Зубчатая передача

 

ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая установленные на параллельных валах два конических зубчатых колеса с продольной модификацией зубьев и равными углами конусов,о т л ячающаяся тем, что, с целью повышения надежности за счет автоматической выборки зазора при реверсе , зубья выполнены с переменной толйщной в продольном направлении, увеличивающейся к вершинам конусов колес.

„„Я0„„1126752

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК 1Д) F !6 Н 55/18

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К ABTOPGHONIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3564969/25-28 (22) 21.03,83 (46) 30.11.84 ° Бюл, У 44 (72) Б.П.Тимофеев и Н.И.Дундин (71) Ленинградский ордена Ленина по,литехнический институт им. M.È.Êà) линии а, (53) 621.833(088.8) (56) 1. Патент Франции N- 521076, кл. 47 В 23, 1920.

2. Авторское свидетельство СССР

У 675234, кл. F 16 Н 1/08, 1974 (прототип). (54) (5 7) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая установленные на параллельных saлах два конических зубчатых колеса с продольной модификацией зубьев и равными углами конусов, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надеяности за счет автоматической выборки зазора при реверсе, зубья выполнены с переменной толщиной в продольном направлении, увеличивающейся к вершинам конусов колес.

1126752

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для безэазорных зубчатых передач, Известна зубчатая передача, содержащая установленные на, параллельных валах два конических зубчатых колеса с продольной модификацией зубьев и равными углами конусов (1 ).

Недостатком такой передачи является необходимость поддержания 1О постоянного контакта в зацеплении либо дискретным перемещением колес, либо их поджатием друг к другу при помощи пружин в осевом направлении.

При этом в передаче возникают. зна- 15 чительные осевые усилия.

Наиболее близкой к изобретению является зубчатая передача, содержащая установленные на параллельных— валах два конических зубчатых коле- 20 са с продольной модификацией зубьев и равными углами конусов. В этой передаче обеспечивается за счет продольной модификации зубьев ликвидация осевого усилия в эа- 25 цеплении при ее работе в одйу сторону, При этом обеспечивается посто-. янный контакт в зацеплении (2), Недостатком известной передачи является ее низкая надежность вслед- ствие невозможности ее работы в .обе стороны (с реверсом ),так как при реверсе не обеспечивается постоянного контакта в зацеплении за счет встречно — направленного движения колес

35 в осевом направлении.

Цель изобретения -повышение.надежности за счет автоматической выборки зазора при реверсе, 40

Указанная цель достигается тем, что в зубчатой передаче, содержащей установленные на параллельных валах два конических зубчатых колеса с продольной модификацией зубьев и рав-45 ными углами конусов, зубья выполнены с переменной толщиной в продольном направлении, увеличивающейся к вершинам конусов колес, На фиг.1 представлена зубчатая . 50 г передача, общий вид; на фиг. 2развертка А-А по начальному конусу на фиг. 1; на фиг.З - вид Б на фиг.1, 2

Коническое зубчатое колесо 1 зацепляется с коническим зубчатым колесом 2 и оба колеса имеют возможность перемещаться в осевом направлении, Оси колес параллельны, Зуб 3, принадлежащий ведущему колесу I входит в зацепление с зубьями 4, принадлежащими ведомому колесу 2. Нормальная сила Й„, возникающая в зацеплении при действии первого колеса на второе, раскладывается на окружную Р12и осевую g 12. Аналогичные силы действуют со стороны второго колеса на первое и имеют противоположное направление. Осевое перемещение колес показано стрелками., Передача работает следующйм образом. . При вращении колес 1 и 2 происходит их осевое встречно-направленное движение под действием осевых сил, возникающих в зацеплении, при этом все время сохраняется контакт по обеим сторонам зуба, находящегося в зацеплении, а поверхности зубьев таковы, что точки контакта на обеих сторонах расположены симметрично относительно оси зуба. Выборка бо- кового зазора осуществляется автоматически за счет указанного перемещения. Нри реверсе передача не утра= чивает своего свойства, так как в зацеплении участвуют другие боковые поверхности сопряженных зубьев,осевые злы не изменяют своего направления. Заклинивания передачи не происходит, так как в любой точке контакта угол между направлением дейст; вующего в зацеплении усилия и нормалью к соприкасающимся поверхностям больше угла трения. Величина перемещения во встречно-направленном движении пропорциональна пеоепаваемой нагоузке.

В передаче автоматически выбирается боковой зазор. При реверсе осевые силы, действующие на колеса, имеют те же направления и обеспечивается встречно- направленное движение колес. В передаче автоматически поддерживается постоянство пятна кон- такта, при перемещении колес точка контакта переходит с одной активно действующей линии на другую.

1126752

Фиг.2

Составитель В.Сергеев

Техред Ж;:Кастелевич Корректор Л.Пилипенко

Редактор M. Дьшын филиал ППП "Патент", г. Умгород, ул. Проектная, 4

Заказ 8665/27 Тирах 912 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская иаб., д. 4/5

Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к регулированию зазора между зубьями колес на измерительной позиции во время сборки машин, имеющих зубчатые передачи

Изобретение относится к машиностроению, а именно к безлюфтовым приводам поворота звеньев робота

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в реверсивных механизмах, где необходима высокоточная передача угла поворота от ведущего к ведомому звену

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных устройствах, например, на транспорте

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в ответственных высокоточных передачах, для приводов исполнительных органов роботов

Изобретение относится к конструкции цилиндрических зубчатых колес и может быть использовано е зубчатых передачах различного назначения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в машинах, где необходимы корректировка взаимного положения зубчатых колес во время работы и регулировка зазоров в зацеплении

Изобретение относится к конструкции приводов станков
Наверх