенерации и/или вентиляции и стабилизации давления воздуха в отсеке, трубопровод с воздухом высокого давления, пожарную помпу, электрическую сеть корабля и плату контроля заряда и разряда аккумулятора, легочный автомат и маску аквалангиста с зажимом носа, гидрокостюмы с подогревом.

Изобретение относится к подводному судостроению, а именно к аварийно-спасательному оборудованию подводных технических средств. Устройство для разделения всплывающей камеры с подводным техническим средством, установленное между прочным и наружными корпусами подводного технического средства, содержит комингсы, опорные кольца которых соединены быстроразъемным кремальерным затвором.

Изобретение относится к спасательному оборудованию, а именно к устройствам, предназначенным для вентиляции отсеков аварийных подводных технических средств. Устройство вентиляции отсеков аварийного подводного технического средства содержит рукав подачи сжатого воздуха и шланг отвода загрязненного воздуха, которые соединены с клапанами вентиляции отсеков аварийного подводного технического средства.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к технике спасения экипажа аварийной подводной лодки, находящейся на грунте. Устройство обеспечения эвакуации экипажа из всплывшей спасательной камеры содержит эластичный надувной понтон с устройством его буксировки, снабженный установленным на нем источником газа для наддува понтона.
Наверх