Осветительное устройство транспортного средства

 

ОП И САН И Е („,998169

И ЗЬБPЕТЕ Н ИЯ

Союз Советских

Социалистииеск их

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 26.03.81 (21) 3265792/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) / Кл з

В 60 S 1/60

Гасударственный кемитет

СССР (53) УДК 629.113. .066.621.32 (088.8) Опубликовано 23.02.83. Бюллетень № 7

Дата опубликования описания 28.02.83 пв делам иаееретеиий и открытий (72) Автор изобретения

H. Л. Егин (71) заявитель (54) ОСВЕТИТЕЛЬНОЕ УСТРОИСТВО ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Изобретение относится. к оборудованию транспортных средств, в частности к устройствам очистки стекол фар транспортных средств для улучшения видимости во время туманов, дождей; снегопадов и при сильном забрызгивании стекол фар грязью.

Известны осветительные устройства .со стеклоочистителем фар транспортных средств содержащее фару с рассеивателем света, подвижную щетку, закрепленную на держателе, который посредством шарнирно-рычажного механизма соединен с электродвигателем через понижающий редуктор (1).

Однако это устройство не позволяет полностью очистить рассеиватель света фары при сильном его загрязнении, так как щетка имеет малую площадь контакта. с рассеи-. вателем, замедленное действие и недостаточное усилие прижима. Поскольку рассеиватель имеет выпуклую форму и неподвижен, то трудно добиться точного сопряжения профиля плоской резиновой щетки с всей поверхностью рассеивателя фары, что приводит к образованию неочищенных зон на поверхности рассеивателя. Кроме того, срок. службы щеток незначителен из-за их абразивного износа. Качество очистки ухудшают вибрации щеток при движении автомобиля по неровностям.

Шарнирно-рычажные механизмы привода щеток имеют небольшой ресурс, в них быстро появляются люфты, уменьшающие - площадь очистки рассеивателя фар. При наличии на автомобиле дополнительных фар невозможно использование известных устройств для одновременной очистки основных и дополнительных фар из-за отсутствия места для их установки, а использование только основных фар с фиксированными рассеивателями не обеспечивает изменения степени освещения при различных погодных условиях и режимах движения.

Наиболее близким к изобретению по тех - нической сущности является осветительное устройство транспортного средства, содержащее фару с рассеивателем света, омыватель рассеивателя, связанный с источником жидкости, при этом рассеиватель связан с очистителем, выполненным в виде взаимодействующей с поверхностью рассеивателя щетки, установленной на основной оси, связанной с электродвигателем (21.

Однако указанное устройство обеспечивает неполную очистку поверхности рассеи998169

55 вателя фары из-за малой площади контакта щетки с рассеивателем, недостаточной скорости перемещений и слабого прижима щетки.

Низкие технико-эксплуатационные качества указанного устройства вызываются вибрациями, возникающими при движении транспортного средства и при перемещении щеток по рассеивателю; незащищенностью щеток и их привода от внешних механических воздействий; возникновением перед водителем мельканий и теней при работе, а также невозможностью одновременной очистки основных и дополнительных фар из-за отсутствия места для установки. В результате этого не обеспечивается изменение степени освещения профиля дороги при различных погодных условиях и режимах движения.

Существенным недостатком известного устройства является также нарушение работы устройства вследствие обледенения рассеивателей и щеток.

Целью изобретения является расширение функциональных возможностей путем обеспечения регулировки степени освещения для различных погодных условий эксплуатации, и повышения эффективности очистки рассеивател я.

Поставленная цель достигается тем, что в осветительном устройстве транспортного средства, содержащем фару с рассеивателем света, омыватель рассеивателя, связанный с источником жидкости, при этом рассеиватель связан с очистителем, выполненным в виде взаимодействующей с поверхностью рассеивателя щетки, установленной на основной оси, связанной с электродвигателем, рассеиватель выполнен из нескольких оптических элементов, связанных между собой, образуя замкнутый цилиндрический контур, и снабжен вертикальной дополнительной осью, связанной с электродвигателем, а основная ось установлена вертикаль но, при этом устройство снабжено датчиком скорости транспортного средства, датчиком положения оптических элементов и блоком управления, связанным с датчиками и омывателем.

Рассеиватель с несколькими кинематически связанными с электродвигателем оптическими элементами, обеспечивает регулировку степени освещения при различных погодных условиях, например, во время тумана или дождя, за счет автоматической установки нужного рассеивателя в фаре. Кроме того, он расширяет функциональные возможности устройства за счет изменения диаграммы и расстояния освещенности в зависимости от скорости движения автомобиля путем использования датчиков скорости транспортного средства и датчиков положения оптических элементов, связанных с блоком управления. Использование подвижного рассеивателя повышает эффективность его очистки щеткой.

На чертеже приведена функциональная схема устройства.

25 зо

Осветительное устройство состоит из цилиндрического рассеивателя 1, выполненного из прозрачного материала и содержащего несколько оптических элементов, например, типа прожекторного, полупрожекторного, универсального и противотуманного, выполненных, например, из стекла, и связанных между собой, образуя замкнутый цилиндрической контур рассеивателя 1, сверху герметично закрытого крышкой 2. В нижней части к рассеивателю 1 прикреплена ведомая шестерня 3 привода его вращения, которая входит в зацепление с ведущей шестерней 4, установленной на дополнительной оси электромагнитной муфты 5. Последняя расположена в замедляющем редукторе 6 с приводом от вала 7 электродвигателя 8.

Рассеиватель 1 установлен на диске 9, по боковой поверхности которого он скользит опорным кольцевым фланцем 10, и зафиксирован запорным пружинящим кольцом 11.

В нижней части диска 9 установлены электродвигатель 8 и редуктор 6, а в верхней части диска на кронштейне 12 установлен рефлектор 13 с лампой 14 накаливания. Кронштейн 12 с рефлектором 13 крепятся к диску 9 регулировочными винтами 15. Диск 9 установлен на шарнире 16 кронштейна 17 крепления устройства к корпусу автомобиля и зафиксирован регулировочными винтами 18. С обратной стороны рефлектора 13 установлена объемная, профилированная, волокнистая щетка 19, смонтированная на основной оси 20 редуктора 6 и связанная через коническую передачу 21 с валом 7 электродвигателя 8. Омыватель 22 рассеивателя связан с блоком 23 управления и подает жидкость по шлангу 24 в жиклер 25, расположенный между щеткой 19 и рассеивателем 1. Щетка 19 закрыта кожухом 26, установленным на корпусе редуктора 6. Кожух 26 защищает щетку 19 от попадания на нее и на рассеиватель 1 грязи и препятствует разбрызгиванию щеткой влаги по уже очищенной поверхности рассеивателя 1. Жидкость с грязью стекает с рассеивателя 1 и щетки 19 через зазор а между кожухом 26 и корпусом редуктора 6, причем зазор выполнен в виде прорези и расположен только с задней стороны кожуха 26.

Внутри рассеивателя 1 на кольцевых кронштейнах 27 установлены постоянные магниты 28. Количество их равно количеству оптических элементов в цилиндрическом рассеивателе 1. Они расположены на различных радиальных расстояниях от вертикальной оси рассеивателя 1 и под центрами оптических элементов таким образом, что напротив каждого оптического элемента расположен один из магнитов 28 на заданном расстоянии. На диске 9 установлены датчики 29 положения оптических элементов. Эти датчики расположены на указанных радиальных расстояниях от вертикальной оси рассеивателя. Они помещены под центром рефлектора 13 в количестве, равном числу оп9981б9

15.

25

Формула изобретения

45

55 тических элементов рассеивателя 1, и подключены к блоку 23 управления, к которому также подключены датчики 30 скорости движения автомобиля. В качестве датчиков 29 положения оптических элементов используются, например, герметизированные койтакты-герконы.

Устройство может работать как в ручном, так и в автоматическом режимах. В ручном режиме управления водитель может включить электродвигатель 8, электромагнитную муфту 5 и омыватель 22 при помоши тумблеров в блоке 23 управления вручную при необходимости очистки рассеивателя 1 от загрязнений, или для установки нужного оптического элемента перед рефлектором 13 фары.

