Способ исправления дефектов произношения переднеязычных звуков [т], [ть], [д], [дь], возникших после хирургического лечения у больных раком органов полости рта


A61H1/00 - Устройства для физиотерапии, например устройства для определения местонахождения или стимулирования рефлекторных точек на поверхности тела; искусственное дыхание; массаж; устройства для купания со специальными терапевтическими или гигиеническими целями (способы или устройства, позволяющие инвалидам приводить в действие приспособления или устройства, не являющиеся частями тела A61F 4/00; электротерапия, магнитотерапия, лучевая терапия, ультразвуковая терапия A61N)

Владельцы патента RU 2789972:

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Томский национальный исследовательский медицинский центр" Российской академии наук ("Томский НИМЦ") (RU)

Изобретение относится к области медицины, онкологии и реабилитологии и может быть использовано для исправления дефектов произношения переднеязычных звуков, [Ть], [Д], [Дь], возникших после хирургического лечения у больных раком органов полости рта. Постановку произношения переднеязычных звуков [Т], [Ть], [Д], [Дь] осуществляют в указанной последовательности путем активизации движений передней трети языка с помощью артикуляционных упражнений, придания правильной позиции передней части языка с помощью шпателя, с последующим последовательным произнесением речевого материала, включающего переднеязычные звуки [Т], [Ть], [Д], [Дь] в различной позиции в слогах, словах, предложениях в сочетании со всеми гласными звуками русского языка. Занятия по постановке и автоматизации переднеязычных звуков проводят несколько раз в течение дня: 1 раз с логопедом и 2 раза самостоятельно, по рекомендациям и речевому материалу, который определяет логопед. Длительность занятий увеличивают до 30 минут с учетом общего состояния пациента. Способ обеспечивает исправление дефектов произношения переднеязычных звуков, возникших после хирургического лечения у больных раком органов полости рта, повышение качества жизни пациентов. 1 пр.

 

Изобретение относится к области медицины, онкологии и реабилитологии и может быть использовано для исправления дефектов произношения переднеязычных звуков, [Ть], [Д], [Дь], возникших после хирургического лечения у больных раком органов полости рта.

Общепринятым видом лечения рака полости рта является комбинированный, с обязательным хирургическим компонентом. При оперативных вмешательствах на органах полости рта по поводу злокачественного заболевания удаляются значительные объемы тканей, что сопровождается выраженным деформированием анатомических структур и нарушением речевой функции [1]. В послеоперационном периоде отмечается сложное по структуре нарушение речи, характеризующиеся расстройством звукопроизношения. Степень нарушений устной речи может быть самой различной - от искажения произносительной стороны речи до полного отсутствия речевого общения. Коррекция нарушения звукопроизношения необходима в послеоперационном периоде, но не может строиться по принятым в коррекционной педагогики принципам, так как структура нарушения речи больных после операции на полости рта существенно отличается от структуры нарушения речевой функции у детей и требует иных способов исправления дефектов произношения звуков [2].

Переднеязычные звуки (linguales priores) это согласные звуки человеческой речи, при произношении которых наиболее активным органом является передняя часть языка. Язык при этих звуках может иметь или корональную (положении кончика языка между верхними и нижними зубами), или дорсальную (кончик языка опущен к нижним зубам), или латеральную (боковую) артикуляцию. В связи с этими артикуляциями выполняется и участие того или другого пассивного органа речи, при помощи которого передняя часть языка выполняет свои артикуляционные движения. В русской речи правильная артикуляция звуков [Т], [Д] происходит при положении кончика языка на задней поверхности верхних зубов, так называемая зубная, или постдентальная артикуляция. Для звуков [Ть], [Дь] при положении кончика языка на альвеолах. Кроме того, звук [Т] входит в состав сложного согласного [Ц]=[Т+С], а значит, при нарушении произношения звука [Т] нарушается произношение звука [Ц] [3].

Звуки [Τ] и [Д] являются наиболее типичные лепетными звуками, т.е. звуками раннего онтогенеза и при условии нормального речевого развития, правильное произношение звуков [Т], [Ть], [Д], [Дь] появляется у детей примерно в полтора года. Поэтому, если у ребенка старше трех лет они отсутствуют, требуется постановка данных звуков. Для их постановки обязательно нужно учитывать особенности артикуляции. При произношении [Т] губы в нейтральном положении принимают позицию следующего гласного звука, расстояние между зубами 5 мм. Кончик языка при произнесении с гласными звуками А, О, У, Ы упирается в верхние зубы или альвеолы, образует смычку. При произнесении с гласными звуками Е, Ё, Ю, И, Я кончик языка упирается в нижние резцы, образует смычку. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная [3].

Для успешной коррекции дефектов произношения переднеязычных звуков необходимо знать: постановка звука [Т] возможна несколькими известными способами.

Первый способ: по подражанию. Лучше в слове или в слоге. В основном от слога ТА.

Второй способ: исходить из межзубной позиции. Закусить язык зубами и сильно выдыхать. Получится межзубный звук [Т]. Затем убрать язык за зубы.

Артикуляция звука [Д] такая же, как при произношении [Т] губы в нейтральном положении принимают позицию следующего гласного звука, расстояние между зубами 5 мм. Кончик языка при произнесении с гласными звуками А, О, У, Ы упирается в верхние зубы или альвеолы, образует смычку. При произнесении с гласными звуками Е, Ё, Ю, И, Я кончик языка упирается в нижние резцы, образует смычку, воздушная струя толчкообразная. Разница заключается в том, что при произнесении звука Д мягкое нёбо опущено, голосовые складки сомкнуты, добавляется голос. Ощущается вибрация гортани.

