Храповой механизм для преобразования возвратно- поступательного движения в прерывистое вращательное

 

ОП ИСАЙИ Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

682707

Союз Советских

Социалистических

Республик с4 Ф

QXii,. „l/. (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 13.06.77 (21) 2496135, 25-28 (51) М. Кл.

F 16Н 29/02 с присоединеннем заявки ¹

Гасударственный комитет

СССР (23) Приоритет

Опубликовано 30.08.79. Бюллетень . А 32

Дата опубликования описания 30.08.79 (53) УДК 621.8.023.5 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Автор нзобпетения

А. А. Белый (71 ) Заявп."ел»

Клинцовский завод телефонной аппаратуры (54) ХРАПОВОЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИ)КЕНИЯ

В ПРЕРЫВИСТОЕ ВРАЩАТЕЛЬНОЕ

Изобретение относится к области общего машиностроения, а именно, к хрраповым мсханн" мам, применяемым, например, в командоаппаратах, где необходимо преобразовыва r» возвратно-поступательное движение в прерывистое вращательное по заранее составленной программе.

Известны храповыс механизмы для преобразования возвратно-поступательного двн кения в прерывистое вращательное, содержащие штанги с зубьями, вал, свободно установленное на валу ведущее храповое колесо, с которым взаимодействуют зубья штанг, жестко закрепленное на валу ведомое храповое колесо, установленную на торце ведущего храпового колеса с возможность|о поворота вокруг оси, параллельной оси вала, собачку, взаимодействующую с ведомым храповым колесом, упор для ограничения поворота собачки и фиксаторы (1).

Недостаток данного механизма заключается в том, что при каждом действии одной из штанг ведущее и ведомое храповые колеса поворачиваются в одно и то же время на одинаковые углы.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является храповой механизм для преобразования возвратнопоступательного движения в прерывис roe вращательное, содержащий вал, свободно установленное на валу ведущее храповое колесо, закрепленные на валу по разные

5 стороны ведущего колеса два ведомых крановых колеса, установленные на обоих торцах ведущего колеса с возможностью поворота вокруг осей, параллельных осн вала, собачки, имеющие каждая внутрен10 нее плечо, взаимодействующее с ведомым колесом, и несколько внешних плеч, упоры для ограничения поворота собачек, три штанги с зубьями, одна из которых взаимодействует с ведущим колесом, а две дру15 гие — с внешними плечами собачек, упоры для ограничения хода штанг, пружины для возврата штанг и собачек в исходное положение и фиксаторы для фиксации ведущего колеса и вала (2).

Недостаток этого механиз»a заключается в том, что при одинаковых ходах штанг . ведомые храповые колеса вместе с валом могут поворачиваться на определенный угол одновременно с ведущим колесом или с определенными остановками по одной заранее составленной программе.

Целью изобретения является обеспечение быстрой смены программы прерывистого вращения.

682707

Зто достигается тем, что в предлагаемом механизме число внешних плеч собачек, установленных на каждом торце ведущего колеса, равно числу его зубьев, а каждое внешнее плечо установлено на соответствующей собачке с возможностью поворота вокруг своей оси в плоскости, перпендикулярной торцам ведущего колеса.

На фиг. 1 показан продольный разрез храпового механизма; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез по

 — В на фиг. 2; на фиг. 4 — разрез по

Б — Б на фиг. 2, Механизм состоит из штанг, 1, 2, 3 с зубьями 4 и пружинами 5, вала 6, свободно установленного на валу ведущего храпового колеса 7, жестко установленных на валу по обе стороны ведущего храпового колеса два ведомых храповых колеса 8 и 9, установленных на обоих торцах ведущего храпового колеса с возможностью поворота на осях 10 двуплечих групповых собачек 11, выполненных каждая с одним внутренним плечом 12 и несколькими внешними плечами 13, с упорами 14 для ограничения поворота собачек и пружинами 15 для возврата собачек в исходное положение. Внешние плечи 13 собачек 11 и зубья ведущего храпового колеса 7 взаимодействуют с зубьями 4 штанг. На корпусе 16 механизма имеются упоры 17 для ограничения хода штанг и фиксаторы 18, 19. На валу закреплен фиксирующий диск 20.

Внешние плечи 13 двуплечих собачек 11 имсют шарниры 21 с осями 22 и фиксаторы

23. Внешние плечи 13 каждой собачки установлены рядом с зубьями ведущего храпового колеса 7 с некоторым их опережением на величину S, а внутренние 12 — над передними поверхностями зубьев ведомых храповых колес. Около каждого зуба ведущего храпового колеса 7 с каждой его стороны расположено по одному внешнему плечу 13 собачек 11.

