Шаровой шарнир

 

!! 11 548733

Сон1з " атакнк

PeI:IIy"С:,1:N

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополпитель ioe x anT. cnlig-ny (22) Заявлено 10.09.73 (21) 1959481/27 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Опубликовано 28.02.77. Бюллетень ¹ 8

Дата опубликования описания 23.03.77 (51) М. Кл."- Г 16С 11/06

Госудгратеенный комитет

Совета Миннстрав СССР (53) УДК 621.828(088.8) ио делам нэ"бретеннй и открытий (72) Авторы изосретс11и11

Е. А. Гурфинкель и В. А. Поляков (71) Заявитель

Головное союзное конструкторское бюро по автобусам (54) ШАРОВОЙ ШАРНИР

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к автомобилестроеншо, и может быть использовано в шарнирных соед! нениях машин, преимущественно в шарнирных соединениях тяг рулевого управления автомобилей.

Известен шаровой шарнир преимущественно для рулевого привода автомобиля, содержащий трубу с продольным пазом и отверстием, установленныи в трубе шаровой палец, взаимодействующий с вкладышами, поджатыми ввернутой в торец трубы резьбовой проокой. При этом, для обеспечения монта ка, отверсгие в стенке грубы выполнено несколько большего диаметра, чем диаметр сферы пальца (1).

Недостаток известного шарнира состоит в том, что он не обеспечивает надежности соединения, так как при износе сферы пальца и вкладышей либо при самопроизвольном отвертывании пробки неизбежен выход сферы из отверстия и раз ьединение тяг.

Известен также шаровой шарнир преимущественно для рулевых приводов автомобилеи, содержащий шаровой палец, взаимодействующ1ш с подпружиненными вкладышами, установленным в трубе с отверстием в соковой ес части для выхода хвостовика пальца и поджатыми к упору с торца трубы рсзьбовой проокой. При этом отверстие в трубе под хвостовик пальца выполнено в форме подобной замочнои скважине с зауженной частью под хвостовик и с расширенно" — для прохождеI!iI!1 сферической его части при монтаже (2).

Недостатком этого шарнира также является невысокая паде>1,ность, заключающаяся в том, что прп износе вкладышей и сферической части пальца или при самопроизвольном вывсртывании пробки шаровой палец неизбежно выход, IT 113 трусы через расширенное под

0Т0 сфери !еску!о incTb 0TBcjicTIIc B cn боков011 стенке. !1ри этом происход1!т разьединеьп!е шарнирного сосд Inc!ilia с весьма тяжелыми, как правило, катастрофическими иоследст15 виями.

J,àíí0c устройство является наиоолее близКИ! К ИЗОСрЕтЕНШО ПО тЕХ!1и !ЕСКОй СущНОСтп и достигаемому резу.!ьтату.

Целью изобретения является повышение

20 паде I iiocT« lnaponoго niapn11ра путем пскл10чения ВозможнОсги Выпаданпя и!арсвсго пальца пз трубы в процессе работы.

Это достигается тем, что в шаровом шарнире, содержащем шаровой палец, установлен25 иый сферической частью между двумя вкладышами в трубе и зафпксированны!! в послед1:eм посредство .1 npy>I IIII I !1 резьсовсй проои,, имеющей продольное боковое отверстие для выхода хвостовика пальца, упомянутое

>О 0 ГВС11ст п Гр1 С" ni ii!0;1 ticilo С ПОС10HIIIIOII

548733 шириной, которая меньше диаметра сферической части шарового пальца.

Такое выполнение шарнира целесообразно, так как обеспечивает достижение поставленной цели, исключая возможность самопроизвольного разъединения шарнирного соединения при большом износе его элементов или при самопроизвольном отворачивании фиксирующей их пробки.

На фиг. 1 показан предложенный шаровой шарнир в продольном разрезе; на фиг. 2— то же, вид сверху.

Шаровой шарнир содержит шаровой палец 1, сфера которого охватывается вкладышами 2, поджатыми пружиной 3, надетой на упор 4. Смещение последнего ограничено пробкой 5, запрессованной в трубу 6. На конце трубы 6 выполнено боковое отверстие для выхода хвостовика шарового пальца 1, расположенное длинной стороной вдоль трубы, причем ширина его по всей длине постоянна и меньше диаметра сферической части шарового пальца 1. Концевая часть трубы 6 выполнена с резьбой и в нее ввернута резьбовая пробка 7, регулирующая осевой люфт в шаровом шарнире.

В концевой части трубы 6 выполнено радиальное отверстие, а в пробке 7 выполнен паз, через которые проходит шплинт 8.

Шаровой шарнир имеет масленку 9, связанную системой каналов, выполненных в упоре 4 и вкладышах 2, со сферической поверхностью шарового пальца .1, а также сальник

10 и обечайку 11 с отверстиями для прохода хвостовика шарового пальца 1, которые охватывают трубу 6, перекрывая боковое отверстие последней, служащее для выхода хвостовика шарового пальца.

Сборка шарового шарнира осуществляется через открытый торец трубы 6, куда на предварительно запрессованную пробку 5 устанавливают упор 4 с пружиной 3 и вкладышем 2.

Шаровой палец 1 через открытый торец трубы 6 своим хвостовиком заводится в боковое отверстие последней, после чего устанавливается второй вкладыш 2, заворачивается пробка 7 и при помощи ее регулируется осевой люфт шарового шарнира. Резьбовая пробка 7 после заворачивания фиксируется шплинтом

8, а на трубу 6 надеваются сальник 10 и обечайка 11 для предохранения шарового шарнира от загрязнения.

При повороте или вертикальных перемещениях управляемых колес (не показаны) шаровой палец 1 сферической частью скользит в охватывающих ее вкладышах 2.

Возникающая при этом сила, направленная вдоль оси шарового пальца, стремится отъединить его от вкладышей 2. При значительном износе контактирующих элементов шарнира, неправильной его регулировке, самопроизвольном отворачивании пробки 7 или при сочетании указанных неисправностей такое разьединение происходит, если разъединяющая сила превышает силу сжатия вкладышей 2 пружиной 3, но полное разъединение шарнира не происходит, так как ширина бокового отверстия в трубе 6, служащая для выхода хвостовика шарового пальца 1, меньше диаметра его сферической части.

Если разъединяющая сила превышает силу, создаваемую пружиной 3, сфера шарового пальца 1 частично выйдет из охватывающих ее вкладышей 2 и упрется в трубу 6 шарнира.

После того, как разность разъединяющей силы и силы, создаваемой пружиной 3, станет равной нулю, или разъединяющая сила изменит направление на противоположное, шаровой палец 1 займет исходное положение.

Формула изобретения

ЗО

Шаровой шарнир преимущественно для рулевого привода автомобиля, содержащий шаровой палец, установленный сферической частью между двумя вкладышами в трубе, имеЗ5 ющей продольное боковое отверстие для выхода хвостовика пальца, и помещенную в концевой части трубы резьбовую пробку для поджатия вкладышей к сферической части пальца, отличающийся тем, что, с целью по40 вышения надежности шарнира путем исключения возмохкности выпадания шарового пальца из трубы во время работы, упомянутое отверстие в трубе выполнено с постоянной шириной, меньшей диаметра сферической ча45 сти шарового пальца.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Лысов М. И. Рулевые управления автомобилей. М., «Машиностроение», 1972, с. 12, 50 рис. 6а.

2. Патент CILIA М 2779093, кл. 29 — 441, 1953 (прототип) .

548733

@ye. /

pea. 3

Составитель А. Шаповаленко

Техред Л. Гладкова

Корректор А, Степанова

Редактор Н. Суханова

Типографпя, пр. Сапунова, 2

Заказ 356/3 Изд ¹ 256 Тираж 1159 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, .Раушская наб., д. 4 5

Шаровой шарнир Шаровой шарнир Шаровой шарнир 

 

Похожие патенты:

Кардан // 393495

Изобретение относится к машиностроению, в частности к технологии изготовления сферических шарниров подвески автомобиля

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к устройствам управления, преимущественно к исполнительным органам, контактирующим с высокотемпературными объектами

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям шаровых шарниров подвески колес автомобиля и рулевых тяг

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям шаровых шарниров подвески колес автомобиля и рулевых тяг

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям защитных чехлов шаровых шарниров
Наверх