Известны способы постановка звука Д.

Первый способ: по подражанию.

Второй способ: от звука Т. Ребенок кладет одну руку на гортань логопеда, другую на свою гортань. Логопед по очереди произносит звуки Τ - Д. Обращает внимание ребенка на вибрацию гортани при произнесении звука Д.

Артикуляция звука [Ть].

Губы в нейтральном положении принимают позицию следующего гласного звука, расстояние между зубами 5 мм. Кончик языка упирается в нижние резцы. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная.

Постановка звука [Ть].

Первый способ: по подражанию.

Второй способ: ребенок произносит слог ТА. Логопед шпателем или пальцем нажимает на кончик языка, опускает его за нижние зубы, получается слог ТЯ.

Артикуляция звука [Дь] такая же, как звука [Д]. Разница в том, что при произнесении звука ДЬ кончик языка опущен за нижние зубы.

Постановка звука.

Первый способ: по подражанию.

Второй способ: Ребенок произносит звук [Д]. В этот момент логопед шпателем опускает кончик языка за нижние резцы [4, 5].

Наиболее близким по технической сущности и результату к предлагаемому способу является смешанный способ постановки звуков, основанный на сознательных попытках найти артикуляцию, позволяющую произнести звук, соответствующий услышанному от логопеда с применением межзубной позиции, когда ребенок закусывает язык между зубами и сильно выдыхает

У больных раком полости рта в послеоперационном периоде переднеязычные звуки [Т], [Ть], [Д], [Дь] в речи, либо полностью отсутствуют, либо замещаются звуком, не имеющим аналогов в русском языке [пф]. В связи с тем что нарушена подвижность передней части языка, пациент включает при произнесении данных звуков компенсаторное движение губ, тогда как при нормальной артикуляции переднеязычных звуков [Т], [Ть], [Д], [Дь] губы не участвуют, находятся в нейтральном положении или принимают позицию следующего за переднеязычными звуками [Т], [Ть], [Д], [Дь] гласными. Как правило, у больных раком полости рта нарушается произношение всей группы переднеязычные звуки [Т], [Ть], [Д], [Дь], а не какого-то одного из них [2].

Область применения известных способов постановки переднеязычных звуков [Т], [Ть], [Д], [Дь], используемых у детей, ограничена, так как она используется у детей, обладающих полноценным комплексом тканей, и не может применяться у пациентов с раком органов полости рта после хирургического лечения по нескольким причинам. Во-первых, у больных после хирургического лечения нарушена подвижность и координация движений языка. Во-вторых, нарушены ощущения в полости рта, пациенты очень слабо чувствуют прикосновения к передней части языка. В-третьих, принудительное смещение тканей оперированного языка не допустимо, так как это может вызвать болевые ощущения и травматизацию тканей полости рта.

Коррекция данных звуков вызывает у больных сложности, т.к. требует хорошей подвижности и координированных движений передней части языка, что после хирургического лечения вызывает затруднение, поскольку у всех больных после хирургического лечения звуки [Τ], [Τ’], [Д], [Д’] в речи отсутствуют или произносятся неправильно, в связи с чем необходимо было найти новый способ постановки переднеязычных звуков [Т], [Ть], [Д], [Дь].

Новый технический результат - разработка нового способа исправления дефектов произношения переднеязычных звуков [Т], [Ть], [Д], [Дь] после хирургического лечения у больных раком органов полости рта.

