Патент ссср 299394

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

299394

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено ЗО.И.1969 (№ 1344136!27-!1) МПК В 60t 1/06

F 164 71/00 с присоединением заявки №

Приоритет

Комитет по аелам иаобретеиий и открытий при Совете !йиииотров

СССР

УДК 629.113-592.6 (088.8) Опубликовано 26.111.1971. Бюллетень ¹ 12

Дата опубликования описания 26.И.1971

Авторы изобретения Д. Б. Брейгин, Е. М. Гоникберг, И. А. Курзель и Н. М. Шошин

Заявитель

Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачева

МЕХАНИЗМ БЛОКИРОВКИ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ВАЛА

Изобретение относится к механизмам блокировки вращающегося вала.

Известны механизмы блокировки вращающегося вала, преимущественно выходного вала коробки передач транспортного средства, имеющей непостоянно замкнутые фрикционные элементы включения передач, замыкаемые давлением рабочей среды. Эти механизмы содержат корпус, выполненный заодно или соединенный с корпусом коробки передач, вал, проходящий через корпус, зубчатую звездочку, закрепленную на валу, установленный с возможностью поворота на пальце, соединенном с корпусом, рычаг с зубом, вводимым в зацепление с зубьями звездочки, установленный с возможностью поворота на втором пальце, соединенном с корпусом и расположенном на расстоянии от первого пальца параллельно ему, второй рычаг, связанный с органом управления механизмом блокировки, по крайней мере одно соединительное звено, связанное с двумя указанными рычагами при помощи третьего и четвертого пальцев, расположенных в каждом рычаге на расстоянии от соответствующего первого и второго пальцев параллельно им, и, фиксирующее приспособление, обеспечивающее установку приблизительно в одной плоскости осей третьего и четвертого пальцев при включении механизма. В известном механизме фиксирующее прпспособление выполнено в виде выступа управляющего рычага (связанного с органом управления механизма блокировки), имеющего фиксирующую поверхность, управляющуюся при

5 включении механизма в палец другого поворачиваемого элемента.

Однако эти механизмы сложны, особенно сложна конфигурация управляющего рычага.

Целью данного изобретения является упро10 щение конструкции механизма.

Это достигается тем, что фиксирующая поверхность выполнена из части одного соединительного звена, выступающей за палец, связывающей это звено со вторым рычагом.

15 В этом рычаге выполнен паз для прохода выступающей части соединительного звена до упора фиксирующей поверхности во второй палец. Это позволяет выполнить управляющий рычаг в виде детали, имеющей достаточ20 но простую форму, и соединительное звено с выступающей частью — в виде плоской простой детали.

Иа фнг. 1 изображен предлагаемый механизм в выключенном положении; на фиг. 2—

25 то же, во включенном положении; на фиг. 3— разрез по А — А на фиг. 2.

Через корпус 1, выполненный заодно или соединенный с корпусом коробки передач, проходит выходной вал 2 коробки передач, 30 На выходном валу 2 закреплена зубчатая

299394

3 звездочка 8, имеющая ряд расположенных по окружности зубьев 4. На пальце 5, соединенном с корпусом 1, с возможностью поворота установлен рычаг б, имеющий зуб 7, который может быть введен в зацепление с зубьями 4 звездочки 8. Углы между боковыми сторонами зубьев 4 и 7 выбраны так, что при приложении к валу 2 крутящего момента, действующего в любом направлении, между взаимодействующими зубьями 4 и 7 возникает усилие, стремящееся вывести их из зацепления.

На втором пальце 8, соединенном с корпусом

1 и расположенном на расстоянии от пальца

5 параллельно ему, установлен рычаг 9. В рычаге б выполнено отверстие 10 (см. фиг. 3), в которое вставлен палец 11. В рычаге 9 имеется отверстие 12, в которое вставлен палец 18. Пальцы 11 и 18 расположены на некотором расстоянии соответственно от пальцев 5 и 8. Палец 13 имеет большую длину, чем палец 11 (см. фиг. 3). На пальцах 11 и 18 установлены соединительные звенья 14 и 15. Зазор между пальцами 11 и 13 и отверстиями

16 — 19 соединительных звеньев 14 и 15 больше, чем зазор между этими пальцами и отверстиями 10 и 12 рычагов б и 9 с натягом. На концах пальцев 11 и 13 выполнены отверстия, в которые вставлены шплинты 20, обеспечивающие соединение звеньев 14 и 15 с пальцами 11 и 18. Соединительное звено 14 снабжено фиксирующим приспособлением, обеспечивающим установку приблизительно в одной плоскости осей пальцев 8, 11, 13 при включении механизма. Это приспособление выполнено в виде части 21 звена 14, выступающей за палец 13 и имеющей фиксирующую поверхность 22. В рычаге 9 выполнен паз 28 для прохода части 21 звена 14 до упора поверхности 22 в палец 8 (см. фиг. 2). На пальце 8 рядом с рычагом 9 находится кривошип 24, имеющий два выступа 25 и 2б. Выступ 25 имеет упор 27. Между рычагом 9 и кривошипом 24 установлена работающая на кручение пружина 28, один конец 29 которой упирается в упор 27 выступа 2б кривошипа 24, а другой конец — в рычаг 9. Выступ 25 кривошипа 24 имеет упор 80, взаимодействующий с концом пальца 18. Кривошип 24 при помощи пальца 81 связан с вилкой 82. Вилка 82, трос

88 и орган управления механизмом блокировки (рычаг, установленный в кабине водителя транспортного средства) соединены между собой. Между вилкой 82 и крышкой 84, связанной с корпусом 1, установлена пружина 85.

