Дисковый тормоз

 

1. ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ,содержащий скользящую пару органов, образованную неподвижной опорой и пла вающей скобой с выступом на одном конце, смонтированную другим концом с возможностью скольжения на неподвижной опоре посредством осевой колонки, соединенной с одним из зтих органов, упругий элемент скольжения и блокировки, установленный между перг.ым концом плавающей скобы и смежной с ним частью неподвижной опоры на одном из упомянутых органов и содержащий контактный участок, взаимодействующий со смежными с ним поверхностями скольжения первого конца плавающей скобы и неподвижной опоры, и корпусный участок, отличающийся тем, что, с целью повышения его надежности в работе и упрощения сборки, упругий элемент скольжения и блокировки выполнен из листовой стали, его контактный участок выполнен в виде плоской пластины скольжения, а его корпусный участок О) вьшолнен с промежуточной перегородкой , расположенной наклонно в сторону смежной с ним части второго органа и соединенной с одним из концов контактного участка. 00 ел Од со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (sl)4 F 16 D 55/224

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

И ПАТЕНТY

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3605460/25-27 (22) 20.06,83 (31) 8211273 (32) 28. 06. 82 (33) FR (46) 23.09.85 ° Бюл. 9 35 (72) Жан-Жак Карре, Пьер Курбо и Жан-Клод Мери (ГК) (71) Сосьете Аноним Д.Б.А.(FR) (53) 62.592 (088.8) (56) Заявка EP Р 030502, кл. F 16 D 55/224, 1981. (54)(57) 1. ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ,содер жащий скользящую пару органов, образованную неподвижной опорой и плавающей скобой с выступом на одном конце, смонтированную другим. концом с возможностью скольжения на неподвижной опоре посредством осевой колонки, соединенной с одним из этих органов, упругий элемент сколь„„SU„„1181563 жения и блокировки, установленный между пергым концом плавающей скобы и смежной с ним частью неподвижной опоры на одном из упомянутых органов и содержащий контактный участок, взаимодействующий со смежными с ним поверхностями скольжения первого конца плавающей скобы и неподвижной опоры, и корпусный участок, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения его надежности в работе и упрощения сборки, упругий элемент скольжения и блокировки выполнен из листовой стали, его контактный участок выполнен в виде плоской пластины скольжения, а его корпусный участок выполнен с промежуточной перегородкой, расположенной наклонно в сторону смежной с ним части второго органа и соединенной с одним из концов контактного участка.

1181563

2. Тормоз по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что контактный участок расположен в направленчи от промежуточной перегородки к корпусному участку.

3. Тормоз по пп. 1 и 2, о т л ич а ю шийся тем, что упругий элемент скольжения и блокировки выполнен с концевым участком, соединенным с другим концом контактного участка и расположенным под углом к контактному участку.

4. Тормоз по п.3, о т л и ч а юшийся тем, что часть корпусного участка, соединенная с промежуточной перегородкой, расположена параллельно контактному участку.

5. Тормоз по пп. 1-4, о т л ич а ю шийся тем, что часть корпусного участка, соединенная с промежуточной перегородкой, смонтирована с возможностью упругого контакта на выступе первого органа.

6 ° Тормоз по пп. 3-5, о т л ич а ю щ и йс я тем, что корпусный участок выполнен с концевой пластиной, соединенной с его частью, связанной с промежуточной перегородкой, и расположенной параллельно концевому участку.

7. Тормоз по пп. 3-6, о т л ич а ю шийся тем, что часть корпусного участка выполнена в виде средства упругой блокировки с образованием упора для контактного участка.

8. Тормоз по п.7, о т л и ч а юшийся тем, что средство упругой блокировки выполнено в виде поперечной пластины, расположенной между концевым участком и концевой пластиной.

9. Тормоз по пп. 1-8, о т л ич а ю шийся тем, что выступ плавающей скобы направлен в сторону, смежной с ним части неподвижной опо1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в дисковых тормозах с плавающей подвеской.

Цель изобретения — повышение надежности в работе и упрощение сборры с образованием зоны скольжения скобы, а корпусный участок упругого элемента скольжения и блокировки смонтирован на первом органе с расположением промежуточной перегородки со стороны выступа скобы.

10. Тормоз по п.9, о т л и ч а юшийся тем, что смежная со скобой часть неподвижной опоры имеет поверхность скольжения, обращенную к оси тормоза и контактирующую с контактным участком упругого элемента скольжения и блокировки.

11. Тормоз по п.t0, о т л ич а ю шийся тем, что выступ скобы имеет верхнюю поверхность, об" разующую поверхность скольжения первого конца скобы, при этом верхняя поверхность выступа скобы и поверхность скольжения неподвижной опоры расположены с противоположных сторон контактного участка упругого эле. мента скольжения и блокировки.

12. Тормоз по пп. 9-11, о т л ич а ю шийся тем, что корпусный участок упругого элемента скольжения и блокировки установлен на плавающей скобе.

13. Тормоз по пп. 3 и 12, о тл и ч а ю шийся тем, что концевой участок упругого элемента скольжения и блокировки расположен вдоль кромки смежной части неподвижной опоры напротив свободного конца плавающей скобы.

14. Тормоз-по пп. 9-11, о т л ич а ю шийся тем, что корпусный участок упругого элемента скольжения и блокировки установлен н .неподвижной опоре.

15. Тормоз по пп. 12-14, о тл и ч а ю шийся тем, что он снабжен шпилькой, соединяющей корпусный участок упругого элемента скольжения и блокировки в первый орган. ки и разборки тормоза путем обеспечения эластичного эапирания плавающей подвески тормоза на неподвижной опоре посредством упругого элемента скольжения и блокировки при повороте ее в процессе сборки вокруг оси колонки в нормальное, рабочее положение, при этом в

Процессе разборки упомянутый упругий элемент действует в качестве скользящей шпонки. 5

На фиг.1 изображен дисковый тормоз в перспективе с упругим элементом скольжения и блокировки, на фиг.2 — упругий элемент скольжения.и блокировки;. на фиг.3 — вид >0 . в плане с частичным сечением дискового тормоза, на фиг.4 — частичный вид А дискового тормоза на фиг.3, на фиг.5 — частичный вид Б дискового тормоза на фиг.3; на фиг. 6 — 15 эона установки упругого элемента скольжения и блокировки госле смещения плавающей скобы в результате износа вкладышей колодки, вид в плане, на фиг.7 — упругий элемент 20 скольжения и блокировки во втором варианте исполнения, на фиг.8 — упругий элемент скольжения и блокировки в третьем варианте исполнения, на фиг. 9 — дисковый тормоз с упру- 25 гим элементом, разрез, на фиг.10— то же, вид спереди; на фиг.i1 разрез В-В на фиг.10; на фиг.12— упругий элемент скольжения и блокировки в четвертом варианте исполне- 5б ния, на фиг.13 — дисковый тормоз в соответствии с вариантом исполнения на фиг.12, на фиг.14 — упругий элемент скольжения и блокировки в пятом варианте исполнения на

35 фиг.15 — дисковый тормоз в соответствии с вариантом исполнения на фиг. 14, на фиг.16 — частичный вид в плане на зону установки упругого элемента скольжения и блокировки

40 в тормозе, представленного на фиг.15, на фиг.17 — частичный вид Г на фиг.16 с инструментом для обеспечения поворота плавающей подвески путем прогиба упругого элемента скольжения и блокировки.