Для достижения нового технического результата в способе исправления дефектов произношения переднеязычных звуков [Т], [Ть], [Д], [Дь], возникших после хирургического лечения у больных раком органов полости постановку произношения переднеязычных звуков осуществляют в указанной последовательности путем активации языка с помощью артикуляционных упражнений, придания правильной позиции передней части языка с помощью шпателя, для этого пациенту на переднюю часть языка кладут медицинский шпатель широкой частью на 2-3 секунды, просят почувствовать прикосновение шпателя к языку, затем прикасаются шпателем на 2-3 секунды к области за альвеолами верхних зубов, затем пациент, прикрывая рот, прижимает язык к шпателю, при этом логопед указательным пальцем фиксирует нижнюю губу пациента в естественном положении, после того как логопед медленно убирает шпатель из полости рта пациента, просят на сильном выдохе сказать слог «ТА», вначале логопед показывает всю последовательность действий, затем просит пациента повторить показанные действия, пациент делает серию из 5-6 попыток, затем делают паузу для отдыха, далее как только пациент усвоил последовательность действий, он выполняет их сначала под контролем логопеда, а затем самостоятельно, ведущей рукой (правой или левой) кладет шпатель широкой стороной на переднюю часть языка на 2-3 секунды ощущает прикосновение шпателя к языку, затем прикасается шпателем на 2-3 секунды к области за альвеолами верхних зубов, затем прикрывая рот, прижимает язык к шпателю, указательным пальцем свободной руки фиксирует нижнюю губу в естественном положении, медленно убирает шпатель из полости рта, на сильном выдохе произносят слог «ТА», серию попыток повторяют 3-4 раза за одно занятие, после того как пациенту удается произнести чистый слог «ТА», приступают к автоматизации, для этого постепенно усложняют речевой материал, начинают с произнесения слогов открытых или закрытых, далее переходят к словам с различной позицией звука: вначале, в середине, в конце слова, чистоговорок и текстов, далее вводят звук в разговорную речь, после автоматизации слога «ТА», и четкого его произношения» в словах, переходят к постановке звука [Д], постановку твердого звука [Д] осуществляют от твердого звука [Т] по подражанию, затем приступают к произнесению звука «Т» в сочетании с гласной «О», параллельно проводят автоматизацию звука «Д» в сочетании с гласной «О», так же одновременно автоматизируют звуки «Т» и «Д» в сочетании с гласными «У» и «Ы», когда благодаря речевым тренировкам произношение звуков «Т» и «Д» в сочетании с гласными с гласными «А», «О», «У» не вызывает трудностей, начинают автоматизацию указанных звуков с гласной «Ы» также можно проводить добавляя в речевые упражнения когнитивный компонент, таким образом усложняя задачу, больному предлагают не только произносить слова за логопедом, но изменять их так, что бы в конце был слог «ТЫ» или «ДЫ», при этом звуки в словах произносятся утрировано, с хорошим выдохом, как только пациент без затруднений произносит указанный речевой материал, переходят к произнесению чистоговорок, которые подбирают со звуками [Т] и [Д] в разных позициях в слове, произносят их медленно, проговаривают, выделяя указанные звуки, одновременно с автоматизацией твердых звуков [Т] и [Д] в чистоговорках, приступают к постановке мягких звуков [Ть] и [Дь], причем мягкий звук [Ть] получают от правильного твердого звука [Т], мягкий звук [Дь] от правильного твердого звука [Д] по подражанию при произнесении речевого материала, далее, закрепляют правильное произношение мягких звуков [Ть] и [Дь] в словах, произнося речевой материал параллельно на слоги «ТЯ» и «ДЯ»; «ТЁ» и «ДЁ»; «ТЮ» и «ДЮ»; «ТЕ» и «ДЕ»; «ТИ» и «ДИ», чистоговорки и стихи со звуком [Ть], и чистоговорки и стихи со звуком [Дь], также занятия по автоматизации переднеязычных звуков, проводят несколько раз в течение дня: 1 раз с логопедом и 2-3 раза самостоятельно, по рекомендациям и речевому материалу, который дает логопед, вначале длительность занятий постепенно увеличивают, ориентируясь на состояние пациента с 1-го по 3-е занятия от 7 до 10 минут, в последующем занятия носят более интенсивный характер, их длительность увеличивают до 30-40 минут, курс включает до 6 занятий.

Способ осуществляют следующим образом.

Проводят совместный осмотр с хирургом-онкологом и логопедом, после которого принимают решение о начале логовосстановительной терапии для коррекции нарушений речевой функции. При осмотре: обращают внимание на особенности способов общения, дыхание, интонационный рисунок речи, длительность фразы, подвижность культи языка (в направлении вперед назад, вправо влево, вверх вниз). Выявление нарушений произнесения всех групп согласных звуков, кроме губных, выпадение из речи переднеязычных звуков [Т], [Ть], [Д], [Дь], заднеязычных звуков [К], [К’], [Г], [Γ’] и сонорных звуков [Л], [Л’], [Ρ], [Р’].

Логопедические занятия начинают с выполнения упражнений для активизации мимического и артикуляционного аппарата, с этой целью выполняют упражнения для мимической мускулатуры, губ и упражнения для культи языка. После того как улучшается подвижность и координация движений мимической мускулатуры, губ и культи языка, переходят к коррекции произношения заднеязычных звуков [К], [К’], [Г], [Г’]. Как только заднеязычные звуки были поставлены (постановка звука предусматривает выработку новых нейронных связей, задействованных в произнесении определенного звука) и проходили процесс автоматизации, на 7 логопедическом занятии приступают к постановке переднеязычных звуков [Т], [Ть], [Д], [Дь]. Занятия проводят перед большим зеркалом, чтобы пациентка могла видеть и себя и логопеда, пациенту на переднюю часть языка кладут медицинский шпатель широкой частью на 2-3 секунды просят почувствовать прикосновение шпателя к языку, затем прикасаются шпателем на 2-3 секунды к области за альвеолами верхних зубов, за тем пациент, прикрывая рот, прижимает язык к шпателю, при этом логопед указательным пальцем фиксирует нижнюю губу пациента в естественном положении, после того как логопед медленно убирает шпатель из полости рта пациента, просят на сильном выдохе сказать слог «ТА», вначале логопед показывает всю последовательность действий, затем просит пациента повторить показанные действия, пациент делает серию из 5-6 попыток, затем делают паузу для отдыха, далее как только пациент усвоил последовательность действий, он выполняет их сначала под контролем логопеда, а затем самостоятельно, ведущей рукой (правой или левой) кладет шпатель широкой стороной на переднюю часть языка на 2-3 секунды ощущает прикосновение шпателя к языку, затем прикасается шпателем на 2-3 секунды к области за альвеолами верхних зубов, затем прикрывая рот, прижимает язык к шпателю, указательным пальцем свободной руки фиксирует нижнюю губу в естественном положении, медленно убирает шпатель из полости рта, на сильном выдохе произносят слог «ТА», серию попыток повторяют 3-4 раза за одно занятие, после того как пациенту удается произнести чистый слог «ТА», приступают к автоматизации, для этого постепенно усложняют речевой материал, начинают с произнесения слогов открытых или закрытых, далее переходят к словам с различной позицией звука: вначале, в середине, в конце слова, чистоговорок и текстов, далее вводят звук в разговорную речь, после автоматизации слога «ТА», и четкого его произношения» в словах, переходят к постановке звука [Д], постановку твердого звука [Д] осуществляют от твердого звука [Т] по подражанию, затем приступают к произнесению звука «Т» в сочетании с гласной «О», параллельно проводят автоматизацию звука «Д» в сочетании с гласной «О», так же одновременно автоматизируют звуки «Т» и «Д» в сочетании с гласными «У» и «Ы», когда благодаря речевым тренировкам произношение звуков «Т» и «Д» в сочетании с гласными с гласными «А», «О», «У» не вызывает трудностей, начинают автоматизацию указанных звуков с гласной «Ы» также можно проводить, добавляя в речевые упражнения когнитивный компонент, таким образом усложняя задачу, больному предлагают не только произносить слова за логопедом, но изменять их так, что бы в конце был слог «ТЫ» или «ДЫ», при этом звуки в словах произносятся утрировано, с хорошим выдохом, как только пациент без затруднений произносит указанный речевой материал, переходят к произнесению чистоговорок, которые подбирают со звуками [Т] и [Д] в разных позициях в слове, произносят их медленно, проговаривают, выделяя указанные звуки, одновременно с автоматизацией твердых звуков [Т] и [Д] в чистоговорках, приступают к постановке мягких звуков [Ть] и [Дь], причем мягкий звук [Ть] получают от правильного твердого звука [Т], мягкий звук [Дь] от правильного твердого звука [Д] по подражанию при произнесении речевого материала, далее, закрепляют правильное произношение мягких звуков [Ть] и [Дь] в словах, произнося речевой материал параллельно на слоги «ТЯ» и «ДЯ»; «ТЁ» и «ДЁ»; «ТЮ» и «ДЮ»; «ТЕ» и «ДЕ»; «ТИ» и «ДИ», чистоговорки и стихи со звуком [Ть], и чистоговорки и стихи со звуком [Дь], также занятия по автоматизации переднеязычных звуков, проводят несколько раз в течение дня: 1 раз с логопедом и 2-3 раза самостоятельно, по рекомендациям и речевому материалу, который дает логопед, вначале длительность занятий постепенно увеличивают, ориентируясь на состояние пациента с 1-го по 3-е занятия от 7 до 10 минут, в последующем занятия носят более интенсивный характер, их длительность увеличивают до 30-40 минут, курс включает до 6 занятий.

Клинический пример №1: Больная С., 1957 года рождения, Диагноз: Рак языка справа T2N0M0. Первым этапом комбинированного лечения в отделении опухолей головы и шеи Томского НИИ онкологии 28.01.2020 выполнена операция в объеме: Фасциально-футлярного иссечения клетчатки шеи справа. Резекция 1А языка справа. Послеоперационный период протекал без осложнений, заживление первичным натяжением.

Совместный осмотр хирургом-онкологом и логопедом проведен 4.02.2020. Принято решение о начале логовосстановительной терапии для коррекции нарушений речевой функции. При осмотре: пациентка общается малопонятной звучной речью или с помощью письма, речь невнятная, монотонная, интонационный рисунок не прослеживался. Дыхание дезорганизованное, через естественные пути, выдох укорочен. Длительность фразы 1-2 слова. Культя языка резко ограничена в подвижности вперед назад, вправо влево, вверх вниз. Наблюдалось нарушение произнесение всех групп согласных звуков, кроме губных, выпадение из речи переднеязычных звуков [Т], [Ть], [Д], [Дь], заднеязычных звуков [К], [К’], [Γ], [Γ’] и сонорных звуков [Л], [Л’], [Ρ], [Ρ’]. Диагноз послеоперационная дизартрия, полиморфная дислалия.

Логопедические занятия начали с выполнения упражнений для активизации мимического и артикуляционного аппарата, с этой целью выполняли упражнения для мимической мускулатуры, губ и упражнения для культи языка. После того как была улучшена подвижность и координация движений мимической мускулатуры, губ и культи языка, перешли к коррекции произношения заднеязычных звуков [К], [К’], [Г], [Γ’] [6]. Как только заднеязычные звуки были поставлены (постановка звука предусматривает выработку новых нейронных связей, задействованных в произнесении определенного звука) и проходили процесс автоматизации [3], на 7 логопедическом занятии (12.02.2020) приступили к постановке переднеязычных звуков [Т], [Ть], [Д], [Дь]. Занятия проводили перед большим зеркалом, чтобы пациентка могла видеть и себя и логопеда. Начали с постановки звука [Т], для этого пациентке на переднюю часть языка положили медицинский шпатель широкой частью на 2-3 секунды, после того как пациента почувствовала прикосновение шпателя к языку, прикоснулись шпателем на 2-3 секунды к области за альвеолами верхних зубов, за тем пациентка, прикрывая рот, прижала язык к шпателю, при этом логопед указательным пальцем зафиксировала нижнюю губу пациентки в естественном положении. Логопед медленно убирала шпатель из полости рта пациентки, и просила на сильном выдохе сказать слог «ТА». Вначале логопед показала всю последовательность действий, затем просила пациентку повторить показанные действия. Пациентка делает серию из 5-6 попыток, затем делала паузу для отдыха. На 3 попытки когда пациентка усвоила последовательность действий, она начала выполняет их самостоятельно под контролем логопеда, правой рукой клала шпатель широкой стороной на переднюю часть языка на 2-3 секунды, затем прикасалась шпателем на 2-3 секунды к области за альвеолами верхних зубов, затем прикрывая рот, прижимала язык к шпателю, указательным пальцем левой руки фиксировала нижнюю губу. На первом занятии у пациентки С. получилось произнести чистый слог «ТА», поэтому на этом же занятии приступили к автоматизации слога «ТА» в словах. Для этого произносили слова, состоящие из 4-8 звуков, начинающихся на слог «ТА» в ударной позиции. Перед словом произносят слог «ТА» два раза утрированно, например: ТА-ТА - Таня, ТА-ТА - танец, такт, табак, татами, тазик, таможня, тачка, тапки, танки, тальник. Так как у пациентки свободно получался четкий звук [Т], на этом же занятии приступили к произнесению слов со слогом «ТА» на конце слова: ТА-ТА - тахта, ракета, комета, галета, манжета, почта, мачта, мечта. Сначала повторяя два раза перед каждым словом слог «ТА», за тем без повторяющихся перед словами слогов. На этом занятие было закончено, пациентка получила тот речевой материал, который произносили на логопедическом занятии для самостоятельных упражнений. На 8 занятии параллельно с автоматизацией «ТА» в словах, приступали к произнесению звука [Т] в слогах с другими гласными первого ряда, произносят их последовательно, каждый слог по 3 раза: То-То-То; Ту-Ту-Ту; Тэ-Тэ-Тэ; Ту-Ту-Ту; Ты-Ты-Ты.

Поскольку у пациентки самый чистый звук [Т] получался при произнесении слога «Ты», перешли к автоматизации данного слога в упражнение, пациентке было предложено не только произносить слова за логопедом, но изменять их так, что бы в концы был слог «ТЫ» или «ДЫ». Планета - планеТЫ, ракета - ракеТЫ, комета - кометЫ, мечта - мечТЫ, мачта - мачТЫ, зонт - зонТЫ, кот - коТЫ и т.д. Помада – по - езДЫ, панда - панДЫ, беседа - бесеДЫ, аренда - аренДЫ и тд.

А также начали постановку звука [Д] от твердого звука [Т] по подражанию. Вначале пациентка пробовала произнести серию слогов: Та-Та-Да, затем Τа-Да, ТА-Да-Да. Данное упражнение не вызвало у пациентки затруднений, поэтому приступили к автоматизации [Д] в словах: Да-да-Дама, Да-Да-Дача, даль, дата, давний, дар, дальше, дачный, дамский, отдать, подать, давка.

На девятом логопедическом занятии выполнялась автоматизация звуков «Т» и «Д» в сочетании с гласной «О», «У» и «Ы».

«ТО» - Тоня, Толя, тосты, тонна, толк, толпы, толстый, точный, томный, тонкий, топкий, тоник, тормоз, торс, торт, точка, тостер, тост, тополь, каток, моток, лоток, платок, завиток, свиток.

«ДО» До-до доля, дочь, дом, дождик, доски, доктор, долгий, добрый, доблесть, доверху, довод, догма, доллар, дольше, донор, донышко, допинг, досыта, досуха, дочерна, дочиста, долг, дом, дог, доза.

«ТУ» Ту-ту - Тула, тульский, туннель, тубус, тупик, тумак, Тунис, турист, Турция, тугой, тунец, туризм, тутовый, туфли, туя, тушка, туюк, тушка, ступка, катушка, болтушка, вертушка.

«ДУ» Ду-ду - Дупло, душ, дуга, духи, душный, душка, дуэль, дуэт, дубленка, дудка, дупель, дубок, сундук, подушка, кадушка.

Автоматизацию слога «ДЫ» выполняли упражнение, изменяя слог «ДА» в конце слова на слог «ДЫ»: Помада-помаДЫ, досада-досаДЫ, засада-засаДЫ, погода-погоДЫ, свобода-свобоДЫ, вода-воДЫ, езда-езДЫ, панда-панДЫ, беседа-бесеДЫ, аренда-аренДЫ и т.д.

Поскольку пациентка без затруднений могла произносить звуки [Т] и [Д] в сочетании с гласными «А», «О», «У» и «Ы» на десятом логопедическом занятии перешли к произнесению чистоговорок. Чистоговорки произносят медленно, проговаривают, выделяя звуки [Т] и [Д].

Чистоговорки со звуком [T]:

Из-под топота копыт пыль по полю летит.

Тигры смотрят на тропу, не пройти там никому.

Тарелка для торта, тарталетка для творога.

На планете Плутон Плутали Петя и Антон.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

У Тани тайна, это Танина тайна, И Таня таит эту тайну.

Таня с хрустом ест капусту.

Вырастил Толя тополь за полем.

По полю, по полю, шел к тополю Толя.

Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.

Небогатый Филат, чем богат, тем и рад.

Ваш Филат не виноват, и наша Ната не виновата.

Болтунья болтала, пока не переболтала.

Портной Пото играл в лото. Портниха Homo знала про то, что портной Пото играл в лото, а портной Пото не знал про то, что портниха Пото знала про то, что портной Пото играл в лото.

Топали да топали, Дотопали до тополя.

До тополя дотопали, Да ноги-то оттопали.

Чистоговорки со звуком [Д]:

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

Дарья дарит Дине дыни.

В доме одна Домна.

Два воеводы на одной подводе.

Дом - у дуба, дуб - у дома.

В команде «Динамо» - Диана, у Дианы домино

На дуб не дуй губ, не дуй губ на дуб.

Один Дима дома, но Дима дома не один. Дома один Дима и два Вадима.

У Димы медали, у Дины ордена.

Дуду, дуду, а хлеба не добуду.

Поскольку автоматизация [Τ] и [Д] в чистоговорках походила затруднений на этом же занятии приступили к постановке мягких звуков [Ть] и [Дь]. Мягкий звук [Ть] произносили от правильного твердого звука [Т], мягкий звук [Дь] - от правильного твердого звука [Д] по подражанию при произнесении речевого материала: Та - та - ТЯ; То - то - ТЁ; Тэ - тэ - ТЕ; Ту - ту - ТЮ; Ты - ты – ТИ; Да - да - ДЯ; До – до – ДЁ; Ду - ду - ДЮ; Ды - ды - ДИ.

На одиннадцатом занятии продолжили автоматизацию звуков [Т] и [Д] в чистоговорках и приступили закреплению правильного произношения мягких звуков [Ть] и [Дь] в словах, произнося речевой материал параллельно на слоги «ТЯ» и «ДЯ»; «ТЁ» и «ДЁ»; «ТЮ» и «ДЮ»; «ТЕ» и «ДЕ»; «ТИ» и «ДИ». «ТЯ» Тяга, тягун, тяжба, стяг, тяпка, потяг, тятя, тявкать, котяра, Костя, Настя, портянка, работяга, трудяга, светящий, сентябрь, симпатяга, стяжка, сутяга., «ДЯ» Дядя, дятел, бродяга, бодяга, разводящий, доходяга, ледянка, загодя, медяк, наводящий, уходящий, негодяй, щадящий.

«ТЕ» Темный, стекла, котел, стерто, актер, билетер, вахтер, платеж, шахтер, потертость, монтер, застежка, детеныш, утес, затек.

«ДЕ» Надежный, буденовка, балдеж, ведерко, падеж, дергать, каскадер, гудеж, одежка, ждет, найденыш, гвоздодер.

«ТЮ» Тюлень, Тюмень, авантюра, тюбик, битюг, тюк, тюкать, тюльпан, утюжить.

«ДЮ» Индюк, дюжина, дюйм, дюна, дюшес, продюсер, фондю, дядюшка, дюбель.

«ТЕ» Тесто, тело, тень, тетерев, течь, степь, стелька, текст, артель, затея, затерянный, истерика, степ, стены, университет.

«ДЕ» Студент, дерево, одежда, надежда, академия, идея, кадет, дети, девочка, деньги, день, хождение.

«ТИ» Дети, актив, позитив, батист, настил, артист, бантик, вести, внести, тишь.

«ДИ» Медведи, лебеди, лошади, блондин, один, единый, буддист, вердикт, водитель.

На двенадцатом логопедическом занятии продолжили автоматизацию звуков [Т] и [Д] в чистоговорках и приступили к произнесению чистоговорок со звуками [Ть] и [Дь]:

Заметает пурга белый путь. Хочет в мягких снегах потонуть.

Ветер резвый уснул на пути; Не проехать в лесу, не пройти.

Шесть котят у Темки в прятки играют в потемках.

Два котенка - в котомке, два котенка - в кофтенке,

Два котенка - в картонке.

Не наткнись в потемках на котенка, Темка!

Дает Катеринке картинки Каринка, Картинки в корзинку кладет Катеринка.

Тень-тень, потетенъ. Сеть накинут на плетень.

Там истлеют нити сети, не поймают птичек дети.

У девочки, у Насти собака рыжей масти.

Пришел к ней как-то в гости с котенком мальчик Костя.

Метели летели, метели мели, метели свистели у белой земли.

Метели хватали за ветки дубки. Метели мотали из снега клубки.

Метели летели, метели мели. Метели из снега сугробы плели.

Зиму всю мели метели - клены, липы поседели…

А весной повеселели, зацвели, зазеленели:

птицы с юга прилетели - ветки лапами согрели!

Метели летели, летели метели, стелили в долинах из снега постели.

Кружили, мели, завывали метели, над лесом, над полем гудели и пели.

Метели летели, метели плясали, леса и поляны в снега пеленали.

Калины и липы, клены и ели заснули, застыли под белой метелью…

Метели летели, летели метели. Летели метели, метели, метели.

Чистоговорки и стихи со звуком [Дь]:

День, как день, да год не тот.

Не зная дела, не суди.

Летний день - за зимнюю неделю.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Что летом родится, то зимой пригодится.

Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.

Денис без дела не сидел - он целый день конфеты ел.

В умной беседе быть - ума прикупить.

Не смотри, как рот дерет, а смотри, как дело ведет.

Смотри дерево в плодах, а человека в делах.

Без дела жить - только небо коптить.

Лодырь да бездельник - им праздник и в понедельник.

Понедельничай, да не бездельничай.

Ты ему о деле, а он: «Приходи на неделе».

Дела сами не ходят: их люди водят.

О людях судят не по словам, а по их делам.

Занятия с пациенткой С. проводились перед большим зеркалом несколько раз в течение дня: 1 раз с логопедом и 3 раза самостоятельно, по рекомендациям и речевому материалу, который давал логопед. В начале длительность занятий составляла 7-10 минут. В последующем их длительность увеличивалась до 30-40 минут, занятия носили более интенсивный характер, при этом учитывали общее состояние пациента.

