Способ регулирования температуры двигателявсесоюзнаяi-r:-'^- r',i:' ••-;'i.';i!i'?rr!h8e..!=.tb^j;i-:ul'ib ??:^йдйг^^'; 5.пио"?:ка

 

339669

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Соек;скит

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства Ко

Заявлено 02 Ч!.1970 (№ 1445605!24-6) М. Кл, F 01р 7/16 с присоединением заявки Ко

Приоритет

Комитет по делам изобретений и открытий при Сосете Минкстрое

СССР

Опубликовано 24.Ч.1972. Бюллетень Уо 17

Дата опубликования описания 21.VI.1972

УД I(621..432-714 (088,8) Авторы изобретения

В, И. Крутов и В. А. Ларичев

Московское ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана

Заявитель

ОСЕСО1СЗт-1АЯ пьт,-„-"-"1 °

СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ

ДВ И ГАТЕЛ Я

Изобретение относится к области охлаждения двигателей, например, внутреннего сгорания.

Известны способы, регулирования температуры двигателя с жидкостной системой охлаждения, при которых охлаждающую жидкость подают на регулятор температуры с последующим разделением на потоки, один из которых подводят к радиатору, а другой— непосредственно к двигателю.

Недостатком известных способов является большая инерционность системы охлаждения, проявляющаяся при переходных процессах работы двигателя.

Цель изобретения — улучшение качества переходных процессов.

Цель достигается тем, что к радиатору дополнительным потоком направляют часть жидкости, дозируемую регулирующим устройством, срабатывающим от импульсов по оборотам и нагрузке двигателя.

На фиг. 1 изображен общий вид автоматического регулятора температуры прямого действия, позволяющего реализовать предлагаемый способ, на фиг. 2 представлена схема регулирования температуры двигателя внутреннего сгорания, на фиг. 3 дана функциональная схема системы регулирования, на фиг. 4 приведены графики переходных процессов по температуре охлаждающей воды двигателя.

Автоматический регулятор температуры содержит корпус 1, гильзу 2, сильфон 8, шток 4

5 клапана 5, заполнитель 6 и пружину 7.

Функциональная схема системы регулирования показывает взаимодействие обьекта регулирования 8, автоматического регулятора

10 9,и корректирующих звеньев 10 и 11.

Система регулирования температуры двигателя внутреннего сгорания с жидкостной системой охлаждения содержит двигатель 12, центробежный насос 18, радиатор 14, азтома15 тический регулятор температуры 15, регулирующее устройство 16, редукциоппый клапан

17, манометр 18, гидравлическую трубку 19, конус 20, механическую связь 21, тройник 22, рычаг 28.

20 При изменении скоростного режима р двигателя импульс датчика скорости воздействует на рычаг 28, который поворачивается вокруг точки а и чсрсз тройник 22, поворачивающийся вокруг точки б, перемещает корпус

25 20 в ту или другую сторону в зависимости от знака разоаланса скоростного режима. Через гидравлическую трубку 19 непрерывно прокачивается небольшая часть охла>кдаю1цей воды, которая доходит до регулятора тсмпе30 ратуры прямого действия и сбрасыгастся во

339669

40 всасывающий патрубок центробежного насоса 18.

Охлаждающая жидкость подводится к гидравлической трубке 19 через редукционный клапан 17, представляющий собой регулятор давления прямого действия, который обеспечивает постоянство давления на входе в гидравлическую трубку 19. Давление после редукционного клапана 17 контролируется с помощью манометра 18. Перемещение конуса 20 создает изменение давления в полости гидравлической трубки 19, .пропорциональное перемещению конуса 20, а следовательно, и скоростному режиму двигателя.

Изменение давления в полости гидравлической трубки 19 передается на исполнительный орган регулирующего устройства 16, шунтирующего регулятор температуры 15. Регулирующее устройство 1б либо увеличивает, либо уменьшает количество охлаждающей воды, пропускаемой через радиатор 14, и тем самым регулирует температуру в системе охлаждения двигателя в нужном направлении.

