Фрикционный вариатор
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Сетез Севвтсинк
Сецналистнчвсинк
Республик
feeyaayaweii кешятет ССФР в» делам кзееретеккй к етерытия (23) Приоритет— (то) УДК621.833 (088.8) Опубликовано 15. 01 . 83. Бюллетень яв 2 Дата опубликования описания 1> 01 83 1 l с ! 1 (72) Автор изобретения Е.А.федоров (7! ) Заявитель (4) фрИ ЦИ0НН 1й BAPNATOP Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в автоматических бесступенчатых передачах. Известен фрикционный вариатор, содержащий корпус, размещенные в нем ведущий, ведомый и промежуточный валы, по крайней мере два взаимодействующих между собой фрикционных диска, .один из которых установлен на промежуточном валу, два зацепляющихся одно 1о с другим зубчатых колеса, одно из которых установлено на промежуточном валу, и водило, несущее промежуточный вал, установленное с возможностью поворота вокруг оси другого зубчатого колеса и подпружиненное в плоскости вращения водила 1 Известный фрикционный вариатор характеризуется недостаточно большим диапазоном регулирования скорости го вращения ведомого вала. Целью изобретения является расширение диапазона регулирования скорости в зависимости OT момента на ведомом валу. Для достижения указанной цели фрикционный вариатор снабжен имеющим ось соосную с ведущим валом, дополнительным водилом. размещенным на нем с возможностью осевого перемещения и взаимодействующии с дисками роликом, ось которого перпендикулярна оси ведущего вала, и шарнирно-рычажным механизмом, состоящим из установленного на корпусе коромысла и двух тяг, связывающих его плечи: одно - с роликом, а другое - с промежуточным валом, другой диск установлен на ведущем валу, а другое зубчатое колесо - на ведомом валу. На фиг.1 изображен вариатор, вид сбоку; на фиг.2 - то же, вид в плане; на фиг.3 - вариант выполнения вариатора. На ведущем валу 1 закреплен фрикционный диск 2, контактирующий с диском 3 через ролик 4. На проиежуточнои Формула изобретения 3 9892 валу 5 соосно с диском 3 укреплено зубчатое колесо 6, находящееся в зацеплении с колесом 7, установленным на ведомом валу 8. Промежуточный вал 5 связан с ведомым валом 8 при помощи водила 9, поворот которого вокруг ведомого вала ограничен двумя упругими упорами 10 и 11. Ролик 4 установлен на дополнительном водиле 12, установленным с возможностью поворота вокруг оси 10 ведущего вала 1. Ролик 4 имеет воэможность перемещения вдоль дополнительного водила 12 за счет шарнирно-рычажного механизма, состоящего из тяги 13, соединенной одним концом с роликом, а 15 другим - с коромыслом 14, шарнирно закрепленным на корпусе. Тяга 15 соединена шарнирно одним концом с коромыслом 14, а другим - с промежуточным валом 5. 20 Вариатор работает следующим образом. При вращении вала 1 с диском 2 вращение через ролик 4 передается диску 3, паре зубчатых колес 6 и .7 и и ведомому валу 8. При изменении мо-. мента сопротивления на ведомом sally 8 изменяется окружное усилие в зубчатом зацеплении колес 6 и 7. При этом колесо 6 и водило 9 поворачи- щ ваются на определенный угол, ограниченный у упорами 10 или 11, вокруг оси ведомого вала 8, а вал 5 посредством тяги 15, коромысла 14 и тяги 13 смещает ролик 4, изменяя передаточное отношение фрикционного вариатора, т.е. регулировка диапазона изменения передаточного отношения производится при помощи упругих упоров 10 и 11. Предложенный фрикционный вариатор позволяет получить оптимальный режим 05 4 работы механизма и его двигателя, снижает расход энергии. фрикционный вариатор, содержащий корпус, размещенные в нем ведущий, ведомый и промежуточный валы, по крайней мере два взаимодействующих между собой фрикционных диска, один из которых установлен на промежуточном валу, два сцепляющихся одно с другим зубчатых колеса, одно из которых установлено на промежуточном валу, и водило, несущее промежуточный вал, установленное с возможностью поворота вокруг оси другого зубчатого колеса, и подпружиненное в плоскости вращения, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона регулировки скорости в зависимости от момента на ведомом валу, он снабжен имеющим ось, соосную с ведущим валом, дополнительным водилом, размещенным на нем с воэможностью осевого перемещения и взаимодействующим с дисками роликом, ось которого перпендикулярйа оси ведущего вала, и шарнирно-рычажным механизмом, состоящим иэ установленного на корпусе коромысла и двух тяг, связывающих его плечи: одно - с роликом, а другое - с промежуточным валом, другой диск установлен на ведущем валу, а другое зубчатое колесона ведомом валу. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе l. Авторское свидетельство СССР 337592, кл. F 16 н 17/06, 1970 (прототип).