Способ установки подшипника качения на конусный вал

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

304105

/: ..

Сои)3 Сооатскнх

Соодиалистичоских

Респтблик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 06.Х.1969 (№ 1367931/25-27) МПК В 23р 11/02 с присоединением заявки №

Приоритет

Комитет оо делам изобретений и открытий ори Сосете Министров

СССР

;у ДК 621.757.06(088.8) Опубликовано 25Л .1971. Бюллетень ¹ 17

Дата опубликования описания 07Л 11.1971

Авторы изобретения

Ю. В. Утехин и М. П. Санников

Заявитель

Ижевский завод тяжелых бумагоделательных машин

СПОСОБ УСТАНОВКИ ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ

НА КОНУСНЪ|Й ВАЛ

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к монтажу подшипников качения, имеющих конические посадочные отверстия на вал.

Известны способы установки подшипников качения на конусный вал, при которых между трущимися поверхностями вала и внутренним кольцом подшипника подают масло под давлением, перемещают подшипник в осевом направлении и фиксируют его при помощи гайки, взаимодействующей с торцом внутреннего кольца, Однако при таких способах необходимо иметь специальные сборочные приспособления, создающие осевые усилия; кроме того, они трудоемки и не обеспечивают эксплуатационной надежности подшипникового узла.

Цель изобретения — повышение точности установки и надежности работы подшипникового узла. Это достигается тем, что сначала получают в подшипнике увеличенный натяг по сравнению с заданным, образующийся охлаждением в соответствующем положении на конусе вала подшипника, который предварительно нагревают, свободно устанавливают и фиксируют от осевого перемещения, затем корректируют полученный натяг до заданного, подают масло под давлением в зону контакта вал — подшипник, перемещают подшипник в сторону уменьшения конусности до упора в фиксирующий элемент подшипникового узла, окончательное положение которого определяют по результатам предварительной по5 садки.

На фиг. 1 показана установка подшипника в холодном состоянии на конус вала до упора для определения начального радиального зазора и отметки данного положения на конусе

10 вала; на фиг. 2 — установка предварительно нагретого подшипника в положение, обеспечивающее после охлаждения радиальный зазор менее допустимого, и фиксация подшипника при помощи гайки; на фиг. 3 — установ15 ка фиксирующего элемента (гайки) на конусе вала в положение, обеспечивающее получение заданного натяга; на фиг. 4 — окончательная установка подшипника на конусе вала.

Подшипник 1 свободно устанавливают на конус вала 2 до упора без создания натяга в соединении вал — подшипник с отметкой данного положения на конусе, после чего из25 меряют начальный радиальный зазор в подшипнике 1„. Подшипник снимают с конуса вала и нагревают до температуры 90 — 100 С.

Затем расчетным путем находят новое положение подшипника на конусе вала, обеспечи30 вающее после охлаждения радиальный зазор менее допустимого. Это положение определяют по формуле . .1 — К1 К2 Кз > макс> где L — величина, определяющая положение подшипника на конусе вала для получения радиального зазора менее допустимого;

К вЂ” коэффициент, учитывающий конструктивную характеристику подшипникового узла, зависящую от размеров посадочного отверстия, конусности посадки и наличия отверстия в вале;

К вЂ” коэффициент, учитывающий наличие в подшипниковом узле буксовой втулки;

Кз — коэффициент, учитывающий жесткость подшипника;

1м„<, — величина наименьшего зазора согласно требованиям на его установку.

Числовые значения Кь полученные, как и определенные опытным путем значения коэффициентов при конусности вала 1: 12, приведены ниже:

Lo

0 0,5 0,6 0,8 0,85

К1 16,5 20,5 22,0 25,0 26,0

D„— внутренний посадочный диаметр подшипника или наружный диаметр конусного вала для подшипников с буксовой втулкой.

D, — диаметр внутреннего отверстия вала (при наличии его) .

К вЂ” в подшипниковом узле без буксовой втулки равно 1,0, с. буксовой втулкой 1,1.