Снизу корпус 1 закрыт крышкой 35, имеющей опорную поверхность 87, с которой может взаимодействовать выступ 2б кривошипа 24.

В выключенном положении трос 83 отпущен, и пружина 35 отжимает кривошип 24 до упора выступа 25 в опорную поверхность 37 крышки 3á. Пружина 28 дает возможносгь рычагу 9 повернуться по часовой стрелке так, что он через звенья 14 и 15 поворачивает против часовой стрелки рычаг б, и зуб 7 этого

65 рычага выходит из зацепления с зубьями 4 звездочки 3.

Прп включении механизма трос 88 натягивают. Вилка 32 поворачивает против часовой стрелки кривошип 24, который через пружину в свою очередь поворачивает в том же направлении рычаг 9 до тех пор, пока фиксирующая поверхность 22 части 21 звена 14 не упрется в поверхность пальца 8. В этом положении оси пальцев 8, 11 и 13 расположены примерно в одной плоскости, и зуб 7 рычага

5 входит в зацепление с зубьями 4 звездочки.

В случае приложения к зубу 7 любого усилия, стремящегося расцепить его с зубьями 4, зуб 7 не выйдет из зацепления с зубьями 4.

Пружина 28 обеспечивает введение зуба 7 в зацепление с зубьями 4 после некоторого поворота вала 2 в том случае, если при включении механизма зуб 7 упрется вершиной в вершину зуба 4.

Предмет изобретения

Механизм блокировки вращающегося вала, преимущественно выходного вала коробки передач транспортного средства, имеющей непостоянно замкнутые фрикционные элементы включения передач, замыкаемые давлением рабочей среды, содержащий корпус, выполненный заодно или соединенный с корпусом коробки передач, вал, проходящий через корпус, зубчатую звездочку, закрепленную на указанном валу, установленный с возможностью поворота на пальце, соединенном с корпусом, рычаг с зубом, вводимым в зацепление с зубьями звездочки, установленный с возможностью поворота на втором пальце, соединенном с корпусом и расположенном на расстоянии от первого пальца параллельно ему, второй рычаг, связанный с органом управления механизмом блокировки, по крайней мере одно соединительное звено, связанное двумя указанными рычагами при помощи третьего и четвертого пальцев, расположенных в каждом рычаге на расстоянии от соответствующего первого и второго пальца параллельно им, и фиксирующее приспособление, обеспечивающее установку приблизительно в одной плоскости осей второго, третьего и четвертого указанных пальцев при включении механизма, выполненное в виде част,1 одного из поворачиваемых элементов механизма, имеющей фиксирующую поверхность, упирающуюся при включении механизма в палец другого поворачиваемого элемента, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции механизма, фиксирующая поверхность выполнена из части одного соединительного звена, выступающей за палец, связывающий это звено со вторым указанным рычагом, а во втором указанном рычаге выполнен паз для прохода указанной выступающей части соединительного звена до упора фиксирующей поверхности во второй указанный палец, 7г

Составитель Э. Жарнкова

Редактор 3. В, Твердохлебова Техред 3, Н. Тараненко Корректор Л. Б. Бадылама

Заказ 865/7 Изд. ¹ 407 Тираж 473 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий прп Совете Министров СССР

Москва, %-35, Раушская наб., д. 4,5

Типография, lip. Сапунова, 2

Патент ссср 299394 Патент ссср 299394 Патент ссср 299394 Патент ссср 299394 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дисковым тормозам автомобилей и, в частности к узлу дисковых тормозов, который содержит фрикционный элемент и пружину

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к колесам с дисковым тормозом, и может найти применение в авиационной промышленности

Изобретение относится к транспортному машиностроению и конкретно касается сцепления транспортного средства

Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к компоновке органов торможения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в стояночных тормозах транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в области автомобилестроения и авиастроения

Изобретение относится к элементам колесных тормозов транспортных механизмов, преимущественно автомобилей, в частности суппортов тормозных колодок колесных тормозов, выполненных как раздельно, так и совместно с опорными и грязезащитными дисками, а также суппортов дисковых тормозов

Изобретение относится к области бронетанковой техники и может быть использовано в шасси военных гусеничных машин, снабженных противопожарным оборудованием

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в машинах и механизмах для стопорения вала, остановленного в произвольном позиционном положении

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам стопорения нагруженных валов
Наверх