Храповой механизм работает следующим образом, При возвратно-поступательном движении одной из штанг возможны три случая передачи вращения храповым колесам: при одном из них может поворачиваться только ведущее храповое колесо 7, при другом — ведущее храповое колесо 7 одновременно с ведомыми храповыми колесами 8 и 9, а при третьем — ведущее храповое колесо 7 поворачивается при каждом действии одной из штанг, а ведомые 8 и 9— с остановками по определенной программе, Для поворота только ведущего храпового колеса 7 необходимо действовать на среднюю 2 и на крайние штанги 1, 3, но при этом все внешние плечи 13 двуплечих собачек 11 должны быть выведены из взаимодействия с зубьями 4 штанг путем расположения их под углом с их внутренними плечами (см. фиг. 4). При движении

65 любой из штанг зуб 4 упирается в переднюю поверхность зуба ведущего храпового колеса 7 и поворачивает его до тех пор, пока ход штанги не ограничит упор 17, после чего штанга пружиной 5 возвращается в исходное положение. Для одновременчого поворота ведущего 7 и ведомых храповых колес 8 и 9 необходимо действовать на крайние штанги 1 или 3, но при этом все внешние плечи 13 двуплечих собачек

11 должны быть введены во взаимодействие с зубьями 4 штанг путем поворота на осях 22 и расположения их в одну линию с их внутренними плечами 12 (см. фиг. 3).

При начальном действии на штангу 1 или

3 ее зуб 4 упирается в переднюю поверхность внешнего плеча 13 двуплечей собачки 11 и поворачивает ее вокруг оси 10, а внутреннее плечо 12 входит в зацепление с зубом ведомого храпового колеса 8 или

9. При дальнейшем действии на штангу 1 или 3 поворачиваются одновременно ведущее и ведомые храповые колеса пока ход штанги не ограничит упор 17. При прекращении действия на штангу последняя пружиной 5 возвращается в исходное положение, а двуплечая собачка 11 под действием пружины 15 поворачивается вокруг оси 10 до упора 14 и тем самым выводит внутреннее плечо 12 из зацепления с зубом одного из ведомых храповых колес.

Для поворота ведомых храповых колес

8 и 9 с остановками по определенной программе, а ведущего храпового колеса при каждом действии одной из штанг, необходимо вначале внешние плечи 13 двуплечих собачек выборочно, согласно н"o<)ходимой программе, вывести из взаимодействия или ввести во взаимодействие с зубьями 4 штанг 1 и 3 путем поворота внешних плеч 13. После окончания ка.кдого поворта положение ведущего храпового колеса 7 фиксируется фиксатором 18, а ведомых храповых колес 8, 9 и вала 6— фиксирующим диском 20 и фиксатором 19.

Таким образом, при одинаковых ходах штанг ведущее храповое колесо 7 всегда поворачивается на определенный угол, а ведомые колеса 8, 9 вместе с валом 6 поворачиваются на такой же угол одновременно с ведущим или с определенными остановками по заранее заданной программе, причем конструкция механизма обеспечивает быструю смену программы.

Формула изобретения

Храповой механизм для преобразования возвратно-поступательного движения в прерывистое вращательное, содержащий вал, свободно установленное на валу ведущее храповое колесо, закрепленные на валу по разные стороны ведущего колеса два ведомых храповых колеса, установленные на обоих торцах ведущего колеса с возможностью поворота вокруг осей, параллель682707

Z 5

10 ных оси вала, собачки, имеющие каждая внутреннее плечо, взаимодействующее с ведомым колесом, и несколько внешних плеч, упоры для ограничения поворота собачек, три штанги с зубьями, одна из которых взаимодействует с ведущим колесом, а две другие — с внешними плечами собачек, упоры для ограничения хода штанг, пружины для возврата штанг и собачек в исходное положение и фиксаторы для фиксации ведущего колеса и вала, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью обеспечения быстрой смены программы прерывистого вращения, число внешних плеч собачек, установленных на каждом торце ведущего колеса, равно числу его зубьев, а каждое внешнее плечо установлено на соответст5 вующей собачке с возможностью поворота вокруг своей оси в плоскости, перпендикулярной торцам ведущего колеса.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1о 1. Авторское свидетельство СССР

¹ 13891, кл. F 16Н 29/02, 1960.

2. Авторское свидетельство СССР

¹ 526739, кл. F 16H 29/02, 1975 (прототип).

682707

17 в в

Фиг. Ф

Составитель Л. Дьякова

Редактор С. Хейфиц

Корректоры: Л. Орлова и Е. Осипова

Заказ 1791/13 Изд. № 499 Тираж 1139 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 7К-35, Раушская паб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

22 уиган

10 фиа 2

Храповой механизм для преобразования возвратно- поступательного движения в прерывистое вращательное Храповой механизм для преобразования возвратно- поступательного движения в прерывистое вращательное Храповой механизм для преобразования возвратно- поступательного движения в прерывистое вращательное Храповой механизм для преобразования возвратно- поступательного движения в прерывистое вращательное 

 

Похожие патенты:

Ариатор // 551474

Изобретение относится к передачам для бесступенчатого регулирования скорости движения выходного звена

Изобретение относится к передачам для бесступенчатого регулирования скорости движения выходного звена

Изобретение относится к машиностроению, в частности к импульсным автоматическим бесступенчатым передачам, и может быть использовано в приводах промысловых машин, грузоподъемных машин, автомобилей и др

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к импульсным автоматическим бесступенчатым передачам

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к храповым передачам, предназначенным для понижения скорости вращения при постоянном передаточном отношении

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к импульсным приводам, и может быть использовано в технологических, транспортных и горных машинах
Наверх