Привод возвратно-поступательного перемещения

 

О П И С А Н И Е (1 4417 5

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 06.12.77 (21) 2560305/25-28 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51) M. Кл.2

F 16Н 29/02

Государственный комитет (43) Опубликовано 30.06.80. Бюллетень № 24 (53) УДК 621.833 (088.8) по делам изобретений и открытий (45) Дата опубликования описания 30.06.80 (72) Авторы изобретения

Ф. Т. Овечкин, А. Ф. Пашкин и М. П. Савин (71) Заявитель (54) ПРИВОД ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЪНОГО

ПЕРЕМЕЩЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в станкостроении.

Известен привод возвратно-поступательного перемещения исполнительного органа, содержащий двигатель, ведомый вал, червячную передачу с червяком, установленным с возможностью осевого перемещения на ведомом валу, две сцепные муфты, кинематически связывающие ведомый вал с двигателем, и жесткие упоры (1).

Недостатком известного привода является его низкая производительность за счет того, что останов исполнительного органа на жестком упоре осуществляется только в одном направлении.

Целью изобретения является повышение производительности привода путем автоматизации цикла его работы с остановами на жестких упорах в обоих направлениях.

Указанная цель достигается тем, что ведомый вал привода выполнен полым, привод снабжен полым промежуточным валом и толкателем, установленным в центральных отверстиях промежуточного и ведомого валов, жестко соединенным одним концом с червяком, а другим — взаимодействует с одной из сцепных муфт, и встроенными в сцепные муфты встречно-направленными храповыми механизмами.

На фиг. 1 изображен предлагаемый привод, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез

Б — Б на фиг. 1.

В корпусе 1 привода на ведомом валу 2 установлен червяк 3, сцепленный с червячным колесом 4 выходного вала 5. Фрикцпонная муфта 6 соединяет ведомый вал 2 с промежуточным валом 7, а фрикционная

10 муфта 8 — промежуточный вал 7 с нажимным стаканом 9, установленным в расточке ведущего вала 10 и подпружиненным с по мощью пружины 11. Ведущий вал 10 соединяется кулачковой муфтой 12 с валом

15 двигателя 13. Пружина 14 установлена в отверстии ползуна 15 и служит для замыкания дисков фрикционной муфты 6 через шарикоподшипник 16, ведомый вал 2 и нажимной диск 17. Усилие пружины регули20 руется винтом 18, ввинченным в крышку 19.

Ползун 15 удерживается от вращения шпонкой 20. В центральных отверстиях ведомого вала 2 и промежуточного вала 7 установлен толкатель 21, соединенный штифтом

25 22 с червяком 3. В обеих фрикционных муфтах 6 и 8 встроены храповые механизмы, состоящие из собачек 23 и 24, зубьев

25 и 26 храповиков, выполненных непосредственно на валах 7 и 2 осей 27 и 28, за30 прессованных соответственно в нажимной

744175

3 стакан 9 и промежуточный вал 7, и пластинчатых пружин 29 и 30, постоянно прижимающих собачки 23 и 24 к зубьям 25 и

26 храповиков. Зубья 25 и 26 храповиков направлены в противоположные стороны, причем при правом направлении витков червяка 3 зубья 25 храповика вала 7 расположены против часовой стрелки, а зуоья

26 храповика ведомого вала 2 — по часовой стрелке. Заклепки 31 и 32 и винты 33 и 34 с гайками 35 и 36 соединяют пластинчатые пружины 29 и 30 с собачками 23 и

24 и валами 7 и 2.

Исполнительный орган и жесткие упоры на чертеже не показаны.

Привод работает следующим образом.

Вращение от двигателя 13 передается через кулачковую муфту 12, ведущий вал 10, нажимной стакан 9, фрикционную муфту 8, промежуточный вал 7, фрикционную муфту б, ведомый вал 2, штифт 22, червяк 3 и червячное колесо 4 выходному валу 5, При наезде исполнительного органа на правый упор червячное колесо 4 остановится. Так как двигатель 13 продолжает вращаться, то червяк 3 начнет ввинчиваться в зубья червячного колеса 4, перемещаясь в осевом направлении вправо, передвигая за собой ведомый вал 2 и толкатель 21 через штифт

22, ползун 15 через шарикоподшипник 16 и сжимая пружину 14 до тех пор, пока не разойдутся диски фрикционной муфты 6.

При этом собачка 24 будет проскакивать вокруг зубьев 26 храповика ведомого вала

2, сжимая пластинчатую пружину 30, а ведомый вал 2 с червяком 3 остановится.

Двигатель будет вращаться вхолостую без нагрузки.

При реверсе двигателя 13 промежуточный вал 7 с собачкой 24 начнет вращаться в обратном направлении, собачка 24 захватит один из зубьев 26 храповика ведомого вала 2 и начнет вращать ведомый вал и червяк 3 в обратном направлении. При этом червяк 3 под действием пружины 14 будет вывинчиваться из зубьев червячного колеса 4, перемещаясь с ведомым валом 2 и толкателем 21 влево, диски фрикционной муфты б сомкнутся и будут передавать вращение на ведомый вал 2. Перемещение вала 2 влево прекратится.

Червяк 3 продолжит перемещение влево относительно ведомого вала 2 до упора левого торца толкателя 21 в нажимной стакан 9, подпружиненный пружиной 11. После этого червяк 3 начнет вращать червячное колесо 4 и выходной вал 5.

По достижении левого упора червячное колесо 4 остановится. Червяк 3 начнет вывинчиваться из зубьев червячного колеса 4, перемещаясь в осевом направлении влево, передвигая за собой толкатель 21 черсз штифт 22. При этом штифт 22 переместится по прорези ведомого вала 2, не воздействуя на ведомый вал 2 в осевом направ5

4 ленни. Левый торец толкателя 21, упираясь в нажимной стакан 9, сместит его влево, сжимая пружину 11, до тех пор, пока нс разойдутся диски фрикциоппой муфты 8.

При этом собачка 23 будет проскакивать вокруг зубьев 25 храповика па валу 7, сжимая пластинчатую пружину 29. Вращение промежуточного вала 7, ведомого вала 2 и червяка 3 прекратится. Двигатель будет работать вхолостую без нагрузки до следующего реверса.

При последующем реверсе двигателя 13 нажимной стакан 9 с собачкой 23 начнет вращаться по часовой стрелке, собачка 23 захватит один из зубьев 25 храповика промежуточного вала 7 и начнет вращать червяк 3 через промежуточный вал 7, фрикционную муфту 6, ведомый вал 2 и штифт

22. Червяк 3 под действием сжатой пружины 11 будет ввинчиваться в зубья червячного колеса 4, перемещаясь в осевом направлении вместе со штифтом 22 и толкателем

21 вправо. При этом нажимной стакан 9 под действием пружины 11 замкнет диски фрикционной муфты 8. Перемещение червяка 3 вправо по ведомому валу 2 будет до тех пор, пока штифт 22 не упрется в стенку прорези ведомого вала 2.

Такое исполнение привода позволяет повысить его производительность путем автоматизации возвратно-поступательного перемещения с остановами в конечных положениях, повысить точность останова исполнительных органов в обоих направлениях, исключить наличие дополнительного управляемого элемента (электромагнит и т. п.), Формула изобретения

Привод возвратно-поступательного перемещения исполнительного органа, содержащий двигатель, ведомый вал, червячную передачу. с червяком, установленным с возможностью осевого перемещения на ведомом валу, две сцепные муфты, кинематически связывающие ведомый вал с двигателем, и жесткие упоры, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения производительности привода путем автоматизации цикла его работы с остановами на жестких упорах в обоих направлениях, ведомый вал выполнен полым, привод снабжен полым промежуточным валом и толкателем, установленным в центральных отверстиях промежуточного и ведомого валов, жестко соединенным одним концом с червяком, а другим — взаимодействует с одной из сцепных муфт и встроенными в сцепные муфты встречно-направленными храповыми механизмами.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1, Матвеев В. Н. и др, Агрегатные станки.

М., «Машиностроение», 1965, с. 64 (прототип), 744175

3b 5

Фие 3

Редактор Т. Горячева

Корректор Л. Слепая

Заказ 1006/5 Изд, ¹ 355 Тираж 1095 Подписное

НПО «Поиск» Государственного омитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сап нова, 2 уу 35

Фиг. Г

Составитель А. Матвеев

Текред В. Серякова гв ф

Привод возвратно-поступательного перемещения Привод возвратно-поступательного перемещения Привод возвратно-поступательного перемещения 

 

Похожие патенты:

Ариатор // 551474

Изобретение относится к передачам для бесступенчатого регулирования скорости движения выходного звена

Изобретение относится к передачам для бесступенчатого регулирования скорости движения выходного звена

Изобретение относится к машиностроению, в частности к импульсным автоматическим бесступенчатым передачам, и может быть использовано в приводах промысловых машин, грузоподъемных машин, автомобилей и др

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к импульсным автоматическим бесступенчатым передачам

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к храповым передачам, предназначенным для понижения скорости вращения при постоянном передаточном отношении

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к импульсным приводам, и может быть использовано в технологических, транспортных и горных машинах

Привод // 787759
Наверх