Всего для исправления дефектов произношения переднеязычных звуков [Т], [Ть], [Д], [Дь] у пациентки С. было проведено 6 занятий. В результате звуки [Т], [Ть], [Д], [Дь] поставлены, автоматизированы и вошли в спонтанную речь.

Всего проведена реабилитация у 5 пациентов с разным объемом оперативного вмешательства.

Таким образом, предлагаемый способ позволяет провести эффективную реабилитацию пациентов после оперативных вмешательствах на органах полости рта по поводу злокачественного заболевания, когда удаляются значительные объемы тканей, что сопровождается выраженным деформированием анатомических структур и нарушением речевой функции, и улучшить качество жизни данной категории пациентов.

Источники информации

1. Кульбакин Д.Е., Чойнзонов Е.Л., Мухамедов М.Р. и др. Реконструктивно-пластические операции в комбинированном лечении больных местно-распространенными опухолями головы и шеи // Вопросы онкологии. - 2017. - №6. - Т. 63. - С. 862-866.

2. Красавина Е.А., Чойнзонов Е.Л., Кульбакин Д.Е., Балацкая Л.Н., Зангиева К.А. Возможности речевой реабилитации больных раком полости рта и ротоглотки после реконструктивно-пластических операций. Сибирский онкологический журнал. 2020. Т. 19. №5. С. 35-43.

3. Волкова Л.С. - Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высш. учеб. заведений. Владос, 2009. С. 703.

4. Егорова О.В. Звуки Т, ТЬ, Д, ДЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. М.: «Издательство «Гном и Д», 2005. - 32 с.

5. Филичева Т.Е. Логопедия. Теория и практика. Эксмодетство, 2017, С. 608.

6. Способ исправления дефектов произношения заднеязычных звуков, возникших после хирургического лечения у больных раком органов полости рта и ротоглотки. Красавина Е.А., Чойнзонов Е.Л., Кульбакин Д.Е., Балацкая Л.Н. Патент на изобретение 2760173 С1, 22.11.2021. Заявка №2020137816 от 17.11.2020.

Способ исправления дефектов произношения переднеязычных звуков [Т], [Ть], [Д], [Дь], возникших после хирургического лечения у больных раком органов полости рта, характеризующийся тем, что постановку произношения переднеязычных звуков осуществляют в указанной последовательности путем активации языка с помощью артикуляционных упражнений, придания правильной позиции передней части языка с помощью шпателя, для этого пациенту на переднюю часть языка кладут медицинский шпатель широкой частью на 2 секунды, просят почувствовать прикосновение шпателя к языку, затем прикасаются шпателем на 2 секунды к области за альвеолами верхних зубов, затем пациент, прикрывая рот, прижимает язык к шпателю, при этом логопед указательным пальцем фиксирует нижнюю губу пациента в естественном положении, после того как логопед медленно убирает шпатель из полости рта пациента, просят на выдохе сказать слог «ТА», вначале логопед показывает всю последовательность действий, затем просит пациента повторить показанные действия, пациент делает серию из 5 попыток, затем делает паузу для отдыха, далее как только пациент усвоил последовательность действий, он выполняет их сначала под контролем логопеда, а затем самостоятельно, ведущей рукой - правой или левой, кладет шпатель широкой стороной на переднюю часть языка на 2 секунды, ощущает прикосновение шпателя к языку, затем прикасается шпателем на 2 секунды к области за альвеолами верхних зубов, затем, прикрывая рот, прижимает язык к шпателю, указательным пальцем свободной руки фиксирует нижнюю губу в естественном положении, убирает шпатель из полости рта, на выдохе произносят слог «ТА», серию попыток повторяют 3 раза за одно занятие, после того как пациенту удается произнести чистый слог «ТА», приступают к автоматизации, для этого постепенно усложняют речевой материал, начинают с произнесения слогов открытых или закрытых, далее переходят к словам с различной позицией звука: в начале, в середине, в конце слова, чистоговорок и текстов, далее вводят звук в разговорную речь, после автоматизации слога «ТА» и четкого его произношения в словах переходят к постановке звука [Д], постановку твердого звука [Д] осуществляют от твердого звука [Т] по подражанию, затем приступают к произнесению звука «Т» в сочетании с гласной «О», параллельно проводят автоматизацию звука «Д» в сочетании с гласной «О», так же одновременно автоматизируют звуки «Т» и «Д» в сочетании с гласными «У» и «Ы», когда благодаря речевым тренировкам произношение звуков «Т» и «Д» в сочетании с гласными «А», «О», «У» не вызывает трудностей, автоматизацию указанных звуков с гласной «Ы» также можно проводить, добавляя в речевые упражнения когнитивный компонент, таким образом усложняя задачу, больному предлагают не только произносить слова за логопедом, но и изменять их так, чтобы в конце был слог «ТЫ» или «ДЫ», при этом звуки в словах произносятся утрированно, с хорошим выдохом, как только пациент без затруднений произносит указанный речевой материал, переходят к произнесению чистоговорок, которые подбирают со звуками [Т] и [Д] в разных позициях в слове, произносят их медленно, проговаривают, выделяя указанные звуки, одновременно с автоматизацией твердых звуков [Т] и [Д] в чистоговорках приступают к постановке мягких звуков [Ть] и [Дь], причем мягкий звук [Ть] получают от правильного твердого звука [Т], мягкий звук [Дь] от твердого звука [Д] по подражанию при произнесении речевого материала, далее закрепляют произношение мягких звуков [Ть] и [Дь] в словах, произнося речевой материал параллельно на слоги «ТЯ» и «ДЯ»; «ТЁ» и «ДЁ»; «ТЮ» и «ДЮ»; «ТЕ» и «ДЕ»; «ТИ» и «ДИ», чистоговорки и стихи со звуком [Ть], и чистоговорки и стихи со звуком [Дь], также занятия по автоматизации переднеязычных звуков проводят несколько раз в течение дня: 1 раз с логопедом и 2 раза самостоятельно, по рекомендациям и речевому материалу, который дает логопед, постепенно увеличивают длительность до 10 минут с 1-го по 3-е занятия, в последующем занятия носят более интенсивный характер, их длительность увеличивают до 30 минут, курс включает до 6 занятий.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к медицине, а именно к урологии, и может быть использовано для лечения хронического обструктивного простатита. Проводят 10 сеансов, по 10 минут каждый, ректального пневмовибромассажа предстательной железы с помощью ректального пневмовибромассажера на фоне уретрального введения раствора химотрипсина, с последующей вакуумной аспирацией с помощью аспиратора-электростимулятора.
Изобретение относится к области игрушек для секса. Предложена игрушка для секса, содержащая композитный материал, состоящий из по меньшей мере двух компонентов, где первый компонент представляет собой эластомер, выбранный из силикона, латекса и поливинилхлорида, и второй компонент представляет собой гранулированный компонент, представляющий собой смесь наполнителя и вспененного или газонаполненного полимера, выбранного из вспененного полипропилена, вспененного полиэтилена и вспененного полистирола.