Для однорядного подшипника Кз составляет

1,0, для двухрядного подшипника 1,05.

После определения положения подшипника на конусе вала, обеспечивающего наименьший зазор в соединении, нагретый подшипник 1 устанавливают в данное положение:a конусе вала 2. Подшипник фиксируют от осевого перемещения в процессе охлаждения при помощи гайки 8. По разнице между начальным радиальным зазором В подшипнике и зазором, полученным после охлаждения подшипника, определяют созданный в соединении вал — подшипник зазор менее допустимого, l и — п п> где l „— зазор в соединении менее допустимого, полученный охлаждением подшипника на конусе вала;

3

Предмет изобретения

Способ установки подшипника качения»а конусный вал, при котором между трущимися поверхностями вала и внутренним кольцом

40 подшипника подают масло под давлением, перемещают подшипник в осевом направлении и фиксируют его при помощи гайки, взаимодействующей с торцом внутреннего кольца, отличаюи1ийся тем, что, с целью повышения точ45 ности установки, подшипник предварительно устанавливают на валу до упора в конусную поверхность, отмечают его положение на этом конусе, снимают с вала, нагревают, вновь своОодно c ÿíÿ!3ливают на коп ес В положение, 50 обеспечивающее после охлаждения радиальный зазор м пее допустимого, фпкеирукгг прп помощи гайки, после чего опр дел;.гот разницу между заданным и полученным зазорами, затем на эту величину смещают фиксирующую

55 га> к и после этого подают масло между труЩЦМИСЯ ПОВЕРХНОСТЯМИ ВаЛа И ВНУТРЕННИМ кольцом подшипника кач. ния.

I„начальный радиальный зазор В подшипнике; — радиальный зазор в подшипнике, полученный после охлаждения его.

Для получения треоуемого зазора подшипник освобожда|от от осевой фиксации, а фиксирующий элемент устанавливают на конусе вала в положение, определяемое по формуле

L,, >

10 г„ где Lq — величина перемещения фиксируЮщЕГО ЭЛОМЕНта В ПОЛОЖЕНИЕ, обеспечивающее получение в соединении требуемого зазора;

L4, — величина фактического перемещения подшипника по конусу вала; — величина корректировки натяга. го

t=1„— l,ð где 1,р — требуемый зазор в соединении.

После установки фиксирующего элемента па конусе вала, в зону контaêòà вал — подг5 шипник по маслоподводящпм каналам 4 и 5 и маслораспределительной канавке 6 подается под давлением масло.

В результате происходит разъединение контактирующих поверхностей вала и подшипни30 ка и перемещение подшипника по конусу вала до упора в фиксирующий -лемент подшипникового узла. По разнице между начальным радиальным зазором и полученным определяют натяг в соединении вал — подшипник.

Фаг 1 ч иг. Я

Подача масла Риг. ч

Составитель Г. Мартышкина

Редактор Н. Г. Михайлова Техред Т. П. Курилко Корректор Л. А. Царькова

3аказ 1905/10 Изд. № 800 Тираж 473 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5

Ти ног ра фи я, п р. Са пупов а, 2

Способ установки подшипника качения на конусный вал Способ установки подшипника качения на конусный вал Способ установки подшипника качения на конусный вал 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сборочному производству, в частности к сборке газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение при соединении деталей из различных несвариваемых материалов, например металл-керамика, алюминий-сталь, титан-нержавеющая сталь и т.п

Изобретение относится к области восстановления сопряжений цилиндрических поверхностей при ремонте деталей машин

Изобретение относится к машиностроению, а именно: к способам получения прессовых соединений цилиндрических деталей, используемых, например, в устройствах защиты от вибраций и ударов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при соединении с натягом деталей типа вал-втулка

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при соединении с натягом деталей типа вал-втулка методом горячей запрессовки

Изобретение относится к ремонту бронетанковой техники

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к соединению колес с осью колесной пары, и может быть использовано для соединения деталей с натягом в машиностроении
Наверх