Например, при увеличении скоростного режима двигателя, т. е. при возрастании тепловыделения в систему охлаждения, рычаг 28 поворачивается вокруг точки а,по часовой стрелке и перемещает конус 20 вправо, давление в полости гидравлической трубки 19 возрастает, что вызывает перемещение исполнительного органа регулирующего устройства

1б, открывая его. Количество воды, подаваемой в радиатор 14, увеличивается, и температура в системе охлаждения двигателя не возрастает. Подобным обр азом вводится в систему охлаждения и импульс по положению q рейки топливного насоса (нагрузочный режим двигателя), только в этом случае рычаг

28 поворачивается вокруг точки в.

Так как характеристики инерционных свойств систем охлаждения для различных

25 типов двигателей могут отличаться, то тройник 22, конус 20 и гидравлическая трубка 19, соединенные между собой с помощью механической связи 21, могут перемещаться вверх или вниз, что обеспечивает различное соотношение плеч, рычага 28 и, следовательно, различный уровень воздействия, скоростного и пагрузочного режимов двигателя на систему охлаждения. Кривая 1 (фиг. 3) показывает протекание переходного процесса в системе охлаждения двигателя без введения инвариантной связи по скорости и нагрузке. За начало процесса принята температура охлаждающей воды, равная 75 С. Кривая II показывает протекание переходного процесса в той же системе охлаждения, при тех же начальных условиях при введении в схему регулирования инвариантной связи по скорости и нагрузке. Сравнение кривых показывает, что статическая ошибка регулирования уменьшается в

12 раз, что свидетельствует о высоком качестве переходного процесса при применении предлагаемого способа регулирования температуры охлаждающей воды двигателя.

Предмет изобретения

Способ регулирования температуры двигателя, например, внутреннего сгорания, с жидкостной системой охлаждения, при котором охлаждающую жидкость подают на регулятор температуры с последующим разделением на потоки, один из которых подводят к .радиатору, а другой — непосредственно к двигателю, отличающийся тем, что, с целью улучшения качества переходных процессов, к радиатору дополнительным .потоком направляют часть жидкости, дозируемую регулирующим устройством, срабатывающим от импульсов по оборотам и нагрузке двигателя.

g Z y 4 5 б 7 Ю 9 !О ипил

Фиг. Ф

Составитель А, Белостоцкий

Текред Л. Евдоиов Корректор Е миронова

Редактор И. Орлова

Типографии, пр. Сапунова, 2

Заказ !8!7(!О Изд. _#_o 738 Тир а ж 448 Подписное

ЦНИИПИ Комитета Но делам нзобретен:IA и открытий прн Совете Министров СССР

Москва, Ж-,Я, Раушская наб., д. 4!5

Способ регулирования температуры двигателявсесоюзнаяi-r:-^- r,i: ••-;i.;i!i?rr!h8e..!=.tb^j;i-:ulib ??:^йдйг^^; 5.пио?:ка Способ регулирования температуры двигателявсесоюзнаяi-r:-^- r,i: ••-;i.;i!i?rr!h8e..!=.tb^j;i-:ulib ??:^йдйг^^; 5.пио?:ка Способ регулирования температуры двигателявсесоюзнаяi-r:-^- r,i: ••-;i.;i!i?rr!h8e..!=.tb^j;i-:ulib ??:^йдйг^^; 5.пио?:ка Способ регулирования температуры двигателявсесоюзнаяi-r:-^- r,i: ••-;i.;i!i?rr!h8e..!=.tb^j;i-:ulib ??:^йдйг^^; 5.пио?:ка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам автоматического управления и регулирования тепловым режимом двигателя внутреннего сгорания, предназначено для использования на автомобилях, тракторах в строительно-дорожной, коммунальной и специальной самоходной технике, а также на стационарных и передвижных энергетических агрегатах

Изобретение относится к двигателестроению и может найти применение при изготовлении элементов системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к автомобильному транспорту, в частности к легковым автомобилям

Термостат // 2141567
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к системам поддержания постоянства температуры при охлаждении или нагреве объектов

Изобретение относится к приборам регулирования, а именно к термостатам, и может быть использовано для системы охлаждения двигателя

Изобретение относится к системе охлаждения автомобильных двигателей

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в транспортных средствах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к системам охлаждения тепловых машин, преимущественно двигателей внутреннего сгорания, с утилизацией тепла охлаждающей жидкости
Наверх