Подшипник скольжения

 

E О Л

ИЗОБРЕТЕНИЯ

293144

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства М

Заявлено 26.VIII.1969 (Ф 1361806/25-27) с присоединением заявки Мв

Приоритет

Опубликовано 15.I.1971. Бюллетень М 5

Дата опубликования описания 21Л".1971

МПК F 16c 17/02

Комитет по делам изобретений и открытий ори Совете Министров

СССР

УДК 621,822.5:62-233.2 (088.8) Авторы изобретения В. А. Белый, А. С. Михневич, Б. И. Купчинов, В. Г. Корецкий и П. М. Лысенко

Заявитель Институт механики металлополимерных систем АН Белорусской CCP

ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

Известны подшипники скольжения, содержащие втулку из упругого материала, например полимерного, имеющую выполненные заодно с ней выступы для фиксации ее в корпусе.

Предложенный подшипник отличается тем, что выступы связаны с втулкой посредством упругих перемычек, обеспечивающих возможность их перемещения в радиальном направлении. Такое выполнение подшипника упрощает его сборку и предотвращает проворачпвание втулки. Подшипник снабжен датчиком, например тензометрическим, установленным на выступе плп перемычке и обеспечивающим непрерывное определение в процессе работы величины его износа.

На фиг. 1 схематично представлены после,довательные этапы сборки предлагаемого подшипника; на фиг. 2 — подшипник в продольном и поперечном разрезах, вариант выполнения с проворачивающейся полиамидной втулкой; на фиг. 3 — то же, третий вариант; на фиг. 4 — схема измерения зазора в подшипнике.

Подшипник содержит втулку 1 из полимерного материала, установленную в корпусе 2 и фиксируемую в пем при помощи выступов 8, выполненных заодно с втулкой и связанных с ней упругими перемычками 4, обеспечивающими возможность их радиального перемещения, Перемычки и выступы могут быть частично отделены от втулки продольными пли поперечными прорезями. Выступы могут фиксировать втулку от двусторонних осевых перемещений и от проворачивания.

При сборке втулка легко вставляется в корпус с зазором или без зазора, как это преду10 сматривается техническими условиями. При установке вала 5 выступы упруго деформируются, входят в отверстия, выполненные в корпусе, и фиксируют втулку. Такая фиксация удобна при разборке и замене изношенной

15 втулки, так как после демонтажа вала втулка может быть свободно извлечена из корпуса.

Использование выступов в качеств датчиков износа основано на том, что износ рабочей части подшипниковой втулки под дейст20 вием нагрузки P. - во много раз больше износа контактирующего с валом выступ». Износ выступа зависит от величины поперечного сечения и упругой, деформации элемента (перемычки), соединяющего выступ со втулкой.

25 Усилие прижима выступа Р„,q, можно сделать весьма незначительным. Практически износом самого выступа можно пренебречь. Сигналы датчика можно регистрировать стандартными показывающими или записывающими прибо30 рами в процессе работы подшипника.

293144

Фи2 /

Еиа. 2

Предмет изобретения

1. Подшипник скольжения, содержащий втулку из упругого материала, например полимерного, выполненную заодно с выступами для фиксации ее в корпусе, отличающийся тем, что, с целью предотвращения проворачивания двусторонней осевой фиксации втулки и упрощения сборки подшипника, выступы связаны с втулкой посредством упругих перемычек, обеспечивающих возможность их перемещения в радиальном направлении.

2. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что, с целью непрерывного определения величины его износа, он снабжен датчиком, например тензометрическим, установленным на одном из выступов, 3. Подшипник по п. 1 и 2. отличающийся тем, что датчик установлен на упругой пере10 мычке.

293144

A-4

Фе р

:-р Латая

Фиг.и

Составитель И. Меламед

Техред Т. П. Курилко Корректор Г. С. Мухина

Редактор Н. Михайлова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1231/15 Изд. ¹ 438 Тираж 473 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, )К-35, Раушская наб., 4/5

Подшипник скольжения Подшипник скольжения Подшипник скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в скоростных высоконагруженных устройствах, центробежных компрессорах, насосах, турбинах и других устройствах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высокоскоростных высоконагруженных устройствах: центробежных компрессорах, насосах, турбинах и других устройствах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах валов, эксплуатирующихся в условиях высоких радиальных нагрузок

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях быстроходных компрессоров, газовых и паровых турбин насосов и других роторных машин

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипниковым узлам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорных подшипниках скольжения с разрезной конструкцией вкладыша для турбореагентов тепловых электростанций

Изобретение относится к области механики и может быть использовано в турбоагрегатах тепловых электростанций

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно может использоваться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в прокатных станах
Наверх