Демпфер сухого трения

 

() 436943

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 05.04.72 (21) 1767384/25-28 (51) М. Кл. F 1 6f 7/04 с присоединением заявок № 1767385/25-28 и 1767386/25-28 (32) Приоритет государственный комитет

Совета министров СССР по делам изооретений и открытий

Опубликовано 25.07.74. Бюллетень № 27

Дата опубликования описания 26.12.74 (53) УДК 62-567.12 (088.8) (72) Авторы изобретения

Ф. Н. Кулешов, Те Геня и Н. А. Анин (71) Заявитель (54) ДЕМПФЕР СУХОГО ТРЕНИЯ

Изобретение относится к авиационной технике.

Известны демпферы сухого трения, содержащие набор фрикционных элементов, часть из которых связана с защищаемым объектом, а другая часть — с источником колебаний.

Цель изобретения — улучшить качество демпфирования толчков, и характеристику демпфера, а также получить нулевой начальный момент трения и нелинейную и пропорциональную характеристики демпфирования.

Предлагаемый демпфер сухого трения отличается от известных тем, что устройство для создания усилия прижатия фрикционных элементов, выполнено в виде рычага с инерционной массой на конце, связанного кинематически с фрикционными элементами, выполненными в виде поворотных колодок и обхватывающей их обоймы. Так же демпфер может быть выполнен с двумя поворотными колодками, стянутыми пружинами, а кинематическая связь рычага с фрикционными элементами осуществлена при помощи профильного кулачка, взаимодействующего с концами колодок. Кроме того, демпфер может быть выполнен с четырьмя колодками, имеющими попарно общую ось поворота, каждая из колодок выполнена с профилированным участком, а кинематическая связь рычага с колодками осуществляется при помощи роликов, установленных на закрепленных в рычаге осях и взаимодействующих с проф илиров анны ми участками колодок.

При использовании фрикционных элементов в виде дисков, кинематическая связь рычага с фрикционным элементом осуществлена парой винт — гайка, у которой винт выполнен на оси, несущей фрикционные диски, а гайка выполнена в рычаге, а между рычагом и

10 фрикционными дисками установлены упорные подшипники качения.

На фиг. 1 изображен описываемый демпфер с фрикционными элементами, выполненными в виде дисков; на фиг, 2 — то же, с

15 фрикционными элементами, выполненными с двумя поворотными колодками и обхватывающей их обоймой; на фиг. 3 — то же, с фрикционными элементами, выполненными с четырьмя колодками и обхватывающей их

20 обоймы.

Демпфер содержит корпус 1, расположенные в корпусе фрикционные элементы, выполненные в виде дисков 2, 3 и устройства для создания силы прижатия фрикционных эле25 ментов, выполненные в виде рычага 4 с инерционной массой 5 на конце, связанного кинематически с фрикционными элементами. Кинематическая связь рычага с фрикционными элементами в данном случае осуществляется

З0 парой винт — гайка, у которой винт выполнен

436943

3 на оси 6, несущей фрикционные диски, а гайка выполнена в рычаге 4, причем между рычагом и фрикционным диском установлены упорные подшипники качения 7. Фрикционные элементы могут быть выполнены в виде двух поворотных колодок 8, стянутых пружинами 9, а кинематическая связь рычага с фрикционными элементами осуществляется при помощи кулачка 10, взаимодействующего с концами колодок. Фрикционные элементы могут быть выполнены также в виде четырех колодок, каждая из которых выполнена с профилированным участком, а кинематичес,кая связь в данном случае осуществляется при помощи роликов 11, установленных на закрепленных в рычаге осях 12, и взаимодействующих с профилированпыми участками колодок.

В первоначальный момент трения в демпфере с фрикционными элементами, выполненными в виде дисков, соединительные рычаги

13 поворачиваются. Диски 2, проскальзывая относительно дисков 3, создают демпфирующий момент при небольших скоростях перемещений.

