Клиновой механизм свободного хода

 

Союз Советских

Соцналистичесних

Республик

Qfl HCAHNK „„ggggg()

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТ8У (61) Дополнительное к авт. саид-sy (22)Заявлено 05.02.80 (21) 28786у /г -27 .с присоединением заявки М (23) П риоритет

Опубликовано.30.09.82. Бюллетень М 36

Дата опубликования описания 02.10,82 (51)М. Кл.

F 16 О <1/00

3Ьеуаеретееииый комитет по делен иза4ретеиий и аткрытий (53) УЛК621,825. .5(088.8) - сонщр д ,— q !м;: т, ;тх.„,,„.„13

Ь" Б" :0 (Е(тя (72) Автор изобретения

А. Т. Малородов (71) Заявитель (51т) КЛИНОВОЙ НЕХАНИЗИ СВОБОДНОГО ХОДА

Изобретение относится к машиностроению.

Известен клиновой механизм свободного хода, содержащий обойму, охватывающую вал с эксцентриком, промежуточное кольцо и подпружиненный клин, расположенные между эксцентиром и обойной связанной с промежуточным кольцом $1 ).

Известен клиновой механизм свободного хода, содер>хащий обойму, охватывающую вал, на поверхности которого выполнены эксцентриковые участки и углубления между ними, расположенные в плоскости, перпендикулярной оси вала, клинья контактирующие с обоймой и механизм управления, связанный с клиньями и расположенный соосно валу 1 2).

Однако известный механизм имеет <> недостаточную нагрузочную способность.

Цель изобретения - повышение нагрузочной способности.

Поставленная цель достигается э счет того, что клиновой механизм свободного хода, содержащий обойму, охва" тываащую вал, на поверхности которого выполнены эксцентриковые участки и углубления, между ними расположены в плоскости, перпендикулярной оси saла, клинья, контактирующие с обоймой, и механизм управления, связанный с клиньями и расположенный соосно с валом, снабжен секторными вкладышами с осями, расположенными между клиньями и эксцентриковыми участками вала, механизм управления выполнен,в виде втулки с радиальными пазами и с торцовыми выступами, а также заклини" вающих элементов, расположенных между втулкой и обоймой, при этом оси вкладышей установлены в радиальных пазах втулки, а ее торцовые выступы расположены между вкладышами в углублениях между эксцентриковыми участками вала, Формула изобретения

3 96269

На фиг. 1 показан осевой разрез механизма с местными вырывами; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1.

Механизм имеет клиновой механизм свободного хода и механизм управления в виде обгонной муфты.

Клиновой механизм свободного хода имеет обойму 1, выполненную заодно со, ступицей 2 на внутреннем торце 3 и имеющую на этом же торце радиальный паз 4. В обойме 1 расположен также эксцентриковый вал 5, выполненный с несколькими, например четырьмя эксцентриковыми участками 6, равномерно 1 расположенными в одной плоскости попЬ" речного сечения вала 5. Эксцентриковые участки 6 отделены друг от друга углублениями 7. На эксцентриковых участках 6 свободно размещены сектор- 2О ные вкладыши 8, каждый из них имеет отверстие, в которое свободно вставлены оси 9. Между обоймой 1 и вкладышами 8 установлены клинья !О, которые прижимаются к поверхности обоймы 1 и вкладышей 8 пружинами 11.

Механизм управления расположен соосно валу 5 на ступице 2 на роликах 12. Ведущий элемент механизма управления выполнен в виде эксцентрика 13 с фланцем 14, на торце которого имеются выступы 15 и радиальные пазы 1б. Выступы 15 расположены в углублениях 7 между соседними эксцентриковыми участками 6, а в радиальных па- 35 зах 16 размещены оси 9 вкладышей 8.

На эксцентрик 13 свободно насажено кольцо 17, имеющее отверстие, в которое свободно вставлена ось 18, выступающая часть которой входит в радиаль в ный паз 4 обоймы 1. В пространстве, образованном цилиндрическими поверхностлми обоймы 1 и кольца 17, расположен заклинивающий элемент в виде клина 19, который прижимается к обой- 45 ме 1 и кольцу 17 пружиной 20, опирающейсл, в свою очередь, на упор 21, закрепленный на фланце 14 эксцентрика 13. Названные детали образуют клиновой механизм свободного хода, слу- so жащий в качестве односторонней кинематической связи. Такой кинематической связью может быть и другой тип обгонного механизма, например, роликовый механизм свободного хода.

Клинья 10 и 19 своими острыми частями обращены в одну сторону (по часовой стрелке) по ходу вращения.

0 ф

Угол клиньев 10 и 19 меньше удвоенного угла трения.

Механизм работает следующим образом.

При повороте вала 5 против часовой стрелки его эксцентриковые участки 6 давят на вкладыши 8. Радиально" му перемещению вкладышей 8 вместе с осями 9 препятствуют клинья 10. При угловом перемещении секторов 8 оси 9 через пазы 16 на фланце 14 эксцентрика 13 поворачивают последний в сторону поворота эксцентрикового вала 5.

Эксцентрик 13 нажимает на кольцо 17 его радиальному перемещению препятствует клин 19 °

Повороту кольца относительно обоймы препятствует ось 18. Таким обра" зом эксцентрик 13 не может провернуться относительно обоймы 1. Значит не могут провернуться относительно обой," мы и вкладыши 8, соединенные с эксцентриком 13 осями 9. При повороте вала 5 против часовой стрелки весь механизм вращается валом как одно целое.

При .повороте вала 5,по часовой стрелке торцы эксцентриковых участков 6 давят на выступ 15 эксцентрика 13 и поворачивают его. Кольцо 17 ,при этом отходит от клина 10, обеспе чивая мгновенное расклинивание эксцентрика 13 относительно обоймы 1 °

В то же время вкладыши 8 отходят от .клиньев 10, обеспечивая мгновенное расклинивание вала 5 относительно обоймы 1. Расклинивающийся эксцентрик 13 вместе с осями 9, секторными вкладышами 8, клиньями 1О и пружинами 11 поворачивается вслед за валом 5. Таким образом, при колебаниях вала 5 на обойму 1 передается момент только одного направления.

Так как на механизм управления, а значит и на его клин, приходится примерно одна треть всего момента, передаваемого всем механизмом, то общая нагрузочная способность предлагаемого механизма при одинаковых габаритах с известным механизмом увеличивается.

Клиновой механизм свободного хода, cîäåðæàùèé обойму, охватывающую вал, на поверхности которого выполне5 962690 6 ны эксцентриковые участки и углубла а также заклинивающих элементов, ðàñния между ними, расположенные в плос- положенных между втулкой и обоймой, кости, перпендикулярной к оси вала, при этом оси вкладышей установлены клинья, контактирующие с обоймой, в радиальных пазах втулки, а ее тори механизм управления,,связанный с цовые выступы расположены между вклаклиньями и расположенный соосно с ва- дышами в углублениях между эксцентлом, отличающийся тем, риковыми участками вала. что, с целью увеличения нагрузочной ,способности,„он снабжен секторными Источники информации, вкладышами с осями, расположенными в принятые во внимание при экспертизе между клиньями и эксцентриковыми 1. Авторское свидетельство СССР участками вала, механизм управления H 497431, кл. F 16 0 41/06, 1975, выполнен в виде втулки с радиальны- 2. Патент ФРГ N 915402, ми пазами и с торцовыми выступами, кл. 47 с 6, 1954 (прототип).

17 е

Клиновой механизм свободного хода Клиновой механизм свободного хода Клиновой механизм свободного хода Клиновой механизм свободного хода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения

Муфта // 929908

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в приводах пуска двигателя автомобиля, в импульсных вариаторах и других высокоскоростных приводах машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных областях техники, где требуется осуществлять реверсирование ведомого вала при нереверсивных природных двигателях

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных бесступенчатых передачах, трансмиссиях и мотор-вариаторах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двухдвигательном приводе

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам свободного хода, и может найти применение, в частности, в импульсных приводах и устройствах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных приводах, стартерных устройствах, в стендовом оборудовании и т.д

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в механизмах свободного хода (МСХ), зажимных механизмах и крепежных деталей

Изобретение относится к информационно-измерительной технике и может быть использовано для одновременного контроля частоты вращения четырех объектов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в инерционно-импульсных передачах, вариаторах и других устройствах, где необходимо передавать крутящий момент только в одном направлении
Наверх