Способ оценки технического состояния системы автоматического регулирования скорости двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение позволяет повысить точность, эффективность и снизить трудоемкость диагностирования системы автоматического регулирования скорости. Двигателю задаются переменные режимы работы с различной частотой вращения вала . Датчик 1 д cкpeтныx сигналов часто .ты вращения вала через блок 3 нормирую- . щих устройств соединен с микроЭВМ 6, к которой также подключены последовательно соединенные аналого-цифровой преобразователь 5, блок 4 нормирующих устройств и датчик 2 перемещения рейки топливного насоса высокого давления . Выход микроэвм подключен к индикатору 7. При диагностировании получают дискретные входной и выходной сигналы системы, регистрируют их в объеме достаточной выборки, производят обработку сигналов корреляционно-спектральным методом, строят фазочастотную характеристику. Из результатов анализа определяется время запаздьюания регулирующего сигнала в сопряжениях тракта системы двигателя, сравнивается с допустимым и делается заключение о техническом состоянии системы и ее остаточном ресурсе. 1 Ил. с а сл

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (i9) (И) А1 (51) 4 С 01 M 15/00

ЖСЕСР,ЩЗ((: )."ñ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4003268/25-06 (22) 03.01,86 (46) 30.11.87. Бюл. Р 44 (71) Уральский филиал Государственного научно-исследовательского института автомобильного транспорта (72) И.И.Афонченко, А.Б.Лидер, В.А.Клевцов, С.А.Гилев и Н.Б.Патова (53) 621.432(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N - 1107025, кл, G.01 М 15/00, 1984. (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение позволяет повысить точность, эффективность и снизить тру:доемкость диагностирования системы автоматического регулирования скорости.

Двигателю задаются переменные режимы работы с различной частотой вращения ва. ла. Датчик 1 дискретных сигналов частоты вращения вала через блок 3 нормирую щих устройств соединен с микроЭВМ 6, к которой также подключены последовательно соединенные аналого-цифровой преобразователь 5, блок 4 нормирую- щих устройств и датчик 2 перемещения рейки топливного насоса высокого давления. Выход микроЭВМ подключен к индикатору 7. При диагностировании получают дискретные входной и выходной сигналы системы, регистрируют их в объеме достаточной выборки, производят обработку сигналов корреляционно-спектральным методом, строят фазочастотную характеристику. Из результатов анализа определяется время запаздывания регулирующего сигнала в сопряжениях тракта системы двигателя, сравнивается с допустимым и делается заключение о техническом состоянии С системы и ее остаточном ресурсе.

1 ил.

1355892

+ j (е+ь), 5 матического регулирования скорости (CAPC) коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания (ДВС).

Цель изобретения — повышение точности, эффективности и снижение трудоемкости диагностирования САРС.

Поставленная цель достигается получением от датчиков, работающих по заданному гармоническому режиму двигателя, двух взаимно связанных сигналов на входе в тракт системы и выходе, преобразованием непрерывных сигналов в дискретные по времени, обработкой их методом спектральнокорреляционного анализа и построением фазочастотного спектра (ФЧХ). Сравнением текущего и критически допустимого значений ФЧХ определяется общее время запаздывания регулирующего сигнала. Анализ этих данных позволяет определить техническое состояние и остаточный ресурс САРС двигателя.

На чертеже представлена схема устройства, реализующего предлагаемый способ.

Устройство содержит датчик 1 дискретных сигналов частоты вращения вала двигателя, датчик 2 перемещения рейки топливного насоса высокого давления (ТНВД), блоки 3 и 4 нормирующих устройств, аналого-цифровой преобразователь (АЦП) 5, микроЭВМ 6 и индикатор 7.

Датчик 1 через блок 3 соединен с микроЭВМ 6, к которой также подключены последовательно соединенные

АЦП 5, блок 4 и датчик 2, а выход микроЭВМ подключен к индикатору 7.

Алгоритм обработки сигналов получают следующим образом.

Пусть и, п., n, „., n. дискретные значения частоты вращения вала двигателя, полученные от датчиЭ п)2 Э пГ и пГ 9 9

I Yl кретные значения перемещения рейки

ТНВД, полученные от датчика 2 в те же промежутки времени, что и значения перемещений рейки топливного насоса. где f. — заданная частота колебаний п и синфазный спектр

15 т

Сп h (f)=2 ((Rn h,)(П)aRh и (rh)) ппп 2СЕ2, ЪPJßP 9

0 (3)

Затем определяют модуль (Gn h <(f)), 20 который связан с синфазным и квадратурным спектрами зависимостью

25 Зная модуль, определяют аргумент

ФЧХ (On>h>(f)) и выделяют величину смещения фаз между входным в тракте системы и выходным сигналами:

Гп (1,(f)=arctic h (f)/Cn h (f)J. (5) Время запаздывания регулирующего импульса определяют иэ выражения

Ç5 с(мм (6) где К вЂ” размерный коэффициент приведения.

