Рулевой механизм транспортного средства

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

iii i975483 (61) Дополнительное к авт. свид-ву № 931560 (22) Заявлено 02.01.80 (21) 2861755/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

Опубликовано 23.11.82. Бюллетень № 43

Дата опубликования описания 28.11.82 (51) М, Кл. э

В 62 D 3/02

Государственный комитет (53) УДК 629.113 (088.8) по делам нэобретеннй и открытий (72) Автор изобретения

В. К. Барай (7!) Заявитель (54) РУЛЕВОИ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности, к рулевым механизмам транспортных средств.

По основному авт. св. № 931560 известен рулевой механизм, содержащий корпус с крышками, гайку-рейку, связанную винтовыми шариковыми соединениями с рулевым валом, установленным в подшипниках корпуса, и зубчатый сектор, расположенный в установленных в корпусе с возможностью вращения эксцентричных втулках, на торцах которых выполнен ряд отверстий, расположенных концентрично внутренней поверхности подшипника, а в неподвижно закрепленных на корпусе крышках установлены штифты для взаимодействия с отверстиями, и между торцовыми поверхностями сектора и втулок установлены упорные шайбы 11).

К недостаткам извесного рулевого механизма относится появление люфта рулевого вала при осевом перемещении сектора из-за износов упорных колец, торцев сектора.

Цель изобретения — повышение надежности, путем устранения люфта рулевого

2 вала в процессе эксплуатации ограничением осевого перемещения сектора.

Указанная цель достигается тем, что рулевой механизм снабжен компенсатором зазора, установленным в корпусе рулевого механизма между крышкой и эксцентричной втулкой с возможностью взаимодействия в осевом направлении с торцовой поверхностью последней тем.

Кроме того, компенсатор выполнен в виде набора упругих шайб.

При этом компенсатор выполнен в виде гайки с наружной резьбой, установленной с возможностью взаимодействия с внутренней резьбой, выполненной на корпусе.

На фиг. 1 приведена конструктивная cxei5 ма рулевого механизма с компенсатором в виде гайки; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — узел 1 на фиг. 1; на фиг. 4 — рулевой механизм с компенсатором в виде набора шайб.

Рулевой механизм содержит гайку-рейку 1, связанную винтовым соединением, включающим циркулирующие шарики 2, с рулевым валом 3, установленным в подшипниках корпуса 4, цилиндрический сектор 5, 975483 соединенный регулировочным устройством, включающий подшипники 6 скольжения, у которых внутренняя поверхность эксцентрично смещена относительно наружной втул ки 7 с рядом отверстий 8 на торцах, штифты 9, установленные в крышках 10 и 11, и входящие в отверстия втулок 7. От осевого смещения сектор 5 удерживается упорными кольцами 12.

Между крышкой 11 и эксцентричной втулкой 7 в корпусе 4 установлен компенсатор в виде гайки 13, взаимодействующий с торцом этой втулки в осевом направлении. Гайка 13 стопорится штифтом 14, входящим в отверстие крышки 11 и одно из отверстий в торце гайки 13.

Гайка 13 (фиг. 3) может стопорится винтом 15, ввернутым в корпус 4 до упора,со стопорением, например, в виде кернения.

Компенсатор может быть также выполнен и в виде набора шайб 16 (фиг. 4) .

При повороте рулевого вала 3, благодаря винтовому соединению, включающему циркулирующие шарики 2, гайка-рейка I, перемещаясь в осевом направлении, поворачивает зубчатый сектор 5 в подшипниках

6 скольжения. Момент, прилагаемый к рулевому валу, передается на вал сектора.

Увеличение момента на валу сектора происходит за счет передаточного отношения винтового соединения.

Зазор в зубчатом зацеплении регулируется поворотом втулок 7 в корпусе 4 до совпадения одноименных отверстий 8 со штифтом на крышках. Вместе с втулками 7 поворачиваются и подшипники 6 скольжения.

Так как внутренние поверхности подшипников эксцентрично смещены относительно наружной, при повороте втулок 7 межцентровое расстояние между сектором 5 и гайкойрейкой 1 увеличивается или уменьшается в зависимости от направления поворота.

Кроме того, одновременно за счет сил трения в винтовом соединении гайка-рейка

1 стремится повернуться вокруг оси рулевого вала 3, прижимая через зубчатое зацепление сектор 5 к одному из упорных колец

12 в зависимости от направления поворота.

Зубчатый сектор 5 прижимается к упорным кольцам 5 также и при воздействии на него усилий со стороны сошки рулевого механизма. Зазор между упорными кольцами 12, втулками 7 и сектором 5 устраняется путем вворачивания гайки 13 в корпусе 4 до упора при закрепленной крышке 10.Затем следует отвернуть гайку 13 до совпадения штифта 14 на крышке 11 с ближайшим отверстием на торце этой гайки (фиг. 1, 2 о и 4) или путем установки или добавления шайб 16. После регулировки зазоров крышка 11 закрепляется на корпусе 4.

Изобретение обеспечит повышения безопасности движения, а также позволит выполнить международные требования в части обеспечения ограничения наибольшего люфта рулевого колеса в рулевом управлении транспортных средств на протяжении всего срока службы рулевого механизма.

Формула изобретения

1. Рулевой механизм транспортного средства по авт. св. № 931560, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем устранения люфта рулевого вала в процессе эксплуатации ограничением осевого перемещения сектора, он снабжен компенсатором зазора, установленным в корпусе рулевого механизма между крышкой и эксцентричной втулкой с возможностью взаимодействия в осевом направлении с торцовой поверхностью последней.

2. Механизм по п. 1, отличающийся тем, что компенсатор выполнен в виде набора упругих шайб.

3. Механизм по п. 1, отличающийся тем, 35 что компенсатор выполнен в виде гайки с наружной резьбой, установленной с возможностью взаимодействия с внутренней резьбой, выполненной на корпусе.

Источники информации, 40 принятые во внимание при экспертизе

l. Авторское свидетельство СССР № 931560, кл. В 62 D 3/02, 1976 (прототип) .

975483

Редактор О. Юрковецкая

Заказ 8264/28

Составитель В. Калмыков

Техред И. Верес Корректор У. Пономаренко

Тираж 682 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Рулевой механизм транспортного средства Рулевой механизм транспортного средства Рулевой механизм транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается создания рулевого управления автомобиля, перемещающегося по суше и воде

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к рулевым механизмам транспортных средств как наземных, так и воздушных

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к рулевым управлениям транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к рулевым механизмам транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к рулевым механизмам транспортных средств

Изобретение относится к колёсным транспортным средствам, в частности к механическим передаточным механизмам рулевого управления, и может быть использовано в качестве рулевого механизма в технологическом внутрицеховом транспорте, в веломобилях, в электромобилях и в др., преимущественно переднеприводных, транспортных средствах

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к механизмам одновременного поворота передних и задних колес

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к рулевым механизмам транспортных средств с гидроусилителем

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к рулевым механизмам транспортных средств с гидроусилителем

Изобретение относится к передаточным механизмам рулевого управления переднего колеса транспортных средств
Наверх