В автоматическом режиме управления включение электродвигателя 8, омывателя 22 и муфты 5 производится блоком 23 управления, который автоматически устанавливает нужный оптический элемент перед рефлектором 13 за счет поворота рассеивателя 1 в нужное положение, в зависимости от скорости движения автомобиля, например, прожекторный оптический элемент, предназначенный для максимальных скоростей движения автомобиля, полупрожекторный и универсальный — для средних, а противотуманный — для малых скоростей движения.

При этом значения действительной скорости вводятся в блок управления при помощи сигнала с датчика 30 скорости движения автомобиля, а положения оптических элементов вводятся в блок 23 управления с датчиков 29 положения оптических элементов.

При включении электродвигателя 8 вращающий момент с его вала 7 передается через замедляющий редуктор 6 на дополнительную ось электромагнитной муфты 5 и через коническую передачу 21 — на основную ось 20 привода щетки 19, приводя ее во вращательное движение относительно цилиндрической поверхности рассеивателя 1.

При вращении объемной, профилированной, волокнистой щетки 19, соприкасающейся с рассеивателем 1, последний очищается от загрязнений. Для равномерной очистки всей поверхности рассеивателя 1 включается электромагнитная муфта 5, через которую вращающий момент передается ведущей шестерне 4, а от нее на ведомую шестерню 3, запрессованную в рассеиватель 1. Рассеиватель начинает поворачиваться относительно диска 9 скользя по нему опорным фланцем 10. Для предохранения от перекосов и соскальзывания с диска 9 рассеиватель 1 фиксируется запорным пружинящим кольцом 11, установленным в кольцевой проточке рассеивателя 1, расположенной под диском 9. Регулировочные винты 15 служат для изменения горизонтального положения рефлектора 13 за счет перемещения кронштейна 12 с винтами 15 в нужном направлении в прорезях диска 9. Вертикальное положение осветительного устройства регулируется винтами 18, установленными в кронштейне 17 крепления устройства к корпусу автомобиля.

Одновременно с включением двигателя 8, блок 23 управления включает омыватель 22, который подает жидкость по шлангу 24 через жиклер 25 между щеткой 19 и рассеивателем 1, что значительно повышает качество очистки и сокращает ее сроки.

При положении любого оптического элемента рассеивателя 1 перед рефлектором 13 и при несоответствии положения этого оптического элемента скорости движения автомобиля в данное время, с датчиков 29 поступает сигнал на включение муфты 5, что приводит к вращению рассеивателя 1.

При его вращении перемещаются кронштейны 27 с магнитами 28, расположенными на различных радиальных расстояниях от вертикальной оси рассеивателя. Каждый магнит находится против одного оптического элемента, поэтому взаимодействует лишь с одним из датчиков 29 положения оптических элементов при соответствии положения рассеивателя данной скорости движения автомобиля. Тогда контакты заданного датчика 29 замыкаются и подают управляющее напряжение на блок 23 управления, который выключает муфту 5 и прекращает вращение рассеивателя до следующего момента несоответствия положения оптического элемента скорости движения автомобиля.

Устройство обеспечивает повышение эффективности очистки рассеивателей света при неблагоприятных атмосферных условиях и автоматическое регулирование степени освещения в различных условиях эксплуатации. Это повышает безопасность движения транспортных средств и устраняет необходимость установки дополнительных осветительных устройств при снижении их веса и повышении технико-эксплуатационных показателей.

Осветительное устройство транспортного средства, содержащее фару с рассеивателем света, омыватель рассеивателя, связанный с источником жидкости, при этом рассеиватель связан с очистителем, выполненным в виде взаимодействующей с поверхностью рассеивателя щетки, установленной на основной оси, связанной с электродвигателем, отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем обеспечения регулировки степени освещения для различных погодных условий эксплуатации и повышения эффективности очистки рассеивателя, рассеиватель выполнен из нескольких оптических элементов, связанных между собой, образуя замкнутый цилиндрический контур, и снабжен вертикальной дополнительной осью, связанной с электродвигателем, а основная ось установлена вертикально, при этом устройство снабжено датчиком скорости транспортного средства, датчиком положения оптических эле998169

Составитель E. Сердюк

Редактор А.Шандор Texpeд И. Верес Корректор И.Шулла

Заказ 1041/28 Тираж 673 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ментов и блоком управления, связанным с датчиками и омывателем.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Великобритании № 1565955, кл. А 4 F, опублик. 1980.

2. Патент США № 3624857, кл. 15—

250.04, опублик. 1971, (прототип).

Осветительное устройство транспортного средства Осветительное устройство транспортного средства Осветительное устройство транспортного средства Осветительное устройство транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в устройстве очистки рассеивателя фары транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для установки моторедуктора очистителя фары на кузов транспортного средства, например автомобиля

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в других отраслях автомобилестроения

Изобретение относится к осветительным устройствам транспортных средств, работающим в условиях повышенной загрязненности и низкой температуры

Изобретение относится к устройству для очистки для установленной на транспортном средстве камеры. Воздушный канал (12) и две линии путей (11a) и (11b) для очищающей жидкости предоставляются в форсунке (7), и кроме того, воздушный канал (12) разделяется на две линии дальних концевых участков (14a) и (14b). После этого дальний концевой участок пути (11a) для очищающей жидкости, и дальний концевой участок (14a) воздушного канала (12) принудительно объединяются, и дальний концевой участок пути (11b) для очищающей жидкости, и дальний концевой участок (14b) воздушного канала (12) принудительно объединяются. Таким образом, если сжатый воздух подается в воздушный канал (12), результирующий воздушный поток вызывает отрицательное давление на стороне нисходящего направления. Это позволяет получать очищающую жидкость в виде аэрозоли и всасывать ее, и смешивать очищающую жидкость в виде аэрозоли со сжатым воздухом, за счет чего можно очищать поверхность (1a) линзы камеры. Обеспечивается образование очищающей жидкости в виде аэрозоли, что позволяет уменьшить используемое количество очищающей жидкости. 3 з.п. ф-лы, 9 ил.

Группа изобретений относится к вариантам выполнения устройства для очистки установленной на транспортном средстве камеры. Воздушный канал (12) и две линии путей (11a) и (11b) для очищающей жидкости предоставляются в форсунке (7), и воздушный канал (12) разделяется на две линии дальних концевых участков (14a) и (14b). Вторичный бачок (13) предоставляется выше путей для очищающей жидкости. После этого дальний концевой участок пути (11a) для очищающей жидкости и дальний концевой участок (14a) воздушного канала (12) объединяются, и дальний концевой участок пути (11b) для очищающей жидкости и дальний концевой участок (14b) воздушного канала (12) объединяются. Таким образом, когда сжатый воздух подается в воздушный канал (12), результирующий воздушный поток обеспечивает отрицательное давление внутри вторичного бачка (13). Обеспечивается возможность образования очищающей жидкости в виде аэрозоля и уменьшения используемого количества очищающей жидкости. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 9 ил.

Группа изобретений относится к устройству для очистки установленной на транспортном средстве камеры и способу очистки. Форсунка (7) для очистки поверхности (1a) линзы камеры (1) включает в себя путь (11a), (11b) для очищающей жидкости, который направляет очищающую жидкость в выпускное отверстие (10a), (10b), и воздушный канал (12), который направляет сжатый воздух в выпускное отверстие (10a), (10b). Дальние концевые участки пути для очищающей жидкости и воздушного канала находятся рядом друг с другом или объединяются друг с другом. Во время очистки поверхности (1a) линзы сжатый воздух принудительно прерывисто выбрасывается струей из выпускного отверстия и очищающая жидкость всасывается из-за возникновения отрицательного давления вследствие выбрасывания струей сжатого воздуха, чтобы принудительно прерывисто выбрасывать струей очищающую жидкость из выпускного отверстия, за счет этого очищая поверхность (1a) линзы. Обеспечивается улучшение качества очистки линзы. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 11 ил.
Наверх