Измерение осуществляют следуюшим образом.

Двигателю задают переменные режимы работы с различной частотдй вращения вала. Сигналы от датчика 1 частоты вращения вала двигателя поступают в блок 3 нормирующего устройства и в запоминающее устройство микроЭВМ 6.

Сигнал от датчика 2 перемещения рейки ТНБД поступает в блок. 4 нормирую5О щего устройства, затем в АЦП 5 и в запоминающее устройство мнкроЭВМ 6.

При достаточной реализации двух взаимно связанных процессов h(I — n производят математические операции на

55 функциональных блоках микроЭВМ согласно выражениям (1) -(,6), Затем определяют текущие значения и Ь(, и находят взаимную корреляционную функцию, Ее действительную часть (Rn>hp(()) и мнимую часть

Rh n>()j определяют из выражения

Изобретение относится к технике диагностирования механизмов машин и манжет быть использовано при оценке технического состояния системы авто2 т

Rn h ((,)=Rh п (-7)=-- n, h, +

1 о

3 Г ) f )(Ã

О из которого определяют квадратурный спектр

Qn h =2 I Rn h (с,"-Rh и ((.) sin 2Л(,Ю

) (2) Gn h (f)cn С n h (f)+Q n h (f). (4)

Вычисленные точки ФЧХ в диапазоне заданных частот высвечиваются на ин 355892

Формула изобретения

В свою очередь, своевременное определение технического состояния

САРС ДВС дает возможность снизить время простоя двигателя в ремонте, уменьшить удельный расход топлива, снизить уровень токсичности отработавших газов и повысить надежность работы двигателя.

Составитель В. Горбунов

Техред А. Кравчук Корректор О. Кравцова

Редактор А. Orap

Заказ 5787/38 Тираж 776 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий .

113035, Москва, _#_(-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 дикаторе 7 в координатах — f, т.е в координатах время запаздывания регулирующего импульса — заданная частота колебаний. Сравнивают действительную ФЧХ с ФЧХ, построенной по точкам критических допустимых значений запаздывания САРС двигателя. По результатам анализа определяют время запаздывания регулирующего сигнала в сопряжениях тракта САРС двигателя, сравнивают с допустимым и делают заключение о техническом состоянии

САРС и ее остаточном ресурсе, Способ прост, при диагностировании не требует снятия двигателя с мобильного средства и его разборки, позволяст снизить трудоемкость диагностики ДВС и своевременно определить суммарное время запаздывания регулирующего импульса в сопряжениях тракта и -h и состояние. упругих элементов

I по совокупному обобщенному параметру — времени запаздывания регулирующего сигнала во всем диапазоне рабочих частот.

Спосоо оценки технического состо5 яния системы автомати еского регулирования скорости двигателя внутреннего сгорания, заключающийся H том, что двигателю уст"-.H;Iâëèâàþò заданный скоростной режим и определяют вели ð чину зазоров в подвижных сопряжениях по отклонению амплитудно-фазовых параметров, характеризующих работу подвижных сопряжений, причем заданный скоростной режим изменяют по гармоническому закону и устанавливают его при достижении максимального давления в системе смазки двигателя, а в качестве амплитудно-фазовых параметров используют колебания механических потерь в подвижных соединениях .системы и колебания потока масла в магистрали системы смазки двигателя, отличающийся тем, что, с целью повышения точности

25 диагностирования, получают дискретные входной и выходной сигналы сис, темы, регистрируют их в объеме достаточчой выборки, производят обработку сигналов корреляционно-спектральным

Зо методом, строят фазочастотную характеристику, определяют время запаздывания регулирующего сигнала и по времени запаздывания сигнала судят о техническом состоянии системы двигателей.

Способ оценки технического состояния системы автоматического регулирования скорости двигателя внутреннего сгорания Способ оценки технического состояния системы автоматического регулирования скорости двигателя внутреннего сгорания Способ оценки технического состояния системы автоматического регулирования скорости двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к диагностированию двигателей внутреннего сгорания и позволяет упростить конст- pyxiUBo путем сокращения числа деталей устр-ва

Изобретение относится к деревообрабатывающей промьшшеиности

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх