Центробежная пусковая муфта

 

< >941

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 12.11.80 (21) 3004376/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з

F 16 D 43/18

Гееудлретееллмй кемитет

СССР (53) УДК 621.825..5 (088.8) Опубликовано 07.07.82. Бюллетень №25

Дата опубликования описания 17.07.82

IIo делам лзебеетений и атермтий (72) Автор изобретения

И. С. Зарх (71) Заявитель. (54) ЦЕНТРОБЕЖНАЯ ПУСКОВАЯ МУФТА

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в условиях плавного предварительного разгона.

Известна центробежная муфта, содержащая установленные на валах ведущую полумуфту, выполненную в виде диска с фрикционными колодками, ведомую полумуфту, выполненную в виде барабана с коническими секторами, связанными кольцевой пружиной, и конического диска, контактирующего с коническими секторами (1).

Однако эта муфта недостаточно надежна, не может автоматически разъединить ведущий и ведомый валъь

Цель изобретения — повышение надежности.

Цель дости га ется тем. что цен тробежн ая пувковая муфта, содержащая установленные на валах ведущую полумуфту, выполненную в виде диска с фрикционными колодками, ведомую полумуфту, выполненную в виде барабана с коническими секторами, связанными кольцевой пружиной и конического диска, контактирующего. с коническими секторами, снабжена дополнительными секторами с коническими рабочими поверхно2 стями, связанными кольцевой пружиной, установленными на ведущем валу прижимным диском с коническими поверхностями, контактирующими с рабочими поверхностями дополнительных секторов, и установленным на ведомом валу между прижимным диском и коническим диском промежуточным коническим диском, при этом фрикционные колодки выполнены с коническими ребрами, поверхность прижимного диска, ребер

10 и промежуточного конического .диска выполнены сопрягающимися, а секторы выполнены с различной массой, причем масса дополнительных секторов меньше массы основных.

На фиг. 1 -изображена муфта, продольIs ный разрез; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1.

Муфта содержит установленную на ведущем пусковом валу 1 ведущую полумуфту, выполненную в виде диска 2, фрикционных

2п колодок 3 с коническими ребрами 4, ведомую полумуфту, выполненную в виде барабана 5, с которым штифтами 6 связаны конические сектора 7, связанные пружинами 8.

На ведомом валу 9 установлены конический диск 10 и промежуточный диск 11. На ве94!743 дущем валу 1 установлен дополнительные сектора 12, связанные пружиной 13 и прижимной диск 14 с коническими поверхностями.

Фрикционные колодки 3 выполнены с коническими ребрами 4.

На диске 2 с помощью оси 15 и пружин растяжки 16 крепятся фрикционные колодки 3-.

Муфта работает следующим образом.

В начале пуска ведомый вал 9 и барабан

5 неподвижны.

Телами, развивающими центробежную силу, являются фрикционные колодки 3 и конические сектора 12 и 7, стягиваемые кольцевыми пружинами 8 и 13.

Вал 1 пускового двигателя, вращаясь, ув- 5 лекает за собой фрикционные колодки 3, которые в процессе разгона воздействуют на барабан 5 посредством момента трения приводят во вращение ведомый вал 9.

Поскольку масса конических секторов

12 и 7 разная — у конических секторов 12 она меньше, чем у конических секторов 7, и кольцевая пружина 13 конических секторов

12 более слабая, чем кольцевая пружина 8 конических секторов 7, кольцевая пружина подвергается растяжению при меньших оборотах муфты и соответственно при меньших центробежных нагрузках. Поэтому по мере раскручивания центробежные силы увеличиваются, сообщая дополнительное давление на фрикционные колодки 3 от конических секторов 12.

С нарастанием разгона и после запуска основного двигателя (турбины), при котором число оборотов ведомого вала 9 резко увеличивается и будет больше числа оборотов пудкового двигателя, срабатывает коль- з5 цевая пружина 8. Давление от конических секторов 7 через промежуточный диск 11, двигающегося влево прижимного диска 10, передается на коническое ребро 4 фрикционной колодки 3, отрывая ее от барабана 5.

При этом суммарная нагрузка колодок 3 и конических секторов 12 меньше нагрузки, вызванной действием центробежных сил конических секторов 7.

При остановке пускового двигателя и вала 1 фрикционные колодки 3 под действием пружин 16, переместив прижимной диск влево, выходят из соприкосновения с промежуточным диском, муфта автоматически разъединяется.

Формула изобретения

Центробежная пусковая муфта, содержащая установленные на валах ведущую полумуфту, выполненную в виде диска с фрикционными колодками, ведомую полумуфту, выполненную в виде барабана с коническими секторами, связанными кольцевой пружиной, и конического диска, контактирующего с коническими секторами, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, она снабжена дополнительными секторами с коническими рабочими поверхностями, связанными кольцевой пружиной, установленными на ведущем валу, прижимным диском с коническими поверхностями, контактирующими с рабочими поверхностями дополнительных секторов, и установленным на ведомом валу между прижимным диском и коническим диском, промежуточным коническим диском, при этом фрикционные колодки выполнены с коническими ребрами, поверхности прижимного диска, ребер и промежуточного конического диска выполнены сопрягающимися, а секторы выполнены с различной массой, причем масса дополнительных секторов меньше массы основных.

Источники .информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Кожевников С. Н., Есипенко Я. И., Раскин Я. М. Механизмы. М, «Машиностроение», 1976, с. 400 †4, рис. 665 (прототип).

941743

Фиг.2

Составитель Н. Асеева

Редактор С. Патрушева Техред А. Бойкас Корректор М. Шароши

Заказ 4802/25 Тираж 990 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий

113035, Москва, ж — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП сПатент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Центробежная пусковая муфта Центробежная пусковая муфта Центробежная пусковая муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на различных видах транспортных средств для плавного их разгона, а также в механизмах, где необходимо безударное включение ведомых валов

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено предпочтительно для передачи крутящего момента между соосными валами

Изобретение относится к машиностроению, более конкретно - к узлам соединения валов авиационных и наземных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к машиностроению, более конкретно к фрикционным центробежным муфтам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на различных видах транспорта, а также в устройствах и механизмах для безударного включения ведомых валов

Изобретение относится к области машиностроения, более конкретно - к малогабаритной сельхозтехнике, но может быть использовано и в других областях техники, где требуется соединение вращающихся валов

Изобретение относится к машиностроению и позволяет повысить плавность включения центробежной муфты
Наверх