Изобретение относится к медицинской технике. Устройство для стимуляции тазового дна образовано герметичным контейнером, содержащим рукоятку, внутри которого находится подвижный груз, имеющий неровности, которые предотвращают случайное перемещение груза, пока не будет приложена достаточная инерциальная сила.

Изобретение относится медицине, а именно к устройствам для массажа полостей тела. Массажер для простаты состоит из ручки и стержня с массажной головкой, причем стержень и массажная головка образованы проволочным каркасом в виде контура чайной ложки.

Изобретение относится к системе формирования и поддержания необходимой работоспособности операторов (ФИПРО), физиологии труда, инженерной психологии и может быть использовано для восстановления работоспособности путем коррекции функционального состояния человека-оператора. Устройство включает в себя персональный компьютер; стереонаушники; наголовное устройство; источники света; блок управления, соединяющий маску с ПЭВМ и обеспечивающий управление интенсивностью света и звука с компьютера; программу для ЭВМ; кнопку управления.

Группа изобретений относится к области медицины, косметологии, лечебной физкультуры и может быть использовано для укрепления центральной части лица, формирования скульптурных скул, ровного овала лица, подтяжки средней и нижней трети лица. Тренажер для тренировки мышц лица состоит из рукоятки и двух ответвлений, отличающийся тем, что ответвления выполнены овальной формы, сужающимися к месту соединения с рукояткой, равноудаленными от места соединения с рукояткой, причем тренажер выполнен из эластичного силиконового полимера.

Изобретение относится к области медицины, в частности устройствам для массажа полостей тела и устройствам для ухода за больными. Ректальный нейтрализатор включает корпус из мягкого каучука усеченной конической формы, с зубчиками на внешней поверхности, содержащий, по меньшей мере, два отверстия на конце, ограничитель, расположенный со стороны основания конического корпуса, противоположной концу корпуса, содержащему отверстия и сменный контейнер.

Группа изобретений относится к области медицины и направлена на возможность проведения лечебных и массажных процедур в автоматическом и автоматизированном режимах, а также при нахождении врача удаленно от пациента. Кресло многофункциональное, роботизированное, с программным управлением, для медицинских, лечебных, профилактических, диагностических, тренировочных и иных процедур полостей полых органов малого таза, характеризующееся исполнением в виде собственно кресла, состоящего из подвижно сочлененных составных элементов: сиденья и спинки со встроенными элементами механического массажа и подогрева: бедер сзади, ягодиц, крестца, поясницы и спины; держателей ступни с голенью, прикрепленных к частям сиденья; подлокотников; подголовника; основания, имеющего опоры для неподвижной установки и колесики для перемещения путем качения.
Изобретение относится к медицине, а именно к урологии и андрологии, и может быть использовано для лечения пациентов с хроническим абактериальным простатитом с синдромом хронической тазовой боли, сочетанного с эректильной дисфункцией. Для этого вводят левофлоксацина перорально 500 мг 1 раз в сутки в течение 28 дней; цитофлавин по 10,0 мл + 5% раствор глюкозы 200,0 мл внутривенно капельно 1 раз в сутки в течение 10 дней, затем перорально по 2 таблетки 2 раза в сутки в течение 20 дней; тадалафил перорально 5 мг 1 раз в сутки в течение 28 дней на фоне проведения комбинированной локальной бароимпульсной терапии, включающей одновременно ректальный пневмовибромассаж простаты и вакуумную фаллостимуляцию в течение 10 дней ежедневно.
Изобретение относится к медицине, педагогике, практике дикторской, актерской и вокальной деятельности. Коррекцию тембра голоса проводят на занятиях по развитию резонансной, вокальной и речевой техники.

Изобретение относится к области медицины, в частности к пульмонологии и фтизиатрии, конкретно к способам реабилитации при воспалительных заболеваниях органов дыхания у детей до 18 лет. Методист проводит с ребенком комплекс из пяти упражнений.
Наверх