Летучий ингибитор коррозии черных металлов

Изобретение относится к защите металлов от коррозии, а именно к летучим ингибиторам атмосферной коррозии черных металлов. Летучий ингибитор коррозии содержит аминоспирт, в качестве которого используется моноэтаноламин, или диэтаноламин, или триэтаноламин, или диметиламиноэтанол, или диэтиламиноэтанол, и бензойную кислоту, при этом он дополнительно содержит лауриновую кислоту, при следующем соотношении компонентов, мас.%: аминоспирт 55,0-70,0; бензойная кислота 22,0-25,0; лауриновая кислота остальное до 100. Ингибитор увеличивает сроки временной защиты стальных изделий от атмосферной коррозии в условиях периодической конденсации влаги. 2 табл.

 

Изобретение относится к защите металлов от коррозии, а именно к летучим ингибиторам атмосферной коррозии черных металлов.

Летучие ингибиторы (ЛИК) являются одним из наиболее перспективных классов ингибиторов атмосферной коррозии. Их применение оправдано при наличии возможности хотя бы частичной изоляции защищаемого пространства. Испаряясь при температуре окружающей среды, ЛИК в виде паров достигают металла, адсорбируются на его поверхности и, насыщая конденсированные фазы, обеспечивают надежную защиту изделия. При этом пары ЛИК проникают в щели и зазоры, недоступные контактным ингибиторам, тормозят коррозионные процессы под слоями продуктов коррозии и отложений.

Известно применение в качестве ЛИК аминоспиртов (Розенфельд И.Л., Персианцева В.П. Ингибиторы атмосферной коррозии. - М.: Наука, 1985. - 278 с.). Однако, их защитная способность в отношении черных металлов невелика. Более эффективны соли аминоспиртов, в т.ч. бензоат моноэтаноламина - аналог предлагаемого изобретения (Персианцева В.П., Кузнецов Ю.И., Розенфельд И.Л., Голубева Г.А., Гавриш Н.М., Брусникина В.М. Исследование азотсодержащих оснований и их солей в качестве летучих ингибиторов коррозии стали. // Исследования по электрохимии и коррозии металлов.- Тула: Изд-во ТПИ, 1976. С. 101-123.). Однако в жестких коррозивных условиях, связанных с конденсацией на черных металлах влаги, он также малоэффективен.

Наиболее близок по технической сущности предлагаемому изобретению состав, содержащий: триэтаноламин - 0,5% диметилэтаноламин - 65%, диэтаноламина - 0,5% и бензойную кислоту - остальное до 100% (RU 2604164, 2015) Однако и этот ЛИК - протопит предлагаемого изобретения, недостаточно эффективен при защите в условиях периодической конденсации влаги.

Целью настоящего изобретения является разработка ЛИК черных металлов эффективного в условиях периодической конденсации влаги.

Поставленная цель достигается при использовании в качестве ЛИК смеси, содержащей содержащий аминоспирт: моноэтаноламин, или диэтаноламин, или триэтаноламин, или диметиламиноэтанол, или диэтиламиноэтанол; бензойную и лауриновую кислоты при следующем соотношении компонентов, мас. %:

аминоспирт 55,0-70,0
бензойная кислота 22,0-25,0
лауриновая кислота остальное до 100

Ниже приводятся примеры реализации ЛИК и подробное описание изобретения, поясняющее его техническую сущность.

ЛИК в рамках предлагаемого изобретения, а также ЛИК аналог и прототип готовили смешением компонентов в колбе с обратным холодильником при температуре 60°С. Нагрев и перемешивание смеси проводился до полного растворения кислот в аминоспирте.

Плоские образцы размером 30×50×1 мм из сталей Ст.3 серого чугуна СЧ 18-20 зачищали шлифовальной бумагой различной зернистости, обезжиривали спиртом, высушивали на воздухе в течении часа. Образцы размещали на стеклянных трубках теплообменника встроенного в вакуумный эксикатор (Андреев Н.Н., Кузнецов Ю.И. Летучие ингибиторы атмосферной коррозии. Часть 3. Принципы и методы оценки эффективности. Коррозия: материалы, защита. 2006. №8. С. 28-35). На дно эксикатора наливали 10 мл воды и помещали бюкс с 1 г испытуемого ЛИК, после чего эксикаторы закрывали. Раз в сутки через теплообменник пропускали холодную водопроводную воду (3 часа), что вызывало интенсивную конденсацию влаги на поверхности образцов. После каждого цикла испытаний образцы осматривали, фиксируя время до появления на их поверхности первых очагов коррозии. Общая продолжительность испытаний составляла 2 месяца.

Результаты коррозионных испытаний приведены в табл. 1 и 2.

Данные Табл. 1 свидетельствуют, что предлагаемый камерный ингибитор, при соблюдении указанных соотношений моноэтаноламина, бензойной кислоты и лауриновой кислоты (примеры 1.2-1.4 и 1.7) обеспечивает более эффективную защиту стали и чугуна, чем ингибиторы аналог и прототип. Нарушение указанных соотношений компонентов ведет к резкому (ниже уровня прототипа) снижению защиты металлов (примеры 1.1, 1.5, 1.6 и 1.8).

Данные табл. 2 иллюстрируют возможность использования в составе ингибитора без ухудшения его защитных свойств в качестве аминоспирта, помимо моноэтаноламина, также: диэтаноламина (пример 2.1), или триэтаноламина (пример 2.2), или диметиламиноэтанола (пример 2.3), или диэтиламиноэтанола (пример 2.4).

Таким образом, результаты испытаний свидетельствуют, что предлагаемый ЛИК обеспечивает более эффективную защиту от коррозии в условиях периодической конденсации влаги стали и чугуна, чем ингибитор аналог и ингибитор прототип.

Использование предлагаемого изобретения позволит увеличить сроки временной защиты стальных изделий от атмосферной коррозии.

Летучий ингибитор коррозии, содержащий аминоспирт, в качестве которого используется моноэтаноламин, или диэтаноламин, или триэтаноламин, или диметиламиноэтанол, или диэтиламиноэтанол, и бензойную кислоту, отличающийся тем, что он дополнительно содержит лауриновую кислоту, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

аминоспирт 55,0-70,0
бензойная кислота 22,0-25,0
лауриновая кислота остальное до 100



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике защиты металлов от атмосферной коррозии, в частности к временной защите стали, алюминия и его сплавов контактными ингибиторами. Состав содержит соль алифатической саркозиновой кислоты, триалкоксисилан и алкилфосфат при следующем соотношении компонентов, мас.%: соль алифатической саркозиновой кислоты 4,0 – 6,0, триалкоксисилан 2,0 – 4,0, алкилфосфат 1,0 – 3,0 и вода – остальное.

Изобретение относится к области защиты металлов от коррозии и может быть использовано для консервации цилиндропоршневой группы дизельных двигателей, например двигателей комбайнов, тракторов, автомобилей. Способ включает покрытие поверхностей деталей внутренней полости двигателя консервационной жидкостью с рабоче-консервационной присадкой, при этом в проработавшее в двигателе масло, нагретое до 70-80°С, без слива его из картера двигателя, вносят 2 мас.

Изобретение относится к испытательной технике в области климатических исследований и может быть использовано для испытания изделий, материалов или покрытий для защиты от коррозии с целью определения их коррозионной стойкости, а также пригодности изделий к эксплуатации во влажной атмосфере или в атмосфере в присутствии солей.

Группа изобретений относится в целом к теплообменным средам и в некоторых вариантах осуществления к теплообменным средам для ингибирования коррозии в системах теплообмена. Концентраты теплообменной среды включают: понизитель температуры замерзания, воду или их комбинацию, органофосфат формулы: ,где заместители R1, R2 и R3 каждый независимо представляет собой атом водорода, необязательно замещенный содержащий гетероатом алкил, необязательно замещенный содержащий гетероатом алкенил, необязательно замещенный карбонилсодержащий алкил, необязательно замещенный карбонилсодержащий алкенил или необязательно замещенный остаток, выбираемый из группы, включающей алкил, алкенил, арил, фосфоно-, фосфино-, алкиламино-группу, аминогруппу и их комбинации; карбоновую кислоту или ее соль, ион щелочноземельного металла, водорастворимый полимер и компонент, выбираемый из группы, включающей ион щелочного металла, ион переходного металла, неорганический фосфат, молибдат-ион, нитрат-ион, нитрит-ион, азоловое соединение, ингибитор коррозии меди и медного сплава, силикат, стабилизатор силиката и их комбинации.

Изобретение относится к области защиты металлов от подземной коррозии и может быть использовано для защиты трубопроводов от коррозии в условиях почв Центрального федерального округа РФ. Ингибитор анодного действия подземной коррозии стали содержит осветленное отработанное моторное масло ММОО, полученное безреагентным методом центробежной очистки.

Изобретение относится к защите металлов от коррозии, а именно, к ингибиторам коррозии для гидроиспытаний оборудования. Ингибитор коррозии состоит, мас.%: азотсодержащее основание 10-30, гетероциклическое азотсодержащее соединение 20-40 и соль ароматической карбоновой кислоты 30-65.

Изобретение может быть использовано для получения смазочно-охлаждающей жидкости или профилактического средства от ржавчины. Композиция для обработки поверхностей, содержащих алюминий, включает продукт реакции по меньшей мере одного амин-функционализированного органосилана и по меньшей мере одной жирной кислоты.

Изобретение относится к области защиты металлов от атмосферной коррозии с помощью ингибиторов и может быть использовано для долговременной консервации металлоконструкций и изделий из черных металлов. Ингибитор включает присадку АКОР-1, смесь жирных кислот С14-С20 и аминоэтилборат, мас.

Изобретение относится к ингибиторной защите металлов от коррозии, а именно: к способам ускоренной оценки защитных свойств ингибиторов коррозии стальной арматуры в бетоне. Способ включает измерение времени до резкого возрастания плотности тока растворения стали, армирующей бетон, содержащий хлорид натрия от 3 до 4% от массы цемента и испытуемый ингибитор, при этом за резкое возрастание плотности тока принимают ее увеличение до величины 50 - 100 мкА/см2, а сталь экспонируют в условиях капиллярного подсоса влаги и анодной поляризации от источника постоянного тока напряжением 1,2 - 1,6 В, на основании полученных данных проводят ранжирование испытанных ингибиторов по возрастанию защитной способности.

Изобретение относится к области защиты металлов от коррозии. Предложено применение продуктов очистки отработанного моторного масла ПООМ, выделенных в процессе очистки с помощью разделяющего агента карбамида, в качестве защитного покрытия стального трубопровода от подземной коррозии.
Наверх