Электрическая машина

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

„,>817872 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 08.05.79 (21) 2?65125/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з

Н 02 К 5/18

Государственный комитет

Опубликовано 30.03.81. Бюллетень № 12

Дата опубликования описания 05.04.81 (53) УДК 621.313..713 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

А. И. Ищенко, М. П. Кухарский, E. П. Бойко, Ф. К. Макаров и В. М. Петров

/, . (4 ) (7l ) Заявитель

4.

:c °

4

"»» (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электрическим машинам малой мощности.

Известна электрическая машина, состоящая из ротора и сердечника статора с обмоткой, помещенная в корпус, состоящий из двух частей в виде развитых в осевом направлении щитов. Двухсторонняя вентиляция известной электрической машины осуществляется обдувом поверхностей ротора и лобовых частей обмоток статора воздухом с забором его через отверстия в торцовых частях щитов и радиальным выбросом через отверстия в зоне над лобовой частью обмотки статора (!).

Охлаждение известной электрической машины недостаточно эффективно, так как охлаждающий воздух не омывает цилиндрическую поверхность сердечника статора.

Наиболее близкой к предлагаемому изобретению является электрическая машина, содержащая сердечник статора, гофрирован ный корпус, сопряженный с сердечником с образованием внутренних и наружных продольных каналов, и ротор с вентилятором, 2 зона напора которого сообщена с внутренними продольными каналами (2).

Охлаждение такой машины по длине сердечника происходит неравномерно из-за подогрева воздуха при движении его по каналам корпуса.

Цель изобретения — улучшение охлаждения электрической машины.

Указанная цель достигается тем, что в известной электрической машине корпус выполнен из двух, с разъемом в поперечной плоскости электрической машины, частей, смещенных друг относительно друга в тангенциальном направлении с сообщением наружных каналов одной части с внутренними каналами другой, а ротор снабжен дополнительным вентилятором, установленным

15 на противоположном первому из упомянутых вентиляторов конце ротора, причем зона напора дополнительного вентилятора соединена с внутренними продольными каналами части корпуса, расположенной на одной стороне с упомянутым дополнительным вентилятором.

На фиг. 1 показана предлагаемая электрическая машина, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1.

817872

Формула изобретения

3

Электрическая машина состоит из сердечника статора. 1 с обмоткой, ротора 2, корпуса, состоящего из двух частей 3 и 4.

На роторе 2 имеются вентиляторы 5, В торцовых частях 3 и 4 корпуса выполнены отверстия 6 и 7 соответственно. На образующих поверхностях частей 3 и 4 корпуса выполнены продольные гофры соответственно8и9.

По внутренним поверхностям впадин гофр 8 и 9 осуществлена посадка частей 3 и 4 корпуса на цилиндрическую поверхность сердечника статора 1 и укрепление их при помощи сварки, приклеивания или другими способами.

Внутренние поверхности гофр 8 части 3 корпуса и гофр 9 части 4 корпуса совместно с цилиндрической поверхностью сердечника статора 1 образуют внутренние вентиляционные каналы 10 и 11 соответственно с торцовыми окнами 12 и 13, открытыми в сторону соседних частей корпуса.

Наружные поверхности продольных гофр

8 и 9 частей 3 и 4 корпуса образуют наружные вентиляционные каналы 14 и !5.

В собранной электрической машине внутренние вентиляционные каналы 12 части 3 корпуса в осевом направлении расположены напротив наружных вентиляционных каналов 15 части 4 корпуса, а внутренние вентиляционные каналы 13 части 4 корпуса напротив наружных вентиляционных каналов

14 части 3 корпуса.

При вращении электрической машины под действием вентиляторов 5 через отверстия 6 и 7 с торцовых частей внутрь машины забирается охлаждающий воздух. Он омывает поверхности ротора 2, лобовые части обмотки и торцовые поверхности сердечника статора 1 и направляется на периферию во внутренние вентиляционные каналы 12 и 13, омывая их поверхности, в том числе и непосредственно цилиндрическую поверхность сердечника статора I. После выброса из внутренних вентиляционных каналов воздух направляется в область наружных вентиляционных каналов 15 и 14 противоположных частей корпуса, омывая их наружную поверхность.

На фиг. 1 и 2 показано направление движения охлаждающего электрическую машину воздуха.

Наличие вентиляционных каналов над сердечником статора существенно увеличивает поверхность электрической машины, подвергаемую интенсивному охлаждению движущимся воздухом. Расположение внутренних вентиляционных каналов одной части корпуса напротив наружных вентиляцион 0 ных каналов другой части предотвращает встречу двух воздушных потоков в средней части машины, способствует снижению сопротивления движению воздуха и выравнивает температуру по длине сердечника статора, что способствует улучшению охлаждения электрической машины.

Электрическая машина, содержащая сердечник статора, гофрированный корпус, сопряженный с сердечником с образованием внутренних и наружных продольных каналов, ротор с вентилятором, зона напора которого сообщена с внутренними продольными каналами, отличающаяся тем, что, с целью улучшения охлаждения, корпус выполнен из двух, с разъемом в поперечной плоскости электрической машины, частей, смещенных друг относительно друга в тангенциальном направлении с сообщением наЗ0 ружных каналов одной части с внутренними каналами другой, а ротор снабжен дополнительным вентилятором, установленным на противоположном первому из упомянутых вентиляторов конце ротора, причем зона напора дополнительного вентилятора соеди35 иена с внутренними продольными каналами части корпуса, расположенной на одной стороне с упомянутым дополнительным вентилятором.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1, Патент Японии М 50 — 2522, кл. 55 А 051/Н 02 К 15il6, 1975.

2. Авторское свидетельство СССР

Х 634424, кл. Н 02 К 5/18, 1976.

8 l 7872

9147 1

A-A

Составитель А. Воинов

Редактор А. Власенко Техред А. Бойкас Корректор М. Вигула

Заказ 933/73 Тираж 730 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

I 13035, Москва, 7К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Электрическая машина Электрическая машина Электрическая машина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при проектировании корпусов мощных преобразователей напряжения, например, для питания железнодорожного транспорта

Изобретение относится к корпусу электрических машин, может использоваться для одно-, трех- и многофазных асинхронных, синхронных, специальных электрических машин нового поколения и их серий

Изобретение относится к электромашиностроению и позволяет улучшить тепловое состояние активных частей статора электрической машины
Наверх