Фрикционная центробежная муфта

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 01.03.78 (21) 2587109/25-27 с присоединением заявки N9 (23) Приоритет—

Опубликовано 050380. 8 оллетень (чо 9

Дата опубликования описания 080380 (51)М. Кл.2

F l6 D 13/42

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.825. .54 (088.8) (72) Авторы изобретения

B.A. Дубровин и A.Â. Хашковский (71) Заявитель

Челябинский политехнический институт им. Ленинскol" о к омс смола (54) Ф РИК ЦИОННА Я ЦЕНТРОВ ЕЖНА Я МУФТА

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения валов в приводах силовых установок.

Известна фрикционная центробежная муфта, содержащая ведущую и ведсмую полумуфты с фрикционными элементами и шарнирно соединенные с последними центробежные грузы (1) ., Недостатком известной конструкции центробежной фрикционной муфты является то, что в мсмент пуска между ведущей и ведомой полумуфтами отсутствует киноматическая связь и вращающий мсмент на ведомый вал не переда- 15 ется. Следовательно, контакт между поверхностями трения на ведущей и ведомой полумуфтах осуществляется при значительной разнице в угловых скоростях ведущей и ведомой полумуфт, 20 что приводит к значительньм динамическим нагрузкам в момент присоединения ведомых элементов.

Цель изобретения — снижение динамических нагрузок при пуске. 5

Поставленная цель достигается тем, что муфта снабжена пружиной, размещенной вдоль оси вращения между фрикционными элементами, выполненными в виде двух дисков, каждый иэ которых 30 неподвижно закреплен на соответствующей полумуфте, и втулки с фланцем, установленной на ведомой полумуфте, при этом центробежные грузы св язаны с диском ведущей полумуфты и втулкой.

На фиг. 1 изображена фрикционная центробежная муфта, продольное сечение (нерабочее положение); на фиг.2муфта в рабочем положении.

Муфта содержит центробежные грузы 1 с рычагами 2 и 3, ведущую и ведомую полумуфты 4 и 5 с фрикционными элементами в виде дисков, посаженные на соединяемые валы, пружину 6 и втулку. 7 с фланцем, установленную на ведомой полумуфте 5 °

Центробежные грузы 1 шарнирно (с помощью рычагов 2 и 3) соединены с ведущей 4 полумуфтой и втулкой 7, которая поворачивается относительно ведомой полумуфты 5, свободно перемещающейся вдаль оси вала. Втулка постоянно прижата к диску полумуфты 5 по поверхности трения A . Поджатие осуществляется за счет пружины 6, отжимающей ведущую и ведсмую полумуфты одну от другой, а также за счет ограничения осевого перемещения втулки 7 при полностью вытянутых рычагах 2 и 3 °

720230

Работа предлагаемой муфты происходит следующим образом.

В начальный момент, когда обороты на ведущем валу небольшие, передача момента на ведомые элементы осуществляется за счет момента трения, возникающего на поверхности A трения между диском полумуфты 5 и Фланцем втулки 7, поджатых пружиной б. По мере увеличения оборотов центробеж-. ные силы, действуя на грузы 1, вызывают их перемещение в радиальном направлении и поворот на шарнирах рычагов 2 и 3. Так как ведомая полумуфта имеет возможность свободно перемещаться вдоль оси вала, она начинает двигаться в направлении к ведущей полумуфте до соприкосновения с поверхностью Б трения. По мере перемещения полумуфты 5 возрастает усилие поджатия втулки 7 к фрикционной поверхности А, что сопровождается увеличением вращающего момента на ведомом валу и выравниванием скоростей вращения ведомой и ведущей полумуфт. После соединения полумуфт 4 и 5 передача. вращающего момента осуществляется уже за счет момента трения на контактирующих поверхностях дисков полумуфт, вследствие чего рычаги 2 и 3 ра.згруж- ю я 4

Таким образом, включение муфты в работу протекает в два этапа. На первом этапе величина вращающего момента, передаваемого на ведомые элементы, пропорциональна только величине смещения ведомой полумуфты в осевом направлении. На в тором этапе в еличина этого момента зависит от угловой скорости вращения муфты. Характер изменения передаваемого вращающего момента на первсм этапе включения приводит к выравниванию скоростей ведущей и ведомой полумуфт и, вследствие этого, снижению динамических нагрузок.

Б такой конструкции за счет предварительного отжатия ведущей и ведомой полумуфт пружиной б (Фиг. 1) рычаги 2 и 3 при отсутствии вращения вытянуты, а следовательно, исключаетсяя в озможность запада ния центроб ежных грузов при вращении. Эта конструктив на я особ еннос ть ув еличива ет надежность работы предлагаемой муфты.

Формула изобретения

Фрикционная центробежная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуф2О ты с фрикционньыи элементами и шарнирно соединенные с последними центробежные грузы, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью снижения динамических нагрузок при пуске, она

g$ снабжена пружиной, размещенной вдоль оси вращения между фрикционными элементами, выполненными в виде двух дисков, каждый из которых неподвижно закреплен на соответствующей полумуфте, и втулки с фланцем, установленной на ведомой полумуфте, при этом центробежные грузы связаны с диском ведущей полумуфты и втулк.ой.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Кожевников С.Н. и др. Механизмы. М., Машиностроение, 1976, с. 409, рис, 6.64.

720230

Фие. Я

Заказ 305/14

Тираж 1095 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж"35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, Г . Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель Г. Абрамова

Редактор С. Лыжова Техред 3.Чужик Корректор В . Бут яга

Фрикционная центробежная муфта Фрикционная центробежная муфта Фрикционная центробежная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для соединения валов, передающих вращение

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в различных механизмах для соединения валов с передачей вращения, в том числе реверсивной

Изобретение относится к тракторному машиностроению, в частности к гусеничным тракторам для лесной промышленности
Наверх