При резком возрастании скорости перемещения рычагов 13 и поворота оси 6 в корпусе, рычаг 4 с массой 5, в силу своей инертности, изгибая пружину 14, до>кимает один из пакетов 15 или 16 (в зависимости от направления резьбы), момент трения на ведущих дисках 2 резко растет, что увеличивает поглощаемую мощность.

Таким образом при перемещении рычага

13 с переменной скоростью, момент трения и мощность поглощения пропорциональна ускорению рычага 13.

В демпфере сухого трения с фрикпионны.ми элементами, выполненными в виде двух колодок, рычаг 17 свободно поворачивается, так как между колодками 8 и фрикционным покрытием 18 есть зазор. При резком перемещении рычага 17, в силу инерционности рычага 4 с массой 5, профильный кулачок 10 поворачивается и нажимает на концы колодок 8, которые прижимаются к фрикционно. му покрытию. Происходит самоторможение одной из колодок, что создает демпфирующий момент.

В демпфере сухого трения с фрикционными элементами, выполненными в виде четы.рех колодок, колодки 19 при плавном повороте оси 6 своими профилированными конца-ми поворачивают рычаг 4 с массой 5 в направлении вращения вала. При резком по-вороте вала, в силу инерционности рычага 4 .с массой 5, ролики 11 поворачиваются и на10

55 катываются на профилированный конец колодок 19, которые прижимаются к корпусу.

Возникает первоначальный момент трения, пропорциональный ускорению, который, в свою очередь, вызывает эффект самоторможения, что резко увеличивается момент трения.

Предмет изобретения

1. Демпфер сухого трения, содержащий корпус, расположенные в корпусе фрикционные элементы, часть которых связана с источником колебания, а часть — с защищаемым объектом, и устройство для создания силы прижатия фрикционных элементов, отличающийся тем, что, с целью улучшения качества демпфирования толчков, устройство для создания усилия прижатия фрикционных элементов выполнено в виде рычага с инерционной массой на конце связанного кипематически с фрикционными элементами.

2. Демпфер по п. 1, отличающийся тем, что, с целью улучшения характеристики демпфера, фрикционные элементы выполнены в виде поворотных колодок и охватывающей их обоймы.

3. Демпфер по пп. 1 и 2, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью получения нулевого начального момента трения, он выполнен с двумя поворотными колодками, стянутыми пру>кинами, а кинематическая связь рычага с фрикционными элементами осуществлена посред твом профильного кулачка, взаимодействующего с концами колодок.

4. Демпфер по пп. 1 и 2, отличающийся тем; что, с целью получения нелинейной характеристики демпфирования, он выполнен с четырьмя колодками, имеющими попарно общую ось поворота, каждая из колодок выполнена с профилированным участком, а кинематическая связь рычага с колодками осуществлена посредством роликов, установленных на закрепленных в рычаге осях и взаимодействующих с профилированными участками колодок.

5. Демпфер по п. 1, отличающийся тем, что, с целью получения пропорциональной характеристики демпфирования при использовании фрикционных элементов в виде дисков, кинематическая связь рычага с фрикционными элементами осуществлена парой винт — гайка, у которой винт выполнен на оси, несущей фрикционные диски, а гайка выполнена в рычаге, а между рычагом и фрикционными дисками установлены упорные подшипники качения.

436943

79

Составитель О. Жулииа

Редактор С. Ежкова Техред В. Рыбакова Корректор Е. Миронова

Заказ 3441/4 Изд. № 112 Тираж 875 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, jK-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Демпфер сухого трения Демпфер сухого трения Демпфер сухого трения Демпфер сухого трения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к приборостроению, в частности к гасителям вынужденных колебаний

Изобретение относится к фрикционному устройству для регулировки силы и к фрикционному гасителю колебаний

Изобретение относится к устройствам транспортного машиностроения, а именно: к амортизирующим устройствам, уменьшающим амплитуду колебаний рельсового транспортного средства
Наверх