Дисковый тормоз с самоустанавливающейся центрирующей деталью (плавающей подвеской), состоит из плавающей скобы 1, в которой мон- 50 тируются тормозные колодки 2 и 3 с каждой стороны вращающегося диска 4 и связанного с ними гидравлического поршня 5, который действует на внутреннюю колодку 3, распола- 55 гаемую против диска 4, и при помощи воздействия на наружную колодку 2, располагаемую против другой по1181563 4 верхности диска 4. Плавающая скоба

1 монтируется так, чтобы скользить по неподвижной опоре 6, например при помощи ушка, на единственной осевой колонке 7, жестко прикрепленной к плавающей скобе 1 или к неподвижной опоре 6 и размещенной для скольжения внутри трубчатого кожуха 8 в корпусе неподвижной опоры

6 или плавающей скобы 1. На фиг. 1,9,13 и 15 колонка 7 прикрепляется к неподвижной опоре 6, в то стремя как на фиг.3 колонка 7 прикреплена к плавающей скобе 1.

Первый конец плавающей скобы 1, противоположный ее второму концу, установленному на осевой колонке 7, расположен вблизи соседней выступающей части 9, неподвижной опоры 6.

Эти две соседних детали должны располагаться так, чтобы взаимодействовать с упругим элементом 10 скольжения и блокировки.

Для этой цели выступающая часть 9 неподвижной опоры 6, располагаемой несколько сзади от наружной части . рычага плавающей скобы 1, проходит в осевом направлении в область вблизи первого конца плавающей подвески 1.

Эта выступающая часть 9 опоры 6, снабжена верхней наклонной поверхностью 11, направленной вверх от плавающей скобы 1, проходящей вниз к выемке, которая ограничивается поверхностью 12 скольжения, обращенной вниз и проходящей в горизонтальной плоскости, параллельной оси тормозного диска 4, располагаемой в осях 0 и 0, и выступом на граничной поверхности 13, который проходит в плоскости, перпендикулярной к горизонтальной плоскости и располагаемой в осях 0 и 0 .

В вариантах1 представленных на фцг. 1-6, 12 и 13, первый конец скобы 1, противолежащий колонке 7, снабжен выступом 14, проходящим наружу в направлении, противоположном колонке 7, и снабжен верхней плоской поверхностью 15, располвгаемой так, чтобы проходить в нормальном рабочем полбжении тормоза в горизонтальной плоскости XY совпадающей с горизонтальной плоскостью поверхности 12 выступа 9 неподвижной опоры 6 (фиг.4 и 5).

В этих вариантах выступ 14 имеет утолщенную зону в форме куба для

1181563 монтажа, имеющей длину снаружи меньшую, чем расстояние, отделяющее первый конец центрирующей детали от кромки выступающей части 9 непод- вижной опоры 6, .которая ограничивается поверхностями 11 и 12.

Конец 16 выступа 14 выходит наружу в поперечном направлении по отношению к выступающей части 9 опоры 6. При этом предусматривается зазор 6 между поперечной внутренней поверхностью конца 16 и соседней поперечной наружной поверхностью выступающей части 9, когда тормоз оборудуется новыми вкладышами (фиг.3).

Конец 16 заканчивается передней поверхностью 17, проходящей в нормальном рабочем положении тормоза в плоскости, параллельной плоскости YZ, и таким образом, параллельно поверхности 13 углубления выступающей части 9 неподвижной опоры 6 °

Выступание конца.!6 выступа 14 наружу в направлении Х должно быть меньше, чем расстояние нормально отделяющее в этом направлении Х поверхность выступа 13 от соседнего конца плавающей скобы 1.

Таким образом, в нормальном рабочем положении, когда тормоз постепенно изнашивается, а плавающая скоба движется по отношению к неподвижной опоре 6, выступ 14 будет соприкасаться с углублением, образованным поверхностями 12 и 13 выступающей части 9 опоры 6 (фиг.6).

В варианте упругого элемента 10 скольжения и блокировки (фиг. 1-6) этот элемент состоит иэ корпусного участка 18, который имеет преимущественно форму куба с нижней перегородкой 19 и двумя заднчми бортиками 20, согнутыми в виде буквы U нижняя перегородка 19 проходит наружу у промежуточной перегородки 21 уменьшенной ширины (в направлении Т), проходящей вверх и наружу от бортиков 20 (в направлении Х) так, чтобы образовать наклонную и упругую поверхности.

Промежуточная перегородка 21 своим верхним концом соединена с одним из концов контактного участка элемента 10 в виде плоской пластины

22, проходящей в плоскости, параллельной плоскости нижней перегородки по всей ширине (в направлении Y) элемента 10 в направлении от промежуточной перегородки 21 в сторону корпусного участка 18. Кроме того, элемент 10 имеет концевой участок 23, загнутый вверх так, чтобы проходить в плоскости, которая перпендикуляр- на плоскости пластины 22. Элемент 10 изготовляется из единой заготовки из листа нержавеющей пружинистой стали при помощи штамповки. Элемент

10 установлен на выступе 14 плавающей скобы 1, например при помощи эластичной установки корпусного участка 18, на основание выступа 14.

Промежуточная перегородка 21 проходит в область конца 16 выступа 14, а плоская поверхность пластины 22

Таким образом, элемент 10 обеспечивает автоматическое эластичное запирание плавающей скобы 1 в ее нормальном рабочем положении по отношению к соседнему концу 9 неподвижной опоры 6, в то время как поверхность пластины 21, располагаемая

55 проходит в плоскости, параллельной плоскости верхней поверхности 15 выступа 14, несколько выше последней.

20 Протяженность в направлении Х плоской поверхности пластины 22 такова, что элемент 10 может монтироваться на выступе 14. Поверхность пластины 22 проходит наружу выше

25 кромки выступающей части 9 опоры 6, ограничиваемой поверхностями 11 и

12. Однако плавающая скоба 1 поворачивается относительно осевой колонки 7 в направлении от ее не сопри5б касающегося положения в ее нормальное рабочее положение, показанное стрелкой на фиг.1, промежуточная перегородка 21, образующая наклонную поверхность, приходит в контакт с кромкой выступающей части 9 и сгибается вокруг ее нижней зоны зацепления к нижней перегородке 19 в

" направлении плавающей скобы так, чтобы отогнуть перегородку плас40 тины 21 и обеспечить завершение поворота плавающей скобы вниз. С другой стороны, когда плоскость перегородки 21 переходит кромку, образованную повер..ностями 11 и 12 бла45 годаря эластичности материала элемента 10, скользящая поверхность перегородки 21 возвращается в свое начальное положение, при котором обеспечивается ее контакт со скользящей поверхностью 12 выступающей части 9 (фиг.4 и 5). l 181563 между верхней поверхностью 15 выступа 14 плавающей скобы 1 и поверхностью 12 выступающей части 9 опоры 6, которая взаимодействует с противоположными поверхностями плоской пластины 21, действует как скользящая шпонка, соединяющая две подвижные детали по отношению друг к другу в начальную конфигурацию с тормозом, 10

° снабженным новыми вкладышами, таким образом, что когда вкладыши изнашиваются, выступ 14 плавающей скобы 1 приходит в соприкосновение с поверхностью 12 выступающей части 9. 15

Чтобы предотвратить плавающую скобу

1 от искривления или отклонения, когда она смещается, размеры выступа 14 выбираются такими, что передняя сторона 17 конца 16 этого высту- 20 па 14 приходит в соприкосновение с поверхностью на границе уступа 13 выступающей части 9 корпуса опоры 6.

Чтобы предотвратить в этих условиях разбивание конца 16 выступающей части 9 (изготовленного из легкого сплава, в то время как корпус опоры 6 обычно изготовляется, например, из чугунного литья), корпусный участок 18 элемента 10 снабжен бортиками 24, загнутыми вверх от нижней перегородки .12 вблизи промежуточной перегородки 21 и располагаемыми между передней поверхностью 17 и поверхностью 13.:

Вариант элемента !О (на фиг.7) .отличается тем, что корпусный участок 18 вместо образования коробки в виде призмы, устанавливаемой поверх выступающей части плавающей скобы 1, удлиняется напротив промежуточной перегородки 21 при помощи концевой перемычки 25, загибаемой вверх по отношению к нижней перегородке 19 (и таким образом параллельной кбнцевому участку 23 на некотором расстоянии от него).

В части перемычки 25 прорезано окно

26 прямоугольной формы с язычками

27, проходящими внутрь, которые позволяют упруго воспринимать давление, когда выступ 14 с усилием входит в окно 26. Часть перегородки

19 может снабжаться бортиком 24, эагибаемым вверх, который проходит спереди передней части конца 16 выступа 14.

В варианте (фиг. 8-11) выступ

14 разделяется на две части 28, разделяемые в поперечной плоскости друг от друга. Выступающая часть 9 неподвижной опоры 6, имеющая уменьшающуюся в поперечном направлении ширину, вставляется в нормальном рабочем положении плавающей скобы 1, снабженной новыми вкладышами, между двумя частями 28. Как показано на фиг. 9 и 11, упругий элемент 10 скольжения и блокировки может соответствующим образом видоизменяться. Он может содержать корпусной участок 18.

Упругая промежуточная перегородка 21 может располагаться по центру и плоская скользящая пластина 22 может проходить симметрично в поперечном направлении относительно каждой .из сторон этой упругой промежуточной перегородки 21 (фиг.8). В этих условиях (фиг.11) в начальной конфигурации скользящая пластина 22 взаимо. действует на двух концах нижней поверхностью с верхними скользящими поверхностями 15 двух частей 28, а верхней поверхностью — с поверхностью 12 выступающей части 9 неподвижной опоры 6. Корпусный участок 18 образует в упругую пластину

29, проходящую параллельно к плоскости пластины 22 между загнутым вверх концевым участком 23 и концевой перемычкой 25 так, чтобы обеспечить эапирание с возможностью отделения для плоской скользящей пластины 22 и предотвратить нежелательное отведение (прогибание) последней). Следовательно, установка в соответствующее положение детали осуществляется при помощи поворота ее в направлении нормального рабочего положения. Отведение поверхности пластины 22 в результате взаимодействия упругой промежуточной перегородки 21 с выступающей частью 9 неподвижной опоры 6, осуществляется только при условии, что упругая пластина 29 предваритель но отклоняется вверх, чтобы позволить пройти концевому участку 23 назад, который в противном случае перейдет в зону напротив упругой пластины 29 с одновременным ее запиранием.

Упрощенный вариант элемента 10 показан на фиг. 12 и 13. В этом

1 181563

10 варианте вместо эластично монтируемой на выступе 14 плавающей скобы 1 (которая уменьшается в этом варианте до сечения параллелепипеда, соответствующего концу 16), элемент 10 имеет корпусной участок 18, уменьшающийся к пластине 30, удлиняющий упругую промежуточную перегородку 21 и проходящий в плоскости, перпендикулярной плоскости пластины 22. Эта часть пластины 30 снабжена отверстием 31 для ее монтажа на конце плавающей скобы 1 при помощи шплинта 32.

В различных описанных вариантах концевой участок 23, удлиняющий плос кую скользящую пластину 22 элемента

10, служит для отпирания устройства, чтобы отсоединять плавающую скобу 1 при помощи поворота от неподвижной опоры 6, например, для того, чтобы осмотреть колодки или заменить их.

Таким образом, при помощи приложения усилия (давления), например, при помощи отвертки 33 между кромкой выступающей части 9 опоры 6 и концевым участком 23 элемента 10 этот концевой участок может быть таким образом вытолкнут в направлении плавающей скобы 1, обеспечив тем самым отсоединение плоской пластины 22 от скользящей поверхности 12 выступающей части 9 опоры 6 так, чтобы можно было повернуть плавающую скобу 1 этой выступающей части 9.

В варианте, представленном на фиг ° 14-17, упругий элемент 10 скольжения и блокировки монтируется на выступающей части 9 корпуса опоры 6.

В связи с этим выступающая часть 9 снабжена упором 34, проходящим вверх и имеющим верхнюю плоскую поверхность 35, параллельную плоскости ХУ, и задний уступ с монтажной поверхностью 36, перпендикулярной поверхности 35. В этом варианте элемент 10 снабжен плоской пластиной 22 (не содержащей в этом случае загнутой концевого участ.ка 23), подсоединяемой при помощи промежуточной перегородки 21, образующей упругую наклонную поверхность, к корпусному участку 18, который уменьшается в направлении плоской поверхности 37 проходящей в концевой бортик 38, загнутый вниз, перпендикулярно к последней в направлении плоской скользящей пластины 22, и снабжен отверстием

39 . Элемент 10 устанавливается на упоре 34 с плоской поверхностью 37, опирающейся на верхнюю поверхность

35 упора 34 и концевой бортик 38 опирается на заднюю поверхность 36 упора 34, к которой он жестко прикреплен при помощи шплинта или заклепки, проходящих через отверстие 39.

В этом варианте, как видно из

10 фиг. 15 и 17, выступающая часть 40 детали 1 не снабжается концом 16, дом с выступающей частью 9 опоры 6.

Эта выступающая часть 40 уменьшается к части основания выступа 14 варианта, показанного на фиг. 1-6, т.е. имеет уменьшающееся сечение снаружи, что позволяет ей проходить

20 через зазор, образуемый между первым концом плавающей скобы 1, концом и

25 кромкой соседней выступающей части 9 опоры 6. В этом варианте во время установки в соответствующее положение плавающей скобы 1 при помощи поворота в ее нормальное рабочее

З0 положение имеется нижняя кромка 41 выступающей части 40, которая взаимодействует с упругой промежуточной перегородкой 21 элемента 10 так, чтобы выталкивать плоскую плас- тину 22 наружу нижне скользящей поверхности 12, как показано стрелкой на фиг. 17, после чего, когда верхняя скользящая поверхность 15 выступающей части 40 проходит через ro35

40 ризонтальную плоскость поверхности пластины 22, последняя практически возвращается в вое начальное положение для образования шпонки (соединения) между располагаемыми одна против другой скользящими поверхностями 12 выступающей части,.9 опоры 6 и 15 выступа 14 плавающей скобы 1 (что в отличие от предыдущих вариантов приводит к тому, что когда вкладыши изнашиваются, то не будет зацепления ниже скользящей поверхности 12 выступающей части 9 опоры 6). Как показано на фиг. 17, чтобы отпереть плавающую скобу 1, необходимо вставить отвертку 33 между упругой промежу" точной перегородкой 21 и соседним концом плавающей скобы 1 так, чтобы

15 проходящим в поперечном направлении в нормальном начальном положении ря12

11S1563

II вытолкнуть скользящую и запирающую ,плоскую поверхность пластины 22 элемента 10 в направлении стрелки D и обеспечить возможность поворота .плавающей скобы 1 относительно опоры б.

138 f563

1 181563

Z.

Фиг.В

Фиг.9 1181563

8.

Фиг.

1181563

1181563

Фиг.7$

Bud /

Тираяс 897 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 698 7

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4

Составитель И. Лукина

Редактор С. Патрушева Техред М.Пароцай КорректорВ.Бутяга

Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дисковым тормозным устройствам для автомобиля

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к тормозным устройствам транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к автомобилестроению, и может применяться в качестве тормоза в устройстве для сборки и последующей обработки деталей автомобиля

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к дисковым тормозам, имеющим плавающий или скользящий суппорт

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к механизмам привода дисковых тормозов транспортных средств

Изобретение относится к области рельсового транспорта, в частности к зажимным тормозам

Изобретение относится к области рельсового транспорта, в частности к встроенным блокам для создания тормозного усилия на колесных парах рельсового транспортного средства

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к тормозным устройствам рельсовых транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к тормозным механизмам с подвижными в осевом направлении колодками, прижимаемыми к вращающемуся диску
Наверх