Деталь с чередующимися впадинами и выступами

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советскня

Сецналнстнческнк

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное н аат. свид-ву" (22) Заявлено 261280 (21) 3223868/25-28 f$$) М. Кл.з с присоединением заявки Ио

F. 16 Н 1/02

Государственный комитет

СССР ао делам азобретеаяй и открытяй (23) приоритет

Опубликовано 230183. Ьоллетеиь Hо 3 (331 УДЫ 621. 831 (088. 8) Дата опубликования описания 23. o1 ° 83. -..

Р. В. Иофис, A. Я. Кацевич и В. Э. ЕлююОв

k к

Г (. " /

-:.),:..;;, ",-" /

Ростовский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ДЕТАЛ С ЧЕРВДУ @ИИИСЯ ВПАдИНйМИ

И ВЫСТУПАМИ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании деталей с чередующимися впадинами и нагруженными выступами.

Известны детали с чередующимися впадинами и выступами типа косоэубого колеса, выполненные с дополнительными дуговыми канавками на торцах, расположенными на диаметре, меньшем диаметра впадин.

Известная конструкция позволяет снизить краевой эффект в зацеплении, приближая условия зацепления на торцах к условиям зацепления на всем ободе, повысить податливость и снизить. вибрации g 1).

Недостатком известных деталей является наличие значительных изгибных напряжений.

Наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является деталь с чередующимися впадинами и выступами, соединенными галтелями, и с цилиндрической полостью, точки максимальной кривизны которой смещены к линии опасных точек поверхности галтели.

Эта конструкция позволяет, благодаря эффекту разгрузки, снизить опасные напряжения, что увеличивает нагруэочную способность детали f 2).

Недостатком известной детали является наличие значительных опасных поверхностных напряжений вблизи торца детали с продольно криволинейными выступами, которые выполнены по кривой или имеют значительную протя женность. Поэтому иногда в таких случаях приходится отказываться от этого эффективного способа разгрузки или выполнять ее недостаточно качественно, что не позволяет повышать нагрузочную способность детали.

Цель изобретения — повышение эффективности снижения опасных поверхностных напряжений вблизи торца детали с продольно криволинейными высту20 пами °

Укаэанная цель обеспечивается теМ, что в детали с чередующимися впадинами и выступами, соединенными галтелями, и с цилиндрической полостью, точки максимальной кривизны которой

=мещены к линии опасных точек поверхности галтели, выполнена по крайней мере одна непересекающаяся с основной дополнительная глухая цилиндрическая полость длиной 0,2-5 ширины опасного сечения выступа, обраэующая

991086 этой полости, включающая точки ее максимальной кривизны, эквидистантна линии опасных точек поверхности галтели вблизи половины длины этой полости, а остальные участки образующей цилиндрической полости отклонены от этой линии на 0,01-0,4 ширины опасного сечения выступа.

На фиг. 1 показано;нормальное се чение выступа детали, в качестве ко- о торой приведен эуб колеса гипоидной передачи с равновысокими и равноширокими зубьями; на фиг. 2 — сечение зуба колеса плоскостью, параллельной делительной плоскости и проходящей через точки максимальной концент- рации напряжений.

Чередующиеся впадины 1 и выступы

2 детали сопряжены между собой галтелями 3. Вблизи впадины 1 выполнена цилиндрическая полость 4, точки 5 20 максимальной кривизны которой смещены к линии опасных точек б и 7 поверхности галтели 3. В детали выполнена, по крайней мере, одн; непересекающася. с основной 4 дополнитель- 25 ная глухая цилиндрическая полость 8 длиной 0,2-5 ширины опасного сечения выступа 2, Образующая цилиндрической полости 8, включающая точки

9 ее максимальной кривизны, эквидис- ЗО тантна линии опасных точек 10 и 11 поверхности галтели 3 вблизи половины длины этой полости, а остальные участки образующей цилиндрической полости 8 отклонены от этой линии на 0,01-0,4 ширины опасного сечения выступа 2.

При работе передачи нагрузка прилагается к одной из сторон выступа

2 детали и эту сторону разгружают от опасных напряжений выполнением полости 4 или 8 ° Точки 5 или 9 максимальной кривизны полостей 4 и 8 расположены по нормали к точкам б и 10 и разгружают соответствующую сторону галтели.

Снижение максимальных значений растягивающих напряжений при использовании цилиндрических полостей происходит до 20В.

l Формула изобретения

Деталь с чередующимися впадинами и выступами, соединенными галтелями, и с цилиндрической полостью, точки максимальной кривизны которой смещены к линии опасных точек поверхности галтели, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности снижения опасных поверхностных напряжений вблизи торца детали с продольно криволинейными выступами, в детали выполнена по крайней мере одна непересекающаяся с основной дополнительная глухая цилиндричес" кая полость длиной 0,2-5 ширины опас ного сечения выступа, образующая этой полости, включающая точки ее максимальной кривизны, эквидистантна линии опасных точек поверхности галтели вблизи половины длины этой по-. лости, а остальные участки образующей цилиндрической полости отклонены от этой линии на 0,01-0,4 ширины опасного сечения выступа.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Арефьев B. А. Снижение вибраций быстроходных зубчатых колес.

"Вестник машиностроения", 1975, У 4, с. 38-39.

2. Авторское свидетельство СССР по. заявке Р 2943838/25-28, кл. F 16 Н 1/02, 1980 (прототип).

Деталь с чередующимися впадинами и выступами Деталь с чередующимися впадинами и выступами Деталь с чередующимися впадинами и выступами 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх